10. Филимонова, С.И. Оздоровительная направленность различных видов гимнастики / С.И. Филимонова, Е.Б. Деревлева, Л.В. Новоточина // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 6. - С. 29-33.
11. Чичкова, М.А. Возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Астраханский медицинский журнал. - 2016. - № 4. - С. 64-71.
12. Чичкова, М.А. Особенности ремоделирования сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы) / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19. - № 6. - С 38-41.
REFERENCES
1. Grechukhin, I.V. and Goncharov, L.A. (2011), "Complex studying of injuries with use of the principles of the chronobiological analysis and forecasting", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 14-17.
2. Zaytsev, V.N., Tukhvotulin, R.M. and Kozlova, A.E (2016), "The species localization and the mechanisms and causes of sports injuries among young gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 4, pp. 80-83.
3. Zaytsev, V.N. (2011), Injuries at gymnastic activity and his prevention: lecture for students, Smolensk.
4. Kozlova, A.E. (2015), "Mechanisms and the reasons of sports injuries at young gymnasts", Sport. Olympism. Humanity: the interuniversity collection of scientific works devoted to the 65 anniversaries of formation of SGAFKST and the 25 anniversaries of the Olympic academy (the West of Russia), Smolensk, No. 13, pp. 83-88.
5. Medvedeva, E.N. and Gaibov, F.F. (2013), "Modeling of process of sports orientation and selection in gymnastic disciplines on the basis of current trends of their development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 103-107.
6. Mustayev, V.L. and Zagrevsky, O.I. (2013), "About the directions of scientific research in artistic gymnastics", Messenger of the Tomsk state university, No. 373, pp. 166-170.
7. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2016), "Morphofunctional changes of cardiovascular system of sportsmen involved in rowing and canoeing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 168-171.
8. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A.A., Chichkova, M.A. and Kovaleva, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.
9. Filimonova, S.I., Derevleva, E.B. and Novotochina, L.V. (2011), "Improving orientation of different types of gymnastics", Physical culture and health, No. 6, pp. 29-33.
10. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2016), "Possibilities of adaptation it is warm - vascular system to physical activities at persons with limited acoustical opportunities", Astrakhan medical journal, No. 4, pp. 64-71.
11. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A (2017), "Features of remodeling it is warm - vascular system at people with limited acoustical opportunities in response to physical activities (the review of literature)", Health and education in the 21st century, Vol. 19, No. 6, pp. 38-41.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2018
УДК 796.011
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО ДЛЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
Наталья Юрьевна Дрейко, кандидат психологических наук, Алла Владимировна Данилова, кандидат педагогических наук, Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК), г. Чайковский
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы и специфика внедрения комплекса ВФСК ГТО в условиях профессиональной деятельности взрослого населения. В процессе исследования
разработаны психолого-педагогические аспекты сопровождения при внедрении комплекса ГТО для взрослого населения. В качестве психолого-педагогических условий сопровождения выполнения нормативов ГТО применялись лекции-презентации о правилах и специфике сдачи нормативов ГТО, индивидуальное консультирование, диагностика индивидуально-психологических свойств сотрудников, встречи со специалистами и судьями, принимающими нормативы ГТО.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, комплекс ГТО, психолого-педагогическое сопровождение, ценностный и мотивационный компонент.
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUPPORT OF IMPLEMENTATION OF STANDARDS OF GTO FOR ADULT POPULATION
Natalia Yurievna Dreyko, the candidate of psychological sciences, Alla Vladimirovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, Tchaikovsky State Institute of Physical Education, Tchaikovsky
Annotation
The article deals with relevant issues and specifics of GTO complex implementation in professional activity of the adult population. During the research, the psycho-pedagogical support conditions for the GTO Complex implementation among the adult population were developed. In the process of research, the psychological and pedagogical aspects of support of the implementation of the GTO complex for the adult population were developed. As psychological and pedagogical conditions for accompanying the implementation of GTO standards, the lectures and presentations covering the rules and specifics of the delivery of GTO standards, individual counseling, diagnosis of individual psychological characteristics of employees, meetings with specialists and judges accepting the GTO standards were applied.
Keywords: physical education and sports, GTO complex, psycho-pedagogical support, value-motivational component.
Как отмечают большинство авторов (Гончаров С.З., 2011; Филатов А.В., 2014; Во-лынкина А.В., 2014; Выборный А., 2015; Бабич Е.А. 2015 г.; Виноградов П. А. 2015; и др.), актуальность внедрения комплекса ВФСК ГТО в слоях взрослого населения, отражает целевой компонент его направленности — повышение эффективности использования физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного и всестороннего развития личности, воспитания патриотизма и обеспечения преемственности в осуществлении физического воспитания различных групп населения [2].
Современные исследования четко отражают актуальные проблемы, связанные с показателями здоровья человека. Дефицит двигательной активности, гиподинамия, общая недостаточность движения, провоцируют возникновение нарушений в опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварительной системах, появление избыточной массы тела, онкологий, а также различных фобий, депрессий, нервно-психических расстройств (Румба О.Г., 2011; Третьяков А.А., 2011 и пр.) [3].
