УДК 373.2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Юлия Валерьевна Баженова, кандидат психологических наук, доцент, Ирина Евгеньевна Емельянова, доктор педагогических наук, доцент, Оксана Геннадьевна Филиппова,
доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты исследования, целью которого является теоретическое обоснование методологического аппарата информационно-языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста. Актуальность темы обусловлена значимостью организации опосредованного процесса взаимодействий субъектов образовательного процесса, ориентированного на решение важных на современном этапе развития дошкольного обучения задач, в частности, трансляцию и присвоение знаний и выбор языковых средств трансляции информации участниками коммуникации, благодаря чему становится возможным формирование информационно-языковой компетенции путем адаптационной идентификации субъекта в обществе, интерес к которому отчетливо проявляется уже в дошкольном возрасте. Результаты исследования. Теоретический анализ исследований в контексте темы настоящего исследования позволил определить значимость психолого-педагогического сопровождения, ориентированного на формирование информационно-языковой компетенции в условиях воспитательно-образовательного пространства ДОО, объединяющего в себе четыре наиболее важных компонента, социально-ориентированного, коммуникативно-речевого, информационного и творческого. Совокупность названных компонентов способствует актуализации процессов взаимодействия, интенсифицируя коммуникативный, информативный и поведенческий компоненты деятельности, содействуя развитию информационно-языковой компетентности субъекта во взаимодействии, создавая тем самым развивающее воспитательно-образовательное пространство и успешное решение проблем возрастного развития дошкольника. В ходе исследования определены психофизиологические основания механизма освоения информации и языкового восприятия, психолого-педагогические условия формирования информационно-языковой компетентности. Выводы. Таким образом, путем комплексной методологической оценки результатов исследований отечественных и зарубежных авторов были обозначены психофизиологические основания механизма освоения информации и языкового восприятия, принципы психолого-педагогического сопровождения и установлены психолого-педагогические условия формирования информационно-языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста, что в целом обеспечивает установление методологического аппарата информационно-языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста, позволяющего актуализировать зоны их ближайшего развития.
Ключевые слова: информационно-языковая компетентность, дети старшего дошкольного возраста, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогические условия, воспитательно-образовательное пространство.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p28-34
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF INFORMATION AND LANGUAGE COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN Yulia Valeryevna Batenova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Irina Evgenyevna Emelyanova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Oksana Genna-dyevna Filippova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University
Abstract
Introduction. The article presents the results of the study aimed at theoretical substantiation of the methodological apparatus of information and language competence of the children of the senior preschool
age. The urgency is due to the significance of the mediated process of interaction of subjects of educational process, focused on solving the important task at the present stage of development of pre-school learning, in particular, the stream and the appropriation of knowledge and the choice of language of the broadcast information by the participants of the communication and it makes possible the formation of information language competence by the adaptive identification of the subject in society, the interest in which is evident as early as at preschool age. Research result. Theoretical analysis of research in the context of the topic of this study allowed us to determine the significance of psychological and pedagogical support focused on the formation of information and language competence in the conditions of the educational space of preschool educational institutions, which combines four most important components: socially-oriented, communicative-speech, informational and integrating. The combination of these components contributes to the actualization of interaction processes, intensifying the communicative, informative and behavioral components of activity, contributing to the development of information and language competence of the subject in interaction, thereby creating the developing educational space and successfully solving the problems of age-related development of preschool children. The study displayed the physiological bases of the mechanism of development of the information and language perception, psycho-pedagogical conditions of formation of information and language competence and the indicators of the development of the mental sphere of the child in educational space of the preschool educational institution. Conclusions. Thus, in the study, by comprehensive methodological assessment of research results of domestic and foreign authors, there were identified the psychophysiological bases of the mechanisms of development of information and language perception, principles of psychological and pedagogical support and it established the psycho-pedagogical conditions for formation of the information and language competence of preschool children, which generally ensures the establishment of the methodological information and language competence of preschool children, it allows you to update the areas of their immediate development.
Keywords: information and language competence, children of senior preschool age, psychological and pedagogical intervention, psychological and pedagogical conditions.
ВВЕДЕНИЕ
С целью осуществления теоретического обоснования методологического аппарата информационно-языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста, под которой в новом культурном контексте цифрового общества мы понимаем извлечение (отбор) необходимой информации из печатных или электронных источников, представленных в сети Интернет, и использование (анализ, синтез, распределение, трансляция) полученной информации в соответствии с коммуникативно-творческой или социально-ориентированной языковой задачей [4, с.46], изначально представим понятийное поле (пространство функционального проявления) исследуемого явления на этапе дошкольного детства.
Авторский подход к формированию информационно-языковой компетентности детей дошкольного возраста является суммирующим по отношению к идеям, имеющимся в сфере психолого-педагогических знаний относительно когнитивного развития ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.) в контексте изменений, обусловленных глобальными трансформациями информационного и социокультурного пространства Детства.
