7. Ломов, Б. Ф. Общественные отношения как общее основание свойств личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 60-66.
8. Принцип развития в психологии / под ред. Анциферовой. - М., 2005. - 370 с.
9. Резник, Ю. М. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Человек. Культура. Общество. - 2000. - Т. 2. - Вып. 4 (6).
10. Харланова, Е. М. Педагогические условия развития социальной активности студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 179-183.
Literature
1. Abulhanova-Slavskaya, K. A. Strategiya zhizni - M., 1991. - 299 s.
2. Alekseeva, L. F. Problema aktivnosti lichnosti v psihologii : dis. ... dokt. psihol. nauk. - Tomsk, 1997. - 301 s.
3. Emelyanova, T. G. Sotsialnaya aktivnost v professionalnom samoopredelenii studentov SSUZa : diss. ... kand. psihol. nauk. - Izhevsk, 2006 - 134 s.
4. Kagan, M. S. Chelovecheskaya deyatelnost (Opyit sistemnogo analiza). - M.: Politizdat, 1974. - 328 s.
5. Kostyuk, G S. Printsip razvitiya v psihologii // Hrestomatiya po vozrastnoy psihologii. - M.Voronezh: NPO MODEK, 1998. - S. 18-21.
6. Krupnov, A. I. Psihologicheskie problemyi issledovaniya aktivnosti cheloveka // Vopr. psihol. -1984. - # 3.- S. 25-33.
7. Lomov, B. F. Obschestvennyie otnosheniya kak obschee osnovanie svoystv lichnosti // Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyih psihologov / sost. i obschaya redaktsiya L.V. Kulikova. - SPb.: Piter, 2001. - S. 60-66
8. Printsip razvitiya v psihologii / pod red. Antsiferovoy. - M., 2005. - 370 s.
9. Reznik, Yu. M. Chelovek i obschestvo (opyit kompleksnogo izucheniya) // Chelovek. Kultura. Obschestvo. - 2000. - T. 2. - Vyip. 4 (6).
10. Harlanova, E. M. Pedagogicheskie usloviya razvitiya sotsialnoy aktivnosti studentov // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2011. - # 2. - T. II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 179-183.
УДК 159.9.07
В.В. Потапова* М.В. Федоренко**
Психосоматический статус культурной диссинхронии психического развития одаренной личности
В статье приведены результаты исследования влияния культуры на психосоматический статус интеллектуально одаренных подростков. Влияние культуры на психику подростка различается в зависимости от возраста. Культура способствует социализации личности и ее психической регуляции, но также определяет невротизацию личности. Психосоматический статус формируется под воздействием культуры и содержит: маркеры этнической культуры в семье, желудочные жалобы, истощение, вегето-диэнцифальные проявления, школьную успешность, определенные копинг-стратегии, отношение к собственной культуре.
Ключевые слова: культурная диссинхрония, интеллектуально одаренные, психическое развитие, подростки, влияние этнической культуры, социализация, психическая регуляция, невротизация личности, психосоматический статус.
V.V.Potapova*, M.V. Fedorenko**. Psychosomatic status of cultural dissihroniya of mental development of gifted personality. The results of research of culture influence on psychosomatic status of intellectually gifted teenagers are represented in the article. The influence of culture on the mentality of teenager differs depending on age. The culture promotes socialization of personality and his psychical regulation however it determines the neurotization of personality. Psychosomatic status forms under the influence of culture and contains: markers of ethnic culture in family, gastric complaints, starvation, diencephalic vegetative symptoms, success in school, specific coping strategies, attitude to own culture.
Keywords: cultural dissihroniya, intellectually gifted, mental development, teenagers, influence of ethnic culture, socialization, mental regulation, neurotization of personality, psychosomatic status
* Потапова, Виктория Васильевна, доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат психологических наук. Адрес: 420008, Казань, ул.Кремлевская, 18. E-mail: [email protected].
** Федоренко, Марина Владимировна, доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат психологических наук. Адрес: 420008, Казань, ул.Кремлевская, 18. E-mail: [email protected].
* Potapova, Victoria Vasilievna, the associate professor of psychology faculty of the Kazan (Volga region) federal university, the candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected].
** Fedorenko, Marina Vladimirovna, the associate professor of psychology faculty of the Kazan (Volga region) federal university, the candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected].
