в его процесс вовлечены все преподаватели, работающие с данными студентами, и на профессиональное развитие каждого студента влияют как личностные особенности преподавателей, их профессионализм и мировоззрение, так и индивидуальные качества самих студентов.
• Большое значение в развитии профессиональной траектории у учащихся имеют стабильность мотивации, сформированность профессиональной направленности, осознанность будущей профессиональной деятельности.
• Формирование индивидуальной траектории профессионального развития определяется осознанными возрастными новообразованиями, изменяющими прежнюю ситуацию развития и создающими новые возможности личностного и профессионального роста в пространстве вуза.
• Динамика развития происходит в направлении к осознанию и принятию социально-педагогической деятельности, в повышении активности и заинтересованности в профессиональном росте.
Литература
1. Данилов, Д. А. Индивидуальная подготовка студента к профессиональнопедагогической деятельности: науч.-метод. пособие / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова; ЯНЦ СО РАН; ЯГУ. - Якутск, 2001. - 48 с.
2. Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход / Э. Ф. Зеер //Образование и наука. - 2003. - № 5(23). -С. 79 - 90.
3. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М.: Флинта, 1998. - 203 с.
4. Перегудов, Ф. И. Системная деятельность и образование / Ф. И. Перегудов // Качество высшего образования. - Хельсинки, 1990. - С. 77
5. Рогов, Е. И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук / Е. И. Рогов. - Ростов - н/Д, 1999. - 334 с.
УДК. 3 78.4(5 71.56). 096:3 7
С. В. Панина ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В настоящее время среди основных задач современного высшего образования особое место занимают те, которые непосредственно связаны с подготовкой будущих специалистов - компетентных в профессиональной сфере, умеющих грамотно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, готовых к самообразованию и творческой самореализации в различных сферах социальной деятельности. Разработка различных вопросов динамики личностного и профессионального самоопределения должна помочь создать соответствующие условия для самореализации личности в процессе обучения в вузе [2, с.106].
Формирование и развитие личности, обретение человеком социальнокультурных черт - процесс чрезвычайно сложный. Анализ психолого-педа-гогической литературы показывает, что междисциплинарные исследования по проблеме формирования самоопределения личности включают ряд направлений:
1. Самоопределение личности в контексте формирования жизненной позиции, жизненного пути, перспектив саморазвития и самоактуализации (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, И. С. Кон, В. А. Ядов и др.). Авторы, исходя из общей теории личности, рассматривают самоопределение как поиск своих социальных ролей и своего места в системе социальных отношений. Данный подход предполагает верховенство жизненного, социального самоопределения над профессиональным «компонентом» и позволяет смоделировать будущий социальный статус индивида на основе его внутренней активности.
2. Самоопределение личности под социально-педагогическим воздействием (Е. А. Климов, А. В. Мудрик, Н. М. Таланчук, П. А. Шавир, С. Н. Чистякова). Представители данного направления предлагают методы и формы педагогического управления самоопределением, преодоления стихийности этого процесса, контроль со стороны социальных институтов, выделяют различные поля деятельности личности.
3. Социально-профессиональное самоопределение личности (Е. И. Головаха, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, М. X. Титма, Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин). Данное направление изучает профессиональное самоопределение как важнейший аспект социального самоопределения, детерминанту жизненного пути: выбор профессии является выбором важной социальной роли и жизни человека.
Совокупность обозначенных подходов позволяет сформулировать, что самоопределение личности включает в себя способность личности определить себя в мире, понять себя и свои возможности в избранной сфере общественной и трудовой деятельности, в личной жизни, стремление позитивно изменять социум. Анализ накопленного фактологического материала показывает, что самоопределение - это многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения: 1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью (социологический подход); 2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых возможно сочетание между собственными предпочтениями и потребностями общества в результате разделения труда (социально-психологический подход); 3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни (дифференциально-психологический подход).
С позиции последнего подхода самоопределение личности трактуется как «Я-концепция» индивида. Самоопределение как смыслообразующая часть «Я-концепции» дифференцировано с учетом таких показателей, как осознанность процесса и результата выбора, гармония (согласованность внутренних и внешних факторов); широта (большее или меньшее число компонентов); степень структурности, мононаправленность либо поливекторность (интеграция одного или ряда намерений); устойчивость (осознанность или ситуативность выбора).
Личностное самоопределение рассматривается в психолого-педагогичес-ких источниках через активную жизненную позицию, стиль и смысл жиз-
ни, жизнетворчество, самосознание (К. А. Абульханова-Славская, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Сохань и др.), через особенности само-отношения (В. В. Столин), личностную саморегуляцию (В. В. Сафин), ценностно-смысловую систему (М. Р. Гинзбург, Н. С. Пряжников), в возрастном аспекте (Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн), через психологические особенности, выбор профессии (В. И. Журавлев, А. В. Мордовская, П. А. Шавир, Т. И. Шалавина, С. Н. Чистякова).
Профессиональное самоопределение - явление двустороннее: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (объект выбора). В. А. Поляков, С. Н. Чистякова определяют данный феномен как сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни, эффективность которого определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованием профессиональной деятельности, а также сформированнос-тью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [3].
А. К. Маркова считает, что профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма и принятых данным человеком.
В целях исследования психолого-педагогического содержания личностного и профессионального самоопределения студентов были предложены методики, направленные на изучение различных составляющих данных процессов: методика изучения самоотношения С. Р. Пантелеева; многофакторное исследование личности Р. Кэттелла; ценностных ориентаций (методика М. Рокича), а также методики, изучающие профессионально-педагогическую направленность личности (методика Н. В. Кузьминой в модификации Е. Н. Никиреева), мотивы выбора профессии ( В. А. Мижериков и др.).
