School named after General of the army Shtemenko S. M. and Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
The results of statistical processing of cadets' survey data show the presence of a number of trends, including: the growing number of engaged students in various sports according to the increasing of their professional education; recognition of sports competitions as one of the main types of training; their belief in the positive role of physical exercise in different types and forms of life, as well as the qualitative performance of official duties. These data allow scientists to improve the process of cadets' physical training the formation of their motivation to use the system resources of sports activity in their professional educational process.
Keywords: cadets of military institutions; cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia; personal physical training; motivation to sports activities.
References:
1. Akhmetov R. S. Informtiveness of indices of professional and application-oriented physical culture of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no. 4, pp. 14-17. (in Russian).
2. Vityutnev E. E., Chernyshenko K. Yu., Akhmetov R. S. A technique of pedagogical monitoring of application-oriented motive readiness of cadets and listeners of 4-5 courses of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Fizicheskaia kul'tura, sport -nauka ipraktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2014, no. 4, pp. 43-48. (in Russian).
3. Kurbatov V. I., Kurbatova O. V. Sotsial'noe proektirovanie: ucheb. posobie [Social design: studies. manual]. Rostov n-fl, Phoenix, 2001, 416 p. (in Russian).
4. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii [Methods of mathematical processing in psychology]. SPb., LLC Rech, 2007, 350 p. (in Russian).
УДК 796.011.3
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ
A. Римави, аспирант,
B. В. Костюков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр,
О. Н. Костюкова, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В статье приводятся результаты анализа литературы по вопросам возрождения и повсеместного внедрения в Российской Федерации Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», свидетельствующие о большой и разноплановой поэтапной деятельности, развернувшейся в этом направлении на территории нашей страны: утверждены государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов и список субъектов России, осуществляющих организационно-экспериментальную апробацию внедрения
комплекса; утверждены образцы и описание знаков отличия комплекса; определен и утвержден порядок создания Центров тестирования населения и годовая форма федерального статистического наблюдения № 2 - ГТО; разработан и утвержден порядок награждения граждан Российской Федерации знаками отличия; создан научно-методический центр по реализации комплекса, на который возложены соответственные сопроводительные функции; внесены изменения в порядок приема по образовательным программам высшего образо-
вания - бакалавриата, специалитета, магистратуры, предусматривающие льготы для поступающих, имеющих золотой или серебряный знак отличия комплекса «Готов к труду и обороне»; разработаны методические рекомендации по поддержке деятельности работников различных категорий, а также по организации медицинского сопровождения выполнения нормативов комплекса; разработаны и утверждены положения о реализации программы пропаганды комплекса и программы дополнительного профессионального образования. Представлена методика подготовки юношей и девушек, занимающихся спортивными играми, к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне».
Ключевые слова: учащаяся молодежь; нормы комплекса «Готов к труду и обороне»; спортивные игры; методика обучения.
Введение. Стремительное развитие в нашей стране комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как программной и нормативной основы физического воспитания населения отражает дальнейшее совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья жителей России [17, 18].
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях создаются центры тестирования, на базе которых учащаяся молодежь (с 2017 года представители всех возрастных групп - 6-70 лет и старше) сдают нормативы комплекса ГТО.
Для успешного результативного повсеместного внедрения комплекса ГТО необходимо качественное научно-методическое сопровождение его реализации, включающее разработку эффективных методик подготовки к успешной сдаче нормативов на основе занятий различными видами спорта [16].
Эффективным средством двигательной активности учащейся молодежи являются регулярные занятия спортивными играми, которые укрепляют здоровье юношей и девушек, расширяют их функциональные возможности, повышают уровень физической подготовленности [16].
Цель настоящего исследования - обосновать методику занятий спортивными играми для подготовки учащейся молодежи к успешной сдаче норм комплекса ГТО на основе анализа научно-методической литературы по рассматриваемой теме.