© Потапова В.В., Федоренко М.В., 2013
Культура и личность. Беспримерная в истории развития человеческого общества динамика современных культурно-психологических процессов оказывает существенное и неоднозначное влияние на психическое развитие личности. Не только предметная, но главным образом психологическая жизнь личности в человеческом мире пронизана культурой. Все вместе - реализация способностей, мотивация, потребности, воля, познавательные процессы, чувства, личностные особенности, психосоматический комплекс - «простегано» культурным воздействием. Личность является не только носителем культуры, но «питается» ею, «живет» в ней, «осуществляет» ее. Культура, в свою очередь, позволяет, подобно своеобразному психологическому громоотводу, снимать психическое напряжение личности, но и, находясь в постоянном борении с ней, становится условием для возникновения психологических проблем, в т.ч. психосоматических. П.А. Флоренский пишет о культуре как «среде, питающей и растящей личность», подчеркивая специфичность и незаменимость ее влияния. Концептуально культурное влияние на психическое развитие личности нашло свое отражение в теории детерминации развития личности и личностном подходе в ее изучении (С.Л. Рубинштейн), в учении о развитии высших психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры и динамической теории одаренности (Л.С. Выготский). Ныне культура, имея характер функционального явления (В.М. Межуев), стремительно становится одним из наиболее важных и насущных вопросов психологии (Д. Мацумото). В современных научных исследованиях отмечается неоднородный характер понимания культуры (В.М. Межуев), а вкупе с ним ее основной ценности - понимание чужой и своей культуры. О значении культуры в психологической истории личности в разное время говорили: Э. Зильберман, В.М. Розин, Л.С. Выготский, А.В. Сухарев, Н. Пезешкиан, Ж.-П. Мерша, В.Н. Дружинин, Ю.Д. Бабаева, А. Анастази, К.Г. Юнг и др.) [4; 6; 7; 14; 17; 9; 8; 5; 2; 1;18].
Итогом преобразований современного мира в отношении представителей различных культур должны стать не только лишь общее образование, языковая и культурная интеграция, совершенствование нормативно-правовой базы действенно способствующей культурно-психологической адаптации человека - проблема в том, что культура в любом плане рассмотрения, представляет собой комплекс исключительного воздействия, оказывающий неоспоримое влияние на формирование особенностей психики личности и ее психосоматический статус. В этой статье будет проанализировано влияние культуры на психосоматический статус одаренных подростков, т.е. психогенные нарушения функций физиологических систем или внутренних органов.
Диссинхрония психического развития личности. В рабочей концепции одаренность рассматривается как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.П. Дружинин и др.) [13, с. 7]. В структуре общих способностей интеллектуальная одаренность рассматривается как качество психики целостной личности. (В.Н. Дружинин) [5].
В концепции диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных понятие «одаренность» рассматривается как возможный старт неравномерности психического развития личности. (Ж.-П. Мерша, Ю.Д. Бабаева, И.Ф. Сибгатуллина) [8; 2; 13; 15; 16; 19].
Психическое развитие одаренной личности рассматривается нами в контексте концепции диссинхронии одаренных. (И.Ф. Сибгатуллина). «Диссинхрония психического развития одаренного проявляется в рассогласованном состоянии систем взаимосвязанных психических явлений, несбалансированности когнитивного, эмоционального, соматического и других компонентов психического развития» (И.Ф. Сибгатуллина) [15, с. 21].
Культурная диссинхрония. В ходе исследования культурной диссинхронии психического развития личности в зависимости от оседлости, т.е. коренного жительства (автохтоны) или переселенства (аллохтоны) было установлено, что культура оказывает неоспоримое воздействие на личность. В исследовании культурно-зависимая диссинхрония представлена в блоках показателей - личностный, культурный, культурно-психосоматический, культурно-географический, интеллектуальный (В.В. Потапова) [12, с. 96-98]
Культурная диссинхрония, по сути - топографическая модель личностно- и культурно-зависимых показателей. Структурно культурная диссинхрония может быть представлена 1) по видам: маргинальная, монокультурная, глубинная; 2) по функциональным основаниям: этнодифференцирующее, этноинтегрирующее, этнотрансцендентное; по 3) по критериям: социокультурный, антропобиологический, климатогеографический, оседлость (аллохтоны, автохтоны) (В.В. Потапова, 2007-2012) [10; 11; 12].
Психосоматический статус культурной диссинхронии одаренных. Проведенный сравнительный анализ показателей диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков на примере автохтонов (коренных жителей) и аллохтонов (переселенцев) позволил сделать научно-практические выводы, которые имеют особое значение для определения культурной диссинхронии психического развития личности и дифференциации маркеров психосоматического статуса культурной диссинхронии.
Одаренные подростки - интеллектуальный потенциал и будущее страны - наиболее чутко реагируют на изменения в окружающем мире. Это обусловлено рядом значимых обстоятельств: особенностями роли культуры в ее воздействии на личность во всех проявлениях, возрастными особенностями, неравномерностью психического развития интеллектуально одаренной личности, особой чувствительностью одаренного к нюансам окружающей его действительности.
