НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
СКЛЯРЕНКО И.С.
В статье предпринимается попытка представления общения интегрирующей составляющей основных подструктур профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Новизной в статье можно считать предложенную автором структуру ценностей профессионального общения сотрудников ОВД и средства их формирования у курсантов образовательных учреждений МВД РФ.
Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе диалогического общения.
М.М.Бахтин
На сегодня российским правительством принимаются решительные меры по укреплению законности, обеспечению общественной безопасности, соблюдению правопорядка, воспитанию уважения к российским законам, морали и нравственности. В реализации данных мер одна из главных ролей отведена правоохранительным органам. При этом в документах МВД России в числе важнейших целей совершенствования деятельности органов внутренних дел (ОВД) называется формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, ценностно-ориентированной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника ОВД.
Социально-экономические, политические, законодательные перемены в государстве предопределили необходимость подготовки сотрудника правоохранительных органов не только морально устойчивого, но и быстро адаптирующегося к происходящим изменениям, с развитыми коммуникативными и рефлексивными качествами, умеющего работать в команде. В то же время анализ функционального состава профессиональной деятельности сотрудников ОВД показывает, что она на 90% состоит из общения: с противоправными элементами, с гражданами, с коллегами, с другими органами и организациями. По мнению А.Э. Жалинского, едва ли не вся профессиональная деятельность юриста реализуется путем взаимодействия с другими людьми, т.е. в процессе межличностной коммуникации. Это определяет важную роль в успешности профессиональной деятельности работников правоохранительных органов эффективного общения и цивилизованного сотрудничества.
Однако сегодня недостаточный уровень компетенции сотрудников правоохранительных органов в области профессионального общения является существенным препятствием в их работе. Так, по данным социологического опроса 47% опрошенных сотрудников ОВД считают, что в милиции работают люди с низкой культурой общения, 65% считают грубость по отношению к гражданам частым явлением. Большинство сотрудников отмечают неблагоприятный социально-психологический климат в подразделениях, что приводит к падению эффективности труда от 15 до 40%.
In the article the author tries to represent integrative character of the communication structure of basic professional law-enforcement activity substructures. The law-enforcement professional communication values structure and means of their forming among the cadets in the Ministry of Internal Affairs educational institutions suggested by the author can be considered as its novelty.
Особая значимость решения проблемы неквалифицированного общения сотрудников ОВД состоит в том, что в противном случае возникает опасность подрыва репутации правоохранительных органов, и даже достоинства представляемого ими государства. Ошибки же в их профессиональном общении возникают вследствие агрессивного поведения отдельных сотрудников, использования ими негативных стилей общения, сообщения заведомо неверной информации, демонстрации личной заинтересованности в исходе дела, а иногда просто в результате плохого владения русским языком и принятых правил поведения.
Одну из главных причин подобных явлений ученые видят в слабом развитии у сотрудников ОВД ценностно-ориентировочной сферы. Отсюда, повышение качества профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов связывается с формированием и развитием у них системы ценностей профессионального общения.
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов на 90% состоит из общения, и оно имеет главенствующее значение. На наш взгляд в структуре общения профессиональной деятельности можно выделить все 6 подструктур профессиональной деятельности. Если в общепринятом представлении ученых общение рассматривается изолированно, то мы предлагаем рассмотреть общение в каждой подструктуре профессиональной деятельности. Подобный ракурс представляет общение как интегрирующую составляющую всех шести подструктур, и показывает связь каждой подструктуры с общением.
Исходя из особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в каждой подструктуре профессионального общения возникают проблемы, тормозящие процесс общения и в целом правоохранительную деятельность. Нацеливание на решение этих проблем способствует формированию у будущих сотрудников определенных ценностей профессионального общения. Цели приобретают статус ценностей и в свою очередь культивируют коммуникативную компетентность. А.В. Баранников утверждает, что содержание образования может быть представлено в виде совокупности компетенций, определенных образовательным стандартом, а оценкой знаний выпускников становится оценка их компетентности, т.е. овладение необходимыми компетенциями.