Практические рекомендации. В настоящее время в нашей стране наблюдается расширение комплекса исследований по разноплановому научно-методическому сопровождению развития и постепенного повсеместного внедрения комплекса ГТО.
Министерство спорта России, на которое возложена ответственность за координацию действий федеральных органов по развитию и повсеместному внедрению комплекса ГТО в Российской Федерации, выпустило в 2014 и 2016 годах два сборника документов и методи-
ческих материалов, регламентирующих реализацию этого грандиозного проекта [3].
Кроме того, была проделана следующая работа:
- утверждены государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО);
- утвержден список субъектов России, осуществляющих организационно-экспериментальную апробацию внедрения ВФСК ГТО;
- утверждены образцы и описание золотого, серебряного и бронзового знаков отличия ВФСК ГТО;
- определен и утвержден порядок создания Центров тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований и оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
- определен и утвержден статистический инструментарий для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку,
- годовая форма федерального статистического наблюдения № 2 - ГТО;
- разработан и утвержден порядок награждения граждан Российской Федерации знаками отличия ВФСК ГТО;
- создан научно-методический центр по реализации ВФСК ГТО, на который возложены соответствующие сопроводительные функции;
- внесены изменения в порядок приема по образовательным программам высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры, предусматривающие льготы для поступающих, имеющих золотой или серебряный знак отличия комплекса ГТО;
- разработаны методические рекомендации по поддержке деятельности работников различных категорий, связанные с поэтапным внедрением ВФСК ГТО, а также по организации медицинского сопровождения выполнения нормативов комплекса;
- разработаны и утверждены положения о реализации программы пропаганды комплекса и фестиваля ВФСК ГТО, а также программы дополнительного профессионального образования.
При анализе организации работы по подготовке населения к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО на территории нашей страны в 2014
- первой половине 2015 года отмечается [17, 18], что разработанный Всероссийский план мероприятий в основном реализуется успешно от пилотных (пробных) разработок к повсеместному его внедрению в образовательных организациях и выражается уверенность, что к 2017 году включительно число тестируемых в России достигнет плановой цифры - 10 миллионов человек.
Сравнительный анализ становления и развития комплекса ГТО в СССР и современной России провели М. М. Бариев с соавт. (2016), отметившие, что в обоих случаях этот проект - дело государственной важно-
сти. По их мнению, только 20 % нормативов комплекса можно считать оптимальными, 44 % - излишне легкими, 36 % - излишне трудными.
Для обоснования технологии подготовки и организации сдачи нормативов необходимо разрабатывать индивидуализированную систему оценивания уровня физической подготовленности различных половозрастных групп населения, что повысит их интерес к подготовке и успешной сдаче тестов, характеризующих степень развития различных физических качеств и способностей [21].
Для разработки программ подготовки различных групп населения (в основном - студентов) к сдаче норм комплекса ГТО целесообразно использовать технологии мобильного обучения, позволяющие организовать эффективную самостоятельную подготовку с корректировкой содержания занятий через интернет, для чего целесообразно разработать web-порталы для подготовки занимающихся к тестированию [13, 14].
Анализ результатов изучения готовности учащихся 9-10 лет, занимающихся легкой атлетикой, к выполнению нормативов ВФСК ГТО, показал, что только 11,5 % из 43 человек сдали тесты на золотой знак, 23,2 % - на серебряный и 30,2 % - на бронзовый. Вызывает тревогу тот факт, что более трети учащихся (35 %) не смогли сдать нормативы. Оказалось, что среди физических качеств слабое звено - выносливость [10].
Вызывают озабоченность результаты апробации тестовых испытаний ВФСК ГТО в Якутии, где среди учащихся, сдающих нормативы 1-У ступени, только 58,8 % выполнили их на какой-нибудь знак отличия, а 41,2 % учащихся не смогли показать даже минимальные результаты [19].
