ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2012 №4(5), С 98-101
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК 004.358:004.9
ПСИХОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ОПЕРАТОРОВ РУЧНОЙ ДУГОВОЙ СВАРКИ
© 2012 г. Б.П. Грузинцев*, А.В. Сас**
* Исследовательский центр подготовки и аттестации рабочих кадров «Профессионал», Москва.
** Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва;
Исследовательский центр подготовки и аттестации рабочих кадров «Профессионал», Москва.
Поступила в редакцию 29.10.2012 г.
Статья посвящена вопросам психопедагогики при подготовке высококвалифицированных операторов ручной дуговой сварки. Показано, что применение тренажеров позволяет существенно сократить затраты и сроки подготовки операторов при их использовании с учетом элементов прикладной психопедагогики. В противном случае эффект от применения тренажеров может быть отрицательным.
Ключевые слова: психопедагогика, профессиональный отбор, элементы мастерства, технические средства обучения, информационная модель, основы самообучения.
Основой современных методов подготовки операторов высокой квалификации [1, 2] является психология и педагогика (психопедагогика). В авиации активное использование психопедагогики при подготовке операторов началось с появлением сверхзвуковых самолетов, для управления которыми потребовалось умение быстро принимать решения при большом объеме зрительной и слуховой информации, то есть потребовалось умение оперативно выделять и использовать необходимую для управления информацию [3].
Опыт подготовки летчиков [3, 4] показал, что наиболее эффективны при обучении психопедагогические приемы с использованием тренажеров. При этом на начальной стадии обучения применяются простые модели тренажеров, в которых ограничен объем зрительной и слуховой информации. После каждой стадии обучения проводится профессиональный отбор, а психопедагогические приемы на каждой стадии обновляются.
Оператором, при управлении самолетом, используется информационная модель, которая отражает скорость самолета, его наклон, курс и высоту полета, состояние двигателя и т.д. В других областях техники [5,6] применяются иные информационные модели, и соответственно другие психопедагогические приемы.
В программах подготовки сварщиков вопросы психопедагогики не учитываются [7]. Так, например, в программе начального профессионального образования определено только то, что должен знать и уметь сварщик [8]. Однако не указано, из каких элементов складывается необходимое умение и как эти элементы формировать. В тоже время каждый учебный мастер, исходя из собственного практического опыта, интуитивно использует некоторые элементы психопедагогики. Поэтому сварщики, даже научившись выполнять ряд технологических сварочных операций и получив начальную квалификацию, в большинстве своем не могут объяснить, как и с помощью каких действий им удается выполнять эти операции. Некоторые высококвалифицированные сварщики (согласно анкетных данных) утверждают, что
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2012
корректировку своих действий производят интуитивно.
Таким образом, при существующей системе начального обучения предпосылки дальнейшего повышения мастерства не формируются. Рост квалификации происходит случайным образом методом проб и ошибок при накоплении опыта практической работы только у наиболее способных к данному виду деятельности. Именно этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что высшей квалификации достигают через 6-9 и более лет [7] только немногие из получивших начальное профессиональное образование в ПТУ и в учебных центрах на предприятиях сварщики.
Для разработки психопедагогических приемов практической подготовки операторов ручной дуговой сварки (РДС) нами было проведено исследование условий формирования информационной модели у сварщиков при начальном обучении. Сварщики высокой квалификации ведут управление процессом по натуральной информационной модели. Опрос [9] показал, что они используют зрительную информацию о длине дуги, траектории шва, наличие шлака в сварочной ванне и др. (всего шесть параметров в различных сочетаниях), звуковую информацию, а также проприорецептивную информацию (мышечные ощущения). Исследование синтезированной модели взаимодействия оператора с технологическим процессом показало, что длительная качественная работа оператора на уровне высокой квалификации возможна только при наличии у оператора устойчивых моторных навыков скорости перемещения электрода вдоль стыка и скорости его подачи. Эти навыки также являются основой формирования в памяти операторов эталонов по зрительной и слуховой информации состояния технологического процесса. Кроме этого, указанные навыки позволяют высококвалифицированным сварщикам вести управление технологическим процессом по натуральной информационной модели. Таким образом, при подготовке сварщиков необходимо сформировать вышеуказанные профессиональные навыки управления процессом при сварке различных технологических конструкций в различных пространственных положениях.
