психолого-педагогические аспекты становления и развития личности
УДК 159.9.07
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
А. Б. Гребенников, Е. В. Коваленко, К. С. Колесник, Н. А. Моисеев
В статье рассматривается проблема сущности и критериев профессионального развития сотрудников ОВД, приводятся результаты эмпирического изучения динамики профессионального образа «Я» курсантов юридического института МВД России. Результаты исследования могут найти применение при осуществлении мониторинга профессионального развития курсантов образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: профессиональное развитие, психосемантика, профессиональный образ «Я».
В современных условиях к выпускнику образовательной организации МВД России предъявляются требования не только овладеть уровнем нормативно одобренного способа деятельности, но и превышать этот уровень, становясь субъектом профессионального саморазвития. Главной целью образовательного процесса в вузе МВД сегодня является личностное и профессиональное развитие будущих сотрудников органов внутренних дел. Достижение этой цели становится возможным при смене образовательной парадигмы в целом и изменении технологий психологического сопровождения профессионального развития в частности.
Исследованию вопросов совершенствования подготовки специалистов в вузах МВД посвящены работы Г. Д. Бабушкина, Д. С. Безносова, В. В. Богуславского, О. Д. Вьюшина, А. Т. Иваницкого, А. Ф. Караваева, А. В. Кокурина, А. В. Кононова, В. Я. Кикотя, Т. В. Мальцевой, А. В. Молокановой, Г. А. Мухиной,
В. С. Олейникова, Ф. К. Свободного, Е. Н. Соколовой, А. Н. Тихонова, С. Н. Федотова, Ю. А. Шаранова, В. И. Хальзова и др.
На наш взгляд, повышение качества профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России становится возможным при реализации субъектного подхода (К. А. Абульхано-ва, В. Г. Асеев, А. В. Брушлинский, А. С. Огнев и др.), основанного на идее С. Л. Рубинштейна о субъекте
как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека. Это позволяет фиксировать внимание на конкретном человеке, решающем определенные профессиональные задачи, достигающем определенных профессиональных целей, обусловленных глубинными потребностями и смыслами, на человеке, вступающем в контакт с другими людьми, познающим и преобразующим мир и самого себя.
Как справедливо отмечает М. М. Абдуллаева, становление специалиста, заключающееся в конечном счете в полноценном овладении профессией, кроме усвоения определенных когнитивных схем, способов манипулирования предметом своего труда, принятия профессиональных норм и ценностей, особенностей коммуникации и стиля общения социального окружения, закономерно сопровождается изменением представлений человека о себе, своих способностях и слабостях, интенсивным самоопределением и поиском собственного места в профессиональном мире '.
В нашем исследовании мы использовали психосемантический подход, реализующий парадигму «субъектного» подхода к пониманию другого. Применение на практике принципов и методов психосемантики позволит работать не с «выборками» и нормами, не с личностью как носителем объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а курсантом — носителем определенной картины мира, с его системой индивидуальных значений и смыслов.
Здесь следует подчеркнуть именно аспект саморазвития как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни. Как отмечает Л. И. Анцыферова, «Развитие личности — это не то, что с личностью „случается"; личность — это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции конкретного индивида» 2.
В рамках нашего исследования имеет значение также точка зрения Э. Ф. Зеера, который считает, что профессиональное становление — это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определения своего
22
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Гребенников А. Б., Коваленко Е. В., Колесник К. С., Моисеев Н. А. Психосемантический подход...
места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма 3.
О важности применения методик, позволяющих диагностировать ценностно-смысловую характеристику личности, достаточно часто упоминают авторы, исследующие проблему профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Так, М. В. Четверикова, исследуя особенности профессионального самоопределения сотрудников ОВД, приходит к выводу о необходимости внедрения в практику профессионального отбора проективных методик, направленных на определение ценностных ориентаций личности 4.
Под профессиональным развитием на этапе профессиональной подготовки мы понимаем необратимый процесс количественных и качественных изменений личности, активного качественного преобразования курсантом своего внутреннего мира, направленный на реализацию себя в профессии и высокие профессиональные достижения.
