Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 376.34
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-55-59
Формирование устной речи у детей с бисенсорными нарушениями на основе развития
пассивного и активного словаря
© 2018 Клышевич А. В.
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия; e-mail: assanova96@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить влияние словарного запаса на формирование устной речи у детей с бисенсорными нарушениями. Методы. Теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов. Результат. Словарный запас у слепоглухих детей существенно ниже возрастной нормы, отмечается взаимосвязь между объемом пассивного словарного запаса и уровнем развития устной речи. В связи с этим необходимо организовать специальную индивидуальную коррекционно-развивающую работу со слепоглухими детьми. Вывод. Разработка специальной индивидуально-коррекционной программы будет способствовать накоплению пассивного словаря, его активизации и, как следствие, возникновению устной речи у слепоглухих детей.
Ключевые слова: пассивный словарный запас, активный словарный запас, слепоглухие дошкольники, слепоглухие школьники, речевое развитие слепоглухих.
Формат цитирования: Клышевич А. В. Формирование устной речи у детей с бисенсорными нарушениями на основе развития пассивного и активного словаря // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. С. 55-59. DOI: 10.31161/19950659-2018-12-3-55-59_
Formation the Oral Speech of the Children with Bisensorial Disoders on the Basis of Passive and Active Vocabulary Development
© 2018 Anastasiya V. Klyshevich
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia; e-mail: assanova96@mail.ru
ABSTRACT. The aim of the article is to study the influences of the word-stock on formation the oral speech of the children with bisensorial disorders. Methods. Theoretical: analysis of scientific and methodical psychology and pedagogical literature; empirical: psychology and pedagogical experiment, quantitative and qualitative analysis of the findings, statistical results. Result. Deafblind children's word-stock is essentially below age norm, there is an interrelation between the extent of passive vocabulary and the level of oral speech development. In that context it is necessary to organize the special individual correction developmental work with deafblind children. Conclusion. Development of the special individual correction program will promote the passive vocabulary build up, it's activation and rising the oral speech of deafblind children.
Keywords: passive vocabulary, active vocabulary, deafblind preschoolers, deafblind schoolchildren, speech development of deafblind persons.
For citation: Klyshevich A. V. Formation the Oral Speech of the Children with Bisensorial Disoders on the Basis of Passive and Active Vocabulary Development. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 55-59. DOI: 10.31161/1995-0659-201812-3-55-59 (In Russian)
Введение
Общение является одним из основных условий развития ребенка, главным фактором формирования его личности, средством познания себя и других. Важнейшим параметром, отражающим уровень сформированности
представлений об окружающем, а также уровень владения родным языком, является словарный запас.
Исследования количественной и качественной характеристики словарного запаса представлены в работах Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Серебряковой, Л. Ф. Спировой и др.
В настоящее время в общепедагогической и
дефектологической практике остро стоит проблема обучения, воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта. М. В. Жигорева к комплексным (сложным) нарушениям развития относит нарушения, представляющие собой несколько первичных нарушений психофизического развития (в том числе, и слепоглухоту) [2].
Для детей, имеющих одновременное нарушение зрения и слуха, характерны своеобразные особенности психического и речевого развития. Им присущи нарушения памяти, рассеянность внимания, низкая работоспособность, отвлекаемость, нарушения речи, а именно низкий уровень
сформированности словарного запаса и устной речи [1].
Негативным последствием
бисенсорного недоразвития является нарушение формирования
взаимосвязанных механизмов таких важнейших функций, как мышление и речь.
Результаты исследования И. А. Соколянского показывают, что отсутствие специального обучения негативно сказывается на развитии
психики слепоглухого ребенка. Без общения с окружающими людьми дети становятся асоциальными, не стремятся к общению, не учатся самостоятельно ходить, употреблять пищу, одеваться, ухаживать за собой [6].
У слепоглухих детей в зависимости от времени наступления слепоглухоты отмечается позднее формирование речи, либо распад уже сформированной речи, низкий уровень словарного запаса, поэтому так важно как можно раньше определить уровень сформированности пассивного и активного словарного запаса и начать коррекционно-педагогическое воздействие. Это положение и легло в основу нашего исследования.
