Проект для художественно-аналитического типа:
1. Охарактеризовать Петербург как особое духовное пространство, где все приобретает символическое и психологическое значение. Двойственность изображения города в романе.
2. Исследовать детали, повторяющиеся в описании Петербурга. Их роль в создании образа города.
3. Петербург Достоевского. Отличие образа Петербурга у Достоевского от Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова.
Проект для субъективно-экспрессивного типа:
1. Показать роль уличных сцен в создании образа Петербурга. Охарактеризовать образы «второго плана» (детей Петербурга, толпу в уличных сценах, прохожих и др.)
2. Прочитать стихотворение H.A. Некрасова «До сумерек». Провести аналогию с романом «Преступление и наказание».
3. Нарисовать 2-3 иллюстрации с изображением Петербурга и подготовить их словесную защиту.
4. Сделать вывод по теме «Петербуржцы в романе-трагедии «Преступление и наказание»».
Проект для логического (аналитического) типа:
1. Исследовать литературный миф Петербурга (местоположение города; роль названия; природа и стихия; символы). Сравнить мифы о Москве и Петербурге.
2. Представить себя жителем Петербурга или в роли героя романа «Преступление и наказание». Опишите свои впечатления о городе.
3. Составить список произведений XIX — XX вв., в которых создан образ Петербурга. Найти общее и различия в изображении города.
4. Сопоставить образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и поэме A.C. Пушкина «Медный всадник».
Таким образом, уровневое (личностно-ориентированное) дидактическое обеспечение и проектная деятельность учащихся — эффективный путь творческого развития личности.
Литература_____
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М., 2002.
2. Булдакова И.Н. Педагогические технологии личностно-ориентированного образования: Учебно-методическое пособие. Глазов, 2007.
3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
4. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
© Булдакова И.Н., 2008
Е.В. Звягинцева
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Современное общество стоит перед проблемой формирования личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят совершенно определенные требования к такой личности — творческой, активной, социально ответственной, интеллектуально раз-
витой, высокообразованной, грамотной. В связи с этим в настоящее время одной из главных ценностей образования считается становление личности, воспитание индивидуальности ребенка. Современное образование основывается на признании за учеником права на выбор пути саморазвития. Для реализации данной установки в современной системе образования прибегают к созданию различных типов образовательных учреждений, альтернативных форм обучения, вариативных образовательных программ. Однако и в рамках существующей в большинстве образовательных учреждений системы возможно эффективное развитие познавательных способностей ученика, формирование его личности, при условии организации лично-стно-ориентированного процесса обучения.
Активное внедрение в педагогическую практику личностно-ориентированных процессов обучения тесно связано с изменениями парадигмы образования, повышением роли психологии и использованием междисциплинарного комплексного психолого-акмеологического подхода, получившего развитие в работах К.А. Абуль-хановой, С.А. Анисимова, О.С. Анисимовой, A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, И.Н. Семенова, Е.А. Яблокова и др. [2, 4, 6]. Сущность такого подхода заключается в том, что ребенок в своем личностном развитии должен стремиться к некоему оптимуму. Личностно-ориентированные методики позволяют разработать персональный оптимум как набор критериев развития, для каждого ребенка. Кроме того, развитие ребенка в условиях личностно-ориентированного обучения проходит в темпе, соответствующем его способностям и потребностям.
Личностное развитие ребенка обусловлено целым рядом факторов: природными задатками, социальной средой, условиями обучения, степенью сотрудничества с родителями и учителями, собственной активной учебно-познавательной деятельностью ученика. Наиболее интенсивное развитие в школьном возрасте ребенку обеспечивает учебная деятельность. И главная проблема становления личности школьника заключается в интенсификации процесса обучения, его соответствия современным требованиям.
Личностно-ориентированное обучение, имея проблемно-направленный, творческий характер, наиболее полно отвечает выдвигаемым требованиям. В первую очередь это связано с тем, что приобретение знаний происходит путем поиска и открытия нового, и главной задачей ставит возможность развития общих и специфических способностей ребенка, приобретение им знаний, умения и желания ими пользоваться. Ребенок получает возможность развиваться в темпе, зависящем от его личных способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса. На педагога возложены функции организатора учебы, консультанта, старшего друга, осуществляющего индивидуальный подход не только по форме, но и по содержанию воспитания и образования.