Такое понимание сущности профессионального развития позволяет несколько по-иному подходить к оценке качества профессиональной подготовки. При этом наиболее важным является решение вопроса о критериях оценки.
В настоящее время часто используется объективный критерий — соответствие выпускника вуза МВД России разработанным и стандартизированным квалификационным требованиям. Действительно, это очень важный критерий профессионального развития специалиста, но не единственный.
Не менее значимым, на наш взгляд, является учет субъективного критерия профессионального развития, в качестве которого мы рассматриваем профессиональное самосознание.
При изучении процесса профессионального развития с точки зрения субъективного критерия развития следует учитывать, что обобщенный образ типичного профессионала, являясь «стандартизованным вариантом личностного смысла» профессиональной группы и средством категоризации другого человека, может выступать и эталоном, меркой самосознания 5.
Таким образом, в исследовании мы реализуем субъектный подход к изучению профессионального развития сотрудников органов внутренних дел. Это связано прежде всего с тем, что на этапе профессиональной подготовки особое значение имеет самопознание, целью которого является выяснение курсантами возможностей к саморазвитию, а результатом — профессиональный образ «Я». Изучению профессионального образа «Я» (как критерия и содержания профессионального развития) посвящено эмпирическое исследование.
Для изучения системы представлений курсантов о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности нами использовалась семибалльная оценочная решетка методики личностных конструк-
тов Дж. Келли. Выбор методики обусловлен тем, что данная методика, ввиду своей пластичности, позволяет настроить методику на цели исследования, реконструировать индивидуально определенную систему смысловых расчленений, противопоставлений и обобщений, лежащую в основе субъективных оценок, отношений.
Использование методики личностных конструктов Дж. Келли позволяет реализовать парадигму «субъектного» подхода, в рамках которого личность испытуемого рассматривается не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира.
Другим достоинством данной методики является возможность изучения у курсантов системы представлений о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности, максимально приближенной к независимой от исследователя позиции испытуемого. Элементы в репертуарной решетке выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным контекстом. Элементы соответствуют столбцам репертуарной решетки и задают четыре группы представлений курсантов.
Обратимся к анализу полученных результатов. С этой целью были построены семантические пространства образа «Я» курсантов в динамике, по курсам обучения. В нашем исследовании семантическое пространство представляет групповую картину профессионального образа «Я» курсантов в пространстве профессии.
Построению семантических пространств предшествовало проведение факторного анализа. Процедуре факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс-вращением подвергались выборки первого, второго, третьего, четвертого курсов и общая выборка в целом.
По результатам факторизации общей выборки были выявлены два фактора. По первому фактору (47,6% дисперсии) наибольшие нагрузки имеют следующие конструкты: наблюдательный (0,93), опытный (0,93), обладающий широким кругозором (0,89), стрессоустойчивый (0,86), коммуникабельный (0,85), выносливый (0,76), умный (0,73).
Наиболее полярными по этому фактору оказались ролевые позиции: «Идеальный сотрудник ОВД» (1,73), «Я — идеальное» (1,65), «Я как сотрудник ОВД через 10 лет» (1,14), «Я в прошлом» (-1,46), «Потерпевший» (-1,29). Исходя из содержания шкал, имеющих максимальную нагрузку, и характера полярных ролевых позиций мы назвали этот фактор «Профессиональная компетентность».
Второй фактор (46,2% дисперсии) задан следующими конструктами: порядочный (0,94), справедливый (0,94), добрый (0,91), ответственный (0,82), трудолюбивый (0,80), целеустремленный (0,79), уравновешенный (0,74), любящий свою профессию
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
23
Гребенников А. Б., Коваленко Е. В., Колесник К. С., Моисеев Н. А. Психосемантический подход...
3
Ф2
Я в прошлом
Я как личность сегодня
Я как курсант
-2
Типичный курсант
Потерпевший
Свидетель
Хороший курсант
Я — идеальное
Идеальный сотрудник ОВД
0
^Я как сотрудник ОВД сегодня
0
Я как сотрудник ОВД глазами других
Ф1
Я как сотрудник ОВД через 5 лет 2
Я как сотрудник ОВД через 10 лет
Типичный сотрудник ОВД
Обвиняемый
-3 J
Рис. 1. Размещение элементов образа «Я» и ролевых позиций в семантическом пространстве (Ф1, Ф2) личностных качеств (2 курс)
(0,71). Мы назвали этот фактор «Моральная нормативность». Наиболее контрастными по этому фактору являются ролевые позиции: «Я в прошлом» (0,94), «Я» (0,91), «Обвиняемый» (-3,11).
