Научная статья на тему 'Психолого-культурологические исследования в рамках регионального научно-методического совета Республики Татарстан'

Психолого-культурологические исследования в рамках регионального научно-методического совета Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибгатуллина И. Ф., Лушпаева И. И., Потапова В. В.

В статье формулируются базовые принципы деятельности Регионального научно-методического совета методического объединения педагогов-психологов образования Республики Татарстан. Дается характеристика направлений сотрудничества совета и кафедры педагогической и прикладной психологии Института развития образования, в частности в исследовании проблемы влияния этнической функции культуры на психическое развитие одаренных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Culturological Research in the Context of Regional Science and Methodic Council of the Republic of Tatarstan

The basic principles of the activity of Regional Science and Methodic Council of Tatarstan Republic are formulated in the article. The group of authors give the characteristics of directions for collaboration of the council and the chair of pedagogic and applied psychology of the Institution of Education Development, particularly in the research of the problem of influence of ethnic culture function on psychological development of gifted adolescents.

Текст научной работы на тему «Психолого-культурологические исследования в рамках регионального научно-методического совета Республики Татарстан»

№ 1, 2008

ПСИХОЛОГО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

И. Ф. Сибгатуллина, заведующий кафедрой педагогической и прикладной психологии Института развития образования Республики Татарстан, профессор,

И. И. Лушпаева, старший преподаватель кафедры педагогической и прикладной психологии Института развития образования Республики Татарстан,

В. В. Потапова, директор ШПЦ «Ресурс» Московского района

г. Казани

В статье формулируются базовые принципы деятельности Регионального научно-методического совета методического объединения педагогов-психологов образования Республики Татарстан. Дается характеристика направлений сотрудничества совета и кафедры педагогической и прикладной психологии Института развития образования, в частности в исследовании проблемы влияния этнической функции культуры на психическое развитие одаренных подростков.

Социальные и культурные процессы современного мира оказывают существенное и неоднозначное влияние на психическое развитие личности. Осознание особой профессиональной и гражданской ответственности за успешность самореализации личности ребенка, подростка в динамически изменяющихся социокультурных условиях предопределило научно-методическую и практико-ори-ентированную стратегию Института развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ).

В Республике Татарстан создана и в течение последних десяти лет успешно функционирует Служба регионального методического объединения педагогов-психологов образования РТ. Ныне методическое объединение осуществляет свою деятельность с учетом динамически изменяющейся реальности жизни российского общества. Основной целью службы является психолого-педагоги-ческая научно-методическая работа, устремленная на самореализацию и саморазвитие личности ребенка. Деятельность объединения обусловлена необходимостью содействия учреждениям образования, культуры, органам социальной защиты в осуществлении планов психо-лого-педагогического сопровождения

учащихся в условиях расширяющегося межкультурного взаимодействия.

По инициативе кафедры педагогической и прикладной психологии ИРО РТ был создан научно-методический совет объединения. Базовые принципы его деятельности сформулированы с учетом этнокультурных и социально-экономических особенностей региона: психологическое сопровождение проектирования и формирования образовательной среды, единого образовательного пространства, межкультурного взаимодействия, партнерских проектов, здоровьесбережения и защиты прав детства в РТ; гуманизация образовательного процесса в республике; практическое использование достижений психологической науки в практике образования; развитие службы практической психологии, реализация творческого потенциала психологов-практи-ков, вхождение в единое информационное пространство психологов образования России, упрочение статуса психолога образования в обществе, повышение психологической культуры в обществе.

Направление деятельности Регионального научно-методического совета педагогов-психологов образования Республики Татарстан совпадает с основными целями и задачами Общероссий-

© И. Ф. Сибгатуллина, И. И. Лушпаева, В. В. Потапова, 2008

ской общественной организации «Федерация психологов образования России». Члены Регионального совета вошли в единое профессиональное сообщество России.

