УДК 159.9.072.52
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕСТОВЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
Р.С. Мусалимова, Р.Р. Ахмадеев
В работе представлен краткий обзор наиболее распространенных отечественных и зарубежных тестовых методов оценки характера и выраженности интернет-зависимого поведения. Показаны их основные особенности и характер интерпретации результатов. Методики не требуют использования специальной аппаратуры, поэтому позволяют проводить массовые исследования, дают возможность для количественной и качественной оценки особенностей интернет-зависимого поведения взрослых и детей.
Ключевые слова: психическое здоровье, пользователи компьютерами, зависимое поведение, интернет-аддикция, психометрия, опросник, исследование поведения
Актуальность обзора методов исследования интернет-зависимого поведения определяется, прежде всего, ростом исследований в этой области, что, в свою очередь, обусловлено масштабами и скоростью распространения всемирной сети, интенсивностью внедрения цифровых технологий практически во все сферы нашей жизни.
Обзор отечественных публикаций различного уровня (Российского, региональных, ВУЗовских и др.), а также анализ отдельных научных работ показывают, что увеличение их количества не всегда совпадает с улучшением качества. Во многом это связано с некорректным использованием научного инструментария, в данном случае - тестовых методов оценки характера и выраженности интернет-аддикций (интернет-зависимости). Применительно к области аддиктивного поведения, в отечественной специальной периодической печати опубликован достаточно подробный анализ состояния проблемы [13].
В небольшой по объему статье невозможно рассмотреть все аспекты методов исследования аддиктивного поведения. В данной статье не затронуты такие ключевые понятия, как валидность, надежность тестов, их математический аппарат, этические аспекты тестирования и т.д. Мы адресуем читателя к соответствующим руководствам, например, все базовые положения психометрических методов исследования представлены в руководстве А.Анастази и С.Урбиной [1], частные вопросы аддиктологии, в их числе - методы исследования - в руководстве под ред. В.Д.Менделевича [15], сами тесты представлены в пособиях [16]. Здесь же приводится краткий обзор наиболее распространенных тестовых методик для качественной и количественной оценки разнообразных форм компьютерной зависимости.
Начало исследованиям интернет-аддикций положил тест-опросник, разработанный К.Янг в 1994 году. Практически во всех работах по интернет-зависимому поведению в различных модификациях он встречается до настоящего времени. Тест К.Янг, состоит из 8 вопросов, интернет-зависимым тестируемый считается в случае пяти или более положительных ответов на них [20]. Следует отметить, что для определенных психометрических целей этот тест весьма актуален и в настоящее время.
Впоследствии К.Янг также разработала опросник из двадцати вопросов, который переведен и адаптирован для русскоязычного пользователя В.А.Лоскутовой (Буровой). Тест включает 20 вопросов и позволяет получить количественную оценку интернет-зависимости от 20 до 100 баллов (чем выше результат - тем более выражена зависимость). Сумма баллов 20-49 является оптимальной и соответствует уровню пользователя интернета, умеющего контролировать себя. При баллах от 50 до 79 появляются некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом; при 80-100 баллах - уже можно предположить значительные проблемы в связи с использованием интернета [10]. В дальнейшем В.А.Лоскутова дополнила этот тест и выделила в нем две части. Расширенный вариант теста содержит по 20 вопросов в каждой части (шкалы с баллами: 1 -никогда или крайне редко; 2 - иногда; 3 - регулярно; 4 - часто; 5 - всегда) и 20 - во второй (шкалы с баллами: 1 - да; 0 - нет). Примечательной особенностью теста является то, что он дает определенные рекомендации пользователю, что, впрочем, можно трактовать неоднозначно. Так, советы и рекомендации по продолжению работы в интернете или необходимость обратиться за помощью к психотерапевту вряд ли могут быть основаны только на результатах тестирования.
Еще один способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости предложила Юрьева Т.Ю. с соавт [17]. Тест содержит 11 вопросов по проявлениям эмоционального состояния личности за компьютером или в интернете; по рассуждениям относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия; по количеству времени пребывания за компьютером и материальным расходам, связанным с этим; по волевым свойствам, ощущениям, получаемым во время провождения компьютерного досуга; по ассоциативному восприятию получаемого удовольствия; по влиянию увлеченности компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быту; по влиянию компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования. При этом возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно.