В отличие от общей выборки, в выборке 1 курса выявлен лишь один фактор, в состав которого вошли все конструкты с высокими факторными нагрузками: от «уравновешенный» (0,99) до «опытный» (0,72). Этот фактор представляет собой глобальную склейку 15 шкал одинакового знака, которые в общей выборке относятся к двум, а то и трем разным факторам. Такие результаты указывают на когнитивную простоту представлений о себе и профессии у курсантов 1 курса. Максимально полярными по данному фактору являются ролевые позиции: «Идеальный сотрудник ОВД» (1,34), «Я — идеальное» (1,34), «Обвиняемый» (-2,29). В отличие от остальных выборок, мы назвали данный фактор «Оценка».
Факторные структуры в группе курсантов 2 курса изоморфны структуре общей выборки. Факторы «Профессиональная компетентность» (48,6%) и «Моральная нормативность» (45,5%) объясняют в совокупности 94,1% дисперсии. По результатам факторного анализа мы построили семантическое пространство элементов образа «Я» в пространстве профессии (рис. 1).
Наиболее полярными по фактору «Профессиональная компетентность» оказались ролевые позиции: «Идеальный сотрудник» (1,47), «Я — идеаль-
ное» (1,43), «Я как сотрудник ОВД через 5 лет» (1,31), «Я в прошлом» (-1,43), «Типичный курсант» (-1,25). По фактору «Моральная нормативность» наиболее контрастными являются ролевые позиции: «Я в прошлом» (1,38), «Я как личность сегодня» (1,28), «Обвиняемый» (-2,48).
Семантическая близость образов «Идеальный сотрудник» и «Я — идеальное» подтверждает положения В. Ф. Петренко о единстве средств категоризации себя и других (специалистов, профессионалов) в профессиональной группе. Здесь отметим также близость к «идеальным» представлениям образов «Я как сотрудник ОВД через 5 лет» и «Я как сотрудник ОВД через 10 лет».
Кроме того, анализируя динамику «актуальных» и «будущих» представлений курсантов о себе, можно проследить тенденцию увеличения профессиональной компетенции (Ф1) от «актуальных» к «будущим» представлениям: «Я как сотрудник ОВД сегодня» — (0,21), «Я как сотрудник ОВД через 5 лет» — (1,31). Это свидетельствует о том, что курсанты 2 курса видят перспективу профессионального развития и возможность достижения высоких личностных и профессиональных стандартов.
Также следует отметить, что образ «Я как курсант» занимает промежуточное положение (по профессиональной компетенции) между образами «Я как личность сегодня» и «Я как сотрудник ОВД сегодня».
24
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Гребенников А. Б., Коваленко Е. В., Колесник К. С., Моисеев Н. А. Психосемантический подход...
В представлениях курсантов минимально «компетентными» в профессии являются «Я в прошлом» (-1,43), «Типичный курсант» (-1,25), «Потерпевший» (-1,20), «Я как личность сегодня» (-1,01), а максимально компетентным является идеальный сотрудник ОВД.
Следует остановиться еще на одной тенденции. Если рассмотреть динамику представлений курсантов о себе как профессионале во временной перспективе, то можно обнаружить постепенное снижение самооценки по моральным критериям (Ф2). Так, курсанты 2 курса считают, что через пять-десять лет они станут менее добрыми, справедливыми, честными. Здесь наиболее близким образом является «Типичный сотрудник ОВД» (а не «Идеальный сотрудник ОВД»). То есть, скорее всего, в данном случае мы видим осознание курсантами одного из противоречий в их профессиональном и личностном развитии. Здесь следует отметить, что по результатам исследования Т. В. Мальцевой особенности образовательной среды в вузе МВД России становятся причиной высокого уровня внутриличностной конфликтности, который в несколько раз превышает аналогичные показатели у студентов гражданских вузов 6.