В работе с одаренными подростками в качестве практического психолога были сделаны определенные наблюдения и выводы. Культурно-зависимый психосоматический статус является частым поводом для обращения к психологу в практической психологической консультативной работе с одаренными подростками. Это определяется рядом факторов: 1) влияние культуры на психическое развитие интеллектуально одаренной личности подростка состоит в ее объективной обусловленности мировыми миграционными тенденциями; 2) целые народы охвачены культуро-обусловленными кризисами: моральными, нравственными, экономическими, этическими, этническими и проч.; 3) недостаточной изученностью причин изменений в характере и содержании показателей культурной диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков, т.е. невозможностью оказать адекватную помощь таким людям; 4) определенной психологической и социокультурной замкнутостью одаренного на себе, часто ведущей к появлению не только проблем во взаимодействии одаренного и социума, но и психосоматических симптомов как выразителей проблем одаренного с самим собой.
В исследовании (2001-2007 гг.) приняли участие 412 человек одаренных подростков из числа аллохтонов и автохтонов России: арабы, армяне, афганцы, вьетнамцы, грузины, казахи, русские, татары, украинцы, чеченцы. Основную выборку составили интеллектуально одаренные подростки общеобразовательных школ и гимназий: 1-я группа (предподростковый возраст - от 10 лет) - 156 человек; 2-я группа (средние подростки - от 13 лет) - 94 человека; 3-я группа (старшие подростки - до 17 лет) - 162 человека; 4-я группа (участники пятилетнего лонгитюдного экперимента) - 12 человек; подгруппы: а) коренных жителей - 83 человека, б) переселенцев - 329 человек.
В плане исследования - комплексный подход, который охватывает ряд важнейших характерологических, психологических, психофизиологических культурно обусловленных характеристик репрезентантов культурной диссинхронии психического развития одаренных подростков. Задачи исследования решались посредством комплекса психодиагностических методик:
1. Авторская анкета «Культура и личность», определяющая психологический фон культурных предпочтений, и культурные маркеры, определяющие формирование устойчивого психосоматического статуса личности (В.В. Потапова, 2007, 2012) [10, с. 228].
2. Гиссенский опросник (адаптирован в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева), выявляющий интенсивность субъективных эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия, влияние соматических расстройств на психику и личностно эмоционального стереотипа поведения на переживание физического состояния по шкалам: 1) «истощение»; 2) «желудочные жалобы»; 3) «боли в различных частях тела» («ревматический фактор»); 4) «сердечные жалобы»; 5) «давление жалоб» [3, с. 18].
3. Родительская анкета «Оценка нервно-психического состояния и развития школьников 7-15 лет», которая содержит шкалы: 1) эмоционально-вегетативная сфера (фон настроения, тревожность, страхи) 2) соматовегетативные проявления (сон, аппетит, опрятность), 3) вегетодиэнцефальные проявления (головные боли, утомляемость), 4) психомоторная сфера и поведение (поведение, моторика, навязчивые движения, патологические привычки), 5) интеллектуальное развитие (речевое развитие, школьная успешность, память, внимание) [10, с. 201].
Всего в исследовании изучается 60 показателей, но в данной статье анализируется лишь те, которые активно проявились в корреляционном анализе и составили законченную картину культурно зависимого психосоматического статуса одаренного. Результаты исследования анализировались посредством проведения статистического анализа с помощью пакета программ STATISTIKA 6.0, с использованием современных методов многомерной статистики, включая корреляционный, дисперсионный и факторный анализы с результатами в диапазоне достоверностей 0,01 < р > 0,05. Содержание выявленных связей определило картину возрастной динамики культурной диссинхронии по группам испытуемых.
В 1-й группе (10 лет) корреляционно активны следующие параметры: эмоционально-вегетативные проявления, соматовегетативные проявления, вегетодиэнцефальные проявления, психомоторная сфера и поведение, память, внимание, школьная успешность. Выделяются следующие пары параметров психосоматического блока: (49; 50) = 0,16; (49; 51) = 0,32; (49; 52) = 0,30; (50; 51) = 0,27; (50; 52) = 0,20; (51; 52) = 0,21. Корреляционно активные пары параметров интеллектуального блока: (59; 60) = 0,20; (59; 61) = 0,38. Отрицательная корреляционная связь выявлена в парах параметров: (52; 59) = - 0,18; (52; 60) = - 0,23; (52; 61) = - 0,24. В этой группе негативное поведение и двигательная расторможенность являются параметрами, значительно определяющими нестабильность личностного развития, функционирование познавательных процессов. Корреляционно активен эмоционально-вегетативный показатель (транслирующий фон настроения, тревожность, страхи).
Во 2-й группе (13 лет) наблюдается активность параметров: эмоционально-вегетативные проявления, соматовегетативные проявления, вегетодиэнцефальные проявления, психомоторная сфера и поведение, память, школьная успешность. Корреляционные связи имеют следующий вид в психосоматическом блоке параметров данной возрастной группы: (49; 50) = 0,27; (49; 51) = 0,29; (50; 51) = 0,32; (50; 52) = 0,22; (51; 52) = 0,24. В этой группе корреляционно активны такие пары параметров интеллектуального блока: (59; 61) = 0,58, отрицательные связи определились в паре (51; 59) = - 0,25. Количество корреляционных связей в этой группе снижается. Возможно, это связано с развитием толерантности к жизненным и учебным условиям этой возрастной группы испытуемых и открытием в среднем звене школьного обучения новых возможностей для реализации одаренности (например,
по причине ухода от одного значимого педагога начальной школы к разным педагогам-предметникам, с которыми эмоциональная, а вслед за ней и интеллектуальная связь налаживается иначе).
