Научная статья на тему 'Предпосылки формирования игровой зависимости у студентов педагогов-психологов'

Предпосылки формирования игровой зависимости у студентов педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
628
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / ADDICTION / ХИМИЧЕСКАЯ И НЕХИМИЧЕСКАЯ АДДИКЦИИ / CHEMICAL AND NON-CHEMICAL ADDICTIONS / ИГРОМАНИЯ / ГЭМБЛИНГ / GAMBLING / ЛУДОМАНИЯ / GAMES / LUDOMANIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ооржак Лариса Николаевна, Фрокол Анна Семеновна

В статье представлены данные исследования предпосылок формирования игровой зависимости у студентов педагогов-психологов. Выявлено, что незначительная часть студентов имеют предпосылки развития игровой зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ооржак Лариса Николаевна, Фрокол Анна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE GROUNDS FJR FORMING THE PLAY DEPENDENCE OF PEDAGOGUE- PSYCHOLOGIST STUDENTS

The article presents the research facts of the grounds for forming the play dependence pedagogue-psychologist students. It is revealed that a small percentage of students have the grounds for play development.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования игровой зависимости у студентов педагогов-психологов»

УДК 159.9.07

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

ОоржакЛ.Н., ФроколА.С.

Тувинский государственный университет, Кызыл

PRE GROUNDS FJR FORMING THE PLAY DEPENDENCE OF PEDAGOGUE- PSYCHOLOGIST STUDENTS

Oorzhak L., Frokol A.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье представлены данные исследования предпосылок формирования игровой зависимости у студентов педагогов-психологов. Выявлено, что незначительная часть студентов имеют предпосылки развития игровой зависимости.

Ключевые слова: аддикция, химическая и нехимическая аддикции, игромания, лудомания, гэмблинг.

The article presents the research facts of the grounds for forming the play dependence pedagogue-psychologist students. It is revealed that a small percentage of students have the grounds for play development.

Key words: addiction, chemical and nonchemical addictions, games, ludomania, gambling.

В последнее время в научных кругах широко обсуждается способность личности к преодолению деформаций своего развития. Наиболее остро данная проблема проявляется в период интенсивного личностного развития в подростковом и юношеском возрасте на фоне процесса самоопределения и самореализации.

Выделено достаточно много видов отклоняющего поведения, но одним из наименее исследованных является игровая аддикция (гэмблинг, лудомания). Ее последствия весьма негативны: игровая аддикция, прогрессируя, приводит к деформации личности, рушатся социальные связи, множатся долги, развиваются психические заболевания, появляются мысли о суициде. Особая опасность заключается в том, что на данном этапе развития науки причины психологической зависимости от азартных игр изучены недостаточно, поэтому зачастую игроки, пройдя курс реабилитации, вновь «срываются» и начинают играть. Следовательно, самый оптимальный способ борьбы с проблемой - профилактика. Субъектами профилактики девиации выступают социальные работники, педагогики и психологи. Таким образом, вызывает интерес исследование осведомленности обигровой аддикции у будущих специалистов, которые в дальнейшем планируют работать с детьми, подростками и юношами, и будут осуществлять превентивные меры в этом направлении. Поэтому к ним предъявляется особое требование - самим не быть склонными к аддикциям.

В научной литературе, в качестве синонимичных, используются следующие понятия: игровая аддикция, игромания, гэмблинг, лудомания [1, 3, 4]. Следует рассмотреть данные понятия, с целью уточнения, их семантического содержания.

Мнение современных ученых сводится к тому, что аддиктивное поведение (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность) - одна из форм отклоняющегося (девиантного) поведения. Выражается в двух вариантах: химической и нехимической зависимости.

К химическим аддикциям относится злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ), изменяющими психическое состояние человека до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости. Химическая аддикция связана с формированием стремления к уходу от реальности, которое происходит из-за искусственного изменения субъектом своего психического состояния путем приема ПАВ (алкоголь, наркотики, токсические вещества).

