ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ (ГЭМБАИНГА) У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Минякина Ю. В.
В современном мире становится все более актуальной проблема возникновения новых форм психической патологии, обусловленных масштабными социальными переменами или применением современных технологий.
Компьютеры и информационные системы находят применение во всех новых областях человеческой практики, оказывая воздействие на психические процессы и трансформируя не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом.
С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми, среди которых могут наблюдаться и лица с нарушением интеллекта.
Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых.
Таким образом, сегодня проблема профилактики игровых аддикций является актуальным, однако недостаточно изученным направлением в психологической науке.
В науке существует достаточно широкая область знания, которая изучает так называемое отклоняющееся (девиантное, от лат.-ёеу1аИо - отклонение) поведение человека, то есть такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, когда поступки, деятельность человека отличаются от нормального, обычного, общепринятого или не соответствуют нормам, принятым обществом, членом которого он является.
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» выделяется подгруппа так называемого ад-диктивного поведения (зависимое поведение). Это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.
Екатеринбург
Аддиктивное поведение (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских) один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Аддиктивное поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь, имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции, одним из более распространенных в реальной жизни (помимо психоактивных веществ, алкоголя, пищи, религии, секса) является игра.
Игромания, игровая зависимость или патологический гэмблинг - этими терминами называют психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм. При этом наблюдается чёткая картина формирующейся зависимости, при которой индивид практически не может самостоятельно справиться с этим.
В самостоятельное заболевание, зависимость от игры - гэмблинг, игромания, - была выделена совсем недавно (по МКБ-10 -Б 63.0 Патологическое влечение к азартным играм). Сейчас к ней относятся так же, как и к другим зависимостям - алкоголизму, наркомании.
Согласно американскому диагностическому и статистическому руководству по классификации психических расстройств Б8М-3-И(1987), основной чертой патологического гэмблинга является хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных играх и участие в азартных играх, которое компрометирует, разрушает или повреждает личные, семейные или профессиональные интересы.
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделяют ряд причин, вызывающих возникновение
аддиктивного поведения, среди них: неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты: недостаточную опеку, непостоянство и непрогнозируемость отношений, чрезмерную требовательность, сочетаемую с жестокостью, установки на престижность. Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях.
Кроме того, существует ряд особенностей подросткового возраста, которые способствуют возникновению девиантного поведения.
Кризис периода взросления - перестройка внутреннего переживания, которая коренится в изменении того, что определяет отношение подростка к среде. Суть кризиса состоит в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения тех людей, которые значимы для подростка). При этом происходит объединение прошлого опыта, способностей и выборов.
Если подросток во время кризиса окажется неспособным к идентификации, то возникает путаница ролей и трудности в эмоциональных отношениях с людьми, в социальной и профессиональной сферах.
Кризис периода взросления может стать причиной возникновения различных форм отклоняющегося поведения.
Таким образом, азартными играми увлекаются прежде всего подростки, развитие которых можно классифицировать как неблагополучное. В известном смысле само увлечение азартными играми может служить признаком личного неблагополучия, и поэтому оно не должно оставаться без внимания педагогов и родителей. Такое увлечение присуще тем подросткам, которые не могут самоутвердиться в других видах деятельности (учебной, спорте, общении со своими близкими и друзьями). Чаще всего проблема самоутверждения возникает не только из-за отсутствия соответствующих способностей, но и из-за конфликтных отношений с педагогами и одноклассниками или неблагоприятных семейных отношений.
Такие учащиеся испытывают дефицит положительных эмоций, лишены признания ровесников. Склонность к игре представляет собой своего рода инфантильную реакцию на неуспех в основной - учебной и общественной
- деятельности, способ компенсировать неудачи в других сферах жизни.
Эксперимент по профилактике игровой
зависимости у умственно отсталых подростков проводился среди учащихся шестого и девятого классов специальной (коррекционной) школы VIII вида № 118 г.Екатеринбурга. Эксперимент состоял из двух этапов: 1. Диагностика признаков игровой зависимости; 2. Применение программы профилактики игровой зависимости к умственно отсталым подросткам.
В эксперименте приняли участие 20 человек, среди них: шестой класс: 5 девочек, 5 мальчиков; девятый класс: 5 девочек, 5 мальчиков. Все испытуемые имеют диагноз легкая умственная отсталость.