На сегодняшний день, в Российской Федерации, были разработаны и приняты нормативные документы, в том числе, Положение о Всероссийском физкультурно-спортив-ном комплексе ГТО (ВФСК ГТО). Данный комплекс, включает в себя нормативно-тестирующую и спортивную части. Нормативно-тестирующая часть - это оценка уровня общего физкультурного образования, раздел оценки владения двигательными умениями и навыками, необходимых при реализации физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности, рекомендации к недельному двигательному режиму и виды испытаний. Спортивная часть комплекса направлена на привлечение граждан к регулярным занятиям спортом с учетом особенностей возрастных групп с целью продления спортивного долголетия, выполнения разрядных нормативов и получения спортивных званий. Она состоит из разрядных требований для различных видов многоборий, состоящих из видов испытаний (тестов), входящих в комплекс ГТО [1].
Вопрос о ценности здоровья и спортивного стиля жизни взрослого человека, в сравнении с подрастающим поколением, не умаляет превосходства, с точки зрения
философско-личностного осознания важности данных компонентов для индивидуального развития, профессионального продвижения и самореализации в обществе.
Разработчики комплекса акцентируют внимание на том, что сдача норм ГТО будет направлена на физическое развитие и укрепление здоровья российских граждан, а также на развитие массового спорта. Прогнозируется, что в 2020 году количество россиян, выполнивших требования ГТО будет составлять 20% от общего числа занимающихся физкультурой и спортом, а каждый пятый участник проекта получит значок соответствующей ступени [4].
Анализ процесса введения комплекса ВФСК ГТО в сферу физической культуры и спорта показывает различные взгляды на эффективность его внедрения. Одни авторы отмечают, что проработанная за десятилетия система подготовки и сдачи нормативов ГТО станет основой достижения результата, а пройдя даже минимальный испытательный барьер, люди будут гордиться своими достижениями и сообщать о них окружающим, тем самым явно или неявно убеждая их присоединиться к соревнованию. Как следствие, соревновательный дух будет способствовать массовости движения «Готов к труду и обороне». Другие утверждают, что наивно предполагать, что с введением комплекса ГТО население начнет в массовом порядке заниматься своим физическим совершенствованием [1].
По нашему убеждению, важным является то, чтобы у работников был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако ценности и мотивация к систематическим занятиям у различных категорий населения будет зависеть от таких факторов как возраст, пол, социальное благополучие, уровень здоровья, материальные и временные возможности и т. д. Для реализации различных программ внедрения комплекса ГТО для взрослого населения потребуется профессиональный подход, качественная организация мероприятий и эффективное управление процессом поэтапной реализации комплекса ГТО на практике, и безусловно, психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается нами как система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешной реализации какой-либо деятельности, и как основа взаимодействия субъектов этой деятельности. Анализ научно-методической литературы показывает, что психолого-педагогическое сопровождение успешно реализуется в различных социальных сферах жизнедеятельности человека, а также в спортивной практике.
Не для кого ни секрет, что для систематических занятий физическими упражнениями необходим психологический настрой и готовность к регулярным физическим нагрузкам, поскольку этот период сопровождается повышением и дифференциацией ценностей и мотивов, управление которыми достигается согласованностью выбора оптимальных форм и режимов двигательной активности, а также, постановки приоритетных задач.
Целью нашего исследования является разработка структуры психолого-педагогического сопровождения внедрения комплекса ГТО для взрослого населения, в условиях профессиональной среды.
Объектом исследования является специфика внедрения нормативов ГТО среди работающего населения в условия профессиональной среды.
В качестве предмета исследования изучалось психолого-педагогическое сопровождение выполнение нормативов ГТО профессорско-преподавательского состава (III 1С) и сотрудников института.
Практическая привлекательность исследования заключается в разработке аспектов психолого-педагогического сопровождения при внедрении и сдачи комплекса ГТО и практических рекомендаций для специалистов, реализующих комплекс в условия профессиональной среды.
Исследование проводилось в три этапа: 1) анализ научно-методической литературы по проблемам и специфике внедрения ВФСК ГТО среди работающего населения; 2)
изучение и диагностика психологических компонентов личностных свойств ППС и сотрудников вуза (ценностные компоненты и мотивация); 3) анализ и интерпретация полученных результатов, определение содержания психолого-педагогического сопровождения для ППС и сотрудников института в процессе внедрения и сдачи нормативов ГТО.
В исследовании приняло участие более 150 человек, с различным стажем трудовой деятельности, разных возрастных и половых групп (25-65 лет).
После проведения первичного исследования готовности к сдаче нормативов ГТО нами были разработаны условия психолого-педагогического сопровождения и реализован план работы с будущими участниками сдачи нормативных тестов ГТО, куда вошли следующие мероприятия:
- лекция-презентация о правилах и специфике сдачи нормативов ГТО;
- индивидуальное консультирование;
- диагностика индивидуально-психологических свойств;
- встреча со специалистами и судьями, принимающими нормативы ГТО;
- подготовительные тренировочные занятия перед сдачей норм ГТО.