Рассмотрим подробнее корреляционный анализ 3-й группы (17 лет) испытуемых. В психосоматическом блоке определились такие пары параметров (эмоционально-вегетативные проявления, соматовегетативные проявления, вегетодиэнцефальные проявления, психомоторная сфера и поведение): (49; 50) = 0,35; (49; 51) = 0,30; (49; 52) = 0,29; (50; 51) = 0,20; (50; 52) = 0,43; (51; 52) = 0,28. Некоторые факторы (истощение, ревматический, давление жалоб) в этой группе имеют значительное количество корреляционных связей - 21.
В психологическом (личностном) и психосоматическом блоках в 3-й группе наблюдается различная корреляционная активность показателей: положительные корреляции (от 0 до 23 связей) и отрицательная корреляция (от 0 до 12 связей). Наиболее значительно (больше 15 связей) положительно коррелируют показатели №№ 2, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 23, 30, 33, 44, 45, 46, 48; отрицательно (больше 6 связей) - №№ 16, 17, 19, 23, 24, 26, 28, 38.
Выявлена связь психологического личностного блока (самооценочная тревожность, раздражение, депрессивность, эмоциональная лабильность, психологическая защита - «отрицание»), психосоматического (истощение, ревматический фактор, давление психосоматических жалоб, эмоционально-вегетативные, соматовегетативные, вегетодиэнцефальные проявления), интеллектуального (речь, память, внимание, школьная успешность), рассмотрен психологический этнокультурный блок.
Были проведены корреляционный и факторный анализы личностных, этнокультурных, психосоматических, культурно-географических, интеллектуальных показателей, которые показали, что корреляционные связи объективно существуют, имея при этом свой особый характер и содержание в каждом отдельном случае. Анализ и систематизация научных представлений об интеллекте, интеллектуальной одаренности, возрастных особенностях, культуре подтвердили предположение о том, что показатели диссинхронии, понимаемой как «рассогласованность функционирования систем взаимосвязанных психических явлений», зависят от культурных условий, в которых подросток развивает и реализует свою интеллектуальную одаренность.
Посредством корреляционного и факторного анализов выявлено следующее.
1) Общую картину определяет наличие корреляционных связей между эмоционально-вегетативной сферой (фон настроения, тревожность, страхи) и соматовегетативными (сон, аппетит, опрятность) и вегетодиэнцефальными проявлениями (головные боли, утомляемость); развитием психомоторной сферы (моторика, навязчивые движения, патологические привычки) и поведением (культурным или социально одобряемым, маргинальным и др.); развитием познавательных процессов (память, внимание, мышление) и психосоматических проявлений. При этом школьная успешность значительно сочетается с развитием памяти и влияет на вегетодиэнцефальные проявления одаренной личности подростка.
2) Выявлены существенные различия в группах испытуемых. В группе 10-летних предподросткового возраста возможность избежать психосоматического дискомфорта одаренные находят в неосознанном ослаблении значимости школьных оценок при достаточно высоком уровне развития познавательных процессов. В группе среднего подросткового возраста (13-летних) корреляционные связи стремятся к снижению количества, что можно объяснить наступившей толерантностью к культурно обусловленным учебным требованиям и новыми возможностями для реализации одаренности в связи с увеличением количества и выбора школьных предметов. Особо отмечено ослабление корреляций параметров психомоторной сферы и поведения с другими параметрами, которые объясняются половым созреванием, «отвлекающим» на себя значительную часть психической энергии: т.е. подросток в пубертатном возрасте здоров, и диссинхрония его психического развития не связана с половым созреванием. Выявлена компенсаторная отрицательная корреляция: при недостаточно развитой памяти вегетодиэнцефальные проявления (головные боли, утомляемость) менее выражены. В группе старших подростков 17 лет некоторые показатели (истощение, ревматический, давление жалоб) в этой группе имеют значительное количество корреляционных связей.
Маркеры этнической культуры в семье являются значительным фактором, оказывающим существенное влияние на психосоматическое здоровье интеллектуально одаренных подростков. При этом выявлено, что алгоритм, заложенный в культуре, помогает снятию вегетодиэнцефальных проявлений, способствуя снятию необходимости вновь и вновь приспосабливаться к новым внешним условиям. Традиционное для нашей культуры родительское требование к детям быть успешным с первых лет осознанной интеллектуальной деятельности в рамках учебного заведения приводит интеллектуально одаренного подростка к определенным успехам в учебной деятельности. Однако это не означает, что школьный успех является отражением реализации интеллектуальной одаренности подростка. Поводом нарушения синхронности и гармоничности психического развития может быть монокультурная или глубинная диссинхрония. Школьная тревожность может быть следствием этнически обусловленного источника воспитания. При этом школьная тревожность тем ниже, чем толерантнее интеллектуально одаренный подросток относится к проявлениям собственной этнической культуры в окружающей его действительности.
