УДК 376
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА
СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФИЛЬ - «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»
Зволейко Елена Владимировна,
доцент кафедры специальной психологии, кандидат педагогических наук, доцент Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита, Россия VVovansky@mail. т
В статье обосновывается необходимость и значимость выделения психопрофилактики в качестве самостоятельного направления профессиональной деятельности бакалавра специального
(дефектологического) образования, подготовленного по профилю
«Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», выявлены особенности ведения психопрофилактической работы в специальном образовании. Определены уровни, целевые группы, ведущие направления, а также содержание и основные организационные формы ведения
психопрофилактической работы.
Ключевые слова: бакалавр специального образования; психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии;
психопрофилактика; иерархическая структура дефекта.
PSYCHOLOGICAL PREVENTIVE MAINTENANCE AS DIRECTION TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE BACHELOR SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) FORMATION, PROFILE - «PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT OF THE FORMING THE PERSONS WITH BREACHES IN DEVELOPMENT»
Yelena Zvoleyko,
Department of special Psychology,
Candidate of Science (Pedagogics), associate professor
Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. Chernishevsky, Сhita, Russia VVovansky@mail. ru
In article are shown need and value of the separation of psychological preventive maintenance as independent direction to professional activity of the bachelor of the special (defectological) formation, prepared on profile «Psychological accompaniment of the forming the persons with breaches in development», is revealled particularities of conduct psychological preventive maintenance work in special formation. The certain level, target groups, leading directions, as well as contents and the main organizing forms of conduct of psychological preventive maintenance work.
Keywords: bachelor of the special formation; the psychological accompaniment of the forming the persons with breaches in development; psychological preventive maintenance; hierarchical structure of the defect.
Основными направлениями практической деятельности психолога образования являются психодиагностика, консультирование, коррекционноразвивающая работа, просвещение, психопрофилактика (Дубровина И.В., 2003; Овчарова Р.В., 1993). Из всех перечисленных направлений наименее
разработанным является психопрофилактика, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования [1, с.58]. По мнению В.Э.Пахальян, «психопрофилактика является системообразующим видом деятельности психолога образования, так как именно в образовании существуют оптимальные условия для такой работы», «в конечном счете психолог - это специалист по профилактике неблагополучия в состоянии психического и психологического здоровья, обеспечивающий безопасность развития личности в условиях конкретной среды» [2].
Причина слабой разработанности этого направления - неготовность педагогов и родителей к пониманию ее значимости и необходимости, а также в том, что сами психологи образования затрудняются в определении содержания и организации этого направления деятельности.
Применительно к системе общего образования психопрофилактика определяется как вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства (Дубровина И.В., 2003) [1,с.58]. В специальном образовании это направление деятельности приобретает несколько иной характер, в связи с тем, что психологическая помощь детям с проблемами в развитии существенно отличается от помощи здоровым как по цели, так и по организации и динамике процесса: «необходимо учитывать сложную структуру, специфичность их развития, характер сочетания в картине их состояния биологических и социальных факторов развития, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с заболеванием» (Мамайчук И.И., 2001) [3, с. 39].
Значение психопрофилактики как особого направления деятельности специального психолога основано на положении об иерархической структуре дефекта (Выготский Л.С., 1935). Почти любое неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психическом
развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, его длительности, от наследственной структуры организма, особенностей реагирования ЦНС, а также от социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Эти факторы определяют ведущий (первичный) дефект, который может проявиться в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. Первичный дефект обусловливает вторичные отклонения, структура которых зависит от характера первичного дефекта (например, у детей с недостатками слуха вторично нарушается понимание обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь). Невыявленные вовремя отклонения в развитии не только задерживают темп психического развития, но способствуют формированию третичных - эмоциональных и личностных нарушений у детей. Поэтому важной задачей всех специалистов, работающих с ребенком, является предупреждение возможных вторичных, третичных отклонений в развитии, а профилактика - это не что иное, как совокупность предупреждающих мероприятий.