По мнению Когана О. С. (2015), изучавшего медико-биологические аспекты перехода к сдаче норм ГТО в общеобразовательных школах Башкирии, необходимо анализировать показания и противопоказания для данных процедур, подключая для этого врачей спортивной медицины. Минимальный комплекс медицинских обследований учащихся при допуске к занятиям для сдачи норм ГТО должен включать 13 параметров, такие как: анамнез, антропометрия, электрокардиография, рентген, общий анализ крови и мочи, консультации уролога и гинеколога, определение физического состояния и общей работоспособности и другие.
При анализе результатов мониторинга готовности вузов к внедрению ВФСК ГТО выяснилось, что одна из основных проблем деятельности кафедр физического воспитания по внедрению ГТО в учебный процесс - определить способы обучения и подготовки к выполнению нормативов (тестов), адаптированные к конкретным социальным и климато-географическим условиям [22].
При сдаче студентами нормативов комплекса нужно стремиться к следующему соотношению результатов от лучших к худшим: 20 % лучших результатов соответствуют золотому знаку отличия, 40 % последующих снижающихся значений - серебряному, 30 % - бронзо-
вому и, наконец, 10 % самых худших результатов означают, что норматив не сдан.
Для успешной организации и проведения мероприятий по подготовке и сдаче студентами норм комплекса ГТО в вузах целесообразно всю деятельность в этом направлении сгруппировать в три блока мероприятий: первый - организационно-мониторинговый, второй - содержательно-деятельностный и третий - итогово-результативный [8].
Экспериментальным путем (по результатам анализа сдачи нормативов) определено, что самое «слабое» физическое качество у студентов - общая выносливость, поэтому в вузах нужно строить больше плоскостных спортивных сооружений, где юноши и девушки могли бы целенаправленно заниматься.
В подготовку к сдаче норм комплекса ГТО должны быть вовлечены не только студенты, не имеющие серьезных отклонений в состоянии здоровья, но юноши и девушки из специальных медицинских групп [4, 15].
Спортивные игры являются одним из популярных видов организованной и самостоятельной двигательной активности учащейся молодежи. Регулярные занятия спортивными играми способствуют оздоровлению юношей и девушек, повышению уровня их физической подготовленности, расширению функциональных возможностей, формированию жизненно важных умений и навыков [2, 11].
Однако эффективное использование регулярных занятий спортивными играми для качественной подготовки учащейся молодежи к успешной сдаче норм комплекса ГТО затруднительно в связи с неразработанностью соответствующих методик [6, 20].
Результаты анализа научно-методической литературы по проблеме исследования дают основание рекомендовать для учащейся молодежи следующую методику подготовки:
1. Определение перечня сдаваемых нормативов (обязательных и выборочных) пятой или шестой ступени комплекса ГТО.
2. Выявление степени ответной реакции организма юношей и девушек при сдаче испытаний (тестов) на золотой, серебряный или бронзовый знак отличия.
3. Систематизация тренировочных средств избранного игрового вида спорта по специализирован-ности, направленности, координационной сложности и нагрузочной величине.
4. Разработка программы занятий игровым видом спорта на этапе подготовки к сдаче норм ГТО.
5. Реализация разработанной программы занятий с определением срочного и кумулятивного тренировочного эффекта.
6. Текущая коррекция (при необходимости) разработанной тренировочной программы.
7. Успешная сдача нормативов пятой или шестой ступени комплекса ГТО.
Заключение. Подготовка учащейся молодежи к успешной сдаче нормативов комплекса ГТО на основе реализации разработанной методики занятий игровы-
ми видами спорта предоставляет юношам и девушкам дополнительные возможности для выполнения нормативов на золотой, серебряный или бронзовый знак отличия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бариев М. М. Становление и развитие комплекса ГТО в СССР и современной России / М. М. Бариев, Р. А. Юсупов, В. М. Ермолаев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 94-96.
2. Волейбол: теория и практика: учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта / под общей редакцией В. В. Рыцарева. - М.: Спорт, 2016. - 456 с.
3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / под общей редакцией В. Л. Мутко: Министерство спорта Российской Федерации.