Данные, полученные в ходе диагностики свидетельствуют о том, что, во-первых, яркие проявления признаков игровой зависимости (положительное отношение к компьютерным играм; увлеченность компьютерными играми; увеличение количества времени, проводимого за играми; пренебрежение сном из-за игр; получение удовольствия от процесса игры; использование компьютерных игр для ухода от проблем реальной жизни; возникновение проблем во взаимоотношениях с близкими людьми; жертвование временем, ранее проводимым с семьей, друзьями ради игры в компьютер; структуризация психической деятельности вокруг мыслей об игре: постоянная настроенность на участие в игре, частые обсуждения компьютерных игр с друзьями; раздражительность при невозможности участвовать в игре; трудности при попытке закончить (прервать) игру) более характерны для мальчиков, чем для девочек; во-вторых, проявления признаков компьютерной зависимости имеют свои особенности в зависимости от возраста, а именно: заинтересованность компьютерными играми проявляется сильнее у старших подростков, нежели у младших.
Следующим этапом эксперимента было составление концепции программы профилактики игровой зависимости у умственно отсталых подростков.
Задачи программы:
Сформировать у подростков технику независимой игры; привить санитарногигиенические требования использования компьютера; расширить спектр досуговых мероприятий подростков.
Форма организации и проведения профилактической работы по программе:
Программа предполагает проведение психолого-педагогических мероприятий во время учебного процесса.
Контингент учащихся:
Данная профилактическая программа
применяется к подросткам (12-13 лет), имеющим легкую форму умственной отсталости.
Продолжительность работы по программе:
Данная профилактическая программа рассчитана на один учебный год.
В зависимости от выбора основных объектов профилактического воздействия, можно выделить следующие направления работы по профилактике компьютерной зависимости у подростков с умственной отсталостью: работа с семьей; работа непосредственно с подростками; работа с педагогами.
Рассмотрим основные аспекты профилактической работы в перечисленных направлениях.
Работа с семьей.
Общая_________________информационно-
просветительская работа с родителями и заменяющими их лицами.
Это направление работы предполагает проведение лекций по проблеме влияния семейного воспитания на формирование предпосылок к игровой зависимости.
Индивидуальное консультирование по вопросу воспитания детей и проблемам, связанным с игровой зависимостью.
Консультативная деятельность педагога и психолога образовательного учреждения в профилактике игровой зависимости ограничена рамками его профессиональной компетенции и реализуется, как правило, в форме рекомендаций по вопросам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей.
Работа с подростками.
Анкетирование.
Входит в диагностический этап проведения профилактики. Анкетирование необходимо для получения информации об интересах и увлечениях подростков, об их семейных отношениях, а также об отношениях со сверстниками.
Проведение актив-лекций.
Используются на информационнопросветительском этапе. Цель данных лекций
- дать информацию о возможном вреде при злоупотреблении игрой в компьютер.
Проведение тематических игр.
Данный вид деятельности активизирует мыслительную деятельность подростков. Способствует эффективному усвоению материала.
Работа с педагогами.
Работа по профилактике игровой зависимости на уровне школы предполагает:
Общая_________________информационно-
просветительская работа с педагогами.
Это направление работы предполагает проведение лекций по проблеме игровой зависимости у подростков.
Просмотр видео материалов по теме. Также используется на информационно-просветительском этапе, с целью наглядного представления информации по теме игровая зависимость.
Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических технологий.
То есть внедрение таких технологий, которые бы обеспечивали формирование и развитие у воспитанников ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от игры в компьютер.
Расширение спектра досуговых мероприятий.
Имеется в виду - наличие в школе кружков, спортивных секций и т.д., а также -проведение различных экскурсий.
Таким образом, нами была разработана и частично применена на практике концепция программы профилактики игровой зависимости у подростков с легкой умственной отсталостью.
В связи с недостаточным количеством времени, нам не удалось провести все профилактические мероприятия. Однако, проанализировав проведенную работу, можно говорить о том, что данная программа подходит для использования ее при работе с умственно отсталыми подростками.
Литература
1. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психоло-
гия отклоняющегося поведения) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
2. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей
и подростков [Текст]/ Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.
3. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у
подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция [Текст]: учеб. пособие / В.Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. - Мн.: Авер-сэв, 2004. - 207 с.
4. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе
[Текст] / Ц.П. Короленко, Т. А. Донских. -Новосибирск: Наука, 1990. - 193 с.
5. Котляров, А.В. Другие наркотики, или Homo
Addictus: человек зависимый [Текст] / А.В. Котляров. - М.: Психотерапия, 2006. - 480 с.
6. Психология зависимости [Текст]: хрестома-
тия/ сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2005.- 592 с.
© Ю. В. Минякина, 2008