В силу специфики реальной технологии РДС сформировать у новичков устойчивые навыки управления по натуральной модели представляет большие трудности из за следующих причин: высокой температуры дуги; разбрызгивания расплавленного металла; ограниченности операционного поля; утяжеленной спецодежды; наличия защитной маски или щитка и многих других факторов. Кроме того, в реальном процессе профессиональные навыки могут выполняться различными группами мышц с разной скоростью и в различных сочетаниях. Поэтому при обучении на реальном процессе сварки освоить сложные профессиональные навыки для большинства начинающих, учитывая вышеуказанные факторы, является проблемой. Опыт подготовки операторов [10, 11] показывает, что снизить влияние сбивающих (отвлекающих) факторов и успешно использовать психопедагогические приемы обучения удается с использованием технических средств обучения (тренажеров).
При подготовке операторов РДС важное значение имеет формирование у них умения правильно использовать поступающую от процесса информацию. Тренажер обеспечивает возможность дозировать зрительную и слуховую информацию необходимую для формирования автоматических профессиональных навыков. Основную роль в успехе обучаемого играет умение мастера довести до понимания занимающегося предельные возможности зрительного и слухового анализаторов, значение профессиональных моторных навыков. Поэтому учебный мастер должен уметь определять дозировку упражнений для каждого занимающегося, очередность выполняемых упражнений по сложности, а также моменты перехода к поверке усвоения этих упражнений на реальном процессе.
Известно, что двигательные навыки у каждого занимающегося формируются
100
ГРУЗИНЦЕВ и др.
индивидуально в зависимости от характеристик оперативной и долговременной памяти [1]. Передача информации из оперативной памяти в долговременную у каждого происходит с разной скоростью, что и определяет временной прогресс квалификации. Это обязательно должен знать учебный мастер для того, чтобы правильно подбирать количество необходимых упражнений.
Опыт показал, что начинать формирование двигательного навыка целесообразно при использовании простого тренажера, в котором условный стык [12, 13] представляет световую линию шириной от 3 до 5 мм, а ошибка положения электрода относительно условного стыка фиксируется слуховым анализатором по звуковому сигналу. Это позволило большинству занимающихся осмысленно (творчески) подходить к освоению двигательных навыков уже на первой стадии обучения. Следует отметить, что выполнение упражнений на тренажерах сочеталось выполнением подобных упражнений на реальном процессе (РДС). Затем, в зависимости от успехов в освоении конкретного упражнения на реальном процессе, осуществлялся переход к выполнению более сложного упражнения на тренажере. В дальнейшем цикл тренажер - реальный процесс повторялся.
Такой подход позволил ориентировочно определять потенциальные способности каждого занимающегося к дальнейшему росту квалификации. Было установлено [7], что из прошедших первую стадию обучения только 30-35% оказались способны выполнять практические работы на уровне 3-4-го разрядов. При обучении и профессиональном отборе на следующих стадиях целесообразно по выше описанной схеме использовать более сложные тренажеры [14].
Наша практика использования тренажеров показывает, что даже незначительная передозировка количества однотипных упражнений отрицательно влияет на формирование навыка в реальном процессе. Соблюдение дозировки упражнений для каждого обучающегося (в зависимости от его способностей) полностью зависит от квалификации учебного мастера. Поэтому для подготовки электросварщиков с использованием технических средств обучения необходима подготовка учебных мастеров по новой программе. По этой программе учебный мастер должен, кроме знания вышеуказанных психических свойств операторов (оперативная и долговременная, зрительная и слуховая память и т.д. [1]), должен уметь: располагать обучающихся к творческому труду, в том числе формировать у них мотивацию к занятиям; определять текущую индивидуальную работоспособность (как на реальном процессе, так и на тренажерах); определять устойчивость внимания и причины нервно-психических напряжений каждого занимающегося. Также учебный мастер в обязательном порядке должен уметь контролировать свое эмоциональное состояние, а для усиления мотивации к занятиям, желательно, чтобы у мастера имелись образцы изделий, сваренные высококвалифицированными операторами.
