УДК 159.9:343.8
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Реферат: в статье рассматривается проблема увеличения доли наркозависимых осужденных в последнее десятилетие в пенитенциарной системе России. Оптимизация численности сотрудников уголовно-исполнительной системы, возросшая нагрузка на психологические, воспитательные, медицинские и надзорные службы, недостаток профессиональных компетенций персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС при организации диагностической, профилактической, воспитательной, психокоррекци-онной работы с ними, отсутствие единой концепции психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных - все это обусловливает необходимость пересмотра и совершенствования системы организации помощи осужденным, имеющим наркотическую зависимость.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года указывает на необходимость поиска и внедрения новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики, повышения требований к
© Ганишина И. С., Ушатиков А. И., 2016
И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков
научному и методическому уровню психодиагностической ипсихокоррекцион-ной работы, совершенствования научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизации диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, разработки и развития психотерапевтического направления работы психолога, создания при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.
В современной научной литературе имеются исследования, затрагивающие отдельные аспекты личности наркозависимых осужденных, однако системное (целостное) теоретико-методологическое обоснование проблемы психолого-педагогического сопровождения личности наркозависимых осужденных не было предметом специального изучения.
Психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных -это вид психологической, педагогической и социальной помощи, оказываемой персоналом исправительного учреждения наркозависимым осужденным, отбывающим уголовные наказания, направленной на избавление от наркотической зависимости, реабилитацию и социальную адаптацию. Пси-
холого-педагогическое сопровождение включает в себя не только постоянный мониторинг психических процессов, состояний и свойств личности наркозависимых осужденных посредством психологической диагностики, но и психолого-педагогическую профилактику, а также психологическую коррекцию и воспитательную работу с ними.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, персонал уголовно-исполнительной системы, исправительные учреждения, следственные изоляторы, наркозависимые осужденные, психологические особенности наркозависимых осужденных, психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных, психологическая диагностика, профилактика, коррекция, психолого-педагогические технологии, ресоциализация, социальная адаптация, реабилитация, исправление осужденных.
По официальным данным ФСИН России, число лиц, осужденных в нашей стране за наркопреступления (ст. 228-234), в последние годы неуклонно растет: в 2002 г. - 69 874 чел., 2003 - 65 550, 2004 - 42 757, 2005 - 49 794, 2006 - 65 429, 2007 -81 194; 2008 - 98 430; 2009 -114 508; 2010 - 124 168; 2011 -125 141, 2012 - 124 955, 2013 -123 185, 2014 - 127 161, в 2015 г. -134 245.
Одновременно с увеличением доли наркопреступников в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы происходит рост числа наркозависимых осужденных. Реформирование пенитенциарной системы, оптимизация численности сотрудников, возросшая нагрузка на психологические, воспитательные,
медицинские и надзорные службы, недостаток профессиональных компетенций персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС при организации диагностической, профилактической, воспитательной, психокоррекционной работы с ними, отсутствие единой концепции психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных - все это обусловливает необходимость пересмотра и совершенствования системы организации помощи осужденным, имеющим наркотическую зависимость.
Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10), основанная на возрастном и психопатологическом критериях, в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» относитнаркотическую зависимость личности к группе психических заболеваний, выделяя следующие расстройства (для взрослого возраста): F10-19 - психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя; опио-идов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ).
Проблема наркотической зависимости личности была и остается вопросом, привлекающим внимание широкого круга специалистов в сфере уголовного права [3], криминологии, уголовно-исполнительного права,уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, философии, социологии, медицины,кли-нической, педагогической, социальной, юридической психологии [2, 5, 6], педагогики. Однако системного (целостного) исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения
наркозависимых осужденных в УИС не проводилось.
В связи с этим представляет интерес значение термина «психологическое сопровождение» в литературе. Согласно словарю [7] современного русского языка сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В словаре В. И. Даля [4] сопровождение трактуется как «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать», поэтому можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе. По В. Далю, путник - это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта, человек, «обрекшийся на тунеядное странничество, скиталец, бездомный проходимец», «лицо, которое не живет оседло, скитается, бездомный, бесприютный; бродяга».