- 2-е изд. с измен. и дополн. - М.: Спорт, 2016. - 208 с.
4. Евсеев С. П. О реализации Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО среди студентов специальных медицинских групп / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, С. И. Филимонова, Е. Ю. Пелих // Физическая культура и здоровье. - 2015. - № 1. - С. 6-9.
5. Ефремова Е. В. Нормативы на выносливость в комплексе ГТО и их выполнение учащимися У-У! классов / Е. В. Ефремова // Физическая культура в школе. -2015. - № 6. - С. 19-23.
6. Железняк Ю. Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков. - 6-е изд. стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 520 с.
7. Жораева О. П. Нормативы комплекса ГТО V! ступени и физическая подготовленность студентов-юношей / О. П. Жораева, В. Г. Королев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 1.
- С. 61-63.
8. Кадакин В. В. Опыт Мордовского государственного института им. М. Е. Евсеева в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО /
B. В. Кадакин, А. В. Шигаев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 8. - С. 10-12.
9. Коган О. С. Некоторые медико-биологические аспекты перехода к сдаче норм ГТО в общеобразовательных школах / О. С. Коган // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 1. -
C. 11-13.
10. Колунин Е. Т. Готовность легкоатлетов 9-10 лет к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Е. Г. Колунин, Н. Е. Аксенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 1. - С. 38-39.
11. Костюков В. В. Основы подготовки спортсменов в пляжном волейболе: монография / В. В. Костюков. -Краснодар: КГУФКСТ, 2011. - 113 с.
12. Манжелей И. В. Программно-информационное сопровождение Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» / И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 31.
13. Наговицын Р. С. Программа подготовки к сдаче норм Всероссийского комплекса «ГТО» на основе мобильного обучения / Р. С. Наговицын, И. В. Владыкина, С. Ю. Сенатор // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 1. - С. 46-48.
14. Наговицын Р. С. Разработка веб-портала для подготовки студентов к тестированию по нормам ГТО / Р. С. Наговицын, Е. А. Рассолова, С. Ю. Сенатор, И. И. Торбина // Теория и практика физической культуры.
- 2016. - № 1. - С. 39-42.
15. Парфенова Л. А. Участие лиц с отклонениями в состоянии здоровья в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / Л. А. Парфенова, И. Н. Тимошина, Г. Б. Глазкова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. -С. 101-104.
16. Патрина М. В. Возрождение современного комплекса ГТО на основе полиатлона / М. В. Патрина, А. В. Сычев, Г. И. Дерябина // Физическая культура и здоровье. -2015. - № 1. - С. 9-13.
17. Перова Е. И. Организация работы по подготовке населения к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО / Е. И. Перова // Физическая культура в школе. - 2015. - № 6. - С. 51-56.
18. Перова Е. И. Опыт апробации и внедрения комплекса ГТО в различных регионах Россиийской Федерации / Е. И. Перова // Физическая культура в школе. - 2015.
- № 7. - С. 47-55.
19. Платонова Р. И. Апробация тестовых испытаний ВСФК ГТО - 2014 в образовательных учреждениях региона / Р. И. Платонова, С. И. Колодезникова, М. И. Сентизо-ва, С. Д. Халыев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 1. - С. 7-10.
20. Пляжный волейбол: процесс спортивной подготовки отечественных и зарубежных игроков - теоретико-методические, организационно-практические, биомеханические и биологические аспекты: методический сборник Всероссийской федерации волейбола / под общей редакцией В. В. Костюкова, В. В. Нирка, Е. В. Фомина. - Москва: ВФВ, 2014. - Вып. 18. - 63 с.
21. Спирин В. К. Нормативная база Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса в качестве условия обоснования технологии подготовки и организации сдачи норм ГТО / В. К. Спирин, В. А. Багина, А. А. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 1. - С. 2-6.
22. Филимонова С. И. Результаты мониторинга готовности вузов к внедрению ВФСК ГТО / С. И. Филимонова, И. И. Столов, Ю. Б. Филимонова // Спорт: экономика, право, управление. - 2015. - № 4. - С. 35-38.