Следует отметить, что переход к такой системе организации образовательного процесса сталкивается на современном этапе с определенными противоречиями. Среди наиболее существенных следует отметить:
дисбаланс между возрастающими требованиями к формированию творческой, активной, социально ответственной личности и неготовностью существующей образовательной системы к удовлетворению этих требований; несоответствие между коллективным характером организации учебно-воспитательного процесса в массовой школе и требованием индивидуального по своей сути характера учения;
конфликт целенаправленного воздействия «взрослой» культуры и особенностями индивидуальности ребенка и его развития;
несовпадение реальной педагогической практики с ожиданиями родителей и др. [6].
Главным следствием нерешенности указанных противоречий в ходе интенсификации процесса обучения на современном этапе стало существенное ухудшение
здоровья школьников. Поэтому в последние годы большую актуальность приобрели концепции обучения, построенные на принципах здоровьесбережения. Школа должна стать важнейшим звеном системы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, так как именно в школе формируются основы физического и психического здоровья человека и, как следствие, общества в целом. Главное условие успешности реализации здоровьесберегающих концепций обучения и воспитания - их направленность на многолетнюю целостную, теоретически осмысленную и методически обоснованную деятельность по формированию нового поколения здоровых, сильных, успешных людей.
Многочисленные исследования показывают, что в течение последних лет наблюдается неуклонное ухудшение здоровья российской нации. Это касается и самой молодой ее составляющей. Статистика свидетельствует, что сегодня только около 12 % выпускников школы можно назвать здоровыми, а до 60 % имеют хронические заболевания. Учеба в вузе также не способствует укреплению здоровья.
Ученые отмечают, что среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся, значительное место занимают факторы самой системы образования: ограниченность двигательной активности детей; низкий уровень организации питания учащихся;
разрушение системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья учащихся;
нарушения физиолого-гигиенических требований к организации образовательного (воспитательного), развивающего процессов; несовершенство учебных программ и методик; увеличение объема учебных нагрузок;
недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефор-мирующего образования;
низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования [5]. В современных социокультурных условиях возникает необходимость теоретического осмысления и инновационной практической разработки психолого-педагогической модели сохранения, укрепления здоровья учащихся в образовательных учреждениях разного типа и вида, а также реализации организационно-педагогических условий влияния здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды образовательных учреждений на здоровье учащихся. Здоровье и отношение к здоровью учащихся и педагогов играет важнейшую роль в связи с тем, что образовательные учреждения являются звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Для решения задач здоровьесбережения в ходе образовательного процесса система образования должна включать в себя следующие компоненты:
создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения; рациональная организация образовательного процесса; организация физкультурно-оздоровительной работы;
просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями;
медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся [1].
Проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся заставляют внести конкретные изменения в организацию образовательного процесса, охватывающие урочную и внеурочную деятельность, и определить для себя основным направлением
формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение правильного физического и психического развития, повышение качества образования в целом.
Важнейшим условием гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения является психологическое здоровье. Необходимо различать понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году. В докладе комитета экспертов ВОЗ на тему «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» говорилось, что нарушение психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка. Таким образом, сам термин «психическое здоровье» связывает медицину и психологию.
Понятие психологического здоровья было введено в научный оборот И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [8]. В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:
позитивное самоощущение, позитивное восприятие окружающего мира; высокий уровень развития рефлексии;
наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности; успешное прохождение возрастных кризисов;
адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли [7].
Поддержание и сохранение здоровья детей в целом является главной задачей психологической службы образовательного учреждения. Основная форма деятельности школьных педагогов-психологов - психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение — это взаимодействие психолого-педагогической службы и различных субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов, администрации во время осуществления основных видов деятельности службы — профилактика, диагностика, развитие, коррекция и консультирование — с целью принятия субъектами оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сама идея сопровождения как воплощения гуманистического и личностно-ориентированного подхода связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие и, как следствие, с качественной модернизацией системы образования.
С 2005 года по настоящее время в школе № 1222 г. Москвы разрабатывается и проходит апробацию модель психолого-педагогического сопровождения различных категорий учащихся в школе с углубленным изучением иностранного языка.
