подходы к исследованию, структура и диагностика // Вестник Южно-Уральского государственного университета. -Вып. 15. - 2011 - №42 (259). - С. 111-114.
УДК 15.81.57 Д.М. Чумакова
Курганский государственный университет
психометрический подход
к религиозности личности
Аннотация. Модели религиозности личности в парадигме психометрического подхода. Сравнительный анализ моделей. Компоненты религиозности личности. Взаимосвязи компонентов.
Ключевые слова: религиозность личности, структура религиозности.
D.M. Chumakova Kurgan State University
psychometric approach to the personal religiosity
Abstract. The article examines the models of personal religiosity in psychometric approach. The paper gives the comparative analysis of different models. The work defines the components of personal religiosity and describes the correlations between components.
Keywords: personal religiosity, structure of religiosity.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений исследования религиозности личности является подход, в рамках которого религиозность рассматривается как структура, образованная совокупностью черт личности, установок, особенностями мировоззрения и поведения. Религиозность в рамках данного подхода операционализируется в индикаторах, доступных наблюдению и измерению с помощью психологических тестов. Первоначально религиозность рассматривалась как одномерная величина. Вскоре Г. Олпорт выдвинул идею различных типов религиозности в зависимости от характера мотивации. С этих позиций религиозность может быть внешней и внутренней. Причем продвижение в данном направлении привело исследователей к выводу, что внешняя и внутренняя религиозности являются не столько двумя полюсами одного континуума, сколько двумя независимыми измерениями.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК МНОГОМЕРНАЯ ВЕЛИЧИНА
Дальнейшая эволюция взглядов в рамках этого подхода привела к пониманию религиозности как многополярной величины. Различные авторы выделяют разное количество измерений религи-
100-
озности. В основе многомерного подхода к пониманию структуры религиозности личности лежит модель религиозности, предложенная Р. Варланд, Г. Деянг, Дж.Фалкнер. Согласно этой модели религиозность представляет собой совокупность показателей по следующим параметрам: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение, религиозные моральные принципы, религиозные знания, религиозные социальные нормы.
В настоящее время для выделения параметров религиозности используется факторный анализ, но предпосылки разделения религиозности личности на факторы возникли значительно раньше. Ф. Хугель выделял три элемента в структуре религии: 1 Традиционный, или исторический элемент, который в значительной степени формируется в детские годы. Также немаловажную роль в становлении этого элемента религии играют чувства и воображение. 2 Рациональный, или системный элемент, который возникает с появлением способности к рефлексии, поиску аргументов и абстрактному мышлению. 3 Интуитивный, или волевой элемент. Данный элемент говорит о внутренней зрелости личности и согласованности внутренних побуждений и поведения.
Джемс Пратт разработал четырехкомпо-нентную модель религиозности, взяв за основу концепцию, предложенную Ф. Хугель. Первые два элемента - традиционный и рациональный -Д. Пратт оставил без изменений. Интуитивный элемент он разделил на мистический и практический (моральный). И Ф. Хугель, и Д. Пратт отмечают, что в каждом конкретном случае один из элементов религиозности может быть выражен наиболее ярко и даже находиться в конфликте с другими элементами, при этом сохраняя с ними фундаментальную связь. Еще одним представителем многомерного (мультидисциплинарного) подхода к религиозности является Ч. Глок. Совместно с Р. Старком при помощи факторного анализа он выделил в структуре религиозности личности пять гомогенных элементов или измерений: 1 Идеологический (измерение веры). 2 Ритуальный (религиозные практики). 3 Интелектуальный (религиозные знания, содержание верований). 4 Эмпирический (религиозные чувства, религиозный опыт). 5 Косвенный, или последовательный, который отражает эффекты влияния религиозности личности на другие стороны жизни.
