Psychological and Pedagogical Sciences •••
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-17-22
Психолого-педагогическое сопровождение
взрослых слепоглухих в условиях добровольческой деятельности
© 2018 Омарова П. О., Гаджимагомедова Л. П.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: brain1974@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить специфику добровольческого сопровождения взрослых со слепоглухотой на базе досуговых центров для слепоглухих г. Махачкалы и г. Буйнакска. Методы исследования: формирующий эксперимент, стандартизированное наблюдение, экспертная оценка лицами ближайшего социального окружения слепоглухого и методика свободного самоотчета. Результаты. В ходе экспериментального исследования выявлены некоторые социально-психологические особенности взрослых слепоглухих, учет которых позволит совершенствовать содержание и методы добровольческого сопровождения. Выводы. Психолого-педагогическими условиями добровольческого сопровождения лиц с множественными сенсорными нарушениями являются: учет особенностей личностных качеств добровольца и организация его специальной подготовки, использование фрейм-технологии анализа социальной среды слепоглухого, применение технологии установления доверительных отношений со слепоглухими и лицами ближайшего социального окружения, проведение тренинга развития социально-перцептивных навыков у лиц с одновременным нарушением слуха и зрения, активное вовлечение взрослых слепоглухих и лиц их ближайшего социального окружения в работу досугового центра, повышение компетентности добровольцев в сфере организации досуговой деятельности.
Ключевые слова: слепоглухие, сопровождение, добровольческая деятельность, досуговый центр для слепоглухих, Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение».
Формат цитирования: Омарова П. О., Гаджимагомедова Л. П. Психолого-педагогическое сопровождение взрослых слепоглухих в условиях добровольческой деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 17-22. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-17-22
Psychological and Pedagogical Support for Adults with Deafblindness in the Conditions of Volunteerism
© 2018 Patimat O. Omarova, Leila P. Gadzhimagomedova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: brain1974@mail.ru
ABSTRACT. The aim of the research is to study the specificity of volunteerism of the adults with deafblindness basing on leisure centres for for deafblind people in Makhachkala and Buinaksk. Methods. Forming experiment, standardized observation, peer review of the nearest social environment of the deafblind and methods of free self-report. Results. In the course of investigational study some socio-psychological characteristics of adult blindly-deaf persons are identified, which allow to improve the content and methods of volunteer support. Conclusions. Psychological and pedagogical conditions for volunteer
Psychological and Pedagogical Sciences •••
support for persons with multiple sensory impairments are: taking into account the characteristics of personal qualities of volunteer and organizing its special training, using frame-technology for analyzing the social environment of the deafblind, applying technology for establishing confidential relations with deafblind people and those close to them; carring out the training of development social perceptual skills of the persons with simultaneous hearing and visual impairment; active involving the adults deafblind persons and their immediate social environment into the work of leisure center; increasing the competence of volunteers in the organization of leisure activities.
Keywords: deafblind, support, volunteerism, leisure center for deafblind, Deafblind Support Foundation "Con-junction".
For citation: Omarova P. O., Gadzhimagomedova L. P. Psychological and Pedagogical Support for Adults with Deafblindness in the Conditions of Volunteerism. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. T. 12. No. 1. Pp. 17-22. DOI: 10.31161/1995-0659-201812-1-17-22 (In Russian)
Введение
Слепоглухота представляет собой сложный дефект развития человека и заключается в сочетании нарушений двух типов ведущих сенсорных функций - слуха и зрения. В результате этого дефекта снижаются возможности когнитивного развития, что обуславливает проблемы в социализации личности слепоглухого. Вследствие этого возникает необходимость специальной организации условий для развития личности для включения лиц с одновременным нарушением слуха и зрения в социальную жизнь. Одним из таких условий может выступать добровольческое сопровождение
слепоглухих в процессе их социальной адаптации и реабилитации.
Несмотря на то, что исследованиям слепоглухоты более 150 лет, тем не менее изучению тифлосурдопсихологической проблематики в российской дефектологии посвящено весьма ограниченное количество исследований (И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова, Э. В. Ильенкова, О. И. Скороходовой, А. В. Суворова, С. А. Сироткина, Т. А. Басиловой, И. В. Саломатиной, М. В. Жигоревой, Н. Г. Сошниковой и др.). В основе этих исследований лежит изучение особенностей классификации, воспитания и обучения слепоглухих, возможности социальной реабилитации, коммуникации со
зрячеслышащими [2; 3; 8; 10-12].