Резюме: Использование тренажеров при подготовке операторов РДС позволяет существенно повысить эффективность подготовки высококвалифицированных электросварщиков, однако, для этого необходимо, чтобы процесс обучения базировался на элементах прикладной психопедагогики. В противном случае эффект от использования тренажеров может быть отрицательным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З.А.
Решетова. - М. : Издательство МГУ, 1985. - 208 с.
2. Стоунс, Э. Психопедагогика (психологическая теория и практика обучения) [Текст] / Э.
Стоунс. - М. : Педагогика, 1984. - 472 с.
3. Меньшов, А.И. Человек в системе управления летательными аппаратами [Текст] / А.И. Меньшов. - М. : Машиностроение, 1976. - 192 с.
4. Ошибки пилота: человеческий фактор [Текст] / пер. с англ. А.С. Щеброва. - М. : Транспорт, 1986. - 262 с.
5. Малашинин, И.И. Тренажеры для операторов АЭС [Текст] / И.И. Малышкин ; И.И. Сидорова.
- М. : Атомиздат, 1979. - 143 с.
6. Береговой, Г.Т. Деятельность космонавтов в полете и повышение ее эффективности [Текст] / Г.Т. Береговой ; Л.С. Хачатурьянц. - М. : Машиностроение, 1981. - 264 с.
7. Сас, А.В. Модельное представление деятельности оператора при ручной дуговой сварке [Текст] / А.В. Сас ; Б.П. Грузинцев ; В.А. Парахин // Труды МВТУ. - 1985. - №234. - С. 4151.
8. Симоненков, В.В. Сварочные работы при изготовлении строительных конструкций [Текст] / В.В. Симоненков. - М. : Стройиздат, 1990. - 239 с.
9. Стеклов, О.И. Оценка качества регулирования дуговой сварки по модели контура «зрительный анализатор - моторный выход» [Текст] / О.И. Стеклов ; А.В. Сас ; Б.П. Грузинцев. - М. : МИНГ им. И.М. Губкина, 1989. - С. 14-20.
10. Шукшунов, В.Е. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов [Текст] / В.Е. Шукшунов. - М. : Машиностроение, 1986. -240 с.
11. Боднер, В.А. Авиационные тренажеры [Текст] / В.А. Боднер ; Р.А. Закиров ; И.И. Смирнова. -М. : Машиностроение, 1978. - 192 с.
12. Сас, А.В. Повышение эффективности управления при механической и ручной сварке [Текст] / А.В. Сас // Сварочное производство. - 1996. - №9. - С. 27-29.
13. Сас, А.В. Информационно-измерительные системы в управлении сварочным производством
[Текст] / А.В. Сас ; А.В. Чернов. - Новочеркасск: Известия ВУЗов. - Машиностроение, 2008.
- 147 с.
14. Сас, А.В. Мультимедийный тренажер для ручной дуговой сварки [Текст] / А.В. Сас ; В.В. Кривин ; И.О. Ишигов ; В.А. Толстов // Сварочное производство. - 2010. - №5. - С. 57-59.
Psycho-pedagogical principles training highly skilled operators of manual
arc welding
B. P. Gruzintsev*, A. V. Sas**
* Research center of training and personnel attestation «Professional», Partijny bystr., Moscow, Russia 113093,
e-mail: [email protected]
** Gubkin Russian State University of Oil and Gas, 65/1 Leninsky avenue, Moscow, Russia 119991; Research center of training and personnel attestation «Professional», Partijny bystr., Moscow, Russia 113093.
e-mail: [email protected]
Abstract - This article says about application of psycho-pedagogy in the process of training highly skilled operators of manual arc welding. It is shown that the use of simulators permit to reduce significantly the cost and timing of operators training if their using includes the elements of applied psycho-pedagogy. Otherwise, the effect of simulators usage can be negative.
Keywords: psycho-pedagogy, professional selection, skill elements, technical means of training, information model, basics of self-learning.