Содействуя развитию современного образования, Служба регионального методического объединения педагогов-пси-хологов образования РТ ставит перед собой следующие задачи:

1) организовывать и реализовать в регионе научно-практические исследования в области общей, педагогической, прикладной и возрастной психологии;

2) разрабатывать и проводить эксперименты, нацеленные на модернизацию и оптимизацию образовательного процесса в республике;

3) способствовать развитию научнометодической базы и программного обеспечения деятельности практического психолога образования в РТ;

4) участвовать в осуществлении межведомственного взаимодействия в регионе и за его пределами;

5) способствовать укреплению авторитета службы практической психологии образования в регионе, возможностей ее влияния на изменение психолого-педаго-гической ситуации;

6) разрабатывать направления модернизации нормативно-правовой базы деятельности службы практической психологии образования в Татарстане;

7) непосредственно участвовать в разработке и реализации новых схем подготовки и переподготовки специалистов — психологов образования;

8) организовывать курсы повышения квалификации работников образования, стремясь повышать уровень их психологической культуры;

9) организовывать и проводить научно-практические семинары, конференции и другие мероприятия (в том числе международные), способствующие обмену опытом научно-практической деятельности психологов образования, формируя потребность в реализации на практике новых форм и направлений работы;

10) всячески способствовать распространению психологических знаний в системе образования, в обществе;

11) активно взаимодействовать с международным психологическим сообществом для профессионального взаимо-обогащения и развития психологической науки;

12) защищать профессиональные и социальные интересы психологов системы образования Республики Татарстан.

Процесс обновления современной школы, проходящий одновременно с возрастанием требований к деятельности педагогов-психологов и структурных психологических подразделений системы образования, выявил ряд актуальных проблем, снижающих эффективность деятельности психологической службы в регионе. Так, штатная единица педаго-га-психолога есть не в каждом образовательном учреждении РТ. Укомплектованность образовательных учреждений специалистами-психологами особенно низка в сельской местности. В структуре Министерства образования и науки РТ не предусмотрена штатная единица главного психолога, как это сделано во многих регионах России в соответствии с решением коллегии МО РФ от 29 марта 1995 г. (п. 7/1).

Требует усовершенствования механизм систематического развития практического мастерства педагогов-психоло-гов в области консультирования и коррекции. Необходима дифференциация подготовки психологических кадров для решения различных задач как в сфере управления образованием, так и в образовательных учреждениях разного профиля.

Деятельность педагога-психолога в том или ином образовательном учреждении часто зависит лишь от субъективного понимания его роли руководителем образовательного учреждения.

Во многих образовательных учреждениях РТ отсутствуют кабинеты педа-гога-психолога, тем более кабинеты психологической разгрузки для детей и педагогов. Нет единого психолого-педа-

№ 1, 2008

гогического сертифицированного инструментария, что ведет к снижению доступности, правомерности и качества психологических услуг.

Темпы роста и развития структурных подразделений в формировании психологической службы опережают теоретическое осмысление и обобщение складывающихся организационных форм в психолого-педагогической практике РТ. В деятельности органов управления образованием отсутствуют четкая иерархия, дифференциация и координация структурных подразделений психологической службы РТ. Научное обоснование деятельности психологической службы в регионе расходится с ее практическим использованием. Не определены четкие границы между психологической и иной педагогической деятельностью в системе образования.

Для разрешения обозначенных выше проблем, оптимизации психолого-педаго-гического сопровождения самореализации и саморазвития личности ребенка в ситуации межкультурного взаимодействия на территории региона научно-методическому совету необходимо решить следующие локальные задачи:

1) урегулировать должностные обязанности педагога-психолога в школе, при этом отстаивать четкость их соблюдения руководством учебного заведения;

2) разработать рекомендации по типовому устройству кабинета педагога-психолога как обязательного элемента школьной инфраструктуры;

3) на всех административных уровнях провести обсуждение вопросов финансирования, оснащения кабинетов пе-дагогов-психологов, приобретения методической литературы, оргтехнического обеспечения и комплектования пакета психодиагностических методик;

4) ввести должность «Учитель психологии» и предусмотреть в расписании занятий академические часы для преподавания предмета «Психология» с 1 по 11 класс;

5) изыскать возможности для финансирования издания методических сбор-

ников и газеты по психологии (для специалистов, родителей, детей);

6) сформировать базу данных методических тем и направлений работы психологов (где, кто и чем занимается в науке);

7) сформулировать рекомендации пе-дагогу-психологу относительно построения системы своей работы исходя из специфики профиля учебного учреждения, сообразуясь с актуальными запросами детей, родителей и администрации школы;

8) создать банк психодиагностических методик для методического обеспечения психологической деятельности;

9) для личностного развития и выявления одаренных учащихся, вовлечения их в психолого-педагогический учебный процесс открыть на базе Казанского государственного университета психологический республиканский или городской центр довузовского образования. Привлечь к его работе родителей, изыскать возможности дополнительного финансирования деятельности;

10) на базе этого центра создавать баллинтовские группы, осуществлять личностное консультирование психологов, организовывать возможность супер-визии, приглашать зарекомендовавших себя в области психологии специалистов для проведения семинаров-практикумов.