Современные психолого-педагогические исследования рассматривают процессы коммуникации как универсальную систему взаимодействий субъектов в социокультурном пространстве, как особый вид коммуникации, эффективность которой обусловлена комплексом психолого-педагогических условий. Опосредованный процесс взаимодействий субъектов (организационный аспект) позволяет решать основные задачи: трансляцию и присвоение знаний (информационно-коммуникативный аспект), а также выбор языковых средств трансляции информации участниками коммуникации (социально-ориентированный и коммуникативно-творческий аспекты).
Благодаря интеграции действий, направленных на решение вышеназванных задач, становится возможным формирование информационно-языковой компетенции путем адаптационной идентификации субъекта в обществе, интерес к которому отчетливо про-
является уже в дошкольном возрасте. Так, дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать и усваивать информацию, относительно автономно решая элементарные задачи взаимодействия, эмоционально реагируя на окружающие их события [1, с .18]. Таким образом, современная картина социального мира, находит своё отражение в развитии информационно-языковой компетентности дошкольника, влияя на развитие его личности и повышая уровень адаптационных возможностей. В свою очередь, процесс обучения и воспитания в дошкольной организации, характеризуемый последовательностью, систематичностью и многоаспектностью, способствует становлению ребенка в качестве субъекта информационной культуры [5, 6]. Согласно мнению Л.В. Коломийченко, в качестве основного механизма развития социально-ориентированной адаптации дошкольников следует рассматривать: социальную ориентацию, рефлекторную регуляцию, имитацию, эмоциональную идентификацию, нормативную и индуктивную регуляцию, социальный опыт, культурное творчество, контроль, оценку и рефлексию [3, с.22].
В ходе изучения вопросов развития социально-ориентированной коммуникации у дошкольника, исследователи обращают внимание на значимость интеллекта, выступающего в качестве интегральной способности к пониманию действий партнера по коммуникации, что обеспечивает успешность его социальной адаптации [7, с.128]. Таким образом, организация социально-ориентированной коммуникации приобретает важное значение с точки зрения возможностей формирования информационно-языковой компетентности [2, с.53]. Следует отметить, что ряд исследователей указывают на возможность использования субъектно-генеративного и субъектно-совместного типов взаимодействия в развитии социально-обусловленных компетенций, в том числе и информационно-языковой через мотивационно-эмоционально-аксиологический аспект [6, 8].
Опираясь на сказанное, можно предположить, что психолого-педагогическое сопровождение формирования информационно-языковой компетенции в условиях воспитательно-образовательного пространства ДОО должно быть сосредоточено на таких компонентах (модулях), как социально-ориентированный, коммуникативно-речевой, информационный и творческий.
Первый модуль (социально-ориентированный) ориентирован на выявление лич-ностно значимых целей дошкольника. Деятельность в этом модуле включала виды, позволяющие установить уровень проявления настойчивости в сложных ситуациях, с целью обеспечения чувства эффективности и поддержки дошкольника к продолжению осуществления попыток, несмотря на неудачи, в ходе работы над личными продуктами творчества, созданием рисунков или изучением конкретной темы.
Второй модуль (коммуникативно-речевой) был направлен на содействие построению позитивных социальных взаимоотношений, основанных на способности к социально-ориентированным коммуникативным действиям со сверстниками и взрослыми, поддержке просоциального поведения и сотрудничества, а также поощрение коммуникативных актов доброты и сопереживания. Иллюстративная деятельность в этом модуле включала такие виды, которые требовали сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях.
Третий модуль (информационный), затрагивающий степень вовлеченности дошкольника в информационную деятельность, направлен на развитие интереса и получение удовольствия от её видов, основанных на встречах с приобретением личностно значимого опыта. Ярко выражает эмоционально положительное отношение к средствам информации, проявляет увлеченность, эмоциональный подъем, выразительность речи и мимики.
Четвертый модуль (творческий) интегрирует предыдущие, направлен на эмоциональное выражение, эмоциональную регуляцию, эмпатию, позитивное мышление, способность различать позитивные и негативные чувства, озвучивать их словами. Примеры деятельности в этом модуле включали выявление личных источников радости, удоволь-
ствия и свободного выражения различных чувств.
Организация представленного сопровождения способствует актуализации процессов взаимодействия, интенсифицируя коммуникативный, информативный и поведенческий компоненты деятельности, содействуя развитию информационно-языковой компетентности субъекта во взаимодействии. Специально созданное развивающее воспитательно-образовательное пространство не только обеспечивает успешное решение проблем возрастного развития дошкольника, но и способствует актуализации зоны его ближайшего развития для реализации совместной деятельности в группе сверстников и взрослых, оказывая положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка и формируя навыки безопасного поведения в обществе.