Необходимость определения содержания психопрофилактики как направления деятельности бакалавра, подготовленного по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», вызвана следующими соображениями:
- разработанное содержание психопрофилактической работы для системы общего образования лишь частично удовлетворяет потребностям в содержании такой работы применительно к детям с отклонениями в развитии. Поскольку работа психолога с детьми, имеющими нарушения в развитии, имеет свою специфику, такую же специфичность должны иметь психопрофилактические мероприятия
- требования к профессиональной подготовленности бакалавра по этому направлению деятельности должны быть сформулированы в терминах
компетенций (поскольку подготовка бакалавров осуществляется в рамках ФГОС ВПО 3 поколения).
Уровни психопрофилактической работы
Целью работы психолога с детьми, имеющими нарушения в развитии, является обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка в образовательной среде (Семаго М.М., 2005) [4, с. 9]. Технология целостного процесса сопровождения проблемного ребенка в образовательном учреждении включает постоянное отслеживание динамики его психического развития, выявление детей группы риска по дезадаптивному состоянию (детей, находящихся в пограничной с дезадаптивной зоне). Таким образом, в образовательном учреждении (классе) могут одновременно находиться дети, не испытывающие трудности в адаптации, дети, попавшие в пограничную с дезадаптивным состоянием зону и дети, находящиеся в зоне дезадаптации:
Континуум степеней адаптируемости ребенка в образовательном учреждении (по Семаго М.М.)
Адаптированный ребенок
При превышении допустимых нагрузок (образовательных воздействий) происходит возникновение дезадаптивных состояний, ребенок переходит в
пограничную зону Пограничная по дезадаптивному состоянию зона Школьная и социальная дезадаптация
С учетом степеней адаптированности-дезадаптированности, можно выделить три уровня психопрофилактики:
1 уровень - первичная профилактика. Психолог работает с детьми, чье развитие и поведение находятся в пределах зоны адаптированности. Он проводит обычную работу, направленную на коррекцию имеющихся у ребенка недостатков развития.
2 уровень - вторичная профилактика. Психолог работает с детьми, чье развитие и поведение уже находятся в пограничной к дезадаптивному состоянию зоне (дети «группы риска»). Задача психолога - преодолеть возникшие трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. На этом уровне, помимо работы с детьми, необходимо активно подключать родителей ребенка и педагогов, взаимодействующих с ним.
3 уровень - третичная профилактика. Психолог работает с детьми, которые находятся в состоянии школьной и (или) социальной дезадаптации (имеют ярко выраженные учебные или поведенческие проблемы). На этом уровне должны быть задействованы все возможности психолого-медико-педагогической поддержки ребенка и его семьи.
Г руппы для психопрофилактической работы
Исследователи детского здоровья и развития выделяют по крайней мере три группы причин, влияющих на состояние адаптации ребенка: особенности развития самого ребенка (тяжесть имеющихся нарушений, их сочетанность, имеющиеся дополнительные нарушения в соматическом, нервно-психическом здоровье), влияние семейной ситуации на развитие ребенка и сочетание негативных школьных воздействий.
Успехи ребенка в школе находятся в прямой зависимости от его общего умственного развития, степени познавательной активности, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, темп деятельности, сформированности общеучебных умений, состояния здоровья. По всем этим и многим другим показателям дети, имеющие нарушения в развитии, отстают от своих нормально развивающихся сверстников, попадают при отсутствии своевременной помощи в неуспевающие, не усваивающие программу обучения, что в конце концов может вызвать дезадаптивные состояния.
Вторая группа причин - влияние семейной ситуации на соматическое и психическое развитие ребенка. Установлено, что в семьях, имеющих
проблемных детей, нередко нарушаются гармоничные отношения членов семьи, родителей с проблемным ребенком. В таких семьях осуществляются неправильные типы воспитания, выявляются параметры неправильного воспитания: непонимание своеобразия личностного развития детей; неприятие детей; несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям детей; негибкость, неравномерность, непоследовательность и несогласованность воспитательных воздействий. Выявляются особенности родительского поведения при взаимодействии с детьми: аффективность, тревожность,
доминантность, неверие в возможности ребенка и пр. (Захаров А.И.) [5, с.102-107]. В деструктивных семьях велика опасность формирования любого из выявленных депривационных синдромов (коммуникативного, эмоционального, деятельностного, речевого, социального) [6, с.65]. Депривационные синдромы являются результатом ограничений в сфере общения, предметной деятельности, речевого развития и с неизбежностью сказываются на психическом и личностном развитии ребенка.