Методы и материалы
Для обследования словарного запаса у слепоглухих детей дошкольного и младшего школьного возраста нами были использованы методические разработки Е. Г. Речицкой и Е. В. Пархалиной (обследование словаря у детей с нарушением слуха) и Н. В. Серебряковой (методика обследования лексических операций) [5]. Учитывая индивидуальные особенности
психофизического развития слепоглухих детей, выбранные методики были адаптированы для каждого слепоглухого ребенка, принимавшего участие в нашем исследовании.
Так как у детей зрительный и слуховой анализаторы не нарушены тотально, то дидактический материал для обследования словаря слепоглухих детей кардинальным образом не отличался от обследования словаря у детей с психофизической нормой. Материалом для исследования послужили картинки, фотографии семьи, игрушки, подручные материалы. В состав проверяемого словаря были включены 4 блока исследуемых слов. Блок 1 - 143 существительных; блок 2-24
прилагательных; блок 3 - 12 глаголов и блок 4 - 21 слово-обобщение.
Исходя из количества исследуемых слов для оценки уровня сформированности активного и пассивного словаря у слепоглухих детей дошкольного возраста, нами была адаптирована шкала оценки, предложенная Н. В. Серебряковой [3]:
- высокий уровень - правильное показывание от 190 до 200 слов;
- уровень выше среднего -правильное показывание от 170 до 189 слов;
- средний уровень - правильное показывание от 140 до 169 слов;
- уровень ниже среднего - правильное показывание от 100 до 139 слов.
- низкий уровень - правильное показывание менее 100 слов.
Таблица
Блоки До проведения ИКР После прове дения ИКР
Пассив. слов. запас Уровень развития Актив. слов. запас Уровень развития Пассив. слов. запас Уровень развития Актив. слов. запас Уровень развития
Б - 1 68 Н И З К И Й 2 Н И З К И Й 112 С Р Е Д Н И Й 11 Н И З К И Й
Б - 2 2 0 10 0
Б - 3 9 0 11 2
Б - 4 3 0 9 0
Итого 82 2 142 13
Результаты и обсуждение
В данной статье представлены результаты первичного обследования словарного запаса и результаты обследования после проведения индивидуально-коррекционной работы с одним слепоглухим ребенком - Н (5 л. 8 м.) - парциальная
несформированность психических
функций смешанного типа, грубая степень. Сенсоневральная тугоухость IV ст. Миопия высокой степени. Астигматизм. Частичная атрофия зрительных нервов обоих глаз. Атонически-астатический синдром. Вторичное недоразвитие речи. Использование слухового аппарата.
Проведенные диагностические
исследования позволили определить уровень развития словарного запаса у ребенка дошкольного возраста. Наглядно результаты представлены в таблице.
Из выше представленной таблицы видно, что в результате проведения индивидуально-коррекционной работы (ИКР) у Н по итогам повторного обследования была выявлена положительная динамика.
Программа индивидуально-
коррекционной работы была нами разработана на основе аналитико-синтетического метода, предложенного для работы с детьми, имеющими нарушения слуха (Н. А. Рау, Ф. А. Рау), а также методы и приемы обогащения словарного запаса у зрячеслышащих детей (Л. П. Федоренко, Г. А Фомичева) [4, 7]. Задачи программы - обогащение пассивного словарного запаса, стимулирование отраженного
произнесения слов, активизация словаря, расширение пассивного словарного запаса.
Этапы словарной работы:
1. Знакомство ребенка с новым словом, сообщение ему значения данного слова.
2. Чтение слова с губ и его произнесение после того, как ребенок запомнит соответствующее понятие.
3. Анализ слова: его деление на слоги и звуки.
4. Комбинация различных слогов из звуков, составляющих данное слово, и их синтез в слово.
Индивидуальная коррекционно-
развивающая работа строится согласно речевому материалу, представленному в
программе обследования словарного запаса. Представим содержание индивидуальной коррекционно-
развивающей программы для Н:
- средства обучения: предметные картинки, сюжетные картинки, предметы и явления окружающей
действительности.
Задачи:
1. Обогащение словарного запаса (пассивного).