Результаты тестирования позволяют выделить различные группы риска с признаками компьютерной зависимости для дальнейшего использования профилактических программ, направленных на предупреждение развития психических и поведенческих расстройств. Так, при сумме баллов 38 и выше можно судить о компьютерной зависимости. Стадия риска компьютерной зависимости соответствует сумме 23-37 баллов, стадии увлеченности - сумма баллов от 16 до 22. Если сумма составляет 15 баллов и меньше, риска развития компьютерной зависимости у респондента нет. Отличительными признаками предложенного способа, по мнению его авторов, является использование промежуточных вариантов ответов, а именно - «редко» и «часто», как дополнительных оценочных критериев присвоения баллов. Например, от 1 до 4 как показателей симптоматических проявлений компьютерной зависимости. Это выводит ожидаемые ответы в более достоверную область, содействует гибкой интерпретации состояния личности, поэтому позволяет дать достаточно объективный конечный результат [17].
Общим с предыдущим у данного теста является их рекомендательный характер. Следует также отметить, что этот тест адаптирован для постсоветского пространства авторами одной из первых в русскоязычной литературе, и до настоящего времени является одной из наиболее цитируемых монографий по формированию, диагностике, профилактике и коррекции компьютерной зависимости.
Интерес для образовательной сферы представляет тест С.А.Кулакова, разработанный с учетом возрастных особенностей [8]. Его опросник рассчитан на выявление интернет-зависимости у взрослых и детей. Взрослый вариант методики также является модифицированным вариантом 20-пунктного опросника К.Янг. Детская версия оценки интернет-зависимости производится родителями. Особенность теста для детей в том, что он предостерегает родителей о вероятности развития интернет-зависимости.
Педагогика
33
Каждый из субтестов С.А. Кулакова включает по 20 вопросов, ответы даются по пятибалльной шкале: 1 - очень редко, 2 - иногда, 3 - часто, 4 - очень часто, 5 - всегда. При сумме баллов 50-79 имеет место серьезное влияние интернета на жизнь тестируемого (в детском варианте - родителям необходимо учитывать серьезное влияние интернета на жизнь ребенка и всей семьи). При сумме баллов 80 и выше - высока вероятность интернет-зависимости и необходима помощь специалиста, аналогично - и в детском варианте.
Опросник «Восприятие Интернета» разработанный Е.А.Щепилиной, включает уже 67 вопросов по 12 шкалам, сгруппированным по «факторам зависимости», «особенностям восприятия интернета» и «последствиям зависимости». Вопрос 67 (социолингвистический) введен для определения степени принадлежности опрашиваемых к сетевой субкультуре и анализируется отдельно. При работе с опросником нужно ответить на предложенные вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответов или написав свой, где это необходимо [14]. Очевидно, что преимуществом этого теста является более детальное изучение психологических особенностей интернет-зависимости.
Тест «Незаконченные предложения», адаптированный Жичкиной А.Е. и Щепилиной Е.А. для оценки субъективного отношения опрашиваемых к интернету [12], является еще одним примером использования проективных психометрических методов. Обследуемым предлагаются 33 незаконченных предложения, каркасом которых служит отношение к компьютеру или интернету и которые нужно продолжить. Интерпретация результатов проводится по 6 шкалам: восприятие Интернета в целом (включает подшкалу восприятия времени и подшкалу восприятия пространства), положительные свойства интернета, отрицательные свойства интернета, люди в интернете, информация в интернете, я в интернете.
Для выявления интернет-зависимости используется также шкала интернет-зависимости из опросника «Поведение в Интернете» А.Е. Жичкиной. Методика разработана, апробирована и стандартизирована на факультете психологии МГУ в 1999 году. Шкала включает 7 утверждений, испытуемый должен выбрать тот вариант ответа, который лучше всего подходит для описания поведения испытуемого в Интернете. Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» - 0 баллов. При интерпретации результатов баллы суммируются. Чем больше суммарный балл, тем выше уровень зависимости и проблем, которые возникают из-за пользования интернетом. В соответствии с этой шкалой, склонными к интернет-зависимости считаются испытуемые с 3 баллами и выше. Не склонны к интернет-зависимости испытуемые с нулевым баллом. Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале [6].
Тест на выявление интернет-аддикции Т.А.Никитиной и А.Ю. Егорова включает 27 вопросов, первые 11 из них социально-демографического характера, остальные направлены на выяснение характера работы с компьютером и использования интернет. К вопросам 12-27 предлагаются варианты ответов, каждый из которых имеет свой балл согласно прилагаемому ключу. Сумма баллов 5-10 принимается за норму, 10-15 баллов - группа риска, от 15 баллов и выше - аддикты [4,5].