Нехимическая аддикция выражается в сосредоточенности на некоторых видах деятельности, что сопровождается сильными, субъективно приятными эмоциональными переживаниями. Виды нехимических аддикций: экстремизм, религиозный фанатизм, сексуальные аддикции, трудоголизм, лудомания и т.д. [4, 5, 6].

Несмотря на столь различные виды аддиктивного поведения, у всех лиц, склонных к нему, имеются единые психологические особенности:

- рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов;

- снижение переносимости трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций выражается в постоянном желании «встряхнуться», испытать яркие впечатления;

- скрытый комплекс неполноценности, подавляемый с гиперкомпенсаторной реакцией и сочетающийся с внешне проявляемым превосходством [5].

Лудомания (от латинского1Ыш - игра) или игромания - это игровая зависимость или патологический гэмблинг. В США и Западной Европе игроманию называют «зависимостью без наркотиков». Данным термином называют психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм. Американская психиатрическая ассоциация внесла игроманию в список психических заболеваний наравне с алкоголизмом и наркоманией. Основным признаком лудомании является постоянно повторяющееся участие человека в азартной игре.

Анализ психологических исследований, посвященных данной проблеме [1-6], позволяет сделать вывод о том, что патологически зависимый игрок находится в состоянии константного внутриличностного конфликта: с одной стороны, он испытывает непреодолимое влечение к азартным играм, возбуждение, радость от выигрышей, с другой - осуждение близкого окружения, разочарование в результате проигрышей, чувство вины и т. д. Эти противоречия находят свое выражение в амбивалентности установок по отношению к игре. Внутренние противоречия потенциально обладают как созидательной, так и разрушительной силой, все зависит от умения справляться с ними.

Конструктивно преодоленное противоречие - один из механизмов гармонизации личностного развития. Для того чтобы это произошло, необходимо иметь адекватную самооценку и оценку сложности существующих проблем, что требует наличия рефлексивных навыков, а также обладания навыками управления эмоциями. Как показал анализ литературы, патологические игроки обладают

неадекватной самооценкой, а также не умеют справляться со своими негативными переживаниями [1]. При этом длительно неразрешимое психологическое противоречие в своем развитии проходит три стадии:

• сначала нарушается психологическое равновесие внутреннего мира личности;

• затем противоречия приводят к осложнению, затруднению основных видов деятельности, проекции психологического дискомфорта на учебу, общение с окружающими, возникновению внутриличностного конфликта;

• на последней стадии человек не способен выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис) [2].

Отметим, что динамика возникновения описанных осложнений соответствует проблемам, появляющимся у игроманов в процессе развития патологической зависимости от азартных игр [3, 4].

Некоторые исследователи-медики считают, что игромания - не болезнь, и заразиться от другого человека и заболеть ею невозможно. В соответствии с моделями диагностики и лечения психических, а также поведенческих расстройств в изолированном виде, как первичное нарушение, эти расстройства практически не встречаются. Чаще всего они проявляются как симптомы расстройства влечений при других заболеваниях - аффективных, органических, личностных, поэтому в данном случае актуальной является дополнительная диагностика [6].

Лудомания, так же как и психопатия, находится в области подсознательного, она не лечится медикаментозно, является хронической болезнью. Можно смело сказать, что игромания может передаваться при общении, в тот момент, когда игроки склоняются к азартной игре. Создаваемая в России инфраструктура игрового бизнеса предопределяет вовлечение широких слоев населения с различным социальным статусом, возрастом, степенью личностного развития. Результат может быть самым плачевным - человек остается без средств к существованию, происходит процесс психологической и социальной дезадаптации, чреватый тем, что уводит человека от социально значимой деятельности и провоцирует суицидальное и криминальное поведение.