Блок I. «Дикие животные» - лев, слон, жираф, еж, лиса, белка, заяц, черепаха, обезьяна. «Домашние птицы» - курица, гусь. «Дикие птицы» - голубь, ворона, лебедь, сова. «Насекомые» - комар, пчела. «Фрукты» - груша, банан. «Овощи» - картофель, морковь, помидор. «Цветы» - роза, ромашка, тюльпан. «Деревья» - ель, береза. «Игрушки» - пирамидка. «Обувь» -туфли, ботинки. «Мебель» - диван, шкаф, стул, кресло. «Посуда» - ложка, вилка, нож, тарелка, сковорода. «Учебные вещи» - книга. «Времена года» - лето, осень, зима, весна. «Время суток» - день, вечер, ночь. «Профессия» - врач, полицейский, продавец. «Инструменты» - топор, пила, молоток. «Части тела» - шея, туловище, лицо, волосы, лоб, брови, веки, ресницы, рот, губы, щеки, зубы, подбородок, уши. «Части руки» - плечо, локоть, кисть, ладонь, пальцы. «Части туловища» -грудь, живот, спина.
Блок II. «Цвета» - красный, синий, зеленый, желтый, голубой, коричневый, оранжевый. «Возраст» - молодой, старый. «Высота» - высокий, низкий. «Толщина» - толстый, тонкий. «Длина» -длинный, короткий. «Ширина» - широкий, узкий. «Форма» - круглый, овальный, квадратный, прямоугольный,
треугольный.
Блок III. Глаголы - чистить зубы, летать, плавать.
Блок IV. Слова-обобщения -домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, насекомые, овощи, цветы, игрушки, обувь, мебель, посуда, транспорт, инструменты, времена года, время суток, профессии, цвета, форма.
2. Активизация / стимуляция произношения слов при помощи различных средств, введения их в различные речевые конструкции.
Блок I. «Семья» - папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, брат, сестра, дядя. «Домашние животные» - собака, кошка, корова, коза. «Дикие животные» - лев, слон, медведь, жираф, еж, лиса, белка, заяц, черепаха, обезьяна. «Домашние птицы» - утка, курица, гусь. «Дикие птицы» - голубь, ворона, лебедь, сова, попугай. «Насекомые» - комар, пчела, муха, жук, бабочка, муравей. «Фрукты» -яблоко, груша, банан. «Ягоды» -клубника, арбуз. «Овощи» - картофель, морковь, помидор, огурец, лук. «Цветы»
- роза, ромашка, тюльпан. «Деревья» -береза, ель. «Игрушки» - кубики, машинка, кораблик, пирамидка, шарик, мяч, кукла, мишка, ведро. «Одежда» -трусы, рубашка, джинсы, куртка, шарф, варежки, кофта, носки. «Обувь» - туфли, сапоги, ботинки. «Головные уборы» -шапка. «Мебель» - диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло. «Посуда» - ложка, вилка, нож, тарелка, кружка, сковорода, кастрюля. «Учебные вещи» - ручка, книга, тетрадь. «Транспорт» - автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, самолет, вертолет, корабль, ракета. «Времена года» - лето, осень, зима, весна. «Время суток» - утро, день, вечер, ночь. «Жилище» - дом. «Профессия» -учитель, врач, полицейский, продавец, водитель. «Инструменты» - топор, пила, молоток, ножницы. «Части тела» -голова, шея, туловище, руки, ноги, лицо, волосы, лоб, брови, веки, глаза, ресницы, рот, губы, щеки, зубы, подбородок, уши. «Части руки» - плечо, локоть, кисть, ладонь, пальцы. «Части туловища» -грудь, живот, спина.
Блок II. «Цвета» - красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, оранжевый. «Возраст» - молодой, старый. «Высота»
- высокий, низкий. «Толщина» - толстый, тонкий. «Длина» - длинный, короткий. «Ширина» - широкий, узкий. «Форма» -круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.
Блок III. Глаголы - чистить зубы, бежать, стоять, летать, плавать, сидеть, ехать, слушать, есть, рисовать.
Блок IV. Слова-обобщения - семья, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, насекомые, фрукты, овощи, цветы, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, инструменты, времена года, время суток, профессии, цвета, форма.
2. Стимуляция речевой активности, инициативности речи.
Беседы, игры, сюжетно-ролевая игра, прочтение сказок, пересказ, составление рассказа по картинке/по серии сюжетных картинок.
3. Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Поставленные задачи реализуются в процессе специально организованных занятий. На изучение каждой лексической группы отводится от двух до четырех занятий, при этом количество занятий варьируется в зависимости от накопления словаря ребенка и количества слов в лексической группе. С каждым последующим занятием происходит постоянное повторение ранее изученных слов, с целью их закрепления.
1. Басилова Т. А. Слепоглухие дети. Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических заведений / Под ред. В. И. Лубовского. М. : Академия, 2003. С. 391-407.
2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2006. 240 с.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб. : Союз, 2004. 224 с.
1. Basilova T. A. Slepoglukhiye deti. Spetsial'naya psikhologiya: uchebnoye posobiye dlya studentov defektologicheskikh fakul'tetov vysshikh pedagogicheskikh zavedeniy [Deaf-blind children. Special psychology: textbook for students of defectological faculties of higher pedagogical institutions]. Ed. by V. I. Lubovsky. Moscow, Akademiya Publ., 2003. Pp. 391-407. (In Russian)
2. Zhigoreva M. V. Deti s kompleksnymi narusheniyami v razvitii. Pedagogicheskaya pomoshch': uchebnoye posobiye dlya studentov
Все виды лексической работы проводились в форме словесных игр, упражнений, творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами. Широко использовались сюжетные картинки, которые можно описывать не только целиком (давать название картине), но и находить на ней отдельные предметы и действия, названия которых особенно необходимы ребенку в общении.
Вывод
Таким образом, результаты проведенной экспериментальной работы доказали справедливость выдвинутой гипотезы о том, что уровень сформированности словарного запаса у слепоглухих детей дошкольного и младшего школьного возраста крайне недостаточен для формирования устной речи. Разработка специальной индивидуально-коррекционной программы будет способствовать накоплению пассивного словаря, его активизации и как следствие, возникновение устной речи у слепоглухих детей.
4. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей. М. : Просвещение, 1981. 191 с.
5. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : ВЛАДОС, 2000. 192 с.
6. Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. 1989. № 2. С. 75-84.
7. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1977. 239 с.
vysshikh uchebnykh zavedeniy [Children with complex disorders in development. Pedagogical help: manual for the students of higher education institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 240 p. (In Russian)
3. Lalaeva R. I., Serebryakova N. V. Formirovaniye pravil'noy razgovornoy rechi u doshkol'nikov [Formation of the preschoolers' correct spoken language]. Saint Petersburg, 2004. 224 p. (In Russian)
Литература
References
4. Rau F. F., Slezina N. F. Metodika obucheniya proiznosheniyu v shkole glukhikh: posobiye dlya uchiteley [Methods of training the pronunciation at school fod deafs: textbook for teachers. Moscow, Prosveshenie Publ., 1981. 191 p. (In Russian)
5. Rechitzkaya E. G., Parkhalina E. V. Gotovnost' slaboslyshashchikh doshkol'nikov k obucheniyu v shkole: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Readiness of hearing-impaired preschoolers to study at school: manual for the students of higher educational institutions]. Moscow, VLADOS Publ., 2000. 192 p. (In Russian)
6. Sokolyansky I. A. Training of blind deaf-mute children. Defektologiya [Defectology]. 1989. No. 2. Pp. 75-84. (In Russian)
7. Fedorenko L. P., Fomicheva G. A., Lotarev V. K. Metodika razvitiya rechi detey doshkol'nogo vozrasta [Methods of speech development of preschoolers]. Moscow, Prosveshenie, 1977. 239 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Клышевич Анастасия
Владимировна, бакалавр, кафедра специальной педагогики и предметных методик (СПиПМ), Ставропольский государственный педагогический
институт (СГПИ), Ставрополь, Россия; email: assanova96@mail.ru
Научный руководитель: Кабушко Анна Юрьевна, кандидат
педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой СПиПМ, СГПИ, Ставрополь, Россия; e-mail:
ann k77@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations
Anastasiya V. Klyshevich, bachelor, the chair of Special Pedagogy and Subject Methods (SPSM), Stavropol State Pedagogical Institute (SSPI), Stavropol, Russia; e-mail: assanova96@mail.ru
Supervisor: Kabushko Anna Yurevna, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of SPSM, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia; email: ann k77@mail.ru
Принята в печать 08.08.2018 г.
Received 08.08.2018.