Таким образом, в самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение ими определенного отрезка пути. Замена его понятием «помощь» некорректна, так как имеется в виду не любая форма помощи, а сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является совместное действие, приводящее к развитию последнего.
Е. И. Казакова считает сопровождение методом, обеспечивающим создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в сложных жизненных ситуациях. По мнению М. Р. Би-тяновой, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия. М. И. Рожков указывает, что
сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Автором в 2012-2016 гг. в рамках реализации заявок УВСПР ФСИН России «Наркотическая зависимость осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы: психологическая диагностика, профилактика и коррекция», «Психологическое сопровождение наркозависимых осужденных» на базе УФСИН России по Республике Мордовии, по Чувашской Республике -Чувашии, по Удмуртской Республике, по Краснодарскому краю, по Рязанской области, по Кировской области, по Ярославской области, по Тверской области, ГУФСИН России по Свердловской области, по Нижегородской области осуществлялись исследование феномена наркотической зависимости и разработка концепции психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных. В исследовании приняли участие наркозависимые осужденные мужского и женского пола, находящиеся в состоянии длительной вынужденной ремиссии, отбывающие наказания в местах лишения свободы, а также несовершеннолетние осужденные, имеющие наркотическую зависимость.
Нами установлено, что психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных - это вид психологической, педагогической и социальной помощи, оказываемой персоналом исправительного учреждения наркозависимым осужденным, отбывающим уголовные наказания, направленной на избавление от наркотической зависимости, социальную адаптацию, ресо-
циализацию, реабилитацию личности наркозависимого осужденного. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя не только постоянный мониторинг психических процессов, состояний и свойств личности наркозависимых осужденных посредством психологической диагностики, но и психолого-педагогическую профилактику, а также психологическую коррекцию и воспитательную работу с ними.
В ходе проведенного исследования были выявлены следующие индивидуально-психологические, психолого-педагогические и медико-социальные особенности наркозависимых осужденных, знание которых позволило более эффективно осуществлять их психолого-педагогическое сопровождение: наличие личностных расстройств, акцентуаций характера и психопатий;заострение преморбидных черт характера (морально-этическое снижение, обеднение чувств, суждений, ослабление активности, понижение трудоспособности, эмоциональная опустошенность, общее падение активности и энергетического потенциала, социальная дезадаптация); интеллектуально-мнестиче-ские расстройства (памяти, мышления, интеллекта); деформация эмоционально-волевой сферы, вытеснение обычных потребностей тягой к наркотику; доминирование отрицательных эмоциональных состояний (апатия, депрессия, скука); низкая стрессоустойчивость; повышенная тревожность и конфликтность; суггестивность; высокая агрессивность, раздражительность; низкий уровень коммуникативной компетентности; утрата смысла и ценности собственной жизни; заболеваемость ВИЧ-инфекцией, гепатитом В и С.
Вторым направлением психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных является
профилактическая деятельность. Организация профилактической работы в учреждениях УИС осуществляется в соответствии с приказом ФСИН России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Профилактическая деятельность осуществляется сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС (отделы безопасности (режима), воспитательной работы, оперативные отделы, подразделения охраны, медицинские подразделения, производственно-технические подразделения, психологические службы) во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России, правоохранительными органами, государственными и общественными организациями.
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
В рамках реализации психологической профилактики наркотической зависимости осужденных по заявке УВСПР ФСИН России в 2014 г. была разработана авторская «Программа психологического просвещения по профилактике наркотической зависимости» [1]. В настоящее время программа внедрена в деятельность более
40 исправительных учреждений, имеются акты внедрения в образовательный процесс иностранных государств (Беларусь, Кыргызтан, Казахстан).
Программа ставит перед собой следующие цели: сформировать у осужденных негативное отношение к наркотическим веществам; расширить их кругозор; сформировать у осужденных положительные установки к принятию психолого-педагогической, психокор-рекционной, медицинской помощи.