Существует мнение, что лудоманы - это ограниченные, несерьезные, склонные к легкой наживе, алчные люди. Однако это совершенно неверное мнение. Игроманами могут быть достаточно энергичные, жизнерадостные, талантливые, стремящиеся к успеху личности. Для них игра - это легкий способ ухода от проблем, именно таким образом они расслабляются, испытывая позитивные эмоции после трудового рабочего дня. В данную «группу риска» могут попасть юристы, преподаватели, военнослужащие, студенты и школьники, научные сотрудники.

Почему один человек попадает в зависимость от азартной игры, а другой нет?

В людях генетически заложены потребность в риске, страсти. Она вызывает синдром дефицита удовлетворенности. Избавиться от него пытаются различными средствами: алкоголем, наркотиками, азартными играми. Главная цель - уход от поиска решений реальных проблем. Лудомании подвержены люди, страдающие психическими расстройствами. У 80% игроков «расстройством влечения» страдали кровные родственники старших поколений. Следует учесть, что все азартные игры построены с учетом не физиологии, а человеческой психологии [2].

Поведенческая диспозиция формируется в детстве. Те, кто не наигрался в позитивные игры в детском и юношеском возрасте, кого недолюбили, недопоняли, о

ком не позаботились, в ком не закрепили с детства уверенность в себе - это будущие лудоманы. Играя с ребенком в детстве, мы помогаем ему раскрыть и развить свои природные способности, усвоить общепринятые правила взаимоотношений между людьми, ощутить эмоции, связанные с достижением успеха.

Причины, побуждающие ребенка играть - это любопытство и потребность активно действовать. Именно по этой причине игроманам постоянно чего-то не хватает, возможно, ярких ощущений, особенных эмоционально окрашенных острых переживаний, которые вызывают тот или иной позитивный процесс игры.

Без игры лудоманы испытывают внутренний дискомфорт, угнетенность, апатию, безразличие, пребывают в состоянии стресса. Только вернувшись к процессу игры, к любимому своему занятию, они его снимают. Эти люди могут быть готовы на все ради того, чтоб вернуться в значимое для него состояние, даже пойти на преступление.

Человек может стать жертвой лудомании в момент кризисной ситуации. В данную категорию лиц попадают люди экстремальных профессий -военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов (особенно тот, кто вернулся из зон боевых действий), спасатели, профессиональные спортсмены. Если успел создать для себя запасные варианты до момента кризиса, он будет чувствовать себя в безопасности. В противном случае он окажется в психологическом ваакуме.

Исследователи выделяют три стадии развития игровой зависимости: выигрыша (вовлечение в процесс азартной игры); проигрыша (происходит замена мотиваций); отчаяния (желание взять реванш в игре становится единственной целью в жизни).

Нет ни лекарств, ни средств, которые смогли бы повлиять на поступки человека, приостановить его тягу и пристрастие к игре. Именно по этой причине мы должны успеть распознать игрока на начальной стадии зависимости, так как потом помощь практически не понадобится, любые усилия будут сведены к нулю. Противодействия зависимости от игры пока не найдено. Основной опасностью и негативными последствиями азартных игр является нравственная и духовная деградация людей [5].

На базе Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета (г. Кызыл) в период с октября 2013 по январь 2014 года проводилось исследование представлений студентов об игромании. Были охвачены студенты 5-го, 4-го, 3-го курсов - будущие педагоги-психологи (53 человека). Исследование проводилось с помощью авторской анкеты, состоящей из 14 вопросов. После проведения анкетирования проводилась профилактическая беседа.

В ходе проведенного исследования было установлено, что процент играющих и неиграющих в азартные игры студентов значительно отличается, значительное количество респондентов не подвержены игровой зависимости. Но есть те, кто попал в «группу риска» по причине большого количества времени проводимого за азартными играми. В то же время они отмечают опасность такого времяпровождения, но их сложно переубедить. Они понимают реальную опасность азартных игр, однако остановиться не могут и не желают. Данные полученные при исследовании представлены в таблице №1.