В то же время в связи с изменениями в социально-политической и экономической ситуации в России в 90-е годы проблемы
слепоглухоты все меньше оказываются в фокусе внимания исследователей, что приводит к тому, что современный социально-психологический портрет
слепоглухого фрагментарен и требует дальнейшего изучения с целью поиска путей его эффективного психолого-
педагогического сопровождения, в том числе - в условиях добровольческой деятельности.
В этом смысле программа «Наука и образование» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», поддерживающая
социально-гуманитарное направление
исследований является уникальной для молодых исследователей. При содействии и поддержке Фонда по всей стране открыто 37 досуговых центров, которые посещают более 900 слепоглухих. Это позволяет проводить исследования на достаточно
репрезентативной выборке для дальнейшего научного обоснования путей эффективной социальной реабилитации слепоглухих в ходе специально организованного сопровождения.
Сопровождение является специфической формой осуществления длительной социально-психологической поддержки. Если коррекционная работа предполагает устранение нарушений, то сопровождение направлено на выявление скрытых ресурсов развития личности и создание с использованием выявленного ресурсного потенциала необходимых социально-психологических условий для эффективной социализации.
Следует отметить что, сопровождение -это не только профессиональная деятельность психолога, направленная на
Psychological and Pedagogical Sciences •••
создание социально-психологических
условий для успешного обучения и психического развития человека в условиях взаимодействия в обществе, но и деятельность добровольца. По мнению Л. П. Шипициной, «сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого» [7, с. 103]. Сопровождение может осуществляться также силами добровольных помощников, которых привлекают для такой деятельности для того, чтобы создать условия для максимального охвата возможного числа слепоглухих.
Добровольческая деятельность играет важнейшую роль в становлении гражданского общества и является важным ресурсом в решении современных социальных проблем [9].
Добровольчество как форма вовлечения в социальную практику является одним из основных направлений молодежной политики в России и положительно зарекомендовало себя как эффективное социальное направление в образовании, в том числе - при оказании поддержки лицам с ограниченными возможностями здоровья [2; 4; 6].
Практики волонтерской работы единодушно заявляют о проблеме недостаточной разработанности
методической базы, обеспечивающей создание условий для организации и дальнейшего сопровождения деятельности современных волонтерских движений применительно к различным сферам деятельности. В то же время требуется специальная подготовка волонтеров, готовых к реализации различных видов добровольческой деятельности [2; 9].
В отличие от профессиональной деятельности и развития компетентности личностный рост добровольца - это процесс, обладающий большой самостоятельностью и внутренней мотивированностью, а также обучаемостью. Добровольческая
деятельность формирует у молодежи, кроме таких важных качеств личности, как милосердие, сострадание, отзывчивость, еще и качества, важные в будущей профессиональной деятельности:
ответственность за порученное дело,
инициативность, гуманное и толерантное отношение к другому человеку, трудолюбие.
Социально-психологическая готовность молодежи к добровольческой деятельности, как отмечает А. А. Шагурова [13], проявляется в осознании и контроле собственных эмоций, стрессоустойчивости, смелости в принятии решений и развитии лидерских навыков.
Направления, формы, методы и технологии добровольческой деятельности зависят от целевой аудитории, то есть особо нуждающихся в помощи категорий населения.
Для слепоглухого доброволец выполняет роль проводника, выводящего его из обыденного бытового ритма жизни в более динамичный ритм города, делающего его более «автономным» и способным становиться по-своему самостоятельным. Слепоглухие люди, часто не имея никаких нарушений движения, страдают от невозможности самостоятельно
передвигаться вне стен собственного дома. Одновременное поражение зрения и слуха затрудняет самостоятельное безопасное передвижение. В целом слепоглухота ставит человека в очень зависимое от заботы и внимания других людей положение.
Учитывая, что главная проблема слепоглухого - это общение, то при наличии сопровождающего ему становится легче входить в контакт, как со зрячеслышащими, так и с людьми, имеющими нарушение слуха и зрения.
Конечно же общение слепоглухого носит двухсторонний и взаимообусловленный характер, регулирующий взаимоотношения и взаимодействия между слепоглухими и окружающими, с обществом. Важно помнить, что слепоглухие - тоже люди, часть общества, но люди с особыми проблемами и нуждами, вызванными уникальной формой инвалидности - слепоглухотой - имеющие право на получение сопровождения и поддержку. А через эту поддержку -возможность полноценного участия в жизни общества.
