тур в воротах почки: почечная вена - почечная лоханка - почечная артерия.
Результаты проведенных исследований совпадают с данными авторов о наиболее частом варианте расположения трубчатых структур в воротах почки (спереди назад), почечной вены, почечной артерии и лоханки [4, 7,8]. Однако эти исследователи не указывали на возможность данного варианта топографии трубчатых структур в почечных воротах лишь при интраорганном варианте образования почечной вены и деления почечной артерии.
В ходе исследований нами была выявлена некая прямая корреляция между архитектоникой сосудов почки и компонентами чашечно-лоханочной системы. В 26,3% слу-
чаев в почках наблюдалось по 6 малых чашечек, а в 16,4% случаев по 5 малых почечных чашечек. Почти с одинаковой частотой (11,4% наблюдений) нами выявлено по 6 и 8 малых чашечек, в 50% наблюдений по 2 большие чашечки - верхняя и нижняя.
Выводы
Таким образом, проведенные исследования показали, что строение сосудистой системы почки, варианты и типы ее внутриор-ганного разветвления во многом зависят от вариантов и индивидуальной изменчивости трубчатых структур в воротах почки. Это представляет несомненный интерес для хирургов при выполнении различных оперативных вмешательств.
Сведения об авторах статьи: Вагабов Ислам Узгенбаевич - ассистент кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией Медицинского института ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». Адрес: 364907, г. Грозный, ул. Шерипо-ва, 32. E-mail: [email protected].
Федоров Сергей Владимирович - д.м.н., профессор кафедры хирургии с курсами эндоскопии и стационарзамещающих технологий ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected]. Кафаров Эдгар Сабирович - д.м.н., зав. кафедрой нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией Медицинского института ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». Адрес: 364907, г. Грозный, ул. Шерипо-ва, 32. E-mail: [email protected].
Исаев Магомед Хожаевич - к.м.н., доцент кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией Медицинского института ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». Адрес: 364907, г. Грозный, ул. Шерипо-ва, 32. E-mail: [email protected].
Эльжуркаева Лидия Раисовна - к.м.н., доцент кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией Медицинского института ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». Адрес: 364907, г. Грозный, ул. Ше-рипова, 32. E-mail: [email protected].
Иоффе Александр Юрьевич - к.м.н., доцент кафедры анатомии человека ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азми Махмуд. Венозное русло и его синтопические взаимоотношения с артериями почек человека / Азми Махмуд, Али Хуссейн // Медицина сьогодш i завтра. - 2008. - № 2. - С. 101-104.
2. Асфандияров, Ф.Р. Архитектоника экстра- и интраренальных кровеносных сосудов почки / Ф.Р. Асфандияров, Э.С. Кафаров // Морфология. - 2008. - Т. 133, № 4. - С. 55.
3. Бурых, М.П. Нервы и сосуды почек человека и некоторых животных. - Харьков: ООО «Знание», 2000. - 230 с.
4. Губарев, К.К. Типы формирования почечных вен / К.К. Губарев, В.В. Мусохранов, М.В. Борисенко // Омский научный вестник. - 2006. - № 2 (35). - С. 240-243.
5. Дгебуадзе, М.А. // Тезисы докладов V конгресса Международной ассоциации морфологов / М.А. Дгебуадзе, Р.Х. Хецуриани // Морфология. - 2000. - Т.117; № 3. - С. 200.
6. Шаршаткин, А.В. Варианты сосудистых анастомозов при трансплантации почки от живого донора / А.В. Шаршаткин // Тезисы научной конференции молодых ученых, посвященной Дню основания РНЦХ РАМН «Новое в реконструктивной хирургии». -М., 2004. - С.154-155.
7. Bayramoglu A. Bilateral additional renal arteries and an additional right renal vein associated with unrotated kidneys / A. Bayramoglu, D. Demiryurek, K. M. Erbil // Sauid. Med. J. (Sauid Arabia). - 2003. - May, 24 (5). - Р. 535-537.
8. Conway D.J. Spontaneous aorta-left renal vein fistula / D. J. Conway, M. P. Carter // Radiology. - 2004. - № 33. - Р. 217-221.
9. Marukawa K. Three-dimensional navigator for retroperitoneal laparoscopic nephrectomy using mtiJtidetcctnr row computerized tomography / Marukawa K. // Urol. - 2002. - Vol. 168, № 54. - Р. 1933-1936.