В исследуемой подгруппе автохтонов выявлены сильные корреляции между показателями культурного блока: маркерами этнической культуры и этнически обусловленными чувствами. В подгруппе аллохтонов этот блок показателей корреляционно пассивен, что объясняется неэмоциональным отношением одаренных к проявлениям этнической культуры в повседневной жизни и переезду в географически новые земли и иные культурные условия.
Культурная диссинхрония интеллектуально одаренных подростков в четырехлетнем лонгитюдном эксперименте. Уникальная архитектура культурной диссинхронии в части ее психосоматического статуса нашла свое подтверждение в проведенном эмпирическом исследовании в ходе четырехлетнего лонгитюдного эксперимента. Эксперимент начался в то время, когда испытуемым было по 13 лет, и закончился по достижении ими возраста 17 лет. Испытуемых - 12 человек, из них - 8 девочек и 4 мальчика. Было определено, что существует взаимосвязь этнокультурного блока исследуемых репрезентантов с личностным, психосоматическим и интеллектуальным блоками показателей, т.е. наличие маркеров этнической культуры в семье определяет психосоматический статус интеллектуально одаренных подростков (см. табл. 1).
Таллвца I. Кор^елацш шжазяган ГЕШолшзтнчеазого :iaiy;M и лрутнк олоеое писателей .'в 4-лепз=о:
Корр еляип ган я л р тр е; ентагньн ал пара г Я Н Г Г-ЬС É ш ал енн* Е лявдтМвМ ЗИЛ EpUJJEHTE 3:nn4':Lbffit Ü.IOKCE п скя: я т ¿.i ж
jt - масж^ы згннчежсй вульпры : ;=hí J4-liaran =и!2 Щ^дупь^урньш [П - гуль 1>рно-шзшосовЩнчесшй
jí - iiacKíaj згнкчккгн вупьпри в :=5:в = -15 - ЗЕепудэтныг ¡Еал-гоы И - ВуЛВ г-рныл ТП - гупиури>- 60МЗГНЧ5СЖИН
jv- маркеры эгигскхсн вуль туры i 5 -15- - ЛЗЕЛ^Н]!? ЖЕЛ-Й Ü - КуЛЬ г.рлын 31 - нуль прн&-ШЕИЦоаыгачестиЙ
j? - хульг-ры в :=мъ з 51 - цюяшннни -0,54 И- вулвпрльш ТЕ - вулвтурл;-ШЕ-ксолатчеззв
jí - маж^ы jimrí^KvH вульпры в 51 - пхо.^нез "■'¡jjSEi-íi-Zjb 0,5" С- гзиьтурвав V- ншншылуалвлый
осусговленные тв:твз 0,4" Е - вулвпряьп] I — пнчвкгаьш
- ЗГННЧЗСЛ! «¡условленные 'Г-В :ТЕЗ - í^í^MsijíSSUi чннгашшш 0.55 П - гулв г-рл^тй Ш - кулв турлд-плнхоашэтичеллн
-11 - Гй-ЧНШ" Z I 1 - ШК^ЛВНЗЯ I-jtHZ-ZIb -0,5Í П - ХУЛг пряый I—
-11 -ЯЬп-нэйвшьвоф г-гнооега« >: ооялв elhhz-п вшптарй 1уш,туре 0,íi П - вулв г-рлын I— ."^гаэ^льш
Картина определившихся корреляций своеобразна. Показатель этнокультурного блока «маркеры этнической культуры в семье» а) положительно коррелирует с показателями соматического блока: «истощение» (39; 44), «желудочные жалобы» (39; 45), «давление жалоб» (39; 48); б) отрицательно коррелирует с показателем соматического блока - «вегетодиэнцефальные проявления» (39; 51). в) положительно коррелирует с показателем интеллектуального блока - «школьная успешность» (39; 61).
Показатель личностного блока «школьная тревожность» коррелирует с показателями этнокультурного блока: а) отрицательно - «этнически обусловленный источник воспитания» (41; 1); б) положительно - «отношение к этнической культуре» (42; 1).
Показатель этнокультурного блока «этнически обусловленные чувства» положительно коррелирует с: а) показателем психосоматического блока - «вегетодиэнцефальные проявления» (40; 51); б) с показателем личностного блока - «поведенческие копинг-стратегии» (40; 38).
В лонгитюдном эксперименте удалось установить взаимосвязь этнокультурного блока исследуемых показателей с личностным, психосоматическим и интеллектуальным блоками исследуемых показателей. Связь этнокультурного блока исследуемых показателей с культурно-географическим блоком установить не удалось, т.к. в лонгитюдном эксперименте участвовали только автохтоны Поволжья (данных по аллохтонам в лонгитюдном эксперименте нет) (см. табл. 2).