В целом у курсантов 2 курса представления о профессии и себе в профессии становятся более дифференцированными по сравнению с представлениями курсантов 1 курса. На данном курсе у них формируется картина профессионального развития, осознаются некоторые противоречия личностнопрофессионального развития. Для курсантов 2 курса увеличение профессиональной компетентности связано со снижением моральной оценки поведения.
На третьем курсе изменяется размерность семантического пространства, которое определяется уже не двумя, а тремя факторами, объясняющими соответственно 47,7 %, 31,7 и 11,6% дисперсии. То есть на данном курсе увеличивается когнитивная сложность представлений о себе и профессии. Первый фактор представлен «склейкой» конструктов, которые на 2 курсе были дифференцированы по факторам «Профессиональная компетентность» и «Моральная нормативность»: справедливый (0,98), порядочный (0,96), трудолюбивый (0,95), уравновешенный (0,94), умный (0,93). Полярность данного фактора задана оппозицией ролевых позиций «Обвиняемый» (-3,28) и «Потерпевший» (1,06). В целом содержание данного фактора соответствует содержанию фактора «Моральная нормативность» общей выборки. Следует отметить, что на 3 курсе изменяются не только когнитивная сложность представлений, но и изменяется содержание ведущего основания категоризации. Если на 2 курсе это «Профессиональная компетентность», то начиная с 3 курса на первом месте находится «Моральная нормативность»
По второму фактору максимальные нагрузки выявлены по конструктам: стрессоустойчивый (0,92), наблюдательный (0,91), обладающий широким кругозором (0,87), любящий свою профессию (0,86), опытный (0,69). Содержание данного фактора соответ-
ствует фактору «Профессиональная компетентность» общей выборки. Отметим, что, в отличие от 2 курса, где в представлениях курсантов профессионально компетентными были только «Идеальный сотрудник», «Я — идеальное», «Я как субъект деятельности через 5 и 10 лет», на 3 курсе как профессионально компетентного описывают не только субъекта деятельности, но и объекты профессиональной деятельности: свидетеля и обвиняемого. Эти данные, на наш взгляд, говорят о закономерном процессе вхождения в мир профессии, представления о которой становятся ближе к реальной действительности.
Третий фактор образован конструктами с максимальными нагрузками — добрый (0,78) и выносливый (0,75). Максимально полярными по данному фактору являются элементы: «Я — идеальное» (1,4) и «Потерпевший» (-2,78). Этот фактор является частью фактора, который более отчетливо выражен на 4 курсе, мы назвали его «Психологическая устойчивость».
С целью получения целостной, обобщенной картины было построено трехмерное семантическое пространство образа «Я» курсантов 3 курса в пространстве профессии (рис. 2). Для детального анализа мы использовали двухмерные проекции этого пространства (рис. 3, 4, 5).
Анализ трехмерного семантического пространства (рис. 2) показывает максимальную дифференцированность элементов образа «Я» и образов объектов деятельности по фактору «Профессиональная компетентность». При этом наиболее значимым основанием категоризации является фактор «Моральная нормативность».
На 4 курсе по сравнению с предыдущим несколько различаются «идеальные» представления. Так, если на 2 курсе представления об «Я — идеальное» и «Идеальный сотрудник» были практически идентичными, то здесь они различны. При этом «Идеальный сотрудник» описывается более компетентным, справедливым, порядочным. Личностные стандарты на данном этапе профессионализации являются производными от профессиональных, а модель идеального личного будущего обогащается профессиональным содержанием.
Близость образа «Типичный курсант» к образам «Я как личность сегодня» и «Я в прошлом» показывает его принадлежность к личностной составляющей образа «Я» курсантов (см. рис. 2). Следует обратить внимание, что образ «Хороший курсант» расположен рядом с образами «Я как сотрудник ОВД через 5 лет» и «Я как сотрудник ОВД через 10 лет». То есть хороший курсант — это прежде всего субъект будущей профессиональной деятельности, а типичный курсант — личность. Это можно интерпретировать также как понимание курсантами того, что для успешной профессиональной деятельности в ОВД после института недостаточно быть типичным (как все), нужно превышать этот уровень.