УДК 612.821.1-057.875:004.738.5 © Коллектив авторов, 2015
Л.Р. Бакиров1, Р.Р. Ахмадеев1, В.Л. Юлдашев1, И.Ф. Тимербулатов2 ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТА СТУДЕНТАМИ
'ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа 2ГАУЗ «Республиканский клинический психотерапевтический центр» МЗ РБ
Исследование воздействия цифровых технологий на учащихся и студентов является актуальной медико-социальной и психофизиологической проблемой, требующей всестороннего и углубленного изучения. Эффективным методом исследования этих процессов служит метод гибкой батареи с включением в него проективных психометрических методов.
Показано, что для 25-30% исследованных студентов интернет прежде всего означает общение и развлечение, в первую тройку приоритетов также входит информация, связанная с учебой. Эти данные согласуются и подтверждают результаты других авторов, согласно которым студентов в интернете прежде всего привлекают общение в социальных сетях, а также музыка, видеоролики, фильмы, игры. Значительная часть студентов отметили, что самой большой ошибкой при пользовании интернетом стала регистрация в соцсетях. Вполне ожидаемым явился результат резкой негативной оценкой студентами (90%) чрезвычайного переизбытка рекламы, спама, всплывающих окон, подозрительных ссылок на интернет-сайты.
Ключевые слова: интернет-аддикция, студенты, метод незаконченных предложений.
L.R. Bakirov, R.R. Akhmadeev, V.L.Yuldashev, I.F. Timerbulatov PSYCHOMETRIC PROJECTIVE INDICATORS OF STUDENTS' PERCEPTION OF THE INTERNET
Research of the digital technologies' impact within student's environment is the actual medico-social and psycho-physiological problem requiring comprehensive and advanced study. The flexible battery method including the projective psychometric methods could serve as an effective research method of these processes.
It's shown that for approximately 30% of the examined students, the Internet means primarily communication and entertainment. Gaining information for study is also among 3 top priorities. These data prove the results of the previous research of different authors, showing that the Internet draws students' attention because of social network communication, music, video, movies and games. The majority of students consider the registration in social networks as the self worst mistake. The fact of a sharp negative assessment of 90% students of an extremely ad surfeit, spam, ad bits, and suspicious links on the Internet was an expected outcome.
Key words: Internet addiction, students, method of incomplete offers.
Изучение актуальной современной медико-социальной и психолого-педагогической проблемы - формирование интернет-аддиктивного поведения у учащейся молодежи - проводится многими методами, в том числе психометрическими. Вместе с тем, как показал анализ данных отечественной и, особенно, зарубежной литературы, проективные методы применяются недостаточно широко. Вместе с тем высокая информативность этих методов в сочетании с их простотой в проведении и интерпретации делает их привлекательным инструментом в масштабных скри-нинговых исследованиях при изучении нерационального использования компьютера и формирования интернет-аддикции.
Целью исследования было изучение отношения студентов, пользователей компьютером, к интернету с использованием психометрического проективного метода.
Материал и методы
Исследование проведено с участием студентов, пользователей компьютером, ФГОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы (п = 18, из них 7 девушек и 11 юношей, средний возраст 22,3±0,3 года) и ГБОУ ВПО БГМУ МЗ РФ (п=23, из них 17 девушек и 6 юношей, средний возраст 21,4±0,2 года).
Все испытуемые предварительно были ознакомлены с целями и задачами исследования. Анкетирование было проведено в стандартных унифицированных условиях - студенческих аудиториях - с учетом соответствующих требований. Особое внимание было уделено унификации процедуры тестирования: тесты были отпечатаны на стандартных листах, тестирование проводилось в соответствии с информированным согласием, в фиксированное время, в комфортных гигиенических условиях.
Психометрическое исследование было проведено бланковым методом незаконченных предложений, адаптированным для анкетирования пользователей компьютером А.Е. Жичкиной и Е.А. Щепилиной (2012) [4]. Для анализа были выбраны шкалы общего отношения к интернету, позитивные и негативные свойства Всемирной сети. Каждая из шкал содержала по 4 начальные фразы, которые необходимо было дополнить (табл. 1 и 2).
Статистическая обработка результатов исследования проводилась параметрическими и непараметрическими методами с помощью программы 81аЙ8йса-5.
Результаты и обсуждение
В табл. 1 и 2 представлены результаты анкетирования студентов, пользователей компьютером, БГМУ и БГПУ им. М. Акмуллы. При анализе данных об общем восприятии интернета по тесту «Три слова ...» у студентов-медиков ведущее место заняло общение, второе и третьи места - информация и развлечение соответственно, т.е. четверть респондентов отдают предпочтение этим формам пользования интернетом. Примерно также распределились в этом пункте ответы и студентов педагогического вуза, за исключением того, что в разделе «.информация, знание, учеба, работа» доля респондентов была несколько ниже.