METHODS OF YOUNG PEOPLE AND STUDENTS TRAINING FOR PASSING THE RLD (READY FOR LABOUR AND DEFENSE) STANDARDS BASING ON SPORT GAMES
A. Rimawi, Post-Graduate Student,
V. Kostyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Theory and Methodology of Sport Games Department,
O. Kstykova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associated Professor, Dean of the Qualification
Improvement and Re-training of Professionals Department,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161.
This paper presents the results of literature analysis on the subject of revival and wide implementation in the Russian Federation of All-Russian complex of physical training and sports "Ready for labour and defense", which provide evidence of great and diverse stagewise activities in this field that is currently in progress on the territory of our country: there are approved the state qualifying standards for assessment of physical preparedness level of the population and the list of Russian constituent entities, involved in practical testing of experimental implementation of the complex; the samples and description of merit badges for the complex are approved; there was established and approved the procedure of organization of the Testing Centers for the population and the annual form of federal statistical monitoring no. 2-RLD; the procedure of awarding the "Ready for labour and defense" merit badges for citizens of the Russian Federation was developed and approved; there was founded the scientific-and-method-ological center, intended to provide appropriate support for implementation of the complex; there are introduced corresponding alterations in the admission regulations for the programs of higher education - Bachelor's, specialist's, Master's degrees, aiming to ensure advantages for those applicants, who are awarded golden or silver "Ready for labour and defense" merit badges; methodological recommendations for assistance of the activities of various categories of personnel were developed, as well as for organizing medical support in the process of fulfillment of the "Ready for labour and defense" qualifying tests; there were developed and approved the provisions for implementation of the program of promotion of the RLD complex and program of additional professional education. The training procedure is suggested to prepare young men and women, playing sport games, for passing the RLD qualification tests.
Keywords: students; "Ready for labour and defense" norms ("Ready for labour and defense" standards); sport games; methods of training.
References:
1. Bariev M. M., lusupov R. A., Ermolaev V. M. Generation and development of the GTO complex in the USSR and
in contemporary Russia. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Training], 2016, no 2, pp. 94-96 (in Russian).
2. Rytsarev V. V. Volleyball: Voleibol: teoriia i praktika. Uchebnik dlia vysshikh uchebnykh zavedenii fizicheskoi kul'tury i sporta [Theory and practice. Manual for Higher education institution of physical education and sport]. Moscow, Sport, 2016, 456 p.
3. Mutko V. L. Vserossiiskii fizkul'turno-sportivnyi kompleks «Gotov k trudu i oborone» (GTO): Dokumenty i metod-icheskie materialy [Russian National Physical Training and Sport Complex "Get Fit for Work and Defense, the GTO (AUPTSC GTO): Documents and methodological materials]. Moscow, Sport, 2016, 208 p.
4. Evseev S. P., Evseeva O. E., Filimonova S. I., Pelikh E. lu. On introduction of Russian National Physical Training and Sport Complex "Get Fit for Work and Defense, the GTO among students with specialized health condition groups. Fizicheskaia kul'tura i zdorov'e [Physical education, training and health], 2015, no 1, pp. 6-9 (in Russian).
5. Efremova E. V. Norms and standards for endurance in the GTO complex and their performance by V - VI class school-children Fizicheskaia kul'tura v shkole [Physical education and training at school], 2015, no 6, pp.19-23 (in Russian).
6. Zhelezniak lu. D., Portnov lu. M., Savin V. P., Leksakov A. V. Sportivnye igry: tekhnika, taktika, metodika obucheniia: uchebnik dlia studentov vysshikh ped. ucheb. zavedenii [Sport games: techniques, tactics, methods of training: manual for higher education pedagogical institutions]. Moscow, Publishing Center "Academy", 2010, 250 p.