Отличия представлений о «типичном» и «хорошем» курсанте хорошо видны в семантическом про-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
25
Гребенников А. Б., Коваленко Е. В., Колесник К. С., Моисеев Н. А. Психосемантический подход...
©
Рис. 2. Размещение элементов образа «Я» и ролевых позиций в семантическом пространстве Ф1, Ф2 и Ф3 личностных качеств (3 курс)
странстве Ф1, Ф3 (см. рис. 5). «Хороший курсант» отличается от типичного курсанта большей степенью развития таких качеств, как порядочность, справедливость, психологическая устойчивость.
Близость образов «Я как сотрудник ОВД сегодня», «Я как сотрудник ОВД глазами других», «Я как курсант», «Типичный сотрудник ОВД» (см. рис. 2-4) указывает на механизм построения актуальных представлений курсантов о себе как субъекте учебно-профессиональной деятельности на основе рефлексии («Я как сотрудник ОВД глазами других»). При этом эталоном является образ «Типичный сотрудник ОВД».
Следует остановиться на описании объектов профессиональной деятельности. Если на 2 курсе обвиняемый, свидетель и потерпевший описывались как профессионально некомпетентные, обладающие низким уровнем моральной нормативности, то на 3 курсе все указанные объекты описываются как профессионально компетентные (см. рис. 4).
При этом обвиняемый описывается как обладающий низким уровнем моральной регуляции поведения и психологической устойчивости (см. рис. 5). Свидетель и потерпевший в представлениях курсантов являются также психологически неустойчивыми (в особенности потерпевший), но, в отличие от обвиняемого, они обладают высоким уровнем моральной нормативности поведения.
Таким образом, анализ семантических пространств курсантов 3 курса показывает максимальную дифференцированность элементов образа «Я» и образов объектов деятельности по фактору «Профессиональная компетентность» при наибольшей значимости основания категоризации — фактора «Моральной нормативности».
Так же, как и на 3 курсе, на 4 курсе факторная структура представлена тремя факторами. Значимость оснований категоризации на данном курсе обучения становятся примерно одинаковой (32,6%, 32,1, 26%) (рис. 6). Первый фактор представлен конструктами: порядочный (0,98), справедливый (0,97), ответственный (0,93), добрый (0,93), любящий свою профессию (0,78). По второму фактору максимальные нагрузки выявлены по конструктам: опытный (0,93), умный (0,88), наблюдательный (0,86), обладающий широким кругозором (0,79), целеустремленный (0,64), трудолюбивый (0,59). Третий фактор представлен конструктами: выносливый (0,9), стрессоустойчивый (0,87), уравновешенный (0,78), коммуникабельный (0,73). Таким образом, на 4 курсе наблюдается четкая дифференциация содержания факторов: фактор 1 — «Моральная нормативность», фактор 2 — «Профессиональная компетентность», фактор 3 — «Психологическая устойчивость».
Как и на 3 курсе, для анализа обобщенной картины профессионального «Я» мы использовали трехмер-
26
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Гребенников А. Б., Коваленко Е. В., Колесник К. С., Моисеев Н. А. Психосемантический подход...
Обвиняемый
пФ2
Я — идеальное
Идеальный сотрудник Свидетель
Рис. 3. Размещение элементов образа «Я» и ролевых позиций в семантическом пространстве Ф1, Ф2 личностных качеств (3 курс).
Я в прошлом
Типичный сотрудник
Я как личность сегодня ® Я как сотрудниа ОВД сегодня®
Я как курсант •
Ф3
Я — идеальное
Идеальный сотрудник ОВД
► Хороший курсант
т в Я как сотрудник ОВД через 10 лет
Типичный курсант
Я как сотрудник О ВД через 5 лет ф2 Я как сотрудник ОВД глазами других •
Обвиняемый
Свидетель
Потерпевший
Рис. 4. Размещение элементов образа «Я» и ролевых позиций в семантическом пространстве Ф2, Ф3 личностных качеств (3 курс).