Примечательно, что приблизительно одинаковое количество студентов обоих вузов большинство сайтов отметили как бесполезные. Вместе с тем значительный процент (почти треть опрошенных) будущих педагогов оценили сайты как полезные, хорошие. Более четверти студентов обоего профиля отметили, что пребывание в Сети - потеря и пустая трата времени. При этом 15,8% педагогов и 8,7% медиков пребывание в интернете расценили как «обычное дело», «нормальное состояние».
Таблица 2
Психометрические проективные показатели восприятия интернета у студентов-педагогов (п=18)
Таблица 1
Психометрические проективные показатели восприятия интернета у студентов-медиков (п=23)_
Общее восприятие интернета
Утверждения Ответы, %
Три слова, обозначающие для меня «Интернет» ... .общение, 14,0 .информация, 12,0 . развлечение, 11,0 .остальное (учеба, новости и др.), 63,0
Большинство сайтов в интернете ... бесполезные, 43,5 . для контактов, 13,0 . реклама, 8,7 . остальное, 34,8
Я посещаю сайты в интернете ... ... получить информацию, 48,4 . для общения, 30,0 . для учебы, 9,7 . остальное, 11,9
Пребывание в интернете для меня - это ... ... потеря времени, 26,1 .ответа нет, 13,0 . нормальное состояние, 8,7 . остальное, 52,2
Негативные свойства интернета
В интернете меня часто раздражает .реклама, 60,0 .скорость, 12,0 . навязчивость и лицемерие, 4,7 . остальное, 18,6
Интернет мешает мне ... .не мешает, знаю меру, 37,5 . заниматься делами, 12,5 . учиться, спать, сосредоточиться, 8,3 . остальное, 25,1
Самой большой ошибкой, которую я совершал в интернете, было ... .не совершал, 21,7 . регистрация в соцсетях, 13,0 .вирусы, 13,0 . остальное, 52,3
Интернет может быть бесполезным или даже вредным, если ... .не знать меры, пользоваться долго, 20,8 . есть зависимость, 8,0 . ответа нет, 0% .остальное (лишняя информация, игры, доступность и др.), 63,2
Позитивные свойства интернета
Интернет помогает мне в ... .учебе, 41,7 . общении, 25,0 . поиске информации, 16,7 . остальное, 16,3
В интернете меня привлекает прежде всего ... . доступность, 28,0 . общение, соцсети, 24,0 . развлечение, 16,0 . остальное, 32,0
Интернет может приносить пользу, если ... .пользоваться правильно, 45,0 .знать меру, 12,5 .ответа нет, 8,3 . остальное, 34,2
Лучшее, что я сделал, находясь в интернете ... . скачал материалы для учебы, 27,3 . ответа нет, 22,7 . нашел полезную информацию, 13,6 .остальное (скачал книги, нашел друзей и др.), 36,4
Общее восприятие интернета
Утверждения Ответы, %
Три слова, обозначающие для меня «Интернет» . .развлечение, 14,8 .общение, 13,0 .информация, знание и учеба, работа по 7,4 . остальное (учеба, новости и др.), 57,4
Большинство сайтов в интернете . .бесполезные, 50,0 . полезные, хорошие, 27,8,0 ответа нет, 22,2 -
Я посещаю сайты в интернете .получить знания, 55,5 . для общения, 11,0 . скачать фильмы, 11,0 . остальное, 22,5
Пребывание в интернете для меня - это . .потеря времени, 27,8 .обычное дело, 15,8 . новости, 8,7 . остальное, 47,7
Негативные свойства интернета
В интернете меня часто раздражает . . реклама, 76,2 . обман, спамы по 4,8 желтая пресса по 4,0 . остальное, 15,0
Интернет мешает мне . .в быту, 27,8 . заниматься делами, 27,8 . учиться, 22,2 . остальное, 16,6
Самой большой ошибкой, которую я совершал в интернете, было . . регистрация в соцсетях, 26,3 . ответа нет, 21,0 . переход по ссылке, 15,8 . остальное, 36,9
Интернет может быть бесполезным или даже вредным, если . . пользоваться плохими сайтами, 31,6 . сидеть в соцсетях, 15,8 . ответа нет, 15,8 .остальное (лишняя информация, игры, доступность и др.), 36,8
Позитивные свойства интернета
Интернет помогает мне в . . поиске информации, 33,3 . учебе, 27,8 . общении, 22,2 . остальное (убить время, во многом и др.), 16,7
В интернете меня привлекает прежде всего . . информация, 35,0 . общение, соцсети, 25,0 .развлечение, 15,0 . остальное, 25,0
Интернет может приносить пользу, если . . пользоваться правильно, 42,1 .ответа нет, 15,8 .знать меру, 10,5 . остальное, 31,5
Лучшее, что я сделал, находясь в интернете . . написал курсовую, 27,3 .ответа нет, 23,5 . помог информацией, 11,2 . остальное, 38,0