Б тр з ст Исслtr'EMbji] показатель Блок
13 лет Пгнкогомэгнч-зскнн
1- ШКОЛЕ НИ 1р5Е<ШВССГЬ 61 - ШКОЛЬНЭЯ уаНШЖКТЬ Интеллек г- "зле ныл
53- ЗЕТ0КТ0НЫ (ЕОрЕННЫЗ ЖШНЛН) 5А - аллохтоны ^паэасал-гвпы) Культурно-г 50граф нчесЕлн
1" л«т 39- МЕфКарЫ «гШНЧЭСКОН ЕГ-'ЛЬ Г-7'Ы Е ZSÍ5 АО - этнически ОСуСЛОЕЛаННЫЕ чувств а 41 - ЖТОЧННЕ Е-С-^ЛНТЗНШ 42 - гюложшальэм отнотанна к собственной этвшашш культура ■Этнокуль турнын
1- гттгельвад травожнсстъ ТТИЧНЕУ гаьш
АА - негаданна 45 - желудочные жалобы 4£- давланна жалоо 51 - проявления П ZHKOIOÍ ылпескн н
51 - школьная vcDanraocrb ИшнллэЕЯ*альяын
Используя данные диагностического исследования, можно делать некоторые прогнозы (на значительном временном промежутке) относительно течения диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков на основе завышенных параметров интеллектуального
(одаренность) и психосоматического блоков (соматическая симптоматика) в возрасте от предпубертатного периода созревания до порога юношества. Ретроспектива от поздней подростковости к пубертату дает возможность составить представление о той силе, которая, воздействует на психическое развитие: закладывает основы культурной диссинхронии, способствует реализации интеллектуальной одаренности, затрудняет ее или делает ее невозможной (см. табл. 3).
Некоторые выводы по лонгитюдному эксперименту.
КЧВЙНЯИЖИЯИЯЕирм ч иоркии .-янг;ьсе значение
и ЛЕТ 17 лет
- '.Н1К1ПВНВДЛ1НО-Е гггт =:35ЕНЁСЕ Т^ЦТДИ ГТ-* н н :ч В-- мжха №
&0 - ДВИГОБЗетаГНЕИЫ^ ЩЖКВП9Н1
;51 - в^РДКШйФ.ШШ^. щганЕлашп -Н - итияцгнва -О.К-
ЩМЯЕЛЗШН 45 - .жнК'дочные жяпобы -0,53
51 - щюявленш -ГЗЕ.-ЗЛ]? ЧЙЙОЯПИШЧв^ЕИК
5.2 - псгасжторвйн н ■Я-1 - истащ енш
52 - ПЕИКИКУГОрШИ гт^^м -и ттилглшд 4 " - мрдэтныи ж±":-:"ь1
52 - клниютоиван и исвадннва 23 - iJ.il
1) По культурному алгоритму: а) маркеры этнической культуры в семье являются значительным фактором, оказывающим существенное влияние на психосоматический статус интеллектуально одаренных подростков; б) культурный алгоритм помогает снятию вегетодиэнцефальных проявлений у подростка; в) поведенческие алгоритмы (копинг-стратегии) взаимосвязаны с культурно обусловленным чувственным восприятием мира; г) этно-культурный алгоритм освобождает личность от необходимости постоянно приспосабливать себя к новым культурным условиям.
2) Культурно обусловленное родительское требование быть успешным с первых лет осознанной интеллектуальной деятельности, которая в школе носит еще более социокультурно-обусловленный характер, действительно приводит интеллектуально одаренного подростка к успехам в учебной деятельности, однако это не означает, что данное требование способствует, а не затрудняет реализацию интеллектуальной одаренности подростка (см. рис. 1).
3) Этнически обусловленные чувства (личностное восприятие содержания культуры), в отличие от маркеров этнической культуры (внешних проявлений культуры), содержат не зримую «картинку», а психологический культурно-личностный потенциал и оказывают влияние на психосоматические проявления вегетодиэнцефального характера (см. рис. 2).
4) Школьная тревожность тем ниже, чем лучше интеллектуально одаренный подросток относится к проявлениям этнической культуры в ближайшей окружающей его действительности (см. рис. 3).
Однако мы не берем на себя смелость утверждать, что такие же показатели на материале тех же диагностических методик будут в точности подтверждены при исследовании другой выборки. Свидетельство тому - количественная ограниченность респондентов лонгитюдного эксперимента и отсутствие в выборке аллохтонов.
Данные, полученные в ходе эмпирического исследования психосоматического статуса культурной диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков в зависимости от оседлости (коренного жительства или переселенства), и наблюдения в четырехлетнем лонгитюдном
эксперименте группы подростков позволили придти к выводам о культурно обусловленном неравномерном характере их развития. Развитие одаренного подростка осуществляется через разрешаемые субъектом противоречия, в т.ч. культурные, что позволяет рассматривать жизненный путь и развитие одаренной личности как уникальную траекторию в онтогенезе и в деятельности.