Однако, кроме решения проблемы со средствами и способами общения со слепоглухими, следует обратить не менее серьёзное (порой даже более пристальное) внимание на фактор межличностных отношений и взаимодействий, которые
Psychological and Pedagogical Sciences •••
складываются между слепоглухими и окружающими разных категорий. Ибо этот фактор имеет очень существенное влияние на процесс общения, на социальное положение слепоглухих, определяет степень их социальной активности, признанности в обществе. Это означает, что нужно понять и признать факт двусторонности и взаимообусловленности взаимоотношений и взаимодействия между слепоглухими и окружающими, с обществом, искать пути и способы преодоления возникающих в этой сфере проблем и трудностей. По мнению М. Мартенс и М. Янсен, разработка научно -обоснованных методов улучшения качественного межличностного общения со слепоглухими является одним из важных направлений исследований в
тифлосурдопсихологии [5].
Понять, что слепоглухие - тоже люди, часть общества, но люди с особыми проблемами и нуждами, вызванными уникальной формой инвалидности -слепоглухотой, имеющие право на получение всесторонней помощи и обслуживания от государства. А через эту поддержку - возможность полноценного участия в жизни общества.
Любой человек, при первых встречах со слепоглухим сталкивается с трудностями в общении с ним. Привычные способы общения и коммуникации (посредством обычной голосовой речи, мимики лица, взглядов, движений головы и т. д.) не помогают - ввиду ограниченного (или полностью отсутствующего) зрительного и слухового восприятия у слепоглухого. При попытке вступить в контакт со слепоглухим, человек не всегда может получить адекватную реакции.
Люди, зачастую, очень по-разному воспринимают эту ситуацию и поступают в ответ на неё. Если им никогда не приходилось сталкиваться со слепоглухими, то на данную ситуацию они обычно реагируют так: повторно обращаются к необычному коммуниканту,
переспрашивают, повышая голос; изумляются безрезультатностью (или неадекватным поведением слепоглухого), начинают теряться в догадках. И в зависимости от особенностей личности,
характера, профессиональной деятельности, или даже просто настроения, они либо отходят от слепоглухого, либо начинают «тормошить» его, добиваясь ответа, либо раздражаться.
Одна из проблем в коммуникации со слепоглухим заключается в выборе специфических средств общения, который требует обучения и погружения. На сегодняшний день выделяют следующие виды коммуникации со слепоглухим: жестовый язык, азбука Лорма, дактильный (пальцевый) язык и письмо на ладони, письмо по Брайлю. Если изучение языка жестов и дактильного языка дается проще, то восприятие речи слепоглухого вызывает трудности и требует практики.
Еще одной из проблем сопровождения выступает незначительное количество часов по тифлосурдопереводу, которое предоставляется слепоглухим (сорок часов в год). Фонд поддержки слепоглухих «Соединение» обеспечивает дополнительные часы такого перевода и сопровождения (для тотальных слепоглухих - 96 часов, для слабовидящих глухих, слабослышащих слепых - 72 часа).
Целью нашего исследования являлось изучение социально-психологических
особенностей слепоглухих и
сопровождающих их добровольцев для последующей разработки и апробации технологий добровольческого
сопровождения взрослых слепоглухих в условиях досуговой деятельности. Эксперимент проводится на базе досуговых центров для слепоглухих г. Махачкалы и г.Буйнакска, действующих при поддержке Фонда поддержки слепоглухих «Соединение».
Методы исследования: тест
смысложизненных ориентаций в
модификации Д. А. Леонтьева (Тест СЖО), методика Б. Додонова «Эмоциональная направленность личности», методика «Незаконченные предложения», авторская методика «Набор качеств личности». В исследовании приняло участие 37 человек (1 - с тотальной слепоглухотой, 17 - слепых слабослышащих, 19 студентов - волонтеров). Добровольческое сопровождение
осуществлялось в рамках Всероссийской
Psychological and Pedagogical Sciences •••
недели слепоглухих (которая была организована в г. Махачкале с 10 по 16 сентября 2017 года Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение»), в ходе текущей деятельности досуговых центров и при коллективной экскурсии в г. Грозный.
