УДК 159.9 Шашель Виктория Алексеевна
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской педиатрии Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России
Подпорин Игорь Васильевич
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры деятельности ОВД в особых
условиях
Краснодарского университета МВД России
Подпорина Людмила Анатольевна
аспирант кафедры факультетской педиатрии Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Shashel Victoria Alekseevna
Doctor of Medical Science, Professor, Head of Intermediate Level Pediatrics Department, Kuban State Medical University under the Ministry of Health of Russia
Podporin Igor Vasilyevich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department for Police Officers' Actions in Special Conditions, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Podporina Lyudmila Anatolyevna
PhD student, Intermediate Level Pediatrics Department, Kuban State Medical University under the Ministry of Health of Russia
PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH VEGETATIVE-VASCULAR DYSTONIA SYNDROME IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы психолого-педагогического сопровождения реабилитации школьников с синдромом вегетативной дистонии, обосновывается необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий и педагогики сотрудничества, в рамках которых предлагаются конкретные мероприятия, ориентированные на максимальную адаптацию детей с синдромом вегетативной дистонии в учебном процессе.
Ключевые слова:
реабилитация, синдром вегетативной дистонии у детей, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества.
Summary:
The article considers the psychological and pedagogical support of rehabilitation of school students with vegetative-vascular dystonia. The authors substantiate the necessity of introduction of health-saving technologies and cooperative learning, in the context of which the concrete measures aimed at maximum educational adaptation of children with the syndrome of vegetative dystonia are suggested.
Keywords:
rehabilitation, vegetative-vascular dystonia of children, health saving technologies, cooperative learning.
Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность или незнание методов и технологий индивидуальной работы с детьми приводят к тому, что состояние здоровья современных детей имеет неуклонную тенденцию к ухудшению. Особенность этих проблем состоит в том, что в подавляющем большинстве они имеют полифакторную природу происхождения и развития, являясь результатом взаимодействия внутренних и внешних причин: социально-психологических, индивидуально-психологических, медико-биологических, семейно-бы-товых, макросоциальных и т. д. На фоне неблагополучия в состоянии здоровья детей в образовательных организациях ведутся активные поиски, направленные на внедрение новых форм обучения и педагогических инноваций, предусматривающих использование здоровьесберегающих технологий, ориентированных на реабилитацию детей с синдромом вегетативной дистонии (СВД). На сегодняшний день остается нерешенным вопрос взаимодействия медицинских работников, педагогов и родителей, интеграция деятельности которых позволит к каждому ученику применить индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья и полноценного развития школьников в процессе обучения в школе.
Исследования ученых свидетельствуют [1], что синдром вегетативной дистонии является одним из самых частых заболеваний детского возраста особенно в период обучения в школе. На приеме у педиатра на долю СВД приходится 50-75 % детей школьного возраста с неинфек-
ционной патологией, что является основанием для целостного и комплексного решения проблемы, в том числе и на базе образовательного учреждения. Причины возникновения данного заболевания достаточно разнообразны и, как правило, носят социально-психологический характер. К их числу относят: наследственно-конституционные факторы (отклонения во время беременности, родовые травмы и болезни младенческого возраста), психогенные или психоэмоциональные факторы (потрясения, приводящие к длительному эмоциональному перенапряжении, к нервному срыву), психологическая атмосфера в семье, разногласия и конфликты родителей, которые вызывают у ребенка чувство протеста, агрессию, конфликтность. Кроме того, СВД может развиться также вследствие перенесенных хронических инфекций, возрастных эндокринных перестроек организма, интоксикации и т. д. Все это в совокупности отражается на реакции вегетативной системы - появляются головные боли, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, головокружение - те факторы, которые должны учитываться педагогами-предметниками и педагогами-психологами в процессе обучения в школе.
Сегодня отсутствует система дифференцированного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с СВД, обучающихся в образовательных учреждениях, недостаточно рекомендаций по контролю над ними в процессе обучения, не выделены особенности оздоровительных и реабилитационных мероприятий с ними. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость новых подходов к реабилитации учащихся с отклонениями, интегрированных в образовательный процесс и предусматривающих психолого-педагогическое сопровождение, что позволит повысить качество жизни современных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение реабилитации детей с СВД в процессе обучения решается на основе инновационных здоровьесберегающих технологий при моделировании личностно-развивающих ситуаций. Благодаря моделированию дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, осваивать культуру человеческих отношений через постепенное расширение сферы общения и деятельности, вырабатывать способность к самосознанию и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье.