Кузнецов К.В. с соавт. разработали анкету из 10 вопросов для изучения интернет-зависимости. Здесь представлены вопросы по продолжительности времени проведения анкетируемого в интернете, по типу посещаемых сайтов, по влиянию интернета на общение с окружающими, на учебу, работу, на здоровье анкетируемого [7].
Литвиненко Н. предлагает тест «Если в Вас интернет-зависимость», который включает 10 вопросов с тремя вариантами ответом. Если в ответах больше вариантов группы «А», то респондента все дальше и дальше затягивает в свои сети интернет. Если в ответах больше вариантов группы «Б», то респонденту не о чем беспокоиться: зависимости у него нет, а Интернет для него - один из полезных инструментов. Если в ответах больше вариантов группы «В», то респондент уже зависит от интернета больше, чем ему может показаться [9].
На сайте «Воздействие сети интернет на личность» [2] представлена анкета, направленная на выявление возможной интернет-зависимости. При частом и долгом общении в сети можно говорить о некоторой зависимости, особенно среди подростков. Люди, использующие Интернет в рабочих целях, негативному влиянию подвержены гораздо меньше, чем использующие его в личных целях. На этом же сайте можно ознакомиться с тестом «Зависимы ли вы от Интернета?» состоящего из 10 вопросов, с предложенными вариантами ответов. Если анкетируемый набирает 0-12 баллов - не о чем беспокоиться, интернет испытуемый использует только как подручный инструмент, который не оказывает на него никакого влияния, но существенно помогает облегчить жизнь. При 13-21 баллах - средний пользователь сети, можете изучать сеть временами чуть дольше нужного, но определенно владеете ситуацией. При сумме баллов 22-30 баллов - по всей видимости, у испытуемого серьезные проблемы из-за Интернета, стоит учитывать серьезное влияние сети на Вашу жизнь.
Из большого количества зарубежных методов тестирования необходимо отметить тест китайского исследователя Чена [18], позволяющий диагностировать не только наличие или отсутствие интернет-зависимости, но и качественно определить выраженность тех или иных симптомов, характеризующих структуру зависимого поведения. Тест CIAS (шкала интернет зависимости Чена) состоит из 26 вопросов и включает в себя 5 оценочных шкал: шкала компульсивных симптомов, Шкала симптомов отмены, Шкала толерантности, Шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, Шкала управления временем. Кроме шкальной оценки предлагаются 2 типа надшкальных критериев - интегральные (ключевые) симптомы непосредственно самой Интернет-зависимости, включающие в себя первые 3 шкалы и критерий негативных последствий использования интернета (последние 2 шкалы). Сумма всех шкал или общий балл является интегральным показателем - общим показателем наличия интернет зависимого поведения. На основе результатов первичного анализа и адаптации московскими исследователями предлагаются следующие пороги оценки интернет зависимого поведения при использовании шкалы Чена. От 27 до 42 - минимальный риск возникновения интернет зависимого поведения, от 43 до 64 - склонность к возникновению интернет зависимого поведения, от 65 и выше - выраженный и устойчивый паттерн интернет зависимого поведения [11].
В 2002 году в Канаде был создан опросник установок по отношению к интернету [3,19], включающий 36 вопросов. Они составлены на основе уже описанных поведенческих симптомов зависимости от интернета, а также связанных с интернет-зависимостью феноменом промедления, депрессией, импульсивностью и патологическим увлечением азартными играми. Испытуемым необходимо ответить на вопросы теста, используя шкалу Ликерта, имеющую 7 градаций от «полностью не согласен» до «полностью согласен» (полностью не согласен - 1 балл, не согласен - 2 балла, скорее не согласен, чем согласен - 3 балла, не могу ответить - 4 балла, скорее согласен, чем не согласен - 5 баллов, согласен - 6 баллов, полностью согласен - 7 баллов). Опросник содержит 4 шкалы: социальный комфорт, одиночество/депрессия, сниженный самоконтроль, отвлечение.
Шкала «Социальный комфорт» включает в себя вопросы о том, как испытуемый себя чувствует в интернете (напри-
мер, «В сети я часто чувствую успокоение», «В сети я могу быть самим собой» и др.), устанавливает ли в интернете социальные связи (например, «Человека легче близко узнать через интернет, чем при непосредственном общении» или «В сети отношения с людьми бывают более глубокими, чем в жизни»). Шкала «Одиночество/депрессия» включает в себя вопросы о чувстве одиночества в реальной жизни и невозможности существовать без интернета (например, «Меня любят лишь немногие помимо моих сетевых знакомых», «Не могу себе представить, что смог бы когда-либо обходиться без интернета более или менее долго»). Шкала «Сниженный самоконтроль» содержит вопросы о наличии навязчивых мыслей об интернете, неспособности сократить время пользования интернетом (например, «Я часто продолжаю думать о чем-то, пережитом в интернете, еще долгое время после выхода из него», «Иногда мне хочется начать меньше пользоваться интернетом, но я не могу этого сделать»). Шкала «Отвлечение» включает в себя вопросы о том, использует ли испытуемый интернет как средство для избегания выполнения более важных и ответственных дел (например, «Я часто использую интернет как предлог, чтобы уйти от неприятных занятий»). Опросник также может использоваться для измерения общего показателя (общей шкалы) проблематичного использования интернета, т.е. суммируются все вопросы [3].