7. Zhoraeva O. P., Korolev V. G. The GTO complex norms and standards for the VI stage and physical preparedness of male-students Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: upbringing, education, training], 2016, no 1, pp. 61-63 (in Russian).
8. Kadakin V. V., Shigaev A. V. Experience of the Mordovian M. E. Evseev State Institute in introduction of the Russian National Physical Training and Sport Complex "Get Fit for Work and Defense, the GTO. Teoriia ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of Physical Training], 2015, no 8, pp. 10-12 (in Russian).
9. Kogan O. S. Separate medical and biological aspects in transition to passing of the GTO complex in general education schools. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: upbringing, education, training], 2015, no 1, pp. 11-13 (in Russian).
10. Kolunin E. T. Readiness of 9 - 1o years old athletes for 17. performance of the AUPTSC GTO norms. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: upbringing, education, training], 2016, no 1, pp.
38-39 (in Russian). 18.
11. Kostiukov V. V. Osnovy podgotovki sportsmenov v pli-azhnom voleibole [Fundamentals of athletes training in beach volleyball] Monography. Krasnodar, KSUFEST,
2011, 113 p. 19.
12. Manzhelei I. V. Soft ware support for the Russian National Physical Training and Sport Complex "Get Fit for Work and Defense, the GTO (AUPTSC GTO). Teoriia ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical education and training], 2015, no 9, 31 p. (in Russian).
13. Nagovitsyn R. S., Vladykina I. V., Senator S. lu. Training 20. program for passing of the GTO Norms basing on the
mobile education. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical education], 2015, no 1, pp. 46-48 (in Russian).
14. Nagovitsyn R. S., Rassolova E. A., Senator S. lu., Torbina I. I. Development of web-portal for students training
for passing by them of the GTO norms. Teoriia ipraktika 21. fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical education], 2016, no 1, pp. 39-42 (in Russian).
15. Parfenova L. A., Timoshina I. N., Glazkova G. B. Participation of people with health defects in the Russian National Physical Training and Sport Complex "Get Fit for Work and Defense, the GTO. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical education], 22. 2014, no 9, pp.101-104 (in Russian).
16. Patrina M. V., Sychev A. V., Deriabina G. I. Reviving of contemporary GTO complex on the basis of polyathlon. Fizicheskaia kul'tura i zdorov'e [Physcial education and health], 2015, no 1, pp. 9-13 (in Russian).
Perova E. I. Organization of work for training of people of the GTO norms and standards. Fizicheskaia kul'tura v shkole [Physical education at school], 2015, no 6, pp. 5156 (in Russian).
Perova E. I. Experience by field-tests and introduction of the GTO complex in different regions of the Russian Federation. Fizicheskaia kul'tura vshkole [Physical education at school], 2015, no 7, pp. 47-55 (in Russian). Platonova R. I., Kolodeznikova S. I., Sentizova M. I., Kh-alyev S. D. Field-tests for AUPTSC GTO - 2014 in educational institutions of the region. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: upbringing, education, training], 2015, no 1, pp. 7-10 (in Russian).
Kostiukov V. V., Nirka V. V., Fomin E. V. Beach volleyball: process of sport training for national and foreign athletes - theoretical-methodological, organizational-practical, biochemical and biological aspects. Metodicheskii sbornik Vserossiiskoi federatsii voleibola [Collected book of methods by Russian National Federation of Volleyball] Moscow, VFV, 2014, no 18, 63 p. (in Russian). Spirin V. K., Bagina V. A., Stepanov A. A. Normative basis for Russian National Physical-sport Complex as a condition for grounding of training techniques for training and preparation for passing of the GTO norms. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: upbringing, education and training], 2015, no 1, pp. 2-6 (in Russian).
Filimonova S. I., Stolov I. I., Filimonova Yu. B. Monitoring of results for readiness of institutions of higher professional education for introduction of the AUPTSC GTO Sport:ekonomika,pravo, upravlenie [Sport, law, management], 2015, no 4, pp. 35-38 (in Russian).