Список литературы
1. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - M.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001. - 752 с.
2. Бабаева, Ю. Д. Потенциальная и скрытая одаренность // Mатериалы российской конференции. - M., 2001. - С. 47-57.
3. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
4. Выготский, Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Психология. - M.: Эксмо-Пресс, 2002. - 1008 с.
5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000.
6. Мацумото, Д. Психология и культура. - M.: Питер, 2005. - 720 с.
7. Межуев, В. М. Классическая модель культуры: Проблема культуры и философии Нового времени // Культура теории и проблемы. - M., 1995. - 115 с.
S.Мерша, Ж.-П. Синдром диссинхронии // Психологическое обозрение. - 1995. - № 1. - С. 37-39.
9. Пезешкиан, Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия / пер. с нем. / 3-е изд. - M.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 160 с. - (серия «Позитивная психотерапия»)
10. Потапова, В. В. Культурная диссинхрония психического развития одаренных: сравнительное исследование аллохтонов и автохтонов: теория, эксперимент и практика. - Berlin: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co.KG, 2012. - 241 с.
11. Потапова, В. В. Роль этнической функции культуры и творчества в психическом развитии одаренных // Вестник Карагандинского университета. - 2007. - № 3 (47). - Сер.: Педагогика. - С. 21-34.
12. Потапова, В. В. Сравнительное исследование показателей диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков (на примере коренных жителей и переселенцев) : дис. ... канд. психолог. наук. - Казань: КГТУ, 2007 . - 217с.
13. Рабочая концепция одаренности / Авт. колл.: Богоявленская Д.Б. (ответственный исполнитель), Шадриков В. Д. (научный редактор), Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Mатюшкин A.M., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная MA., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. - M.: ИЧП «Издательство Mагистр», 1998. - 68 с.
14. Розин, В. М. Введение в культурологию. - M.: Инфра-M, Форум, 2001. - 224 с.
15. Сибгатуллина, И. Ф. Одаренные интеллектуально. - Казань, 2001. - 180 с.
16. Сибгатуллина, И. Ф. Синдром социальной диссинхронии одаренных детей // Прикладная психология. - 1998. - № 3. - С. 49-54.
17. Сухарев, А. В. Этническая функция культуры и психические расстройства // Психологический журнал. - Т. 17. - 1996. - № 2. - С. 129-136.
1S. Юнг, К. Г. О психологии бессознательного // Психология бессознательного. - M.: АСТ, 2001.- С. 9-124.
19. Sibgatullina, I., Greussl, S. Keunstlerische Gestalt als Mechanismus der Schaffung der psychologischen hessource eines Rahmen der Evolution. - Wien-Kazan, 2005. - 124 с.
Literature
1. Anastazi, A. Differentsialnaya psihologiya. Individualnyie i gruppovyie razlichiya v povedenii. -M.: Aprel-Press, Eksmo-Press, 2001. - 752 s.
2. Babaeva, Y D. Potentsialnaya i skryitaya odarennost // Materialyi rossiyskoy konferentsii. - M., 2001.- S. 47-57.
3. Burlachuk, L. F., Morozov, S. M. Slovar-spravochnik po psihodiagnostike. - SPb.: Piter, 1999. - 528 s.
4. Vyigotskiy, L. S. Psihika, soznanie, bessoznatelnoe // Psihologiya. - M.: Eksmo-Press, 2002. - 1008 s.
5. Druzhinin, V. N. Psihologiya obschih sposobnostey. - SPb.: Piter, 2000.
6.Matsumoto, D. Psihologiya i kultura. - M.: Piter, 2005. - 720 s.
7. Mezhuev, V. M. Klassicheskaya model kulturyi: Problema kulturyi i filosofii Novogo vremeni // Kultura teorii i problemyi. - M., 1995. - 115 s.
S. Mersha, Z-P. Sindrom dissinhronii // Psihologicheskoe obozrenie. - 1995. - # 1. - S. 37-39.
9. Pezeshkian, N. Torgovets i popugay: vostochnyie istorii i psihoterapiya / per. s nem. / 3-e izd. - M.: Institut pozitivnoy psihoterapii, 2006. - 160 s. - (seriya «Pozitivnaya psihoterapiya»)
10. Potapova, V. V. Kulturnaya dissinhroniya psihicheskogo razvitiya odarennyih: sravnitelnoe issledovanie allohtonov i avtohtonov: teoriya, eksperiment i praktika. - Berlin: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co.KG, 2012. - 241 s.
11. Potapova, V. V. Rol etnicheskoy funktsii kulturyi i tvorchestva v psihicheskom razvitii odarennyih // Vestnik Karagandinskogo universiteta. - 2007. - # 3 (47). - Ser.: Pedagogika. - S. 21-34.