Данная модель предназначается для школ повышенного уровня обучения с контингентом учащихся более 600 человек и основывается на том, что в школе влияние на процесс не только интеллектуального, но и личностного и социального развития школьника оказывают все субъекты образовательного процесса. Основными партнерами психолога в процессе его деятельности являются педагоги, родители и сами учащиеся. Деятельность психолога разворачивается внутри педагогического коллектива и строится в соответствии с планом работы образовательного учреждения, реализуя образовательные потребности всех категорий учащихся.
Цель работы психологической службы школы в рамках данной модели - психологическое обеспечение функционирования школьной образовательной среды, обеспечивающей полноценное психическое и личностное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Основные направления работы педагогической службы школы: научно-методическое; информационно-аналитическое; диагностическое;
коррекционно-развивающее; профилактическое; консультационное; просветительское; социал ьно-диспетчерское.
Этапы психолого-недагогического сопровождения
Помимо функционального разделения на направления работы, модель психологической службы школы предусматривает разделение процесса сопровождения на этапы в соответствии с периодами школьного обучения, К этим периодам обучения «привязываются» наиболее полные и системно организованные процессы сопровождающей работы психологической службы. Это:
период поступления и адаптации в начальном звене школы;
обучение в начальной школе;
процесс перехода и адаптации в среднем звене;
пубертатный кризис;
окончание школы.
Каждый цикл сопровождения имеет определенную универсальную структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и решения задач сопровождения. Каждый этап решает свои частные задачи сопровождения и организуется своими методами.
Первый этап — постановка проблемы. Отправными точками для его организации могут служить две распространенные школьные ситуации: запрос к психологу со стороны педагога или родителей относительно проблем обучения или поведения, иногда — психического состояния конкретного ученика (это первая ситуация), и запланированное обследование школьников определенной параллели по диагностической программе (вторая ситуация). Задача деятельности психолога на данном этапе - определить состояние психолого-педагогического статуса ребенка в данный момент с точки зрения наличия-отсутствия определенных проблем обучения и развития. По итогам диагностики вся обследованная группа школьников условно делится на две подгруппы: психологически благополучных и школьников с определенными трудностями в обучении и развитии.
Запрос, полученный от педагогов и родителей, должен пройти определенную «психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем он превратится в психологическую гипотезу относительно существа проблем школьника Второй этап — уточнение проблемы. Его задача - уточнить суть проблем, возникших у ребенка, найти их скрытые причины. Уточнение проблемы чаще всего начинается для психолога с проведения углубленной психодиагностики. Помимо собственно индивидуальной диагностической работы с ребенком, на этом этапе предполагается сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического диагноза.
Уточнение проблемы предполагает решение такой принципиально важной для сопровождения задачи, как «сборка» целостного школьного статуса ребенка, обобщение и синтезирование информации, которой владеют другие взрослые — участники сопровождения, прежде всего, педагоги, школьные медики, социальные работники.
Формой организации такой обобщающей работы является в нашей модели психолого-педагогический консилиум. В ходе совместного обсуждения данных о педагогических, психологических и медицинских особенностях школьного статуса ребенка на консилиуме педагоги и психолог получают уникальную возможность увидеть каждого ребенка как целостную личность, учесть большую часть факторов, влияющих на его обучение и развитие.
Третий этап - решение проблемы. На данном этапе необходимо разработать единую стратегию сопровождения ребенка, определить задачи и формы работы
отдельных школьных специалистов и реализовать целостную сеть мероприятий по его сопровождению. Они могут носить как развивающий (если у ребенка нет выраженных проблем обучения и развития), так и коррекционно-формирующий (при наличии таких проблем) характер. В рамках данного этапа продолжается работа психолого-педагогического консилиума. Именно на его заседаниях разрабатываются стратегии сопровождения отдельных школьников и целых ученических параллелей. Этап включает также разнообразную работу психолога по реализации решений консилиума.
Естественно, лучшим показателем эффективности любой модели является практический результат ее воплощения. Один из результатов работы школы в рамках апробации модели психолого-педагогического сопровождения — итоги участия учеников школы в конкурсах, предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и турнирах и т.п. Эти итоги можно отразить в виде таблицы.