В исследованиях этих авторов эмпирический и косвенный элементы тесно связаны с мистическим и практическим элементами, которые выделял Д. Пратт. Данные измерения имеют различный вес в структуре религиозности личности. С точки зрения рассматриваемых авторов центральным в структуре религиозности является идеологическое измерение. Название идеологического измерения не вполне соответствует содержанию фактора. Речь идет не столько об идеологии, сколько об интимных субъективных убеждениях, знач и мы х д л я в е р у ю щих лю_д е й . П о с_л е_д у ю щие
Вестник КГУ, 2015. № 2
исследования Ч. Глока и Р. Старка показали, что идеологическое измерение является ядром религиозности личности и во многом определяет четыре остальных измерения. Данный вывод подтвердился и в исследовании Р. Клайтона и Дж. Гладдена, которые отмечают, что идеологическое измерение первично в структуре религиозности, а следование религиозным ритуалам, религиозная интерпретация опыта, религиозные знания и моральное измерение носят вторичный характер. Развитие психологических исследований в русле факторной модели религиозности личности, содержащей пять измерений, приводит к рассмотрению взаимосвязи категорий социального взаимодействия и религиозности. Как отмечает А. Вергот, связь с божественным, лежащая в основе религиозности личности, реализуется в символической системе, к которой относятся, в частности, религиозные ритуалы. Символическая система репрезентируется в эмоциональной сфере личности и способствует тем самым расширению религиозного опыта. Религиозный опыт личности, увязанный с элементами ее эмоциональной сферы, продуцирует правила поведения в рамках социального взаимодействия. Религиозное измерение личности по своей сути, с точки зрения А. Вергота, является измерением социального взаимодействия. Конечно, в данном случае речь идет о социальном взаимодействии определенного типа. В системе этого социального взаимодействия существенную роль играет ре-ципрокное взаимодействие личности с конечной инстанцией, которая в ряде религий имеет в том числе личностное воплощение. Структура такого типа социального взаимодействия, которое можно назвать религиозным, показана, в частности, в исследовании Г. Веркруис. На эмпирическом уровне структура религиозности личности исследована в работах Д.М. Чумаковой [4].
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД
К РЕЛИГИОЗНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Первостепенной задачей корреляционного подхода в психологии религии является разработка точных и надежных способов диагностики религиозности личности. Исследования религиозного опыта и поведения нуждаются в первую очередь в конкретных определениях этих проявлений. Это означает, что исследователь должен точно определить методы, которые будут использоваться им в работе. Поскольку религиозность личности может варьироваться, эти методы должны носить количественный характер и быть стандартизированными. Такие методы позволяют получить баллы, имеющие статистически значимые корреляции с рядом других переменных. Изучение, поиск взаимосвязей между личностными характеристиками, установками, моделями поведения и религиозностью - это вторая основная задача подобного рода исследований.
Для из м е ре н ия рел и ги оз н о сти личности и с-
следователи прибегают к оценке следующих параметров. Является ли человек членом какой-либо религиозной организации? Регулярно ли он посещает религиозные службы? Находятся ли в его доме картины религиозного содержания, иконы? Как часто он читает религиозно ориентированную литературу? Читает ли он молитву перед приемом пищи? Совершает ли другие религиозные ритуалы? В поисках ответов на эти вопросы мы получаем некоторые представления о степени религиозности личности, которые необходимо уточнять и систематизировать. Для научного исследования эти индикаторы религиозности являются сырыми, независимо от того, насколько внимательно было произведено наблюдение.
Проявление активности в религиозной организации не обязательно является следствием проявления религиозной веры. Такое поведение может быть обусловлено стремлением к установлению дружеских или деловых контактов или выражением социально-экономических позиций. Находящиеся в доме предметы религиозного культа не обязательно наделены сакральным смыслом для его обитателей, они могут служить лишь как предметы интерьера или, к примеру, являются памятными сувенирами. Религиозные книги и журналы могут оказаться ни разу не прочитанными подарками. Впрочем и отсутствие подобного рода индикаторов невозможно трактовать однозначно: некоторые глубоко верующие люди не проявляют внешних признаков своей религиозности. Однако психологи религии используют эти сырые показатели, поскольку они доступны измерению. Многие исследователи религиозности личности ищут более точные методы ее оценки. Они признают поверхностность измерения исключительно внешних проявлений религиозности и стремятся разработать опросники, позволяющие выразить в количественных переменных не только поведенческие проявления человека, но и его убеждения, позиции, взгляды и верования, не являющиеся столь же очевидными. Владея достаточно точными методами диагностики религиозности личности, психологи имеют возможность решать основную задачу психологии религии: выявить и проанализировать корреляции между психологическими, социальными особенностями личности и ее религиозностью.
В дальнейших исследованиях было обнаружено, что измерения религиозной ориентации, взятые из модели религиозности Ч. Глока, отражают основные паттерны поведения верующего человека, шаблоны отношения к возрасту, полу, образованию, социально-экономическому статусу. Вероятная представленность религиозности личности в родительских отношениях вытекает из работ Р.В. Овчаровой [1]. Связь религиозности личности и социального взаимодействия в семье можно предположить исходя из работ М.В. Чумакова [2]. Эти предположения наш-л и эм п и рич еское п одтвержде н и е в работах
'101
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 7
Д.М. Чумаковой [3].