Подводя итог краткому обзору тестовых методик оценки интернет-зависимости, следует отметить их разнообразие от достаточно простых вариантов до сложных многошкальных версий, каждый из которых имеет преимущества и недостатки. Очевидно, что они будут отличаться по валидности, надежности, «критериям нормы» в зависимости от предварительных этапов исследования, возлагаемых на них функций, отбора испытуемых и формирования групп, стандартизации и формализации условий эксперимента и т.д. При этом всегда следует учитывать, что любой тест является лишь психометрическим инструментом, что универсальных тестов нет и быть не может, и их выбор зависит от многих условий, но в первую очередь - цели исследования.
In this work an overview of the most common, native and foreign test methods to assess the nature and evidence of Internet addiction behavior is presented. Basic characteristics and the nature of the interpretation of results are shown. The methods do not require the use of special equipment, so it is allowed to study massively the opportunity for qualitative and quantitative evaluation of features of Internet-dependent behavior of adults and children. Keywords: psychic health, computer users, dependent behavior, Internet addiction, psychometry, a questionnaire, the study of behavior
Список литературы
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. - СПб.: - Питер: 2003. - 688с.
2. Воздействие сети Интернет на личность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://intervo.narod.ru/anketa.htm (дата обращения 20.07.12).
3. Губенко Э. Опросник установок по отношению к интернету [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary (дата обращения 10.08.13).
4. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. - СПб.: ЗАО «ПОНИ». 2010. - 316с.
5. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь. 2005. - 436с.
6. Жичкина А. Шкала интернет-зависимости А.Жичкиной [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/addiction (дата обращения 13.02.12).
7. Кузнецов, К.В., Данилейко А.А. Исследования интернет-зависимости //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2011. - № 9.
8. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. - СПб.: Речь. 2004. - 464с.
9. Литвиненко Н. Тест на интернет-зависимость. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://med-info.ru/content/view/1680 (дата обращения 25.09.12).
10. Лоскутова В.А. Тест на интернет-зависимость (полная версия теста) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://user.lvs.ru/vita/test/default_old.htm (дата обращения 23.12.11).
11. Малыгин В.Л., Феклисов К.А. Интернет-зависимое поведение: критерии диагностики. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.vsma.ac.ru/publ/vest/044/site/index23.html (дата обращения 16.01.12).
12. Методика выявления отношения к интернету «Незаконченные предложения». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/post115109810/2009 (дата обращения 13.02.12).
13. Немцов А.В., Ивушкин А.А. Сравнительный наукометрический анализ тезисов XIII и XIV съездов психиатров России: наркология. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова.- 2010. -№ 5. - С.98-104.
14. Опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие интернета». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00121.htm (дата обращения 15.01.12).
15. Руководство по аддиктологии /Под ред. проф. В.Д.Менделевича. - СПб.: Речь. 2007.-768с.
16. Тестовые методики исследования компьютерной зависимости: практикум /сост. Р.С.Мусалимова, Р.Р.Ахмадеев [Текст] - Уфа: Изд-во БГПУ 2013. - 60с.
17. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. - Днепропетровск: Пороги. 2006. - 196с.
18. Chen S.-H., Weng, L.J.Su, Y. J., Wu, H.M., & Yang, P.F.Development of Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study. //Chinese Journal of Psychology. - 2003; № 45(3): - P.279-294.
19. Davis, R.A., Flett, G.L., Besser, A. Validation of a new scale for measuring problematic Internet use: Implications for pre-employment screening. //CyberPsychology&Behavior. - 2002. № 4. - Р.331-345.
20. Young K. Internet Addiction: The emergence of a new clinical disorder. //CyberPsychol. Behavior. - 1996. №1(3). -P.237-244.
Об авторах
Мусалимова Р.С. - доцент кафедры биоэкологии и биологического образования Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, [email protected]
Ахмадеев Р.Р. - профессор кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета, [email protected]