О. И. Логашенко, Л. И. Ломакина
(Краснодар)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
В работе исследуется проблема влияния психолого-педагогического сопровождения научнопрактической деятельности на сохранение здоровья студентов в период профессиональной подготовки в вузе на этапе учебно-ознакомительной практики
Анализ проблемы психолого-педагоги-ческого сопровождения профессиональной подготовки студентов в контексте здоровь-есбережения в современной литературе показывает ее недостаточную разработанность. Основное внимание исследователей сосредоточено на борьбе с вредными привычками, формировании здорового образа жизни, пропаганде занятий спортом [2, 3, 4,
6, 7]. Влияние психолого-педагогического сопровождения процесса обучения на психофизиологические показатели здоровья студенчества практически не исследовалось.
Цель настоящей работы - изучение влияния психолого-педагогического сопровождения (ППС) научно-практической деятельности (НПД) на показатели психофизиологического здоровья студентов.
На кафедре психологии и педагогики Института экономики и управления в медицине и социальной сфере г. Краснодара в течение ряда лет ведутся научные разработки непрерывной системы психолого-пе-дагогического сопровождения научнопрактической деятельности студентов.
Под научно-практической деятельностью мы понимаем деятельность студентов в области научных исследований, организуемую преподавателем в рамках учебного процесса и осуществляемую в ходе выполнения учебных заданий творческого характера, требующих обязательного использования результатов научного поиска (курсовые работы, задания по практикам, дипломные работы).
Научно-практическая деятельность носит междисциплинарный характер и осу-
ществляется студентами на четырех этапах учебного процесса:
- подготовительном (изучение и анализ деятельности психолога в образовательном учреждении);
- деятельностно-практическом (студенты осваивают принципиально новый для них компонент деятельности - педагогическое воздействие);
- научно-аналитическом (проведение законченного научного исследования и его анализ в условиях конкретного образовательного учреждения);
- завершающем, или квалификационном (студенты исследуют существующие проблемы и разрабатывают новые способы их решения).
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки - это система взаимодействия преподавателя и студента в вузе, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента-психолога, будущего преподавателя психологии [7, 9].
Инновационность разработанного нами психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности состоит в наличии у данной системы содержательной и организационно-методической направленности. Первая отражает поэтапную разработку, а вторая - формы обеспечения, которые используются для осуществления психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности.
Содержательная направленность пси-холого-педагогического сопровождения представляет собой:
а) на подготовительном этапе: создание научно-методической базы, составление плана организационных мероприятий, проведение психолого-педагогической диагностики уровня подготовленности студентов;
б) на этапе осуществления научнопрактической деятельности: коррекцию и индивидуализацию психолого-педагогиче-ских знаний, умений и навыков;
в) на этапе анализа: диагностику результатов психолого-педагогического сопровождения, осмысление и сравнение произошедших изменений содержательной базы, статистическую обработку полученных данных;
г) на заключительном этапе: обобщение и оценку эффективности предложенного психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности, разработку рекомендаций студентам и педагогическому составу [6].
Организационно-методическая направленность - это нормативно-правовое, пси-холого-диагностическое, научно-методическое, информационно-компьютерное, организационное, психосоматическое обеспечение и поэтапный мониторинг.
В эксперименте опробован и реализован каждый вид психолого-педагогическо-го сопровождения научно-практической деятельности студентов-психологов на этапе учебно-ознакомительной практики. Учебно-ознакомительная практика является начальным этапом практической подготовки психолога и начальным связующим звеном в теоретической и практической подготовке специалиста. Она проводится на втором курсе обучения параллельно или после изучения общетеоретических дисциплин и направлена на формирование первоначальных умений и навыков психолога-практика.
Психолого-педагогическое сопровождение научно-практической деятельности на этапе учебно-ознакомительной практики включает: разработку учебно-методического обеспечения на базе реализации межпредметных связей - выделение знаний, умений и навыков, которые необходимы студенту для реализации целей и задач
практики; разработку учебного пособия; определение «стартовой» подготовки студентов к прохождению учебно-ознакомительной практики путем тестирования и подбор индивидуального комплекса заданий; информационно-компьютерное обеспечение; поэтапный контроль динамики структурных элементов научно-практической деятельности; проведение тренингов для повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности и психоэмоционального напряжения; обучение студентов контролю за состоянием физического здоровья путем расчета адаптационного потенциала системы кровообращения [4, 10, 12].
Исследование проводилось со студентами очного и заочного отделения второго курса факультета психологии Института экономики и управления в медицине и социальной сфере - охвачено 133 человека в контрольной группе и 119 человек в экспериментальной группе.
В ходе исследования применялись следующие методы:
- медико-диагностическое обследование;
- определение стрессоустойчивости; метод подсчета адаптационного потенциала системы кровообращения [1, с. 49-51].
- методы статистической обработки полученных показателей.
Для тестирования использовались следующие методики:
- определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге (T. H. Holmes and R. H. Rahe) [10, с. 149-153];
- экспресс-диагностика невроза Хека и Хесса (K. Hock and H. Hess) [10, с. 169-171].
Для статистической обработки полученных данных использована нами компьютерная программа SPSS (статистический пакет обработки данных в психологии и социологии) [8].