Представления студентов об игромании

2014/4 Таблица 1

№ Вопросы Результаты в %

1 Что такое аддикция? 78%

2 Какие бывают аддикции? 10,4%

3 Знаете ли Вы что такое игромания? 8,1%

4 Как Вы относитесь к азартным играм? 22,6% положительно

5 Как Вы относитесь к компьютерным играм? 86,1% положительно

6 В какие игры Вы играете: азартные или компьютерные? компьютерные - 91,7%, азартные - 8,3%.

7 Как часто Вы играете? ежедневно 68%

8 Сколько времени проводите за игрой? 2 часа в компьютерные игры, 3,5 часа в азартные

9 Осуждаете ли Вы людей играющих в азартные игры? 95,6% осуждают

10 Можете ли Вы на день отказаться от азартных 99,3% - могут отказаться от

игр? игры

11 Можете ли Вы на день отказаться от 68% в состоянии отказаться

компьютерных игр? от игры

12 Что ощущаете во время игры? позитивные эмоции - 43%, эйфорию -3,5%, нейтральное состояние - 53,5%

13 Что Вы ощущаете после игры? опустошение - 4,7%, стыд, раскаяние - 0,9%, нейтральное состояние -94,4%

14 Как Вы считаете, какие виды деятельности учеба - 27%, общение с

могут заменить склонность к азартным и компьютерным играм? друзьями - 45%, работа -11%, домашние дела - 17%

По результатам проведенного исследования выяснилось, что информация у студентов об аддикциях неполная. О термине «аддикция» знают 78% студентов. Лишь 10,4% студентов знают какие аддикции выделяются. Незначительное количество респондентов правильно определили понятие игромании, и отметили как один из видов зависимости (8,1%).

22,6% опрошенных к азартным играм относятся абсолютно нормально, а к компьютерным - 86,1%.

Большинство студентов играют в компьютерные игры - 91,7%, в азартные -

8,3%.

Ежедневно играют в компьютерные игры в среднем по 2 часа, а в азартные игры примерно по 3,5 часа. 95,6% из числа опрошенных осуждают пристрастие к азартным играм.

Возможная приверженность к азартным играм наблюдается у 0,7% студентов (эти студенты отметили, что не могут отказаться от участия в азартных играх даже на один день). Испытывают пристрастие к компьютерным играм 68% студентов (отметили свою неспособность отказаться от компьютерных игр даже на один день).

Позитивные эмоции при игре испытывают 43%, эйфорию - 3,5%, нейтральное эмоциональное состояние - 53,5% студентов. После игры ощущают: опустошение 4,7%, чувство стыда и раскаяния, что не удержался - 0,9%, нейтральное состояние -94,4%. Студенты отметили, что игры можно заменить такими видами деятельности как: учеба - 27%, общение с друзьями - 45%, работа - 11%, домашние дела - 17%.

Существенную роль в предупреждении и борьбе с лудоманией играет не только школа, вуз, но и семья, где родители заинтересованы тем, чем занят ребенок в свободное время, и чем можно его заинтересовать, и конечно же воспитательный пример самих родителей. Каждый ребенок, подросток, студент должен быть занят полезным делом. Нерациональность распределения своего времени, ненасыщенность ситуациями, незаполненность дня, вакуум - все это в совокупности порождает желание насытить себя эмоциями, в том числе получить их в игровой деятельности.

В целях профилактики различных форм девиантного поведения несовершеннолетних и студенческой молодежи необходим комплекс мер, включающий в себя: беседы, лекции, консультации с разъяснением опасности и вреда пристрастия к азартным играм, психологические тренинги, специальные методики психологической адаптирующей коррекции (для профилактики неврозов различного генеза, депрессий, суицидов). Однако эффективное оказание психотерапевтической и психологической помощи лицам, попавшим в зависимость от азартных игр, возможно, полагаем мы, только при всестороннем, детальном исследовании лудомании.

Библиографический список

1. Минякина Ю.В. Психопрофилактика игровой зависимости (гэмблинга) у детей с умственной отсталостью / Ю.В. Минякина // Специальное образование, 2008. № 10. С. 52 - 54.