На школьную успешность влияет и так называемый «школьный фактор»: несоответствие требований школы возможностям ребенка. Конкретными причинами могут выступать: требования учителя, не учитывающего
особенностей психического развития ребенка, что приводит к конфликтам и, в результате, к невротизации ребенка, дезадаптации его поведения; требования школьной программы (сложность материала, темп его прохождения, не соответствующие возможностям ребенка и пр.).
Три группы рассмотренных нами причин задают векторы психопрофилактической работы: она должна быть направлена как на самого ребенка, так и на его родителей, а также педагогов, взаимодействующих с ним.
Направления и содержание психологической профилактики
Анализ содержания психопрофилактической работы в массовых школах позволил выделить три направления этой работы: изменение условий
окружающей социальной и школьной среды, работу с педагогами и родителями
и профилактические мероприятия, нацеленные на решение типичных и (или) конкретных проблем учащихся.
1.Изменение условий социальной и школьной среды. Это направление имеет «непрямой», косвенный характер, так как психолог не осуществляет направленных психологических воздействий на ребенка. Именно это направление дает основание выделять психопрофилактику как самостоятельный вид деятельности психолога - работа по созданию (изменению) условий социальной и школьной среды не входит в содержание всех типичных видов деятельности психолога.
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде, которая представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками, школьниками другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. В школьной среде решается несколько задач [7,с.19]: образовательная (социальные, педагогические, материальные характеристики школьной среды задают образовательные возможности ребенка, дают ориентиры в образовании); социализации как процесса усвоения и личностного принятия ребенком определенных норм, правил и требований, предъявляемых ему обществом; психологического, личностного развития (среда выступает и как возможность и как ограничение, так как задает определенные требования к личностным проявлениям ребенка).
Дети с нарушениями развития нуждаются в создании специальных условий для получения образования и личностного развития, без которых невозможно (затруднено) освоение ими общеобразовательных и профессиональных программ. Тем более в таких условиях нуждаются дети с нарушениями развития, обучающиеся в интегрированных классах общеобразовательных школ. К ним относятся:
- создание адаптивной среды в образовательном учреждении -материально-технической, образовательно-воспитательной, предметноразвивающей
- нормативно-правовая обеспеченность интегрированного обучения
- создание вариативных условий для получения образования детьми с нарушениями в развитии (в условиях интегрированного обучения), наличие возможности подобрать подходящий (доступный) вариант
- материально-техническая оснащенность образовательного процесса:
обеспечение необходимых аппаратурно-технических условий,
беспрепятственного доступа в образовательное учреждение
- методическая оснащенность образовательного процесса (наличие вариативных планов и программ, учебников, необходимых дидактических материалов)
- кадровая оснащенность обучения: наличие специально подготовленных или прошедших переподготовку кадров педагогов, работающих в массовых образовательных учреждениях с детьми, имеющими нарушения в развитии
- обеспечение комплексным психолого-педагогическим сопровождением ребенка с нарушениями в развитии на протяжении всего периода его обучения
- наличие системы профориентации и профконсультирования, условий для профессионально-трудовой подготовки (с учетом недостатка развития)
- обеспечение возможности для сдачи ЕГЭ в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья
- включение родителей в образовательно-воспитательный процесс
- организация сотрудничества между специалистами, педагогами и родителями.
