_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.1
Гаранина Резеда Мухаррамовна,
К.п.н., ассистент ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России,
г. Самара, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
Аннотация
Формирование субъектной позиции происходит в процессе участия в значимых для студента событиях, вызывающих эмоциональное переживание. Для того чтобы процесс формирования субъектной позиции был успешным, необходимо решение целого комплекса педагогических задач.
Ключевые слова
субъектная позиция, самополагание, самоопределение, саморазвитие, носитель субъектности.
Личностно ориентированный подход к обучению предполагает опору на самостоятельное осмысление человеком своей жизни, своего места в социуме, профессии, реализацию собственного потенциала в процессе своей жизнедеятельности. Высшей интегрированной основой этого является субъектная позиция, которую можно сформулировать как осмысленную причинность осознанной деятельности и активности человека в реальной действительности и его стремление к самореализации.
Субъектная позиция является характерным совокупным императивом человека, обладающего внутренней свободой, индивидуальностью и ответственностью. Такой человек является субъектом общественного процесса, способным быть хозяином своей судьбы, иметь собственное мнение и поступать в соответствии с самостоятельно выбранными и принятыми им принципами жизни, адаптироваться к социальным обстоятельствам, а также влиять на них, преобразовывать их. Формирование субъектной позиции происходит в процессе самополагания, самоопределения, участия в значимых для студента событиях, вызывающих эмоциональное переживание, оказывающих рефлексивное воздействие. В то же время проявление воли, активное участие в жизни социума, оценка происходящих событий, осмысление целесообразности тех или иных действий формируют у студента сознательное отношение к своим действиям, субъектное отношение к реальной действительности. Умопостигаемое событие способно становиться фактором формирования субъектной позиции при целенаправленном психолого-педагогическом сопровождении, в процессе которого педагог помогает студенту осмыслить происходящее событие, оказывает содействие для активного участия в нем, помогает выработать оценку происходящего. Ведь «субъектное всегда связано с проявлениями его авторской активной позиции» [2].
Для того чтобы процесс формирования субъектной позиции был успешным, необходимо решение целого комплекса педагогических задач. Первая задача - обеспечение включённости в учебно-исследовательские и социальные проекты, проявление личностного отношения к проводимым мероприятиям, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Чем больше включённость студента в происходящие процессы, тем больше их личностно-развивающий и воспитательный потенциал. Второй задачей является стимулирование саморазвития на основе рефлексивного воздействия. В этом плане сопровождение должно быть направлено на формирование мотивации как на осознание происходящего, его отражение, анализ, оценку, а также на поиск путей самоактуализации и самосовершенствования. Стимулирование саморазвития человека предполагает формирование мотивации к успеху, самообразованию и самовоспитанию.
Важными чертами данного процесса является осмысленность, осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования человека, его стремление к самопознанию, детерминация собственного потенциала для нравственной и творческой деятельности, определение направления работы по самоусовершенствованию, обобщению практического опыта. Для развития своей индивидуальности студент
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
должен учиться способам самопознания, рефлексии, планирования событий в самых разных областях жизнедеятельности, стать носителем субъектности. Третьей задачей является создание условий для саморегулирования, что предполагает психолого-педагогическую помощь студентам в оценке происходящих явлений с точки зрения нравственных норм, регламентации своего поведения.
Стимулирование умения нравственной самооценки и нравственной самокоррекции поступков представляется важным этапом педагогического воздействия на актуализированное внутреннее состояние субъекта. Представляется целесообразным выделение трех компонентов психолого-педагогического сопровождения событий: пропедевтико-прогностический (предполагает содействие студентам в преодолении возможных затруднений при решении возникающих учебно-социальных проблем, ориентация обучающихся на самостоятельную оценку происходящих событий), актуально-деятельностный (предполагает определенную деятельность педагога в реальной ситуации, активное взаимодействие со студентом по расстановке приоритетов в восприятии происходящего), рефлексивно-аналитический (предполагает осмысление происходящего, его оценку, самооценку действий студента, формирование личностного потенциала, проектирование действий в будущем).
Таким образом, можно утверждать, что субъектность студента является важной и необходимой реальностью жизни, способной стать главным движущим фактором его развития и саморазвития. Процесс формирования субъектной позиции должен реализовываться с учётом позитивного жизненного опыта обучающегося, его отношения к окружающей действительности, собственной деятельности, способности критически перерабатывать социальный и личный жизненный опыт. Адекватное отношение студента к происходящему, правильное восприятие событий, свобода выбора, наличие человекоориентированных установок по отношению к другим субъектам являются важным фактором формирования субъектной позиции.
Список использованной литературы:
1. Гаранина, Р.М. Реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Уфа, 2012. - 26 с.
2. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. С. 11.
© Гаранина Р.М., 2016
УДК 371
Гатауллина Элина Магдановна
Студентка 4 курса Сулейманова Фания Мурзабаевна
к.п.н., доцент
Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
г. Стерлитамак, Российская Федерация
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье раскрываются проблемы умственного воспитания младших школьников и мышлении как составной части умственного воспитания. Описываются задачи и направления умственного воспитания младших школьников.
Ключевые слова
Умственное воспитание, мышление, культура умственного труда.