В рамках нашего исследования была проведена диагностика ценностных компонентов и мотивации преподавателей и сотрудников института в процессе внедрения и сдачи нормативов ГТО, а также анкетирование на выявление значимости и необходимости реализации психолого-педагогического сопровождения в процессе сдачи нормативов.
Полученные результаты показали следующее: более 97% респондентов отметили показатель здоровья в качестве важного для себя целевого компонента в жизни («Методика ценностных ориентаций», М. Рокич), остальные 3% респондентов, в качестве важного целевого компонента отметили показатели - любви, активной жизни, счастливой семейной жизни и др.
Разработанная нами анкета, позволила определить отношение к комплексу ГТО работников, специфику и степень готовности к сдаче нормативов, удовлетворенность от собственной физической подготовленности и настроя на сдачу тестов, степень значимости ВФСК ГТО для социального статуса и профессиональной деятельности работников, а также, важность психолого-педагогического сопровождения в период подготовки и сдачи нормативов ГТО.
Анализ полученных результатов анкетирования работников института показал, что 95,8% респондентов отмечают важность (4,76±0,73 балла) сдачи нормативов ГТО как социального статуса и необходимости в своей профессиональной деятельности; 83,2% респондентов указали на среднюю степень (2,82±0,41 балла) подготовленности к сдаче нормативов ГТО, и 74,1% испытуемых указали на высокую значимость (4,69±0,76 балла) психологического настроя и психолого-педагогического сопровождения в процессе подготовки и сдачи нормативов. Так же, следует отметить, что больше половины респондентов (65,7%) не до конца понимают специфику и правила сдачи нормативов ВФСК ГТО. В связи с этим, нами были разработаны рекомендации по эффективным способам и формам информационно-разъяснительной и индивидуально-психологической специфике в процессе внедрения комплекса «Готов к труду и обороне», которые в свою очередь позволят повысить мотивацию и готовность профессорско-преподавательского состава и сотрудников института к подготовительным занятиям и нормативным тестам, а также к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волынкина, А.В. Модель внедрения ГТО в высшем учебном заведении в Свердловской области: введение поощрений / А.В. Волынкина, В.А. Шемятихин // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 22-25.
2. Галагузова, Ю.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система / Ю.Н. Галагузова, Т.И. Мясникова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 33-36.
3. Тагильцева, Ю.Р. «К труду и обороне будь готов!», или пропаганда как основная система распространения знаний ГТО / Ю.Р. Тагильцева // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2014. - С. 120-125.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // URL : http://www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf (дата обращения: 12.12.2017).
REFERENCES
1. Volynkina, A.V. and Shemyatikhin, V.A. (2014), "Model of GTO implementation in a higher educational institution in the Sverdlovsk region: introduction of incentives", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 22-25.
2. Galaguzova Yu.N. and Myasnikova, T.I. (2014), "The GTO all-Russian sports complex as an educational system", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 33-36.
3. Tagiltseva, Yu.R. (2014), ""Be ready for labor and defense!", or propaganda as the main system of GTO knowledge dissemination", Actual problems and approaches to the introduction of the all-Russian sports complex "Ready to Labour and Defense": Materials of the all-Russian scientific-practical conference, Ekaterinburg, pp. 120-125.
4. Decree of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 No. 540 "On approval of the regulations on the all-Russian sports complex" Ready for labor and defense "(GTO) ", available at: http://www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf (accessed: 12.12.2017).
Контактная информация: [email protected]; [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.03.2018
УДК 378:796/799
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА СПОРТИВНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДОЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Елена Самуиловна Дубкова, преподаватель, Людмила Глебовна Гардагина, преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Аннотация
В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности руководства спортивной студенческой командой технического вуза, приведены данные социологического опроса тренеров и спортсменов 54 сборных команд РУТ (МИИТ), которые принимают участие не только в межвузовских соревнованиях города Москвы, но и во всероссийских и международных соревнованиях.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, психолого-педагогические аспекты руководства спортивной сборной, спортивный клуб МИИТ, сборная команда технического вуза по виду спорта, личность тренера.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF SPORTS COLLEGE TEAM OF TECHNICAL UNIVERSITY
Elena Samuilovna Dubkova, the teacher, Lyudmila Glebovna Gardagina, the teacher, Russian University of Transport (MUT), Moscow
Annotation
The article considers the psychological and pedagogical features of the management of the sports team of the technical university, the data of the sociological poll of trainers and athletes of 54 national teams of MIIT, who take part not only in the interuniversity competitions of the city of Moscow, but also in the All-Russian and international competitions are provided.
Keywords: physical training of students, psychology and pedagogical aspects of the management of the sports national team, MIIT sports club, national team of technical University by the sport event,