Рис. 5. Размещение элементов образа «Я» и ролевых позиций в семантическом пространстве Ф1, Ф3 личностных качеств (3 курс)
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
27
Гребенников А. Б., Коваленко Е. В., Колесник К. С., Моисеев Н. А. Психосемантический подход...
Рис. 6. Размещение элементов образа «Я» и ролевых позиций в семантическом пространстве Ф1, Ф2 и ФЗ личностных качеств (4 курс)
ное семантическое пространство образа «Я» курсантов (см. рис. 6), а для более детализированного анализа — двухмерные проекции этого пространства (рис. 7-9).
Анализ семантических пространств курсантов 4 курса показывает усиление процесса дифференциации элементов образа «Я» относительно друг друга, а также относительно образов субъекта профессиональной деятельности (см. рис. 6).
По сравнению с 3 курсом представления об «Я — идеальном» и «Идеальном сотруднике» на 4 курсе мало различаются между собой. К окончанию обучения происходит сближение личностных и профессиональных стандартов. Минимальное расстояние между образами «Я как сотрудник ОВД сегодня», «Я как личность сегодня», «Я в прошлом» (см. рис. 7, 8) также указывает на сближение между собой линий личностного и профессионального развития.
Следует обратить внимание, что на 4 курсе представления курсантов о себе как субъекте профессиональной деятельности в будущем («Я как сотрудник ОВД через 5 лет», «Я как сотрудник ОВД через 10 лет») последовательно приближаются к «идеальным» представлениям. Это означает, что у курсантов появляется уверенность в возможности достижения высокого уровня профессионализма и личностного развития. Для сравнения: на 3 курсе расхождение перспективных и идеальных представлений значительно выше (см. рис. 3-5).
Существенных отличий в описании объектов профессиональной деятельности между 3 и 4 курсом
не отмечается. В целом логика развития профессионального образа «Я» по курсам обучения следующая: «когнитивная простота» представлений о себе как субъекте деятельности на 1 курсе, затем появление и разработка новых «измерений» пространства профессии и себя как субъекта профессиональной деятельности на 2-4 курсах.
При этом первоначально при появления нового основания категоризации (фактора) объекты дифференцируются относительно слабо и лишь на следующих курсах происходит большая поляризация ролевых позиций относительно ранее выделенного фактора.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показывает возможность и целесообразность использования в системе психологического сопровождения профессионального развития сотрудников ОВД идеографически-ориентированных методов психодиагностики, предполагающих реконструкцию и анализ личности человека как особой неповторимой целостности. Это позволяет на практике реализовать субъектный подход, дающий возможность не только описывать уникальные свойства и характеристики человека, но и реконструировать его целостные системы представлений о различных сферах реального мира и о самом себе. 1
1 Абдуллаева М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 86-95.
28
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Гребенников А. Б., Коваленко Е. В., Колесник К. С., Моисеев Н. А. Психосемантический подход...
Обвиняемый
Ф2
Я как сотрудник ОВД через 10 лет^
Я — идеальное
И
Идеальный сотрудни к ОВД
Я как сотрудник ОВД через 5 лет ^
Потерпевший
I I I
Типичный сотрудник ОВДф
Я как курсант
Типичный курсант® ,<О
Я как сотрудник ОВД глазами других
• Свидетель
Ф1
-------Я--------1
Хороший курсант
^Я как сотрудник ОВД сегодня Я как личность сегодня Я в прошлом
Рис. 7. Размещение элементов образа «Я» и ролевых позиций в семантическом пространстве Ф1, Ф2 личностных качеств (3 курс).
Я иаи сотрудник ОВД глазами других ' Хороший Типичный сотрудник ОВД Обвиняемый * Типичный курсант Ф3 Идеальный сотрудник ОВД курсант % ® Я — идеальное Я*ак ^Я как сотрудник ОВД сегодня кФсант ik ф1
Я как сотрудник ОВД через 10 .лет * Я ® Я как оичность сегодня Я в прошлом как сотрудник ОВД через 5 лет • Свидетель • Потерпевший
Рис. 8. Размещение элементов образа «Я» и ролевых позиций в семантическом пространстве Ф1, Ф3 личностных качеств (3 курс)
Рис. 9. Размещение элементов образа «Я» и ролевых позиций в семантическом пространстве Ф1, Ф3 личностных качеств (3 курс)
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
29
Чекулаев М. А. О направлениях личностного развития управленческих способностей руководителей ОВД
2 Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология : учеб. пособие. СПб., 2003. С. 39.