Психологические исследования показали, что существуют различные формы религиозности. Формальное следование религиозным ритуалам имеет тенденцию отрицательно коррелировать с религиозностью. Высокие корреляции наблюдаются между религиозностью и фундаментализмом. Тем не менее, можно говорить о двух формах религиозности. Одной из таких форм является проявление внешних признаков религиозности, таких как следование ритуалам, обрядам, конфессиональным предписаниям. В нашей культуре такое поведение часто рассматривается как признак истинной веры. К другой категории относятся люди, чья вера исходит «от сердца». Их мировоззрение пронизано религиозной верой, без которой все религиозные ритуалы, по их мнению, лишены смысла. Легкость, с которой можно исследовать религиозность людей, относящихся к первой категории, склонила ученых взять в фокус внимания исключительно их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На операциональном уровне религиозность включает определенное мировоззрение, ценностные ориентации, установки, мотивы, а также конкретные поведенческие проявления. Религиозность личности может быть осмыслена и измерена с позиций психометрического подхода. Мы понимаем, что данный подход, реализуемый в нашем исследовании, несколько ограничивает возможности столь сложного предмета, как религиозность личности. С другой стороны, данный подход вносит в исследование необходимую точность и позволяет накапливать эмпирические данные. Религиозность не является некоторой однородной и неделимой данностью. Существуют индивидуальные различия в степени религиозности личности и в качественных особенностях этой религиозности. С позиций психометрического подхода на операциональном уровне религиозность личности понимается как совокупность следующих измерений: измерение веры, измерение опыта, поведенческое измерение, измерение морали, социальное измерение и измерение религиозного знания. Для реализации психометрического, корреляционного подхода к исследованию религиозности необходимо более тщательно рассмотреть переменную религиозности личности, место религиозности в структуре личностных особенностей.
Список литературы
1 Овчарова Р. В. Психология родительства : учебное пособие для студентов вузов. - М.: Academia, 2008. - 368 с.
2 Чумаков М. В. Личностные особенности супругов и психологические характеристики современной семьи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Психология». - 2012. - Вып. 17. - №19 (278). - С.30-37.
3 Чумакова Д. М. Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей // Вестник ЮжноУральского государственного университета -
Вып. 10. - 2010. - №27 (203). - С. 100-103.
4 Чумакова Д. М. Религиозность личности: основные
подходы к исследованию, структура и диагностика // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Вып. 15. - 2011. - №42 (259). - С. 111-114.
УДК 159.9.07 П.М. Басимова
Российский государственный социальный университет
синергетический взгляд на виды толерантности
Аннотация. В статье рассмотрены и кратко интерпретированы сильные связи между видами толерантности. Это только нелинейные связи (сильных линейных связей не обнаружено), что приводит к выводу о необходимости нелинейной статистики и синергетической методологии в исследованиях феномена толерантности.
Ключевые слова: виды толерантности, зависимость, нелинейный, максимум, сравнительная весомость, коэффициент силы связи, кварты.
P.M. Basimova
Russian State Social University
synergetic look at the types of tolerance
Abstract. The article discusses and gives a brief interpretation of strong links between types of tolerance. Those are only nonlinear relationships (strong linear relationships were not found). This suggests that nonlinear statistics and synergetic methodology are necessary in studying the phenomenon of tolerance.
Keywords: types of tolerance, dependence, nonlinear, maximum, comparative weightiness, connection strength factor, quarters.
Описание сложного невозможно без представления о нелинейности и современных нелинейных моделей. В условиях современного мира линейное мышление, до сих пор доминирующее в некоторых областях науки, становится принципиально недостаточным и даже опасным в нелинейной сложной реальности [21]. «Нелинейность» - фундаментальный концептуальный узел новой парадигмы, в том числе, и психологического исследования [8; 9].
Используя авторский подход (М.М. Басимов) к понятию статистической связи (нелинейной, линейной) в психологических исследованиях, который реализуется через применение обобщенного варианта метода множественного сравнения [1, 20] для квантильных разбиений данных (объектов) по каждому измеряемому параметру, можно отказаться от предварительного выдвижения гипотезы о форме зависимости (линейная или какой-то кон-
102
Вестник КГУ, 2015. № 2