Коммуникативные компетенции сотрудников правоохранительных органов определяются как совокупность умений, которые служат для успешного профессионального общения; как подтвержденная способность использовать ноу-хау, умения, квалификации и знания для осуществления профессионального общения в знакомых или новых ситуациях. Данные умения, исходя из структуры общения профессиональной деятельности, предъявляют к сотрудникам ОВД требования относительно развития ряда ценностей профессионального общения. Определяя содержание образования, компетенции определяют и его формы и методы. Для формирования у курсантов ценностей профессионального общения и развития коммуникативных компетенций наиболее целесообразной формой является обучение в малых группах. Рассмотрим некоторые проблемы в трех подструктурах общения сотрудников ОВД и возможные пути их решения.
В основе стилевой подструктуры общения лежит совокупность умений общения сотрудников ОВД, направленных на установление истины, законности и справедливости. Одна из проблем этой подструктуры связана с ролевым характером профессионального общения. Сотрудник органа внутренних дел является носителем вполне определенной социальной роли, которая предполагает наличие широкого круга прав и обязанностей. Социальная роль представителя государственной службы налагает на профессиональное общение сотрудника характеристики регламентированности, вынужденности, ответственности. Но кроме этого сотрудник является еще и носителем разнообразных психологических ролей, которые он должен принимать, чтобы достичь целей профессионального общения. Это ситуативные ролевые позиции, роли «здесь и теперь», ведущего и ведомого, хозяина положения и подчиненной сторо-
ны. Так, например, дежурный следователь на выезде по месту происшествия выступает в роли руководителя оперативной группы, а сотрудник отдела розыска перевоплощается в целях добывания информации.
Решению указанной проблемы будет способствовать формирование у курсантов такой ценности профессионального общения как ролевая мобильность в общении - подвижность личности в общении. Она способствует развитию коммуникативной компетенции - умению личностного ролевого перевоплощения менять образы, которое подразумевает развитие специфических профессиональных способностей: вживаться в образ, представляя себя в качестве другого лица на основе точной его характеристики и ситуаций переживаемых другими людьми; находить нужные речевые конструкты, быть взаимозаменяемым. При использовании малых групп это достигается благодаря возможности перехода курсантов из одной группы в другую, смене лидеров, варьированию составом, количеством и ролями в группах, т.е. использованию в процессе обучения «подвижных» групп. Условия подвижной группы позволяют курсантам исполнять разные функции и роли, заставляют находить контакт, передавать информацию и взаимодействовать с разными товарищами по учебной группе, даже с теми, к которым не испытывают особой симпатии.
Общение в ходе реконструктивной деятельности сотрудников ОВД заключается в воссоздании картины преступления. На практике это зачастую делается совместными усилиями, т.к. следователь, участковый, оперативный сотрудник на первоначальной стадии расследования обладают различной информационной базой по преступлению, которую следует воссоединить. В этой подструктуре общения существует проблема организации постоянного, результативного взаимодействия сотрудников частей, служб, подразделений. Специфичность правоохранительной деятельности заключается как раз в необходимости взаимодействия различных подразделений на всех уровнях системы правопорядка, успех которой напрямую зависит от профессионализма общения.
Эта проблема может быть успешно решена, если у курсантов правоохранительных учреждений будет сформирована такая ценность профессионального общения как дискурсивное мышление в общении. Понятие дискурсивное мышление означает опосредованное прошлым опытом речевое логическое мышление; процесс логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Оно предполагает не просто коллективное решение, а коллективную решенность проблемы, как результат совместной деятельности. Коммуникативной компетенцией на основе дискурсивного мышления в общении является умение решать проблемы в процессе коллективной мыследеятельности, что подразумевает решение задачи, при котором зародившаяся у кого-то из группы идея, мгновенно подхватывается коллегами, анализируется и развивается. Мыследействие многократно повторяется и обрастая информацией образует мыследеятельность, включающую в себя следующие способности: коллективного воссоздания образа по словесным описаниям; коллективного моделирования поведения и прогнозирования событий; групповой рефлексии и находчивости. Дискурсивное мышление в общении в рамках методов организации обучения в малых группах формируется посредством предоставления группам дифференцированных и проблемных заданий. Предлагаемые на выбор задания заставляют курсантов оценивать уровень учебных возможностей каждого члена и группы в целом, что влияет на совместное его выполнение. Выбирая и выполняя задания, группа продвигается от более простых, к более сложным, одновременно усваивая и более сложные формы совместной работы. Проблемный характер заданий усиливает потребность в совместной мыследеятельности.