Изучение результатов данных, полученных при выборочном опросе студентов второго курса педагогических специальностей Якутского госунивер-ситета, показало наличие большого количества проблем в личностной сфере, поэтому для второкурсников ведущей линией развития является активное личностное самоопределение. Наиболее важны в этот период разрешение личностных проблем, осознание себя, попытки разобраться в себе. Именно этими происходящими изменениями мы можем объяснить приоритетность таких терминальных ценностей, как желание приобрести уверенность в себе и свободу. Планы на профессиональное будущее, такие как интересная работа, познание, творчество не являются значимыми для второкурсников. Поэтому и в сфере профессионального самоопределения значительными являются внутренние индивидуально значимые мотивы -возможность проявить в профессии творчество, соответствие профессии с собственными способностями, наличие общения с разными людьми и др.
Таким образом, активное становление процесса личностного самоопределения определяет образ жизни второкурсников. Мы полагаем, что включение в учебный план спецкурса «Технология профессиональной карьеры» окажет огромную помощь студентам в процессе осознания себя, своих возможностей, способностей, желаний, будет способствует саморазвитию и дальнейшему самоопределению.
У студентов третьего курса процессы личностного и профессионального самоопределения находятся в очень тесной и сложной взаимосвязи и взаимодействии. Они начинают с профессиональной точки зрения оценивать себя и понимают, что одних уже имеющихся способностей недостаточно, необходимо перенимать накопленный опыт (как теоретический, так и практический.). Как полагают специалисты, третий курс является кризисным периодом обучения, переломной точкой, когда для студентов, в какой-то степени осознавших себя, важно решить вопросы: Способен ли я заниматься этой деятельностью? Что я вообще хочу от жизни? Продолжить ли обучение по уже выбранной специальности или, осознав ошибку, сменить учебное заведение? Данные нашего исследования подтверждают это предположение, поскольку именно на третьем курсе отмечаются наиболее значительные динамические изменения в структуре составляющих компонентов процессов личностного и профессионального самоопределения. На третьем году обучения возрастает значимость профессионально важных мотивов - возможности приносить людям пользу, роста профессионального мастерства и использования профессиональных умений вне работы.
К четвертому году обучения процесс профессионального самоопределения активизируется и начинает играть ведущую роль в жизни студентов. С методической точки зрения, для четверокурсников очень важна педагогическая практика, которая позволит им оценить себя как будущих специалистов в области педагогической деятельности. Таким образом, на четвертом курсе у студентов формируется реальный взгляд на мир и осознание желания иметь интересную работу, в мотивационной структуре происходит увеличение значимости профессионально важных мотивов: использования профессиональных умений вне работы, возможности приносить пользу людям, возможности роста профессионального мастерства, которые являются внутренними социально значимыми. Так, если на втором курсе была важна индивидуальная, т. е. личностная значимость, то на четвертом курсе более значимым становится то, что будет определять социальное положение, т. е. профессиональное самоопределение.
Исследователями доказано, что второй курс обучения студентов связан с активно протекающим процессом личностного самоопределения, а четвертый - профессионального. На третьем курсе оба процесса находятся в состоянии, близком к равновесию, но очень тесно и сложно переплетены и взаимосвязаны друг с другом.
Таким образом, взаимозависимость процессов личностного и профессионального самоопределения находится в динамическом равновесии, т. е. изменение одних структур влечет за собой изменение других, изменения в содержании личностного самоопределения способствуют изменениям в содержании профессионального самоопределения.
Литература
1. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002.
2. Игнатова, В. В. Педагогические стратегии в контексте профессиональнокультурного становления личности / В.В. Игнатова, О. А. Шушерина // Сиб. пед. журн. -2004. -№ 1. -С.105 - 113.
3. Лямина, Е. А. Психологическое содержание личностного самоопределения студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Лямина. - М., 2002 - 17 с.
УДК 378.147.886
О. П. Осипова
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Подготовка будущего педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависят от сознательной, целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности студента. Учебные занятия, ограниченные временными рамками, не позволяют раскрыть в полном объеме содержание изучаемых педагогических наук; информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать, исходя из чего акцент делается на усиление самостоятельной работы студентов.
Эффективным средством приобщения к творческой деятельности является самостоятельная работа во всех ее видах и проявлениях, так как известно, что самостоятельность является одним из основных качеств творческой личности.
В организации самостоятельной работы студентов мы придерживаемся следующего ее определения: творческая самостоятельность как качество деятельности личности проявляется в стремлении к применению новых приемов в решении поставленной учебной задачи, поиске путей преодоления затруднений, потребности вносить элементы новизны в способы выполнения заданий.
Показателями творческой самостоятельности считаются новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний в новую ситуацию. В значительной степени отсутствие умений самостоятельной творческой деятельности студентов объясняется отсутствием индивидуального подхода к самостоятельности вообще. Кроме того, за последние годы сузились и сами формы самостоятельной работы, снизился уровень их творческого характера. Отсюда возникает задача - выявить эффективные формы самостоятельной творческой работы. Рассмотрим некоторые из них.
Семинарское занятие в форме защиты учебного проекта. Семинарское занятие представляет собой заключительный этап работы над учебным проектом «Здравствуй, школа! Здравствуй, учительская роль!» на четвертом курсе педагогического отделения математического факультета и отражает предметное, социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста - учителя математики. Заданная тематика входит в содержание ОПД.Ф.02 «Педагогика» и соответствует календарно-тематическому планированию по блоку «Педагогические технологии», «Психологопедагогический практикум».