УДК 159.964.227 ББК Ю957 + Э
DOI: 10.14529/psy180315
КОНФЛИКТ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
М.В. Чумаков
Курганский государственный университет, г. Курган, Россия
Эмпирически анализируется и подтверждается взаимосвязь реакций человека на конфликт и некоторых сторон религиозности, доступных для измерения при помощи психологических тестов.
Ключевые слова: религиозность, конфликт, корреляционная связь.
Актуальность
Анализ результатов современных исследований по проблемам психологии религии показывает, что религиозность личности влияет на поведение человека в группе и диаде. В общественном сознании религиозность нередко связывают с конфликтами. Однако высказываемые мнения по данному вопросу различны и часто не аргументированы. В психологической литературе недостаточно публикаций эмпирических данных о взаимосвязи религиозности личности и способах поведения в ситуации конфликта. Вышеизложенное делает актуальным исследование, направленное на установление взаимосвязей между религиозностью и типами поведения в конфликте.
Цель исследования: изучение взаимосвязи различных параметров религиозности личности и типов поведения в конфликтной ситуации.
Выборка исследования составляет 71 человек, в том числе 16 мужчин и 55 женщин, средний возраст 27 лет.
Методы исследования:
1. Тест для многомерного определения религиозности личности De Jong, Faulkner, Warland, переведенный на русский язык и психометрически адаптированная по отношению к русскоязычной выборке Д.М. Чумаковой (2015). Тест опирается на теоретическую модель Ч. Глока и Р. Старка и включает следующие параметры или измерения:
• знание содержания базовых религиозных текстов;
• социальные установки, вытекающие из соответствующей религиозной доктрины;
• моральные постулаты религии, которыми руководствуется испытуемый;
• реализуемость религиозных установок в поведении;
• наличие религиозного опыта;
• согласие на основе веры с основными постулатами религии.
Религиозность личности в этой методике рассматривается как величина, обобщающая все рассмотренные измерения, на диагностику каждого из которых направлена соответствующая шкала теста. В интерпретации результатов можно рассматривать как религиозность в целом, так и отдельные ее грани. Религиозность оценивается количественно и выражает положение человека в континууме между полюсами минимально и максимально выраженной религиозности. Индикаторы религиозности, применяемые в тесте De Jong, Faulkner, Warland касаются поведенческих особенностей и отношений, доступных для фиксации при помощи самонаблюдения.
Обобщение представлений об индикаторах теста общей религиозности личности показывает, что человек с высокой религиозностью разделяет христианское мировоззрение и моральный кодекс христианства, верит в существование Бога, в жизнь после смерти, и в то, что молитва является обращением человека к Богу и т. д. Кроме того, он имеет религиозный опыт, делает пожертвования церкви, регулярно посещает церковь и читает Библию для удовлетворения религиозных нужд, обладает знанием религиозных текстов и разделяет взгляды представителей церкви на организацию общественной жизни. В отличие от этого, человек с низкой религиозностью не разделяет постулаты христианской веры, не имеет религиозного опыта, не является воцер-ковленным и не посещает церковь, не признает молитву как форму связи с Богом, не чита-
Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2018. Т. 11, № 3. С. 123-126
Краткие сообщения
ет Библию и не знает религиозных текстов. Такой человек не придерживается взглядов на организацию общественной жизни и морального кодекса христианства.
2. Шкала религиозного фундаментализма в адаптации М.В. Чумакова, направленная на исследование уровня ортодоксальности и категоричности религиозных убеждений. Понятие религиозного фундаментализма, заложенное в шкалу, предполагает установку верующего на невозможность критиковать или либерально толковать тексты, относимые к священным, и на необходимость строго следовать идеологическим постулатам веры. Испытуемые с высокими значениями по шкале предпочитают старые религиозные традиции и отрицательно относятся к изменениям, являются приверженцами одной религии, считают ее единственно правильной и не допускают, что другие религиозные системы тоже могут быть по-своему правы. Кроме того, они полагают, что нужно активно отстаивать религиозные позиции. В отличие от этого, испытуемые с низкими значения по шкале религиозного фундаментализма более толерантны в религиозных убеждениях и считают, что истина содержится в различных религиозных и философских системах. Они в меньшей степени склонны к активным действиям по отстаиванию религиозных убеждений.
3. Опросник «Диагностика ведущего типа реагирования» М.М. Кашапова, И.А. Караче-вой (2005), предназначенный для определения предпочитаемого испытуемым способа реагирования в ситуациях социального взаимодействия с партнером, связанных с совместным решением проблемы. Некоторые задаваемые в тесте ситуации связаны с напряжением, вызванным неверным решением или обвинением, давлением со стороны партнера по общению. С помощью опросника диагностируется выраженность таких типов реагирования, как агрессия, уход и решение. Интерпретация результатов тестирования позволяет выделить девять стилей реагирования по сочетанию характеристик всех этих трех типов реагирования.. В описываемом исследовании рассматривалась выраженность агрессии, ухода и решения без типологизации их сочетаний.
По мнению авторов методики, реагирование по агрессивному типу предполагает отрицательные эмоции по отношению к партнеру по взаимодействию, стремление доминировать в ситуации и подчинять других участни-
ков взаимодействия. При этом возможны грубость, обвинения и принуждение в отношении партнеров. Реагирование через уход предполагает стратегию избегания конфликта и потенциальных противоречий в ситуациях социального взаимодействия. Реагирование, направленное на оптимальное разрешение ситуации предполагает готовность учитывать не только свою точку зрения, но и точки зрения партнеров и оппонентов. Такое стремление понять причины конфликтной ситуации и выявить пути ее решения, выгодные или, по крайней мере, взаимоприемлемые для различных сторон.
