№ 1, 2008
ПСИХОЛОГО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
И. Ф. Сибгатуллина, заведующий кафедрой педагогической и прикладной психологии Института развития образования Республики Татарстан, профессор,
И. И. Лушпаева, старший преподаватель кафедры педагогической и прикладной психологии Института развития образования Республики Татарстан,
В. В. Потапова, директор ШПЦ «Ресурс» Московского района
г. Казани
В статье формулируются базовые принципы деятельности Регионального научно-методического совета методического объединения педагогов-психологов образования Республики Татарстан. Дается характеристика направлений сотрудничества совета и кафедры педагогической и прикладной психологии Института развития образования, в частности в исследовании проблемы влияния этнической функции культуры на психическое развитие одаренных подростков.
Социальные и культурные процессы современного мира оказывают существенное и неоднозначное влияние на психическое развитие личности. Осознание особой профессиональной и гражданской ответственности за успешность самореализации личности ребенка, подростка в динамически изменяющихся социокультурных условиях предопределило научно-методическую и практико-ори-ентированную стратегию Института развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ).
В Республике Татарстан создана и в течение последних десяти лет успешно функционирует Служба регионального методического объединения педагогов-психологов образования РТ. Ныне методическое объединение осуществляет свою деятельность с учетом динамически изменяющейся реальности жизни российского общества. Основной целью службы является психолого-педагоги-ческая научно-методическая работа, устремленная на самореализацию и саморазвитие личности ребенка. Деятельность объединения обусловлена необходимостью содействия учреждениям образования, культуры, органам социальной защиты в осуществлении планов психо-лого-педагогического сопровождения
учащихся в условиях расширяющегося межкультурного взаимодействия.
По инициативе кафедры педагогической и прикладной психологии ИРО РТ был создан научно-методический совет объединения. Базовые принципы его деятельности сформулированы с учетом этнокультурных и социально-экономических особенностей региона: психологическое сопровождение проектирования и формирования образовательной среды, единого образовательного пространства, межкультурного взаимодействия, партнерских проектов, здоровьесбережения и защиты прав детства в РТ; гуманизация образовательного процесса в республике; практическое использование достижений психологической науки в практике образования; развитие службы практической психологии, реализация творческого потенциала психологов-практи-ков, вхождение в единое информационное пространство психологов образования России, упрочение статуса психолога образования в обществе, повышение психологической культуры в обществе.
Направление деятельности Регионального научно-методического совета педагогов-психологов образования Республики Татарстан совпадает с основными целями и задачами Общероссий-
© И. Ф. Сибгатуллина, И. И. Лушпаева, В. В. Потапова, 2008
ской общественной организации «Федерация психологов образования России». Члены Регионального совета вошли в единое профессиональное сообщество России.
Содействуя развитию современного образования, Служба регионального методического объединения педагогов-пси-хологов образования РТ ставит перед собой следующие задачи:
1) организовывать и реализовать в регионе научно-практические исследования в области общей, педагогической, прикладной и возрастной психологии;
2) разрабатывать и проводить эксперименты, нацеленные на модернизацию и оптимизацию образовательного процесса в республике;
3) способствовать развитию научнометодической базы и программного обеспечения деятельности практического психолога образования в РТ;
4) участвовать в осуществлении межведомственного взаимодействия в регионе и за его пределами;
5) способствовать укреплению авторитета службы практической психологии образования в регионе, возможностей ее влияния на изменение психолого-педаго-гической ситуации;
6) разрабатывать направления модернизации нормативно-правовой базы деятельности службы практической психологии образования в Татарстане;
7) непосредственно участвовать в разработке и реализации новых схем подготовки и переподготовки специалистов — психологов образования;
8) организовывать курсы повышения квалификации работников образования, стремясь повышать уровень их психологической культуры;
9) организовывать и проводить научно-практические семинары, конференции и другие мероприятия (в том числе международные), способствующие обмену опытом научно-практической деятельности психологов образования, формируя потребность в реализации на практике новых форм и направлений работы;
10) всячески способствовать распространению психологических знаний в системе образования, в обществе;
11) активно взаимодействовать с международным психологическим сообществом для профессионального взаимо-обогащения и развития психологической науки;
12) защищать профессиональные и социальные интересы психологов системы образования Республики Татарстан.