Таблица
Участие учеников школы № 1222 г. Москвы в конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня (кол-во человек)
Уровень Количество участников
мероприятия 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Окружные олимпиады 12 15 20
Окружные конкурсы 17 21 34
Городские конкурсы 3 6 10
Федеральные конкурсы - 1 9
Международные конкурсы - 2 4
Как показала апробация, приведенная модель помогает успешно решать как долговременные задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся, так и возникающие в ходе образовательного процесса психологические, педагогические и социальные проблемы. Мониторинг адаптации учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов показывает, что в рамках модели работа психологической службы школы повышенного уровня обучения становится более эффективной.
Данные экспериментальных исследований 2005-2008 гг. позволили сделать следующие выводы:
I. На современном этапе развития образования обеспечение психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса является необходимым условием его эффективности. Особое внимание следует уделять психоло-го-акмеологическому компоненту образовательного процесса как одному из главных условий повышения уровня достижений школьников. Эта задача становится особенно актуальной в условиях обучения в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня обучения (гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов).
II. Систему психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса школы с углубленным изучением иностранного языка можно рассматривать как модель для реализации психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении любого типа.
III. В создании системы психолого-педагогической поддержки большую роль играет эффективная организация работы психологической службы образовательного учреждения, а также эффективная организация научно-методической работы всех сотрудников учреждения.
IV. Центральным звеном системы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса являются учащиеся. Контингент учащихся не является однородным, в нем можно выделить качественно различные категории: учащиеся с повышенными способностями и мотивацией к обучению, с проблемами в
здоровье, с различными нарушениями психофизиологического развития. Указанные категории учащихся отличаются по своим психологическим характеристикам и образовательным потребностям и нуждаются в различных формах психолого-педагогической поддержки.
В основу разработанной нами модели психолого-педагогического сопровождения развития личности школьников легла психолого-акмеологическая концепция гармонизации взаимоотношений личности и среды, которая, опираясь на условия достижения личностного акме, позволяет обосновать концепцию личност-но-ориентированного образования ребенка в учебно-воспитательном процессе школы. Несмотря на то, что данная модель разрабатывалась и апробировалась в условиях учебного заведения повышенного уровня обучения - школы с углубленным изучением немецкого языка - ее в общем виде можно использовать в качестве основы для организации деятельности психологической службы среднего образовательного учреждения любого типа. Применение описанной модели психолого-педагогического сопровождения отвечает потребностям современной системы образования в личностно-ориентированном обучении и развитии ребенка, способствует формированию и сбережению психологического, психического и физического здоровья учащихся, соответствует принципам гуманизации образования в интересах нашего общества на современном историческом этапе.
Литература_
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. Материалы курса «Здоровьесберегающая школа». М., 2006.
2. Бодалее A.A. Акмеология и современные проблемы воспитания // Акмеология. 2005. № 1. С. 23-30.
3. Жарикова С.Б. Особенности восприятия психического здоровья субъектами образовательного процесса // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: Материалы IV Национальной научно-практической конференции. М,, 2007. С. 89—91.
4. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство, Юность. Взрослость. Старость / В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, A.A. Деркач и др. / Под общ. ред. A.A. Реана. СПб.; М., 2002.
5. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: нсихол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. М„ 2004.
6. Синягина И.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / Под ред. A.A. Дсркача, И.В. Калиш. М., 2001.
7. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба: Работа с учащимися. М., 2007.
8. Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999.
© Звягинцева Е.В., 2008
Н.М. Однокурцев
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Разработка проблемы креативности как одного из важнейших направлений акмеологического анализа развития личности предполагает, с одной стороны, раскрытие самого понятия «креативность», с другой, анализ процесса формирования этого необходимого для современного человека качества. На наш взгляд, процесс формирования креативности может начинаться с самого раннего детства и закладывать основу развития креативных способностей, влияющих на развитие индивида, личности на всех последующих этапах их жизнедеятельности.
Методы развития креативности детей могут быть различными. Нас в первую очередь интересуют те из них, которые связаны с развитием их физической культуры. Это обусловлено тем, что в двадцать первом веке в воспитании и образовании детей, начиная с дошкольного возраста, четко проявляется тенденция к ран-