Результаты исследования
В исследовании обнаружены положительные корреляции общей религиозности личности и агрессивного типа реагирования, устанавливаемого с помощью методики М.М. Кашапова и И.А. Карачевой (0,23), а также связь показателей стратегии решения ситуации и религиозности (0,20). Полученные данные не дают оснований делать однозначный вывод о том, что для религиозных людей характерно реагирование по агрессивному типу. Использование общего показателя религиозности без ее дифференциации по типам позволяет лишь предполагать, что существует тип религиозности, который действительно связан с агрессивным типом реагирования на конфликтную ситуацию. Некоторые разновидности проявлений религиозности личности в пространстве теста общей религиозности могут быть обнаружены через шкалы опросника, отражающие различные измерения религии.
Установлено, что шкалы опросника коррелируют с преобладающим типом реагирования неоднородно.
Положительную корреляцию (впрочем, не достигающую высокого уровня значимости) значений общего балла по религиозности личности и агрессивного типа реагирования дают измерение веры (0,22) и измерение опыта (0,19). Показатели по этим же шкалам имеют слабую положительную корреляцию со шкалой ухода (0,11 и 0,18 соответственно). Шкала измерения опыта имеет положительную корреляцию со стратегией решения (0,12). Характерно, что показатели по шкалам измерения морали, социального измерения, измерения религиозной практики и измерения религиозного знания не обнаруживают связи с
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology.
2018, vol. 11, no. 3, pp. 123-126
Чумаков М.В.
Конфликт и религиозность личности: эмпирический анализ
агрессивным типом реагирования в конфликтной ситуации. В то же время, измерение религиозной практики положительно коррелирует на среднем значимом уровне с решением как типом реагирования (0,31) и слабо положительно коррелирует со стратегией ухода (0,15). Измерение морали отрицательно коррелирует со стратегией ухода (-0,23). Показатели по шкале знаний в религиозной сфере имеют невысокую положительную корреляцию со стратегией ухода, а данные по шкале, отражающей социальное измерение, обнаруживает положительные корреляции с данными по шкалам ухода (0,23) и решения (0,14).
Анализ полученных межшкальных корреляций показывает, что существуют различные грани религиозности, связанные с различными типами реагирования на конфликтную ситуацию. Показатель по шкале религиозного фундаментализма на статистически значимом уровне положительно коррелирует с общим баллом по шкале религиозности личности. Другими словами, увеличение значений показателя по шкале общей религиозности сопровождается ростом показателя по шкале фундаментализма.
В исследовании обнаружены положительные корреляционные связи шкалы религиозного фундаментализма и агрессивного типа реагирования и отрицательные корреля-
ции балльных значений по шкале фундаментализма и реагирования уходом и решением, однако эти связи не достигают статистической значимости и интерпретируются как тенденция, требующая дальнейшего изучения.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что связи различных параметров религиозности и стратегий поведения в конфликтной ситуации могут быть раскрыты при помощи описанного в статье инструментария. Взаимосвязи, обнаруженные в исследовании, неоднородны и отражают многогранность конструкта религиозности личности.
Выводы
Связи различных параметров религиозности и стратегий поведения в конфликтной ситуации могут быть раскрыты при помощи предложенного в статье инструментария. Взаимосвязи, обнаруженные в исследовании, неоднородны и отражают многогранность конструкта религиозности личности.
Литература
1. Кашапов, М.М. Основы конфликтологии / М.М. Кашапов. - Ярославль, 2006. - 116 с.
2. Чумакова, Д.М. Эмпирическое исследование религиозности в структуре личностных качеств / Д.М. Чумакова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». - 2015. - № 4 (34). -С. 132-135.
Чумаков Михаил Владиславович, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития и возрастной психологии, Курганский государственный университет (Курган), [email protected]
Поступила в редакцию 5 июля 2018 г
Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2018. Т. 11, № 3. С. 123-126
Краткие сообщения
DOI: 10.14529/psy180315
CONFLICT AND RELIGIOUSNESS OF PERSONALITY: EMPIRIC ANALYSIS
M.V. Chumakov, [email protected]
Kurgan State University, Kurgan, Russian Federation
Analyzed and empirically confirmed the relationship between parameters of the religiosity and type of reacting in conflict.
Keywords: religiosity, conflict, correlates.
References
1. Kashapov M.M. Osnovi konfliktologii [Bases of Study of Conflicts]. Yaroslavl, P.G. Demidov Yaroslavl State University Publ., 2006. 166 p.
2. Chumakova D.M. [Empirical Study of Religion in the Structure of Personality Traits]. Vestnik Yaroslavs-kogo universiteta im. P.G. Demidova. Seria gumanitarnie nauki [Bulletin of P.G. Demidov Yaroslavl State University. Ser. Human Sciences]. 2015, no.4 (34), pp. 132-135. (in Russ.)
Received 5 July 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Чумаков, М.В. Конфликт и религиозность личности: эмпирический анализ / М.В. Чумаков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2018. - Т. 11, № 3. -С. 123-126. DOI: 10.14529^180315
FOR CITATION
Chumakov M.V. Conflict and Religiousness of Personality: Empiric Analysis. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2018, vol. 11, no. 3, pp. 123126. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy180315
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology.
2018, vol. 11, no. 3, pp. 123-126