Анализ позитивного восприятия Всемирной сети показал довольно пеструю картину. Отрадно отметить, что более 40% студентов-медиков считают интернет помощни-
ком в учебных делах. Аналогичный показатель в педагогическом вузе составляет чуть менее 30%. Близкие количественные данные у студентов обеих выборок были в оценке ин-
тернета как помощника в общении, что необходимо трактовать, скорее, как негативное явление. Практически полностью совпало количество утверждений о том, что интернет приносит пользу, если знать меру и использовать его правильно. Также почти полностью совпало количество фраз о том, что «...лучшее, что я сделал в интернете ....», связано с учебой. Но при этом почти четверть респондентов не дали ответа, что может свидетельствовать о затруднительной оценке положительных свойств интернета.
Более однородной выглядит информация о негативных качествах интернета. Подавляющее большинство студентов в качестве самого негативного его свойства отметили рекламу. Примечательно также, что в числе негативных факторов студенты-медики отметили лицемерие и навязчивость людей и примерно такое же количество студентов педуни-верситета - желтую прессу. Утверждение о том, что «Интернет мешает мне ...», почти равное количество студентов БГПУ дополнили фразами «.заниматься делами.», «.в быту.», «.учиться». Обратим внимание на то, что более трети студентам БГМУ интернет «.не мешает, знаю меру».
Особый интерес для нас представил пункт «Самой большой ошибкой, которую я совершал в интернете, было .». Каждый пятый студент-медик отметил, что таких ошибок не совершал. Более четверти студентов педагогического университета в качестве главной ошибки отметили регистрацию в социальных сетях. Эту же ошибку в качестве самой большой отметил примерно каждый десятый студент БГМУ.
Утверждение «Интернет может быть бесполезным или даже вредным, если .» примерно 20% студентов медицинского университета дополнили фразой «.не знать меры, пользоваться долго» и треть студентов педагогического университета - «.пользоваться плохими сайтами».
Отдельного рассмотрения заслуживает колонка «Остальное», так как сюда вошло большое количество самых разных утверждений. Так, на фразу «Большинство людей в интернете .», характеризующую отношение респондента к другим, у студентов встречаются очень жесткие проекции, выраженные даже ненормативной лексикой, а также утверждения типа «базарные бабки», «идиоты», «мутные личности», «страшные», «зануды», «деградируют», «грубые», хотя преобладают такие оценки как «впустую тратят время», «сидят в контактах», «общаются в соцсе-
тях». Не может не вызвать опасения то, что в обеих группах обследованных респондентов отношение к посетителям интернета в подавляющем большинстве сдержанно-негативное, а в значительном количестве случаев и откровенно злобное и негативное.
Часто находятся неожиданные и интересные версии продолжения фразы «Иногда чувствую, что интернет.»: «.слишком врет.», «.делает меня туповатым человеком.», «.свалка, большая помойка.», «.зависимость, болезнь.», «.зло.», «.угнетает меня.» и даже «.заменяет девушку.». Необходимо отметить, что большинство респондентов продолжили фразу более сдержанно - «.отвлекает.», «.забирает слишком много времени.», «.не нужен.» и т.д. Очень небольшой процент студентов эту фразу завершили позитивной оценкой.
Максимальную оценку большинства сайтов как бесполезные дали студенты обоих вузов, но в БГПУ этот показатель оказался выше.
И, наконец, анализ восприятия себя в Сети по фразе «.в интернете я ...» показал, что большинство просто ищут информацию, общаются, но имеются и достаточно любопытные продолжения: «.Alfonse 777.», «.бог.», «.свободен.», «.валяю дурака.», «.не доверяю людям.» и т.д. Такая самооценка своего Я в интернете наряду с восприятием в виртуальном мире людей у специалистов - психологов, психотерапевтов, психофизиологов - в ряде случаев и психиатров очевидно должна вызвать достаточно серьезные вопросы. Очевидно, как и сама жизнь интернет не может быть однозначным - он многолик, а его персонификация зачастую отражает личностные особенности респондента, возможно, и определенные вытесненные «комплексы», имеющие защитный характер.