3 Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М., 2003. С. 58.
4 Четверикова М. В. Профессиональное самоопределение сотрудников ОВД: выбор и принятие решений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3(42). С. 35-37.
УДК 159.9.07: 159.9.072
О НАПРАВЛЕНИЯХ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОВД
М. А. Чекулаев
Предложена программа развития управленческих способностей руководителей ОВД, которая может быть использована практическими психологами с целью совершенствования деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: руководители органов внутренних дел, управленческая деятельность, управленческие способности, интеллект, креативность, мотивация, самоактуализация.
Вопросы развития и диагностики управленческих способностей руководителей органов внутренних дел (ОВД) в последние годы неоднократно поднимались отечественными и зарубежными исследователями в области психологии, педагогики и юриспруденции. Предлагались различные подходы к определению содержания и структуры управленческих способностей, многими авторами отмечается сложность и неоднозначность профессиональных функций руководителей, необходимость целеустремленной работы в направлении формирования, совершенствования, диагностики и развития профессионально важных качеств, в том числе управленческих способностей руководства ОВД '. Невзирая на значительное количество исследований содержания управленческой деятельности, до сих пор отсутствует ее целостная и обобщенная характеристика. В научных источниках отмечается, что деятельность руководителя ОВД существенно насыщена эмоциогенными факторами, связанными с противодействием криминальному окружению, конфликтностью в межличностных отношениях, сложными условиями, высокой ответственностью за результаты. Ее сопровождают профессиональные факторы, обусловленные спецификой работы и содержанием их профессиональной роли. Проблема содержания и структуры управленческих способностей руководителей правоохранительных кадров в юридической психологии в настоящее время изучена недостаточно. В большинстве исследований анализируются особенности управления в органах внутренних дел, управленческие способности описываются в терминах профессионально важных или личностных качеств.
Трудности изучения управленческих способностей, по нашему мнению, связаны с тем, что сама
5 Петренко В. Ф. Основы психосемантики : учеб. пособие. М., 1997. 400 с.
6 Мальцева Т. В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2004. 24 с.
изучаемая категория является одной из наиболее сложных в психологии. Исходя из деятельностнофункционального критерия возможно определить несколько категорий управленческих способностей.
Первую можно назвать управленческими характеристиками личности руководителя, которые важны для управленческой деятельности, обусловливают ее успешность, демонстрируют возможности и склонность к управленческой деятельности. В этих характеристиках можно выделить две подгруппы: социальные характеристики (биографические, социальностатусные, культурно-просветительные и т. п.), а также личностные качества руководителя.
Вторую возможно определить как категорию, характеризующую способность человека к успешному выполнению управленческой деятельности, она фактически представляет собой общеорганизационные способности. Она включает в себя индивидуальнопсихологические качества, непосредственно и наиболее значимо влияющие на управленческую деятельность, определяющиеся ее содержанием и требованиями. Эту категорию возможно разделить на две подгруппы: а) общеуправленческие способности, обусловливающие эффективность деятельности в целом; б) локальные (частные) управленческие способности, обеспечивающие эффективное выполнение отдельных функций; решение локальных задач управления 2.
Дополнительные классификационные возможности в исследовании управленческих способностей открывает применение структурно-психологического критерия, в соответствии с которым в основу выделения способностей положена структура психики. Это позволяет выделить третью категорию управленческих способностей, отображающую принятое в психологии распределение способностей на общие и специальные. В соответствии с этим критерием, во-первых, в управленческой деятельности различают проявления общих и специальных способностей, во-вторых, способности структурируются по основным классам психических процессов — когнитивным, регулятивным, коммуникативным. К числу общих способностей, влияющих на успешность управленческой деятельности, относятся интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Специальные способности соотносятся с индивидуальной мерой сформированных отдельных «психических деятельностей», т. е. с мерой развития основных психических процессов; принято говорить о мнемических, мыслительных, перцептивных спо-
30
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)