Процесс обновления современной школы, проходящий одновременно с возрастанием требований к деятельности педагогов-психологов и структурных психологических подразделений системы образования, выявил ряд актуальных проблем, снижающих эффективность деятельности психологической службы в регионе. Так, штатная единица педаго-га-психолога есть не в каждом образовательном учреждении РТ. Укомплектованность образовательных учреждений специалистами-психологами особенно низка в сельской местности. В структуре Министерства образования и науки РТ не предусмотрена штатная единица главного психолога, как это сделано во многих регионах России в соответствии с решением коллегии МО РФ от 29 марта 1995 г. (п. 7/1).
Требует усовершенствования механизм систематического развития практического мастерства педагогов-психоло-гов в области консультирования и коррекции. Необходима дифференциация подготовки психологических кадров для решения различных задач как в сфере управления образованием, так и в образовательных учреждениях разного профиля.
Деятельность педагога-психолога в том или ином образовательном учреждении часто зависит лишь от субъективного понимания его роли руководителем образовательного учреждения.
Во многих образовательных учреждениях РТ отсутствуют кабинеты педа-гога-психолога, тем более кабинеты психологической разгрузки для детей и педагогов. Нет единого психолого-педа-
№ 1, 2008
гогического сертифицированного инструментария, что ведет к снижению доступности, правомерности и качества психологических услуг.
Темпы роста и развития структурных подразделений в формировании психологической службы опережают теоретическое осмысление и обобщение складывающихся организационных форм в психолого-педагогической практике РТ. В деятельности органов управления образованием отсутствуют четкая иерархия, дифференциация и координация структурных подразделений психологической службы РТ. Научное обоснование деятельности психологической службы в регионе расходится с ее практическим использованием. Не определены четкие границы между психологической и иной педагогической деятельностью в системе образования.
Для разрешения обозначенных выше проблем, оптимизации психолого-педаго-гического сопровождения самореализации и саморазвития личности ребенка в ситуации межкультурного взаимодействия на территории региона научно-методическому совету необходимо решить следующие локальные задачи:
1) урегулировать должностные обязанности педагога-психолога в школе, при этом отстаивать четкость их соблюдения руководством учебного заведения;
2) разработать рекомендации по типовому устройству кабинета педагога-психолога как обязательного элемента школьной инфраструктуры;
3) на всех административных уровнях провести обсуждение вопросов финансирования, оснащения кабинетов пе-дагогов-психологов, приобретения методической литературы, оргтехнического обеспечения и комплектования пакета психодиагностических методик;
4) ввести должность «Учитель психологии» и предусмотреть в расписании занятий академические часы для преподавания предмета «Психология» с 1 по 11 класс;
5) изыскать возможности для финансирования издания методических сбор-
ников и газеты по психологии (для специалистов, родителей, детей);
6) сформировать базу данных методических тем и направлений работы психологов (где, кто и чем занимается в науке);
7) сформулировать рекомендации пе-дагогу-психологу относительно построения системы своей работы исходя из специфики профиля учебного учреждения, сообразуясь с актуальными запросами детей, родителей и администрации школы;
8) создать банк психодиагностических методик для методического обеспечения психологической деятельности;
9) для личностного развития и выявления одаренных учащихся, вовлечения их в психолого-педагогический учебный процесс открыть на базе Казанского государственного университета психологический республиканский или городской центр довузовского образования. Привлечь к его работе родителей, изыскать возможности дополнительного финансирования деятельности;
10) на базе этого центра создавать баллинтовские группы, осуществлять личностное консультирование психологов, организовывать возможность супер-визии, приглашать зарекомендовавших себя в области психологии специалистов для проведения семинаров-практикумов.
Деятельность Регионального научнометодического совета педагогов-психо-логов образования Республики Татарстан не ограничивается решением практических проблем психологической службы в регионе, но содержит и прикладные направления, определяемые необходимостью межкультурного диалога, здоровьесбережения и защиты прав детства.