Заключение
В ходе диагностического исследования были получены данные, которые позволили прийти к следующим выводам:
- слепоглухие участники исследования отличаются повышенной потребностью в эмоционально-значимом общении и увеличении широты круга общения;
- практически все участники положительно оценивают свое прошлое и испытывают позитивные эмоции по поводу периода «зрячевидения»;
- отношение к будущему зависит от индивидуальных особенностей и варьируется от резко негативного отношения без предполагаемых перспектив до весьма позитивного с четким представлением алгоритма своих действий по достижению поставленных целей;
- изучение эмоциональной направленности личности при высоком разбросе индивидуальных реакций позволяет выделить ряд типологических особенностей, характерных для взрослых слепоглухих: высокая потребность коммуникации с лицами как ближайшего социального окружения, так и вне этого круга; яркая выраженность гностических эмоций, направленных на реализацию потребности в получении новых знаний; практически у всех участников отмечается потребность в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них; у всех участников по тесту Д. Леонтьева отмечается снижение показателей осмысленности жизни как по общему показателю, так и по отдельным показателям (цель в жизни, процесс, результативность, локус контроля); отмечается зависимость от показателей осмысленности жизни возраста наступления слепоглухоты. Чем раньше наступило нарушение, тем выше показатели по параметрам: общая осмысленность жизни,
цель жизни, процесс жизни, локус контроля «Жизнь» и ниже показатели по параметрам -результативность жизни и локус контроля «Я».
Проведение формирующего эксперимента позволяет сделать первичные выводы в отношении перспектив добровольческого сопровождения лиц со слепоглухотой:
1. Технологии добровольческой деятельности являются эффективным средством сопровождения лиц с множественными сенсорными нарушениями.
2. Психолого-педагогическими условиями эффективности добровольческой деятельности в сопровождении слепоглухих выступают:
- учет особенностей личностных качеств добровольного сопровождающего;
- организация специальной подготовки добровольцев для сопровождения слепоглухих;
- использование фрейм-технологии анализа социальной среды слепоглухого;
- применение технологии установления доверительных отношений со слепоглухим и лицами ближайшего социального окружения;
- проведение тренинга развития социально-перцептивных навыков у лиц с одновременным нарушением слуха и зрения;
- активное вовлечение взрослых слепоглухих и лиц их ближайшего социального окружения в работу досугового центра;
- повышение компетентности добровольцев в сфере организации досуговой деятельности.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время осуществляется апробация предложенных нами направлений добровольческого сопровождения
слепоглухих с целью дальнейшей верификации полученных в исследовании данных методами вариационной статистики.
Исследование проводилось в рамках проекта «Наставники и ученики» 2017-2018 гг. Программы «Наука и образование» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».
Литература
Psychological and Pedagogical Sciences •••
1. Гасанова З. З., Омарова П. О. Проблемы развития инклюзивного образования в современных условиях // Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 2015. С. 137-139.
2. Зайнулабидов Б. М., Омарова П. О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.
3. Жигорева М. В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития. Дисс. ... д. п. н. М. : Изд-во МГГУ им. М. Шолохова, 2009. 478 с.
4. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Гаджиева Д. П. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург: Речь, 2013. 128 с.
5. Мартенс М., Янсен М. Разработка научно-обоснованных методов улучшения качественного межличностного общения с людьми, слепоглухими с рождения / Deafblind International Review. М., 2016. С. 17-22
6. Омарова П. О., Гасанова З. З. Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 247-254.
1. Gasanova Z. Z., Omarova P. O. Problems of development of inclusive education in modern conditions. Materialy Yubileynoy nauchnoy sessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i studentov DGPU, posvyashchennoy 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne [Materials of the Anniversary scientific session of the faculty, graduate students and students of DSPU, dedicated to the 70th anniversary of Victory in the great Patriotic war]. 2015. Pp. 137-139. (In Russian)
2. Zaynulabidov B. M., Omarova P. O. Volunteerism as a factor of education of high school students. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental study]. 2015. No. 2-15. Pp. 3365-3369. (In Russian)
3. Zhigoreva M. V. Sistema psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi detyam s kompleksnymi narusheniyami razvitiya [The system of psychological and pedagogical assistance to children with complex developmental disorders]. Diss. ... Doctor (Pedagogy). Moscow, M. Sholokhov MSHU Publ., 2009. 478 p. (In Russian)
4. Mallaev D. M., Omarova P. O., Gadzhieva D. P. Gendernaya tiflopsikhologiya detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Gender typhlopedagogy children of preschool and
7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. М. : ВЛАДОС, 2007. 528 с.