В отечественной практике накоплен богатый опыт реализации здоровьесберегающих технологий личностно-ориентированного характера, которые представляют собой:
- психолого-педагогические программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К. Смирнов) [2];
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим (В.Д. Сонькин) [3].
По определению В.В. Серикова, личностно-ориентированное образование, которое является основой психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с СВД, не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных качеств растущего человека [4]. Автор указывает ряд особенностей, характеризующих личностно-ориентированное обучение, которые могут помочь осуществлению реабилитации детей с СВД: мотивация (принятие и обоснование деятельности), опосредование (соотнесение с внешним воздействием и внутренними импульсами поведения), коллизия (осознание противоречий действительности), критичность (принятие ценностей и норм), рефлексия (конструирование и удержание определенного образа «Я»), смысло-творчество (определение системы жизненных смыслов), ориентация (мировоззрение), обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира (обеспечение творческого характера деятельности), самореализация (стремления к признанию своего образа «Я» окружающими) и обеспечение уровня жизнедеятельности. Следуя этим положениям, здоровьесберегающая педагогическая деятельность переводит воспитание в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка, обеспечивающего развитие его природных способностей, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесбережение может выступать важнейшей составляющей образовательного процесса, включающего процесс медико-гигиенической направленности и предусматривающего взаимодействие в системе «педагог-психолог - медицинский работник - школьник» с определением приоритетов, которые заключаются в физкультурно-оздоровительной направленности процесса обучения, создания гармоничных взаимоотношений с природой, высоким уровнем межличностного общения и т. д. Следовательно, здоровьесберегающие технологии - это совокупность приемов и методов личностно-ориентированной организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, в рамках которого педагог, владея современными
педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, медицинскими работниками, коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
В отечественной практике накоплен значительный опыт реабилитации детей с синдромом вегетативной дистонии. Значимой стала технология психологического сопровождения учебной группы, разработанная М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым [5]. Данная технология представляет собой модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии с обоснованием активного участия педагогов-психологов в образовательном процессе школы. В данном контексте школьный психолог становится ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Педагоги-психологи, нацеленные на реабилитацию детей с СВД и освоившие данную технологию, работают более эффективно, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества, приходит осознание того, что необходимо научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Профессиональным мастерством и личным примером педагог-предметник и педагог-психолог должны демонстрировать здоровый образ жизни. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу-психологу - эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Для реализации здоровьесберегающих технологий, направленных на реабилитацию детей с СВД, основополагающей является педагогика сотрудничества [6]. Ее можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья школьников. Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических направлений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании, основанных на отношениях «учитель - ученик» и реализованных в общей жизнедеятельности школьных коллективов. Данное сотрудничество принимает формы соучастия, сопереживания, сотворчества, со-управления. Технология предлагает новый взгляд на личность ребенка со следующих позиций: личность проявляется в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность; личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; каждый ребенок обладает способностями, дети талантливы; приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и т. д.). Наиболее эффективной становится педагогика сотрудничества в работе по реабилитации детей с СВД, когда целью становится возможность разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности школьника, использовать их для более полного развития личности.
При обеспечении психолого-педагогического сопровождения и реализации здоровьесберегающих технологий образовательный процесс не должен носить стихийный характер, так как от умелого взаимодействия всех структур и зависит эффективность их введения, организованных с соблюдением следующих принципов:
- стратегической выдержанности и продуманности;
- конструктивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности «школьник -педагог-психолог - медицинский работник»;
- выстроенности и поэтапности проводимых мероприятий.
В свою очередь, функции здоровьесберегающих технологий в условиях педагогики сотрудничества заключаются в прогнозировании, планировании, организации, анализе, коррекции и контроле [7].