Для реализации своих целей Региональный научно-методический совет активно сотрудничает с кафедрой педагогической и прикладной психологии ИРО РТ. Одним из направлений сотрудничества является деятельность по формированию организационно-педагогических и научно-методических условий профес-
сионального роста психологов и педагогов. Поэтому научные исследования связаны с реализацией психологического сопровождения развивающей среды образовательного пространства системы повышения квалификации и переподготовки. Одновременно с проведением исследований по вышеуказанной теме определяются критерии психологической экспертизы и сравнительного анализа моделей самих методических служб как ресурсных центров общей или проблемной направленности.
Другое направление сотрудничества совета и кафедры заключается в реализации совместных научно-исследовательских проектов в области проблем сохранения и развития интеллектуального потенциала республики. Практическая значимость вопроса обусловлена той ролью, которую играет интеллект в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем человека.
Исследование, проведенное нами в рамках одного из ключевых направлений деятельности Регионального совета, было посвящено проблеме влияния этнической функции культуры на репрезентанты диссинхронии (неравномерности и нелинейности) психического развития интеллектуально одаренных подростков. Все вместе — мотивация, воля, познавательные процессы, чувства, реализация способностей, мышление, интимная жизнь — они «прошиты» культурным воздействием. Личность, с одной стороны, снимает психическое напряжение посредством культуры, с другой — находится в постоянном с ней борении, являясь одновременно не только ее носителем, но и потребителем.
В качестве предмета исследования выступили функции культуры как фактор влияния на психическое развитие интеллектуально одаренной личности подростка. Теоретически были проанализированы функциональные основания этнической функции культуры: этнодифференци-рующее, этноинтегрирующее, этнотранс-
цендентное. Предложены для рассмотрения виды культурной диссинхронии: маргинальная, монокультурная, глубинная, — определяющие «адреса» возникновения репрезентантов диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков. В ходе проведенного исследования теоретически и эмпирически было доказано влияние функций культуры, в том числе этнической, на психическое развитие личности на примере возрастных групп, подгрупп аллохтонов и автохтонов в лонгитюдном эксперименте.
Полученные результаты дополняют научные представления об особенностях влияния функций культуры на психическое развитие. Практическое преломление данных получило дальнейшее развитие при разработке программ и методических материалов, ориентированных на развитие и психокоррекцию диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных школьников, в том числе из числа культурных переселенцев; при разработке системы психологических и дидактических материалов по теории и практике интеллектуальной одаренности; при составлении обучающих программ для студентов педагогических и психологических специальностей Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. При этом реализовался комплексный подход к изучению проблем интеллекта человека и общества в единстве социальных, экономических, этнокультурных, общепсихологических, психосоматических и психологопедагогических параметров.
Проведенные экспериментальные исследования охватывали все возрастные группы образовательного пространства — дошкольные образовательные учреждения, средние образовательные школы, учреждения начального профессионального образования, вузы, факультеты профессиональной переподготовки взрослых, курсы повышения квалификации.
Культурно-образовательная ситуация современного общества такова, что про-
№ 1, 2008
фессиональное образование в рамках вузов, курсов повышения квалификации и факультетов переподготовки имеет широкий вариативный характер.
Развитие рыночных отношений, в том числе рынка труда, тенденция к «нивелированию» единой системы государственных требований стандартов к качеству образования — все эти тенденции оказывают существенное влияние на проектирование содержания профессионального образования.
Несмотря на указанные факты, нужно отметить, что на сегодняшний день цели профессионального образования совпадают с единой целью образования в целом: формирование у студентов и обучающихся взрослых способности к самоизменению, к саморазвитию, становление их как субъектов учебной деятельности, интеллектуальное развитие, включающее развитие понятийного мышления.
Признавая факт значительной вариативности современного профессионального образования, зададимся вопросом: в чем же заключаются особенности и специфика условий, содержания и форм, дающих оптимальный образовательный и развивающий эффект в обучении взрослых?