Эффективность профилактической работы напрямую зависит от правильно выбранной психолого-педагогической технологии и стратегии в отношении осужденного. Под психолого-педагогическими технологиями понимается совокупность приемов, операций и средств, направленных на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач, воздействующих на личность осужденного посредством социальных, психологических и педагогических механизмов, включающих в себя раскрытие индивидуальности, оптимизацию отношений с окружающим миром и самим собой.
Еще одним направлением психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных является психологическая коррекция. Для организации психокоррекционной работы с осужденными, имеющими наркотическую зависимость, персонал исправительных учреждениях УИС использует следующие психокоррекционные методики: сказкотерапию, поведенческий тренинг, музыкотерапию, библиотерапию, арт-терапию, социально-психологический тренинг, педагогический аутотрениг, психогимнастику, гешталь-ттерапию, психодраму, суггестивную терапию, когнитивно-поведенческую терапию, поведенческую психотерапию, православную терапию, логотера-
пию, психодраму, позитивную психотерапию, когнитивную терапию, поддерживающую терапию, ароматерапию, техники НЛП, арт-терапии: песочная терапия, рисуночная терапия.
Четвертым направлением психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных является воспитательная работа. Воспитательная работа в УИС - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, пра-вопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
Согласно ст. 109 УИК РФ [8] воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
Основными направлениями воспитательной работы с наркозависимыми осужденными выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ). Нравственное воспитание предполагает ознакомление осужден-
ных с нравственными ценностями человеческого общества, формирование жизненной позиции, моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений. Правовое воспитание направлено на формирование у них уважения к закону, правовой культуры и правосознания, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться. Физическое воспитание включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
Чрезвычайно важную роль в работе с наркозависимыми осужденными играет религия и вера в Бога. Верующие осужденные быстрее становятся на путь исправления, легче идут на контакт с психологом и начальником отряда, психокоррекционная и воспитательная работа с ними более эффективна.
Таким образом, произведя обзор основных направлений психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных, обозначим круг проблем, которые предстоит решать в уголовно-исполнительной системе применительно к категории наркозависимых осужденных в перспективе:
1) низкая эффективность реабилитационных программ для осужденных наркоманов обусловлена спецификой заболевания, высокой стоимостью лечения, поэтому в решении данной проблемы необходим системный (целостный) подход, основанный на постоянном взаимодействии психологических, воспитательных, медицинских, охранных и иных служб учреждений УИС;
2) психолого-педагогическое и социальное сопровождение наркозависимых осужденных, покидающих места
лишения свободы, так как в условиях исправительного учреждения наркозависимые осужденные находятся в состоянии длительной вынужденной ремиссии, после освобождения наркотик становится доступным и наркозависимый часто «срывается»;
3) недостаточная разработка программ психолого-педагогического сопровождения наркозависимых осужденных в уголовно-исполнительной системе, их широкое использование и внедрение создает «методический вакуум»;
4) пересмотр и совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала УИС для работы с наркозависимыми осужденными.
Список литературы
1. Ганишина И. С. Программа психологического просвещения осужденных по профилактике наркотической зависимости : практ. рекомендации. Рязань, 2014. 32 с.
2. Власова Ю. В. Динамика психологических защитных механизмов личности наркозависимого после освобождения из местлишения свободы в процессе психокоррекции. Рязань, 2006. 296 с.
3. Гришко А. Я., Бабкин Л. М. Уголовная ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков по законодательству стран - участниц СНГ общее и особенное // Человек: преступление и наказание. 2008. № 1. С. 20-22.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1880.
5. Жарких А. А. Психологические особенности мотивационной сферы наркозависимых осужденных : автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Рязань, 2013.
6. Савельева Т. И. Психодинамика аддиктив-ного поведения осужденных в местах лишения свободы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2009. 26 с.
7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М., 2013. 800 с.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 1 сентября 2016 г.) : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».