2. Панов С.Л. Игорный бизнес и девиантное поведение несовершеннолетних / С.Л. Панов, Е.В. Никульченкова // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2006. № 3. С. 94 - 95.

3. Репринцева Е.А. Эволюция современной игровой культуры молодежи / Е.А. Репринцева // Общество. Среда. Развитие, 2007. № 1. С. 49 - 70.

4. Антилогова Л.Н. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов / Л.Н.Антилогова, Д.В. Лазаренко // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014. №2. С.40 - 43.

5. Неяскина Ю.Ю. Психологические особенности лиц, склонных к игровой зависимости (эмпирическое исследование особенностей образа «Я» у мужчин с психологическим пристрастием к азартным играм) / Ю.Ю. Неяскина, А.М. Нуждина // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, 2007. №2. С. 15-30.

6. Лебедев И.Б. Кибернетическая лудомания - новая область психологических исследований криминальной агрессии подростков / И.Б. Лебедев, Т.П. Филатова // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013. №1. С. 55 - 59.

Bibliograflcheskij spisok

1. Minyakina YU.V. Psikhoprofilaktika igrovoj zavisimosti (gemblinga) u detej s umstvennoj otstalostyu / YU.V. Minyakina // Spetsialnoe obrazovanie, 2008. 10. S. 52 - 54.

2. Panov S.L. Igornyj biznes i deviantnoe povedenie nesovershennoletnikh / S.L. Panov, E.V. Nikulchenkova // Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh, 2006. 3. S. 94 - 95.

3. Reprintseva E.A. Evolyutsiya sovremennoj igrovoj kultury molodezhi / E.A. Reprintseva // Obschestvo. Sreda. Razvitie, 2007. 1. S. 49 - 70.

4. Antilogova L.N. Psikhologicheskie osobennosti addiktivnogo povedeniya studentov / L.N.Antilogova, D.V. Lazarenko // Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh, 2014. 2. S. 40 -43.

5. Neyaskina YU.YU. Psikhologicheskie osobennosti lits, sklonnykh k igrovoj zavisimosti (empiricheskoe issledovanie osobennostej obraza "YA" u muzhchin s psikhologicheskim pristrastiem k azartnym igram) / YU.YU. Neyaskina, A.M. Nuzhdina // Vestnik KRAUNTS. gumanitarnye nauki, 2007. 2. S. 15-30.

6. Lebedev I.B. Kiberneticheskaya ludomaniya - novaya oblast psikhologicheskikh issledovanij kriminalnoj agressii podrostkov / I.B. Lebedev, T.P. Filatova // Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh, 2013. 1. S. 55 - 59.

Ооржак Лариса Николаевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики развития личности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: indishka26@mail.ru.

Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики развития личности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: frokolr@ramblerl.ru.

Oorzhak Larisa - Candidate of Psychology, senior lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology of personality development of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail:_indishka26@mail.ru.

Frokol Anna - senior lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy of personality development of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: frokolr@ramblerl.ru.

УДК 37(571.51)+370+371

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (на примере образовательных учреждений Республики Тыва)

Дамба Н. Ч., Ховалыг Н.Н.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

PROBLEMS OF CONTINUITY IN EDUCATION AND POSSIBLE

SOLUTIONS

(for example, educational institutions of the Republic of Tuva)

Damba N., Khovalyg N.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье раскрыты актуальные проблемы и возможные пути решения преемственности между дошкольным и начальным звеном образования, начальной и средней школы, между школой и вузом, средним и высшим учебными заведениями (на примере образовательных учреждений Республики Тыва).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: преемственность, образовательные учреждения, дошкольное образование, начальное образование, средняя школа, высшее учебное заведение, среднее учебное заведение.

The article deals with the current problems and possible solutions of continuity between preschool and primary element of education, primary and secondary schools, between school and university, secondary and higher education institutions (by the example of education institutions of Republic of Tuva).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.