На наш взгляд, значимой по сути и полидисциплинарной по функции выступает психологическая диагностика умственных способностей как один из видов психотехнологий. Подчеркнем, что в психологии развития всегда преобладали тенденции к приобретению квантифицируемых результатов, которые позволяют не только специальным образом выражать разнокачественные явления и признаки психического развития личности, но и с точки зрения психологии анализировать и проектировать саму образовательную среду. Несомненно, сама система профессионального образования нуждается в количественном выражении разнокачественных явлений и признаков. Поэтому проблема требований практики развивающего обучения в вузе к
психодиагностике интеллектуальных способностей, мышления студентов и обучающихся взрослых становится актуальной.
Логичным представляется вывод о том, что получить обоснованную теорию закономерностей психологии интеллекта и мышления можно через анализ связей способов мышления, которые формируются в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, и с учетом индивидуальных особенностей личности.
Из вышесказанного следует, что психодиагностический подход к содержанию мышления является многомерным и многоаспектным.
Взгляд на умственные способности в структуре целостной индивидуальности человека, т. е. учет целого комплекса его психофизиологических, личностных, интеллектуальных возможностей, делает разрешимой задачу выявления и развития понятийного мышления обучающихся в системе профессионального образования и позволяет оказывать помощь в реализации их интеллектуального потенциала.
Таким образом, становится реальной не только психодиагностика отбора, но и диагностика развития, что значительно расширяет возможности использования психодиагностических технологий высшим и средним профессиональным образованием.
Развитию мышления в общей системе психического развития личности в вузе уделяется особая роль, так как мышление является уникальной функциональной системой психологических механизмов, которая обеспечивает ориентировку студента в окружающем мире и способность познания этого мира.
Наиболее важным аспектом профессионального образования представляется определение качества и содержания понятийного мышления. Здесь следует уточнить, почему именно понятийные функции мышления выступают в качестве высших форм развития интеллекта. Ответ скорее всего кроется в особенностях содержания понятий: по мере того
как формируется понятийное мышление, происходят изменения отдельных познавательных функций и лучше понимается природа этих функций.
Формирование понятий проходит определенный образовательный путь. В соответствии с генетическим подходом, согласно которому более сложное психическое образование складывается на основе уже существующего более простого образования, в каждой более сложной по своей организации форме познавательного отражения есть более «простые» формы отражения. Так, высшее по своей форме понятийное мышление возникает в результате обобщения уже имеющихся образно-пространственных, словесно-речевых, предметных и других компонентов.
Объединение, синтез имеющихся мыслительных функций в единое целое и образование на их основе основного понятия и есть высшая форма отражения действительности, выраженная в понятийном мышлении. Отсюда можно сделать вывод, что чем выше уровень развития понятийного мышления, тем сильнее его влияние на функционирование индивидуального интеллекта.
Практическая значимость проведенных кафедрой педагогической психологии и прикладной психологии Института развития образования Республики Татарстан исследований заключается в выделении и описании процессуальных и операциональных составляющих «переменного» (изменяющегося) и «статического» симптомокомплексов понятийного мышления студентов. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки системы психологических и дидактических методов
и учебных материалов по теории и практике развития понятийного мышления.
Предложенный в исследовании алгоритм диагностики может применяться при разработке новых психодиагностических методик, оценивающих критерии и уровни развития понятийного мышления на различных фазах вузовского обучения в системе службы практической психологии образования учреждений начального профессионального образования и вузов.
Данные исследования будут полезны при разработке специальных учебных программ и методических рекомендаций по развитию понятийного мышления у студентов, а также при организации и проведении психокоррекционных мероприятий с целью повышения интеллектуальной успешности обучающихся в вузах.
Специальное внимание в экспериментальной диагностике уделялось изучению различий в проявлении потенциальных интеллектуальных и психологических качеств, особенностей операциональных и процессуальных свойств мышления, взаимосвязи его с индивидуально-психологическими качествами студентов, преобладания ведущих мотивов и особенностей психологической адаптации на различных этапах обучения.
Экономический эффект от внедрения результатов данных исследований в образовательную и социальную сферы Республики Татарстан заключается в создании благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала личности в образовательном пространстве и новых возможностей для самореализации личности в динамически изменяющихся культурных условиях.
Поступила 28.09.07.