Деятельность Регионального научнометодического совета педагогов-психо-логов образования Республики Татарстан не ограничивается решением практических проблем психологической службы в регионе, но содержит и прикладные направления, определяемые необходимостью межкультурного диалога, здоровьесбережения и защиты прав детства.

Для реализации своих целей Региональный научно-методический совет активно сотрудничает с кафедрой педагогической и прикладной психологии ИРО РТ. Одним из направлений сотрудничества является деятельность по формированию организационно-педагогических и научно-методических условий профес-

сионального роста психологов и педагогов. Поэтому научные исследования связаны с реализацией психологического сопровождения развивающей среды образовательного пространства системы повышения квалификации и переподготовки. Одновременно с проведением исследований по вышеуказанной теме определяются критерии психологической экспертизы и сравнительного анализа моделей самих методических служб как ресурсных центров общей или проблемной направленности.

Другое направление сотрудничества совета и кафедры заключается в реализации совместных научно-исследовательских проектов в области проблем сохранения и развития интеллектуального потенциала республики. Практическая значимость вопроса обусловлена той ролью, которую играет интеллект в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем человека.

Исследование, проведенное нами в рамках одного из ключевых направлений деятельности Регионального совета, было посвящено проблеме влияния этнической функции культуры на репрезентанты диссинхронии (неравномерности и нелинейности) психического развития интеллектуально одаренных подростков. Все вместе — мотивация, воля, познавательные процессы, чувства, реализация способностей, мышление, интимная жизнь — они «прошиты» культурным воздействием. Личность, с одной стороны, снимает психическое напряжение посредством культуры, с другой — находится в постоянном с ней борении, являясь одновременно не только ее носителем, но и потребителем.

В качестве предмета исследования выступили функции культуры как фактор влияния на психическое развитие интеллектуально одаренной личности подростка. Теоретически были проанализированы функциональные основания этнической функции культуры: этнодифференци-рующее, этноинтегрирующее, этнотранс-

цендентное. Предложены для рассмотрения виды культурной диссинхронии: маргинальная, монокультурная, глубинная, — определяющие «адреса» возникновения репрезентантов диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков. В ходе проведенного исследования теоретически и эмпирически было доказано влияние функций культуры, в том числе этнической, на психическое развитие личности на примере возрастных групп, подгрупп аллохтонов и автохтонов в лонгитюдном эксперименте.

Полученные результаты дополняют научные представления об особенностях влияния функций культуры на психическое развитие. Практическое преломление данных получило дальнейшее развитие при разработке программ и методических материалов, ориентированных на развитие и психокоррекцию диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных школьников, в том числе из числа культурных переселенцев; при разработке системы психологических и дидактических материалов по теории и практике интеллектуальной одаренности; при составлении обучающих программ для студентов педагогических и психологических специальностей Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. При этом реализовался комплексный подход к изучению проблем интеллекта человека и общества в единстве социальных, экономических, этнокультурных, общепсихологических, психосоматических и психологопедагогических параметров.

Проведенные экспериментальные исследования охватывали все возрастные группы образовательного пространства — дошкольные образовательные учреждения, средние образовательные школы, учреждения начального профессионального образования, вузы, факультеты профессиональной переподготовки взрослых, курсы повышения квалификации.

Культурно-образовательная ситуация современного общества такова, что про-

№ 1, 2008

фессиональное образование в рамках вузов, курсов повышения квалификации и факультетов переподготовки имеет широкий вариативный характер.

Развитие рыночных отношений, в том числе рынка труда, тенденция к «нивелированию» единой системы государственных требований стандартов к качеству образования — все эти тенденции оказывают существенное влияние на проектирование содержания профессионального образования.

Несмотря на указанные факты, нужно отметить, что на сегодняшний день цели профессионального образования совпадают с единой целью образования в целом: формирование у студентов и обучающихся взрослых способности к самоизменению, к саморазвитию, становление их как субъектов учебной деятельности, интеллектуальное развитие, включающее развитие понятийного мышления.

Признавая факт значительной вариативности современного профессионального образования, зададимся вопросом: в чем же заключаются особенности и специфика условий, содержания и форм, дающих оптимальный образовательный и развивающий эффект в обучении взрослых?