Метод «незаконченных предложений», использованный нами для оценки психосоциальных характеристик студентов, пользователей компьютером, прежде всего направлена на опосредованное изучение их личности, ее проявлений, тенденций, установок, эмоциональных состояний и других характеристик.
Исследователи, использующие метод незаконченных предложений, как и другие проективные методы, полагают, что они являются эффективными методами изучения неосознанных или неполностью осознанных форм мотивации и как следствие инструментом проникновения в глубинные области психики, в нашем случае - психику пользователей компьютером. Мы полагаем, что это особенно актуально при
изучении формирования любых форм аддик-ций, в частности поведенческих, поскольку их важной особенностью является именно неосознанность, искаженный самоконтроль.
Метод незаконченных предложений на протяжении многих лет достаточно эффективно использовался в экспресс-диагностике скрытых переживаний, доминирующих представлений, ипохондричности, чрезмерной мнительности, суицидальных состояний, неврозов, нарушений отношений личности, жизненных установок. Именно эти его качества наряду с тем, что он является достаточно простым в проведении и несложным в интерпретации, являются особенно полезными при изучении нерационального использования компьютера и формирования интернет-аддикции.
Подводя итог пилотному исследованию студентов проективным психометрическим методом незаконченных предложений, отметим, что для 25 - 30% респондентов интернет прежде всего означает общение и развлечение, но в первую тройку приоритетов также входит информация, связанная с учебой. С этим хорошо согласуются данные шкалы
«Позитивные свойства интернета», согласно которой около 40% студентов в интернете прежде всего привлекают также общение в соцсетях и развлечение (сюда включены музыка, видеоролики, фильмы, игры). Эти данные интересно сопоставить с тем, что значительная часть студентов самой большой ошибкой при пользовании интернетом считают регистрацию в соцсетях. Вполне ожидаемой явилась резкая негативная реакция студентов на чрезвычайный переизбыток рекламы, спама, всплывающих окон, подозрительных ссылок на интернет-сайты.
Свой основной вывод проведенного исследования мы формулируем так, что исследование воздействия цифровых технологий в студенческой среде, особенно в той ее части, которая предполагает в будущем работу с людьми, является актуальной медико-социальной и психофизиологической проблемой, требующей всестороннего и углубленного изучения. Эффективным методом исследования этих процессов служит метод гибкой батареи с включением в него проективных психометрических методов.
Сведения об авторах статьи:
Бакиров Линар Рифкатович - аспирант кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].
Ахмадеев Рустэм Раисович - д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации с курсами нейрохирургии и рефлексотерапии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected]. Юлдашев Владимир Лабибович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].
Тимербулатов Ильгиз Фаритович - д.м.н., главный врач ГАУЗ «Республиканский клинический психотерапевтический центр» МЗ РБ. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Менделеева, 136/5а. E-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.
2. Ахмадеев, Р.Р. Исследование Интернет-аддикций и психофизиологического статуса пользователей компьютером: пособие по психометрическим методам / Р.Р. Ахмадеев, И.Ф. Тимербулатов, В.Л. Юлдашев - Уфа: Издательство БГПУ, 2014. - 48 с.
3. Ланир, Дж. Вы не гаджет. Манифест: пер. с англ. М. Кононенко. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - 320 с.
4. Жичкина, А. Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной [Электронный ресурс]. - 2004. - Режим доступа http://flogiston.ru/articles/netpsy/addiction. (дата обращения 13.02.12).
5. Казачкова, В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 154-157.
6. Кузнецов, К.В., Данилейко, А.А. Исследования Интернет-зависимости / К.В. Кузнецов, А.А. Данилейко // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2011. - N° 9. - C. 62-67.
7. Щепилиной Е.А. Восприятие Интернета: опросник [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://psylist.net/praktikum/00121 .htm 15.01.12.
8. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
9. Румянцев, Г.Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. - Л., 1965. - С. 267-274.
10. Смолл, Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху интернета / Г. Смолл, Г. Ворган, - М.: КоЛибри, 2011. - 352 с.
11. Солдатова, Г.В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина, О.С. Гостимская - М., 2011. - 176 с.
12. Sachs, J.M. The sentence completion test / J.M. Sachs, S. Levy // Projective psychology. - N.Y.: Knopf, 1950. - P. 357-397.