Общение в ходе поисковой деятельности предполагает поиск и преследование преступников. В этой подструктуре просматривается проблема общения, зависимая от условий экстремального характера деятельности. Деятельность сотрудников ОВД наполнена открытой кон-
фронтацией с правонарушителями, к которой нужно быть постоянно готовым как физически, так психологически и морально. При расследовании преступления уже в самом начале предопределено неравенство противоборствующих сторон. Преимущество преступников состоит во времени, информированности, а значит в инициативе, что позволяет им воздействовать на расследование. Сотрудники находятся в ситуации информационного и временного дефицита. Противодействие заинтересованных лиц превращается в состязание с сотрудниками. Уступка преступнику на начальном этапе расследования может компенсироваться слаженностью в работе, принятием ответственности и разделением ее с коллективом. В силу специфики служебной деятельности личный состав должен быть готовым к взаимозаменяемости своих товарищей.
Решением этой проблемы может стать формирование у курсантов такой ценности профессионального общения как распределение ответственности в общении. Основное ее содержание заключается в осознании персональной ответственности за выполнение коллективной задачи, в результате чего возникает чувство сопричастности к общему делу. Ценность распределение ответственности сродни понятию А.С. Макаренко «ответственная зависимость», которую в учении о коллективе он считал основным фактором развития группы в коллективе. Формирование распределения ответственности в общении ведет к становлению коммуникативной компетенции - умению принимать ответственность и разделять ее с коллективом. Коллектив сотрудников противопоставляет преступнику групповую поддержку, придающую каждому смелость, веру в справедливый успех дела, дисциплинированность и ответственность. Указанная ценность формируется посредством подбора моделей сочетания групповой, индивидуальной и фронтальной работы, что порождает дух соревнования. Фронтальная работа, организуемая вслед за групповой для представления результатов, ведет к тому, что у курсантов возникает непроизвольное желание показать лучшее решение. В группах наблюдается самостимулирование взаимопомощи, азарт подготовки, у курсантов появляется решимость взять ответственность за всю группу на себя. Распределение индивидуальных заданий в группе мобилизует умственные возможности каждого, благодаря сильнейшему желанию оправдать доверие.
Сформированная система ценностей должна быть достаточно устойчивой, поскольку общение сотрудников правоохранительных органов часто происходит в экстремальных ситуациях и сопровождается высоким конфликтным напряжением. Постоянные столкновения с самыми негативными сторонами жизни отрицательно сказываются на служебном взаимодействии. В тоже время, присутствие риска для жизни порождает необходимость чувствовать плечо товарища, готового прийти на помощь.
В связи с этим формирование ценностей профессионального общения у сотрудников правоохранительных органов должно осуществляться уже в процессе их обучения в стенах специализированных учебных заведений МВД России. «Именно в них происходит формирование профессионально-нравственных основ личности сотрудника ОВД. Годы, проведенные в стенах учебных заведений, должны стать школой патриотизма и гражданственности, дисциплины и организованности для каждого выпускника» (из доклада генерал-майора милиции В.Л. Кубышко, 2008). Отсюда актуальным становится моделирование системы обучения в специализированных учебных заведениях МВД, предусматривающей имитацию профессиональных отношений и формирование у курсантов ценностей профессионального общения. В целом ориентация на эффективное профессиональное общение сотрудников ОВД определяет методологические ориентиры для модернизации системы профессионального обучения в специализированных учебных заведениях МВД России.
Библиографический список
1. Дмитриев Ю.А. Пенитенциарная психология /Ю.А.Дмитриев, Б.Б.Казак. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 681 с.
2. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 368 с.
3. Караванов А.А. Краткий курс юридической психологии: учеб. Пособие для студентов вузов юридического профиля. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 329с.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, ценности профессионального общения, адаптивность, ролевая мобильность, эмпатийность, дискурсивное мышление, распределение ответственности.
Keywords: communication competencies, value of the professional communication, adaptability, role mobility, discourse thinking, sympathy, distribution of the responsibility.