Исследование организовывалось и осуществлялось в три этапа:
- диагностический (констатирующий) этап - до прохождения практики. Цели этапа: определение адаптационного потенциала организма; определение степени сопротивляемости стрессу (стрессоустойчи-
вость): определение предрасположенности к неврозу; выявление так называемой «группы риска», т.е. тех студентов, у которых снижена адаптация организма, выявлена низкая сопротивляемость стрессу и высокая предрасположенность к неврозу;
- формирующий этап. Основная цель этапа - разработка и внедрение психологопедагогического сопровождения научнопрактической деятельности студентов в период прохождения учебно-ознакомительной практики с целью сохранения и укрепления физического и психологического здоровья;
- контрольный этап, цель которого в выявлении эффективности исследований на основе сравнения изменений в «группах риска» разных лет обучения.
Диагностическое исследование показало, что более половины студентов в обеих группах испытывают адаптационное напряжение организма, имеют низкую сопротивляемость стрессу и высокую вероятность возникновения невроза. Для выявления «групп риска» нами применен кластерный анализ компьютерной программы SPSS. Кластерный анализ разделил студентов по состоянию физического и психологического здоровья. Хорошее состояние: контрольная группа - 38%, экспериментальная группа - 33%. Удовлетворительное состояние: контрольная группа - 16%, экспериментальная группа - 36%. «Группа риска»: контрольная группа - 46%, экспериментальная группа - 31%.
Выделенные нами студенты, входящие в «группу риска», имеют проблемы психологического и физического состояния здоровья и требуют повышенного внимания со стороны педагогов и психологов.
Предлагаемое нами психолого-педаго-гическое сопровождение призвано влиять не только на психологическое здоровье студента, но и на его физическое состояние. Поэтому оно не только обеспечивает психо-лого-педагогическую работу по развитию творческого мышления, внимания, памяти и волевой сферы, повышению эмоциональной устойчивости, формированию социальной адаптированности, но и включает мероприятия по обучению студентов методам самоконтроля и профилактики нервно-психических расстройств.
Для определения эффективности разработанной нами программы психолого-пе-дагогического сопровождения научнопрактической деятельности студентов на этапе учебно-ознакомительной практики проведено сравнение изменений в «группах риска» исследуемой выборки после практики.
Компьютерная математическая обработка полученных данных о состоянии физического и психологического здоровья студентов выявила следующие результаты: хорошее состояние: контрольная группа -34%, экспериментальная группа - 42%; удовлетворительное состояние: контрольная группа - 17%, экспериментальная группа - 37%; «группа риска»: контрольная группа - 49%, экспериментальная группа-21%.
Сравнение результатов позволяет говорить о том, что в контрольной группе изменения психологического и физического здоровья студентов практически не произошло (снизилось количество студентов с хорошим состоянием на 4%, увеличилась «группа риска» на 3%). В экспериментальной группе получены обнадеживающие результаты (увеличение студентов с хорошим состоянием на 9% и уменьшение «группы риска» на 10%). Это можно связать с разработанной и внедренной системой психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов.
Согласно современной концепции система образования должна обладать качествами целостности, преемственности, вариативности, адаптивности к возрастным и психолого-физиологическим особенностям учащихся, их запросам и интересам. Главная цель образования - заложить основы всесторонне, гармонически развитой здоровой личности.
Итак, разработанная инновационная педагогическая технология психолого-пе-дагогического сопровождения научнопрактической деятельности показала свою эффективность на этапе учебно-ознакомительной практики и имеет непосредственное отношение к здоровьесбережению, так как:
- структурирование и методическое обеспечение учебно-ознакомительной практики на основе межпредметных связей мотивирует студентов и активизирует познавательные потребности и профессиональный интерес, одновременно снижая проблему психической усталости и перегрузки;
Литература
1. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология (Серия «Гиппократ»). - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - С.49-51.
2. Аракелов Г. Г., Аршинова В. В., Жданова Г. Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2. - C. 52-60.
3. Барбараш Н., Кувшинов Д., Рыбникова О. Курение и успешность учебной деятельности студентов //»Alma mater» («Вестник высшей школы»). - 2008. - № 2. - С. 26-29.
4. Егорычев А. О., Титушина Н. В., Смирнова Ю. А. Мониторинг здоровья студентов в процессе профессионального образования : материалы 2-го Всеросс. форума «Здоровье нации - основа процветания России». Часть 2. - М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2006. - С. 79-80.
5. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 192 с.
6. Костенко С. Модели жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. -С. 90-94.
7. Мельникова М. М. Система организации здоровьеориентированного образования в вузе : монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - 98 с.
8. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. - СПб.: Питер. - 2005. -416 с.
9. Полякова О. Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. - 304 с.
10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Издат. Дом «Бахрах». - 1998. - 672 с.
11. Усманов Б. О разработке индивидуального индекса социального развития для студенческой молодежи // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). - 2008. - № 2. - С.15-17.
12. Хватова М. В., Дьячкова Е. С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 74-88.
- поощрение самостоятельной творческой работы, возможность индивидуализированного подхода к оценке результатов практики и другие педагогические приемы снимают обстановку неопределенности и тревоги, повышают нервно-психическую устойчивость обучаемых.