Психолого-педагогическое сопровождение процесса реабилитации детей с СВД в школе должно моделировать основные этапы деятельности, выстроенные на основе комплексно-целевой программы с включением следующих направлений для образовательной организации:
- специально-психологическое: предполагает диагностику конкретного образовательного учреждения (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения), анализ деятельности педагогов-психологов, работающих с детьми, составление банка данных детей с СВД, нуждающихся в реабилитации;
- социально-педагогическое: анализ нормативных документов и локальных актов образовательной организации; включает социально-правовой патронаж па дому, анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность школьника с СВД;
- медико-социальное: предполагает первичную медицинскую диагностику в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем школьников; формирование групп школьников с СВД для последующей коррекции и реабилитации; медицинский контроль за организацией питания, планированием учебного времени, оздоровительных мероприятий и т. д.;
- учебно-методическое: предусматривает анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфолио» школьников) с целью определения уровня образовательный подготовки каждого школьника с СВД и выявления пробелов в знаниях;
- организационно-воспитательное: направлено на выявление интересов школьников, исходя из способностей и желаний школьников организации кружков, секций по интересам с учетом здоровьесберегающих технологий; определение уровня личностных приоритетов и возможностей личностного роста; выявление сформированности общекультурных навыков у школьников, включающих стремление к здоровому образу жизни, уважение к окружающим, коммуникативности и т. д.
Данная программа предполагает консультирование детей, родителей и педагогов, ориентированных на реабилитацию детей с СВД по следующим направлениям:
- специально-психологическое: ориентирует на индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование; предполагает разработку и подготовку методических рекомендаций по проблемам реабилитации детей с СВД; организацию просветительской деятельности для родителей по вопросам медицинского и психологического просвещения практики семейного воспитания;
- социально-педагогическое: предполагает правовое консультирование детей и родителей, проведение семинаров и курсов повышения квалификации для педагогов-психологов по проблемам реабилитации детей с СВД;
- медико-социальное: ориентировано на консультирование педагогов, родителей, детей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта, соблюдения санитарных норм и выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников с СВД в образовательных организациях;
- учебно-методическое: направлено на совершенствование педагогического мастерства; обеспечение родителей соответствующими научно-методическими разработками;
- организационно-воспитательное: консультирование школьников по возможностям индивидуальной самореализации в системе дополнительного образования (кружки, секции, школы дополнительного образования детей и т. д.).
Таким образом, деятельность образовательной организации, работа педагогов-психологов, родителей, направленная на реабилитацию детей с СВД с позиции педагогики сотрудничества и использования здоровьесберегающих технологий, должна способствовать созданию нормальных условия для жизнедеятельности школьников, соответствующих их индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы. Предложенная программа позволяет составить целостное представление об основных направлениях деятельности и избежать трудностей, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию в условиях возрастающей интенсивности и насыщенности современного социума.
Ссылки:
1. Вегетативная дисфункция у детей и подростков (клиника, диагностика, лечение) // Козлова Л.В., Самсыгина Г.А., Царегородцева Л.В. : учеб.-метод. пособие. Смоленск, 2003. 80 с. ; Вегетативно-сосудистая дистония у детей (клиника, диагностика, лечение) // Белоконь Н.А., Осокина Г.Г., Леонтьева И.В. : метод. рек. М., 1987. 24 с. ; Царегородцева Л.В. Дискуссионные вопросы синдрома вегетативной дистонии у детей // Педиатрия. 2003. № 2. С. 103-105 ; Царегородцева Л.В. Лечение синдрома вегетативной дистонии // Педиатрия. 2003. № 2. С. 52-56 и др.
2. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2003. 270 с.
3. Сонькин В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения : метод. рек. / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М., 2004. 117 с.
4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы : монография. М., 1998. 180 с.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002. 62 с. ; Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005. 320 с.
6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991 ; Малявин М.А. Педагогика сотрудничества в дополнительном образовании детей // Внешкольник. 2005. № 4. С. 22-24 ; Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога / О.А. Козырева [и др.] // Актуальные задачи педагогики : материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита, 2012. С. 8-11 и др.
7. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : метод. рек. по преодолению перегрузки учащихся. М., 2008. 112 с. ; Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград, 2009. 184 с. ; Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д., 2007. 285 с.