8. Саломатина И. В. Организация деятельностной среды, формирующей личностное общение слепоглухих со слышащими и видящими людьми. Дис. ... к. п. н. М. : Изд-во ИКП РАО, 2002. 196 с.
9. Современные информационные и социально-психологические технологии добровольчества / Методические материалы по образовательной программе 1-го форума Добровольческого движения Дагестана «ДДД (30-формат) / Под редакцией П. О. Омаровой. М. : Парнас, 2011. 196 с.
10. Сошникова Н. Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития. Дис. ... к. п. н. М. : ИКП РАО, 2008. 206 с.
11. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. М. : Академия, 2009. 560 с.
12. Суворов А. В. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. Дис. ... канд. психол. н. М. : Изд-во ПИ РАО, 1994. 24 с.
13. Шагурова А. А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности. Дис. ... канд. психол. н. М. : Изд-во РГСУ, 2013. 200 с.
younger school age]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2013. 128 p. (In Russian)
5. Martens M., Yansen M. Razrabotka nauchno-obosnovannykh metodov uluchsheniya kachestvennogo mezhlichnostnogo obshcheniya s lyud'mi, slepoglukhimi s rozhdeniya. Deafblind International Review. Moscow, 2016. Pp. 17-22. (In Russian)
6. Omarova P. O., Gasanova Z. Z. Ispol'zovanie proektivnoy metodiki «Derevo» v diagnostike defitsitarnoy sotsial'noy situatsii razvitiya. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2009. No. 7. Pp. 247-254. (In Russian)
7. Psikhologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka. Posobie dlya uchitelya-defektologa [Psychological and pedagogical advice and support of child development. Manual for teacher-defectologist] / Ed. by L. M. Shypitsynoy. Moscow, VLADOS Publ., 2007. 528 p. (In Russian)
8. Salomatina I. V. Organizatsiya deyatel'nost-noy sredy, formiruyushchey lichnostnoe obshchenie slepoglukhikh so slyshashchimi i vidyashchimi lyud'mi [Organization of the activity environment forming personal communication of deaf-blind with hearing and seeing people]. Diss. ...
References
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Ph. D. (Pedagogy). Moscow, ICP RAS Publ., 2002. 196 p. (In Russian)
9. Sovremennye informatsionnye i sotsial'no-psikhologicheskie tekhnologii dobrovol'chestva / Meto-dicheskie materialy po obrazovatel'noy programme 1-go foruma Dobrovol'cheskogo dvizheniya Dage-stana «DDD (3D-format) [Modern information and socio-psychological technologies of volunteerism / Methodical materials on the educational program of the 1st forum of The volunteer movement Dag-Stan " DDD (3D-format)] / Ed. by P. O. Omarova. Moscow, Parnas Publ., 2011. 196 p. (In Russian)
10. Soshnikova N. G. Sotsial'noe vospitanie glukhikh i slaboslyshashchikh doshkol'nikov so slozhnymi narusheniyami razvitiya [Social education of deaf and hard of hearing preschoolers with complex developmental disorders]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Moscow, ICP RAS Publ., 2008. 206 p. (In Russian)
11. Spetsial'naya psikhologiya [Special psychology course] / Ed. by V. I. Lubovsky. Moscow, Akademiya Publ., 2099. 560 p. (In Russian)
12. Suvorov A. V. Samorazvitie lichnosti v ekstremal'noy situatsii slepoglukhoty [Self-development of a person in an extreme situation of deafness]. Diss. ... Ph. D. (Psychology). Moscow, PI RAS Publ., 1994. 24 p. (In Russian)
13. Shagurova A. A Sotsial'no-psikhologi-cheskaya gotovnost' molodezhi k volonterskoy deyatel'nosti [Social and psychological readiness of young people to volunteer]. Diss. . Ph. D. (Psychology). Moscow, RSSU Publ., 2013. 200 p. (In Russian)
Psychological and Pedagogical Sciences •••
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Омарова Патимат Омаровна, кандидат психологических наук, профессор, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии (КПиСП), декан, факультет специального (дефектологического)
образования, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: brain1974@mail.ru Гаджимагомедова Лейла
Пирмагомедовна, аспирант, кафедра КПиСП, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: brain 1974@mail .ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Patimat O. Omarova, Ph. D. (Psychology), professor, the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology (CPSP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: brain1974@mail.ru
Leila P. Gadzhimagomedova, postgraduate, the chair of CPSP, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail:
brain 1974@mail.ru
Принята в печать 17.01.2018 г.
Received 17.01.2018.