На наш взгляд, значимой по сути и полидисциплинарной по функции выступает психологическая диагностика умственных способностей как один из видов психотехнологий. Подчеркнем, что в психологии развития всегда преобладали тенденции к приобретению квантифицируемых результатов, которые позволяют не только специальным образом выражать разнокачественные явления и признаки психического развития личности, но и с точки зрения психологии анализировать и проектировать саму образовательную среду. Несомненно, сама система профессионального образования нуждается в количественном выражении разнокачественных явлений и признаков. Поэтому проблема требований практики развивающего обучения в вузе к

психодиагностике интеллектуальных способностей, мышления студентов и обучающихся взрослых становится актуальной.

Логичным представляется вывод о том, что получить обоснованную теорию закономерностей психологии интеллекта и мышления можно через анализ связей способов мышления, которые формируются в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, и с учетом индивидуальных особенностей личности.

Из вышесказанного следует, что психодиагностический подход к содержанию мышления является многомерным и многоаспектным.

Взгляд на умственные способности в структуре целостной индивидуальности человека, т. е. учет целого комплекса его психофизиологических, личностных, интеллектуальных возможностей, делает разрешимой задачу выявления и развития понятийного мышления обучающихся в системе профессионального образования и позволяет оказывать помощь в реализации их интеллектуального потенциала.

Таким образом, становится реальной не только психодиагностика отбора, но и диагностика развития, что значительно расширяет возможности использования психодиагностических технологий высшим и средним профессиональным образованием.

Развитию мышления в общей системе психического развития личности в вузе уделяется особая роль, так как мышление является уникальной функциональной системой психологических механизмов, которая обеспечивает ориентировку студента в окружающем мире и способность познания этого мира.

Наиболее важным аспектом профессионального образования представляется определение качества и содержания понятийного мышления. Здесь следует уточнить, почему именно понятийные функции мышления выступают в качестве высших форм развития интеллекта. Ответ скорее всего кроется в особенностях содержания понятий: по мере того

как формируется понятийное мышление, происходят изменения отдельных познавательных функций и лучше понимается природа этих функций.

Формирование понятий проходит определенный образовательный путь. В соответствии с генетическим подходом, согласно которому более сложное психическое образование складывается на основе уже существующего более простого образования, в каждой более сложной по своей организации форме познавательного отражения есть более «простые» формы отражения. Так, высшее по своей форме понятийное мышление возникает в результате обобщения уже имеющихся образно-пространственных, словесно-речевых, предметных и других компонентов.

Объединение, синтез имеющихся мыслительных функций в единое целое и образование на их основе основного понятия и есть высшая форма отражения действительности, выраженная в понятийном мышлении. Отсюда можно сделать вывод, что чем выше уровень развития понятийного мышления, тем сильнее его влияние на функционирование индивидуального интеллекта.

Практическая значимость проведенных кафедрой педагогической психологии и прикладной психологии Института развития образования Республики Татарстан исследований заключается в выделении и описании процессуальных и операциональных составляющих «переменного» (изменяющегося) и «статического» симптомокомплексов понятийного мышления студентов. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки системы психологических и дидактических методов

и учебных материалов по теории и практике развития понятийного мышления.

Предложенный в исследовании алгоритм диагностики может применяться при разработке новых психодиагностических методик, оценивающих критерии и уровни развития понятийного мышления на различных фазах вузовского обучения в системе службы практической психологии образования учреждений начального профессионального образования и вузов.

Данные исследования будут полезны при разработке специальных учебных программ и методических рекомендаций по развитию понятийного мышления у студентов, а также при организации и проведении психокоррекционных мероприятий с целью повышения интеллектуальной успешности обучающихся в вузах.

Специальное внимание в экспериментальной диагностике уделялось изучению различий в проявлении потенциальных интеллектуальных и психологических качеств, особенностей операциональных и процессуальных свойств мышления, взаимосвязи его с индивидуально-психологическими качествами студентов, преобладания ведущих мотивов и особенностей психологической адаптации на различных этапах обучения.

Экономический эффект от внедрения результатов данных исследований в образовательную и социальную сферы Республики Татарстан заключается в создании благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала личности в образовательном пространстве и новых возможностей для самореализации личности в динамически изменяющихся культурных условиях.

Поступила 28.09.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.