12. Potapova, V. V. Sravnitelnoe issledovanie pokazateley dissinhronii psihicheskogo razvitiya intellektualno odarennyih podrostkov (na primere korennyih zhiteley i pereselentsev) : dis. ... kand. psiholog. nauk. - Kazan: KGTU, 2007 . - 217s.
13. Rabochaya kontseptsiya odarennosti / Avt. koll.: Bogoyavlenskaya D.B. (otvetstvennyiy ispolnitel), Shadrikov V. D. (nauchnyiy redaktor), Brushlinskiy A.V., Babaeva Yu.D., Druzhinin V.N., Ilyasov I.I., Leytes N.S., Matyushkin A.M., Panov V.I., Kalish I.V., Holodnaya M.A., Shumakova N.B., Yurkevich B.C. - M.: IChP «Izdatelstvo Magistr», 1998. - 68 s.
14. Rozin, V. M. Vvedenie v kulturologiyu. - M.: Infra-M, Forum, 2001. - 224 s.
15. Sibgatullina, I. F. Odarennyie intellektualno... - Kazan, 2001. - 180 s.
16. Sibgatullina, I. F. Sindrom sotsialnoy dissinhronii odarennyih detey // Prikladnaya psihologiya. - 1998.- #3.- S. 49-54.
17. Suharev, A. V. Etnicheskaya funktsiya kulturyi i psihicheskie rasstroystva // Psihologicheskiy zhurnal. - T. 17. - 1996. - # 2. - S. 129-136.
18. Yung, K. G. O psihologii bessoznatelnogo // Psihologiya bessoznatelnogo. - M.: AST, 2001. - S. 9-124.
19. Sibgatullina, I., Greussl, S. Keunstlerische Gestalt als Mechanismus der Schaffung der psychologischen hessource eines Rahmen der Evolution. - Wien-Kazan, 2005. - 124 s.
УДК 15.07; 15.073; 152.3; 153.8; 158. В.В. Тураносова*, В.А. Шаповал**
Психодинамические характеристики сотрудников полиции с психодиагностическими признаками посттравматических стрессовых расстройств
В работе представлены результаты исследования психодинамических характеристик сотрудников полиции с психодиагностическими признаками посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Выявлены специфические особенности Я-структуры личности и детерминируемые ими поведенческие паттерны сотрудников полиции с диагностируемыми признаками ПТСР.
Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, психодиагностические признаки ПТСР, Опросник травматического стресса (ОТС) И.О. Котенёва, Психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс» В.А. Шаповала, Я-структура личности, Центральные Я-функции, конструктивность, деструктивность, дефицитарность, ресурс профессионально-психологического здоровья.
V.V. Turanosova*, V.A. Shapoval**. Psychodynamic character references of police officers with psychodiagnostic test signs of post-traumatic stress disorder. The work presents results of the analysis of psychodynamic character references of police officers with psychodiagnostic signs of post-traumatic stress disorder. The research defines the main specific features of personal self-schema and behavioral patterns of police officers with post-traumatic stress disorder determined by these features.
Keywords: post-traumatic stress disorder, psychodynamic character references of post-traumatic stress disorder, traumatic stress questionnaire of I. Kotenyov, psychodynamicaly oriented personal questionnaire of V. Shapoval, personal self-schema, core self-functions, constructivity, destructivity, deficiency, resources of work-related psychological health.
В настоящее время, когда в СМИ периодически появляется информация о чрезвычайных происшествиях (ЧП), связанных с неадекватными поступками и противоправными действиями переаттестованных сотрудников полиции, проблема превентивной диагностики их профессионально-психологического здоровья остается высокоактуальной. Так, на состоявшейся вскоре после прогремевшего на всю страну очередного ЧП в казанском отделе полиции «Дальний» коллегии МВД России в фокусе особого внимания руководства ведомства оказались требующие безотлагательного решения проблемы организации многоступенчатой системы выявления у сотрудников признаков психических отклонений, проведения их обязательных периодичных психофизиологических обследований, а также обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава [1].
* Тураносова, Вера Владимировна, старший психолог Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. СПб и ЛО), адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 730-15-63. E-mail: [email protected].
** Шаповал, Валентин Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 730-15-63. E-mail: [email protected]
* Turanosova, Vera Vladimirovna, senior psychologist of Federal State-Owned Enterprise «Extradepartmental Protection Directorate of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation in Saint-Petersburg and Leningrad region», post-graduate student of department of Legal Psychology of Saint-Petersburg Ministry of Internal Affairs University of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel.: 730-15-63. E-mail: [email protected].
** Shapoval, Valentin Anatoliyevich, associate professor of chair of Juridical psychology of Saint-Petersburg Ministry of Internal Affairs University of Russian Federation, Candidate of medical science, Associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel.: 730-15-63. E-mail: [email protected].
© Тураносова В.В., Шаповал В.А., 2013