На наш взгляд, основанием или «фактором» успешности подобной организации педагогического процесса, ориентированного на формирование информационно-языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста, выступает психофизиологический механизм освоения информации, ответственный за развитие всех исследуемых компонентов (рисунок 1) через общую активацию функционирования головного мозга в ходе решения графических и письменных заданий (визуальных, тактильных, аудио-вербальных), повышение эмоциональной активности в деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития каждого дошкольника [8, с.110].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Представленные результаты теоретического анализа и последующие выводы позволяют предположить и сформулировать ряд необходимых и достаточных психолого-педагогических условий формирования информационно-языковой компетентности в развивающем воспитательно-образовательном пространстве ДОО, а также особенности их реализации (таблица 1, рисунок 1).
Таблица 1 - Психолого-педагогические условия формирования информационно-языковой компетентности в развивающем воспитательно-образовательном пространстве ДОО_
Условие Особенности реализации
Социально-ориентированные Обеспечение высокого уровня педагогической сопряженности используемых методов обучения, содействующих организации эффективного взаимодействия с субъектами образовательного процесса, адаптированных в рамках современных методологических подходов, учитывающих социокультурные различия (семья, педагоги, общественность) и характер их влияний на образовательную деятельность дошкольного учреждения.
Коммуникативно-языковые Включение в психолого-педагогический процесс средств обучения, активизирующих формирование эффективного взаимодействия между его субъектами с целью выработки коммуникационной толерантности и развития способности к восприятию и пониманию компонентов речи (вербальные / невербальные).
Информационно-коммуникативные Учет закономерностей развития и социального становления личности дошкольника, включая основы его как анатомо-физиологического и психического развития. Применение научно-теоретических основ психодиагностики с целью установления уровня психологической готовности дошкольника к освоению информационного материала. Создание содержательной и развивающей среды для возможности осуществления самостоятельной, познавательной, творческой деятельности и формирования ключевых компетенций (познавательных, здоровьесберегающих, коммуникативных, социальных и творческих).
Организационные Применение инновационных форм и методов вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной организации. Организация занятий в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных (СанПиН). Включение диагностических методик и организацию мониторинговых мероприятий с целью выявления и установления динамики развития индивидуально обусловленных задатков, склонностей, способностей и талантов каждого ребенка на основе индивидуального подхода, учитывающего развитие и состояние здоровья (таблица 2).
Рисунок 1 - Психофизиологические основания механизма освоения информации и языкового восприятия детьми старшего дошкольного возраста
Диагностика в ходе реализации педагогического процесса, нацеленного на формирование информационно-языковой компетентности должна быть ориентирована на основные направления развития (информационно-когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер с выделением качественных и количественных показателей в каждом из них.
В дальнейшем, с целью достижения высокой степени эффективности функционирования педагогической модели по формированию информационно-языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста, в ходе её разработки следует придерживаться соблюдения алгоритма построения взаимосвязанных компонентов:
1) целевого, включающего в себя цель, теоретико-методологические основы культурологического подхода, с соблюдением принципов научности (программно-методический инструментарий, анализ и мониторинг результатов, оценка эффективности применяемых технологий, независимая экспертиза), вариативности и самостоятельности (обеспечение самостоятельной познавательной деятельности ребенка путем включения дополнительных развивающих программ), управляемости и нацеленности;
2) информативного, представленного содержательным контентом (художественная литература, игра, речевая деятельность и пр.), с организацией психолого-педагогического сопровождения (включая активное вовлечение родителей в каждый этап педагогического процесса) и междисциплинарной интеграции (совместная работа логопеда, психолога и дефектолога);
3) процедурного, содержащего в себе адекватные возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольника методы (игры, беседы, проекты, наблюдения и т.д.), средства (визуализированные электронный картинки с различными ситуациями, интерактивная доска, киннект-технологии, игры, презентации и т.д.) и формы: викторины, вечеринки, концерты, авторские выставки, праздники для детей и их родителей, исследовательские и творческие обзоры, ролевые игры), организованные с соблюдением принципов системности, коррекционной направленности (модульная организация образовательных программ, включение модулей из специальных коррекционных программ в базовую программу обучения), индивидуальности (применение положений личностно-ориентированного и дифференцированного подходов) и эффективности (прогнозируемый результат).
Таким образом, в ходе исследования путем комплексной методологической оценки результатов исследований отечественных и зарубежных авторов были определены принципы психолого-педагогического сопровождения и установлены и охарактеризованы психолого-педагогические условия формирования информационно-языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18-013-00743 А
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкина, В.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника / В.Н. Белкина, Т.Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. -С. 14-19.
2. Волгуснова, Е.А. Особенности развития когнитивного компонента эмоциональной сферы дошкольников / Е.А. Волгуснова // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21, № 4. - С. 51-54.
3. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. -Москва : ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
4. Мишанова, О.Г. Информационно-языковая компетенция современного ребенка в новом культурном контексте цифрового общества / О.Г. Мишанова, Ю.В. Батенова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.7., № 2 (23). - С. 44-48.
5. Daniels, H. The mutual shaping of human action and institutional settings: a study of the transformation of children's services and professional work / H. Daniels // The British Journal of Sociology of Education. - 2010. - No. 31 (4). - P. 377-393.
6. Garber, E.A. The History of Psychology in Terms of Valentin Turchin's Meta-Transitional Methodology / E.A. Garber // Historical and Cross-Cultural Aspects of Psychology. Series: Contributions to educational and rehabilitation psychology / E. Witruk and A. Wilcke (Eds.). Vol. 4. Frankfurt am Main : Peter Lang, 2013. - P. 159-170.
7. Hedegaard, M. Analyzing children's learning and development in everyday settings from a cultural historical wholeness approach / M. Hedegaard // Mind, Culture, and Activity. - 2012. - No. 19(2). - P. 127-138.
8. Luria, A. The origin and cerebral organization of man's conscious action / A. Luria // Spair and A. Nitzburg. Eds. Children with learning problems: Readings in a developmental-interaction. - New York : Brunner/Mazel, 1973. - P. 109-130.
REFERENCES
1. Belkina V.N. and Zaharova T.N. (2016), "The educational environment of the kindergarten as a factor of socialization of the preschool child", Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 1, pp. 14-19.
2. Volgusnova E.A. (2015), "Features of the development of the cognitive component of the
emotional sphere of preschool children", Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogika. Psychology. Sociokinetika, No. 4, pp. 51-54.
3. Kolomiychenko L.V. (2015), Dorogoyu dobra: Concept and program of social and communicative development and social education of preschool children, TC Sfera, Moscow.
4. Mishanova O.G. and Batenova Yu.V. (2018) "Information and language competence of a modern child in the new cultural context of a digital society". Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, No. 2 (23), pp. 44-48.
5. Daniels, H. (2010), "The mutual shaping of human action and institutional settings: a study of the transformation of children's services and professional work", The British Journal of Sociology of Education, No. 31 (4), pp. 377-393.
6. Garber, E.A. (2013), "The History of Psychology in Terms of Valentin Turchin's Meta-Transitional Methodology", Historical and Cross-Cultural Aspects of Psychology. Series: Contributions to educational and rehabilitation psychology, E. Witruk and A. Wilcke (Eds.). Vol. 4, Peter Lang, Frankfurt am Main, pp. 159-170.
7. Hedegaard, M. (2012), "Analyzing children's learning and development in everyday settings from a cultural historical wholeness approach", Mind, Culture, and Activity, No. 19(2), pp. 127-138.
8. Luria, A. (1973), "The origin and cerebral organization of man's conscious action", In S. Spair and A. Nitzburg. Eds. Children with learning problems: Readings in a developmental-interaction. (pp. 109-130). New York: Brunner/Mazel.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2020
УДК 796.011.3
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ В ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И
ОБОРОНЕ» (ГТО)
Татьяна Юрьевна Белова, доцент, Оксана Геннадьевна Ковальчук, доцент, Валерий Евгеньевич Павлов, преподаватель, Лидия Геннадьевна Костикова, старший преподаватель, Омский государственный технический университет
Аннотация
Массовое внедрение комплекса ГТО в вузах обозначило проблему разработки новых подходов в организации и содержании подготовки студентов к выполнению нормативных требований. К базовым испытаниям комплекса ГТО относятся обязательные виды, которые являются также и нормативной основой программы по физическому воспитанию в вузе. Целенаправленная подготовка студентов в обязательных видах комплекса необходима для успешного его освоения. В исследовании дана оценка уровня физической подготовленности 150 студентов 1-го курса ОмГТУ Выявлены виды обязательной программы комплекса, в которых студенты имеют наиболее низкие показатели, такие как «сгибание, разгибание рук» у девушек и «подтягивание» у юношей, а также беговые дисциплины. Экспериментально подтверждено, что применение комплексной программы с акцентом на наиболее отстающие обязательные виды комплекса ГТО в подготовке студентов позволит достичь достоверного прироста результатов в сжатые сроки.
Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс ГТО, студенты, физическая подготовленность, программа физической подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p34-38
PREPARATION OF STUDENTS FOR COMPLIANCE WITH REGULATIONS IN MANDATORY TESTS OF THE "READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX
(RLD)
Tatyana Yuryevna Belova, the senior lecturer, Oksana Gennadievna Kovalchuk, the senior lecturer, Valery Evgenievich Pavlov, the teacher, Lidia Gennadyevna Kostikova, the senior