В рамках этого направления психолог:
- способен отслеживать соблюдение санитарно-гигиенических условий (соблюдение светового и цветового режима), охранительно-педагогического режима (организацию двигательной активности, отдыха), нормирования
учебных занятий (их содержания, объема, организации) для предупреждения учебных и психологических перегрузок детей
- соблюдает на практике нормы международного и российского законодательства в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, готов к организации мероприятий по их социальной защите, готов выступать посредником между учащимися (их родителями) и различными социальными институтами, способен решать проблемные педагогические и правовые ситуации
- способен создавать благоприятный психологический климат в образовательном учреждении (гармонизировать формы общения между всеми участниками педагогического процесса).
2.Работа с педагогическим коллективом и родителями. Известно, что профилактика становится реальной силой лишь тогда, когда в ее практическом использовании заинтересованы и ее непосредственно осуществляют все заинтересованные стороны - не только психолог, но и учителя, и родители. Если педагог задает большинство параметров и свойств школьной среды, создавая и реализуя концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и пр., то родитель выполняет роль носителя и транслятора социального и культурного опыта, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер (Битянова М.Р.) [7, с.19]. Психолог:
- готов участвовать в работе психолого-педагогического консилиума (в целью - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития, личностных качеств и поведения школьника, для избегания субъективизма в оценке и выработки коллективного понимания сути проблемы ученика)
- готов консультировать учителей по вопросам обеспечения положительного эмоционального фона учащихся в процессе учебной
деятельности; регуляции умственного напряжения, провоцирующего утомление; предотвращения психотравмирующих ситуаций в школе
- способен организовать просвещение педагогов и родителей по вопросам защиты прав ребенка с ограниченными возможностями
- готов организовать консультирование родителей по мерам профилактики психической депривации у детей, по мерам, направленным на оздоровление домашней среды, раннему распознаванию начавшейся болезни; по поводу организации режима дня, рационального воспитания (особенно в периоды возрастных кризов); соблюдения единства требований, предъявляемых ребенку семьей и школой; правильной организации занятости ребенка.
3.Организация мероприятий, нацеленных на решение типичных и (или) конкретных проблем учащихся. Психолог:
1)выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение различных состояний, осложняющих развитие ребенка. К таким особенностям ребенка относятся повышенная возбудимость, гиперактивность, тревожность как особенность личности, ранимость в контактах со средой и пр. Следствием этих особенностей может являться возникновение различных нервно-психических заболеваний (неврозы, реактивные состояния, судорожные реакции). Разнообразные явления «детской нервности» формируются «на основе физиологической незрелости, слабости нервной системы», «все они определяются нарушениями гармонии жизни и деятельности ребенка» [8, с.29], что так характерно для детей с нарушениями развития. Несоответствие школьных требований возможностям ребенка может привести к формированию астенического, церебрастенического, психоорганического синдромов, эмоциональных расстройств, дисгармонии личности.
2)предупреждает возможные осложнения в психическом (физическом) развитии детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень. Такими периодами являются поступление ребенка в школу, переход его из
начальной школы в среднюю. Несформированность в предшкольном возрасте необходимых психологических образований снижает уровень готовности ребенка к школе, в результате нарушается процесс адаптации ребенка к ней. Переход ребенка из начальной школы в среднюю не только меняет жизненный и учебный стереотипы, но и повышает нагрузку на нервную систему и также может привести к нарушению адаптированности. Психолог:
- готов на основе определения негативных личностных особенностей ребенка проводить работу по их смягчению, устранению (совместно с медицинскими работниками)
- готов своевременно выявлять уровень функциональной готовности к школе
- готов содействовать психологической адаптации учащихся на этапах поступления в школу, перехода из начального в среднее звено.
Таким образом, психопрофилактика имеет собственное содержание, поэтому может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности практического психолога образования. Психопрофилактика в специальном образовании имеет свою специфику, определяемую современными представлениями о характере, структуре и содержании основных и специфических закономерностей отклоняющегося развития.
Литература
1. Практическая психология образования / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И.Гуткина и др.; Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Просвещение, 2003. - 480 с.
2. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С.103-113
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. -СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
4. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.
5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
6. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии.
- СПб.: Речь, 2003. - 122 с.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
8. Ушаков Г.К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей -М.: Знание, 1966. - 44 с.
Рецензент:
Клименко Т.К., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского