УДК [378.016:811.1]:37.041
М В. Курочкина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И В ЧАСЫ САМОПОДГОТОВКИ
Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации»,
г. Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена исследованию теоретико-методологических основ языковой подготовки магистров вузов Министерства обороны (МО). Автор направил свои усилия на уточнение понятия «коммуникативный потенциал». Проведенный ретроспективный анализ лингводи-дактических и психо лого-педагогических моделей образовательного процесса позволил уточнить это понятие применительно к магистрам в соответствии с ФГОС 3++, а также выделить принципы, которые необходимо учитывать в процессе развития коммуникативного потенциала магистров на занятиях и в часы самоподготовки.
Ключевые слова: коммуникация, развитие личности, коммуникативный потенциал, ФГОС 3 + +, магистры, самоподготовка, лингводидактика, психолого-педагогические основы, ретроспективный анализ.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в отсутствии исследований об использовании ресурса второй половины дня в часы самоподготовки для того, чтобы осуществить актуализацию и развитие коммуникативного потенциала магистров при обучении иностранному языку. В статье также исследуются механизмы взаимодействия коммуникативного потенциала и иноязычных стратегий личности магистра.
Цель исследования заключается в доказательстве эффективности ресурса второй половины дня для развития коммуникативного потенциала магистра посредством формирования иноязычных стратегий при изучении английского языка.
Материал и методика исследований. Материалом исследования послужили теоретические положения о формировании коммуникативного потенциала личности (И. И. Барахович [1], Д. М. Гаджикурбанов [8], Л. Л. Лашкова [14], А. Е. Пушкина [18]), иноязычной компетенции (О. С. Присмотова [17], О. В. Фадейкина [19]), способности к иноязычному общению (Е. И. Пассов [16]); были использованы методы теоретического анализа, обсервационные и экспериментальные методы.
Результаты исследований и их обсуждение. В сегодняшнем динамично меняющемся мире от учреждений высшего образования различного профиля ожидают подготовку личности, нацеленной на работу, сотрудничество, коммуникацию с представителями разных культур, человека, направленного на постоянное совершенствование имеющихся и приобретение новых знаний, на изменения в собственном сознании, на готовность формировать внутри себя новый взгляд на предметы, события.
© Курочкина М. В., 2018
Курочкина Мария Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации», г. Москва, Россия; e-mail: kirsanovamv8 7@mail. ru
Статья поступила в редакцию 25.04.2018
Выводы полученны в результате практики преподавания, теоретических исследований, изучения новых образовательных стандартов ФГОС 3++, ряда государственных документов (Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.), в ходе анализа которых можно прийти к утверждению, что модернизация системы образования имеет коммуникативную направленность, обусловленную ориентацией на международное образовательное пространство, с одной стороны, ознакомление, приобщение мировой общественности к российской культуре и инновациям - с другой. В современных условиях многоязычия и поликультурности проблема формирования личности, готовой «к коммуникации в устной и письменной формах на иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия», приобретает особую значимость. В соответствии с ФГОС 3++ обучение иностранным языкам магистра технических, гуманитарных специальностей нацелено на формирование «способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для профессионального взаимодействия» (УК-4 по ФГОС 3++) [20]. На современном этапе диалогического развития общества обучение иностранным языкам нацелено на то, чтобы развивать у студентов коммуникативную компетенцию (речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную), формировать поликультурную личность с активной социальной позицией, развивать и воспитывать обучаемых средствами иностранного языка.
Постоянно меняющиеся социокультурные и образовательные тенденции предъявляют высокие требования к уровню преподавания иностранного языка магистров гражданских и военных специальностей. Особенность профессиональной деятельности преподавателя при обучении иностранному языку офицеров в магистратуре заключается в выстраивании образовательного процесса с личностями, разными по индивидуально-психологическим характеристикам, возрасту, уровню профессиональной готовности, воспитания, занимающими различные должности до обучения. Все вышесказанное предполагает необходимость высокого научного уровня, хорошего знания иностранного языка и методики его преподавания, повышенной ответственности преподавателя иностранного языка при проведении занятий.
Однако практика показывает, что в ходе обучения иностранным языкам в вузах МО по программам магистратуры слушатели нацелены на заучивание слов, шаблонизированных фраз, диалогов-образцов, заранее подготовленных текстов, что приводит к формированию рецептивно-репродуктивных языковых навыков и речевых умений, а не коммуникативной компетенции, которая может быть сформирована на основе коммуникативного потенциала, который имеет творческое начало. Исследование уровня языковой подготовки состоявшихся и будущих офицеров показывает, что слушатели не могут свободно общаться, используя выученные слова и грамматические конструкции, не способны выразить свое мнение и отношение к тому, что говорит собеседник [5].
Анализ научных работ о формировании коммуникативных способностей и потенциала обучаемых показал, что учеными определены условия, способствующие развитию их коммуникативного начала в процессе учебной деятельности на иностранном языке (В. М. Бикбаев [4], О. В. Вахрушева [7], Ю. А. Ивкина [12], О. В. Фадейкина [19]).
При этом анализ практического опыта свидетельствует о недостатках урочной системы для актуализации и развития коммуникативного потенциала обучаемого на практических занятиях по иностранному языку, так как, во-первых, задача слушателя заключается в получении хорошей оценки, поэтому он боится совершить ошибку, во-вторых, в группах офицеров командного профиля, в силу специфики формирования их лидерских качеств, невелик процент готовых прилюдно ошибаться. Классная система обучения часто сковывает свободу слушателя, тем самым не способствует раскрытию их коммуникативного начала на занятиях по иностранному языку. Говоря о развитии коммуникативно-
го потенциала магистров, необходимо помнить о приоритете самостоятельной деятельности обучающихся. Согласно почасовому плану учебной нагрузки магистров, доля самостоятельной работы по дисциплине «Английский язык» должна составлять не менее 40 % от всего учебного времени. Помимо этого, анализ методической литературы, практический опыт обучения английскому языку взрослых (и особенно офицеров) показал, что наиболее эффективной формой усвоения учебного материала является самостоятельная деятельность обучающихся [4], [7], [15]. С учетом психологических особенностей специфики военного коллектива, многолетней системы формирования лидерских качеств среди офицерских кадров, где не каждый офицер готов учиться на собственных ошибках в присутствии сослуживцев, очевидна потребность слушателей в самостоятельной подготовке к занятиям по иностранному языку для осмысления пройденных элементов языковой системы, отработки материала, подготовки ответа, который будет озвучен в классе.
Данный факт привел нас к выводу о том, что необходимо изучить научные труды и диссертационные исследования, посвященные развитию обучаемых в рамках внеурочной деятельности во второй половине дня, в часы самоподготовки. Анализ этих исследований об использовании ресурсов второй половины дня для развития языковой личности, коммуникативного потенциала, формирования коммуникативной компетентности («профессионально-значимое качество, представляет собой многоаспектный психолого-педагогический феномен, а ее формирование предстает как одна из основных задач высшего военного образования») показал, что данная проблема рассматривается в них либо с психолого-педагогических позиций [10], либо с позиций, ограничивающихся формированием языковых умений и навыков, что необходимо, но недостаточно ввиду механизмов овладения речью, успешное функционирование которых возможно только в системе овладения иностранным языком [4], [7].
Мы считаем, что проблему формирования иноязычной коммуникативной компетенции, иноязычных стратегий («хочу говорить») на основе развития коммуникативного потенциала личности необходимо рассматривать с лингводидактических позиций, т. е. в рамках языкового образования, которое имеет свою специфику, с учетом психолого-педагогических основ развития потенциалов личности [3], [11], [13].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена сложившимися противоречиями между:
- существованием социального заказа на личность, владеющую иностранными языками и свободно ориентирующуюся в многоязычном и поликультурном образовательном пространстве, с одной стороны, и репродуктивной практикой обучения иностранным языкам - с другой;
- большим спектром исследований в области педагогики и психологии об особенностях актуализации и развития коммуникативного потенциала, компетенции офицеров, будущих офицеров, гражданских специалистов [3], [18] в рамках учебной деятельности и отсутствием диссертационных исследований о развитии коммуникативного потенциала магистров при обучении иностранному языку, раскрывающих данную проблему с позиции лингводидактики;
- необходимостью формировать у магистров иноязычные стратегии (не просто готовность, а потребность в иноязычной коммуникации) посредством актуализации и развития коммуникативного начала, наличием исследований о формировании стратегий (образовательных, педагогических, когнитивных и др.) у студентов и отсутствием исследований о формировании у магистров иноязычных стратегий и развитии коммуникативного начала, рассматривающих данную проблему в часы самоподготовки, во второй половине дня; теоретический данные, ретроспективный анализ исследований геополитической обстановки в мире позволили сделать выводы о том, что коммуникативные умения на иностранном языке являются интегративными для личности современного офицера.
Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: процесс обучения иностранному языку магистров вузов МО на занятиях и в часы самоподготовки станет эффективным, если:
1) будет нацелен на формирование иноязычных стратегий (потребности осуществлять коммуникацию на иностранном языке), развитие коммуникативного потенциала (готовность, способность к коммуникации на иностранном языке), а не навыков и умений;
2) будет базироваться на коммуникативном подходе к обучению иностранному языку, при котором процесс обучения моделирует процесс коммуникации;
3) перед началом курса практических занятий по иностранному языку будет проводиться тестирование магистров и выявляться степень развития их коммуникативного потенциала.
Перед началом осуществления педагогического процесса по развитию коммуникативного потенциала магистров вузов МО на занятиях по иностранному языку нам необходимо будет провести исследование состояния проблемы формирования коммуникативного потенциала в теории и практике с позиции педагогики, психологии, лингводидакти-ки (иноязычного образования) и уточнить определение коммуникативного потенциала применительно к офицерам вузов МО; выявить принципы формирования иноязычных стратегий и развития коммуникативного потенциала на занятиях по иностранному языку и в часы самоподготовки.
В данной статье мы только упомянем понятие «иноязычные стратегии», определенное нами как потребность в коммуникации, основанная на применении приемов и способов для осуществления общения на иностранном языке и формируемая на основе коммуникативного потенциала (способность к коммуникации). Мы склонны полагать, что теоретико-методологические основы формирования иноязычных стратегий актуальны и необходимы для исследования развития языковой личности, однако в статье мы направим наши усилия на уточнение понятия «коммуникативный потенциал» магистра, поскольку придерживаемся взгляда о том, что данное понятие является ключевым для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Для этого нами были проанализированы труды о развитии потенциала, коммуникативного потенциала личности, о формировании коммуникативной компетенции, о языковом развитии личности (И. И. Барахович [1], А. А. Бодалев [6], Ю. В. Голубев [10], Е. Т. Китова [13], А. Е. Пушкина [18]).
В научном труде Ю. В. Голубева коммуникативная компетенция слушателя понимается как «профессионально-значимое качество, представляет собой многоаспектный психолого-педагогический феномен, а ее формирование предстает перед нами как одна из основных задач высшего военного образования» [10].
Коммуникативный потенциал личности, по мнению Е. Т. Китовой, образуют следующие компоненты: «психофизиологическая способность принимать, анализировать, хранить и передавать информацию; лингвистические способности воспринять и передать информацию в языковой форме (овладение формами и правилами родного и иностранного языка); профессиональные знания (терминология); индивидуальные способности к развитию, совершенствованию, самоконтролю. И. Н. Кушнир считает, что языковое развитие осуществляется в случае, если человек „учится на протяжении жизни средствами иностранного языка"» [13].
А. Е. Пушкина считает, что коммуникативный потенциал содержит инвариантную (особенности темперамента, общительность, эмпатия, умение слушать, тактичность/агрессивность, социальный статус, эмоциональная привлекательность) и вариативную (коммуникативная компетентность (уместность высказываний, отсутствие трудностей в устной и письменной речи), социокультурная компетентность (знание достижений мировой материальной и духовной культуры), психологическая компетентность (усвоение учебного материала, особенности учебно-познавательной и коммуникативной деятельности, техника речи, техника регуляции психических состояний)) составляющие [18].
Коммуникативный потенциал является отражением коммуникативно-личностных свойств, которые не только обеспечивают легкость и уверенность в общении, активную позицию во взаимодействии, но и в наиболее общем плане отражают социальный интеллект [3], [6], [8].
Коммуникативный потенциал личности - это способность вступать в коммуникацию, связи и отношения с другими личностями и развиваться под их влиянием, сохраняя собственную идентичность. Его наделяют такими качествами, как устойчивость и изменчивость. Коммуникативный потенциал в исследованиях определен как «развивающаяся система личностных ресурсов, возможностей и резервов, которые обеспечивают легкость и уверенность в общении, психологическую компактность и коммуникативную совместимость, активную позицию во взаимодействии с субъектами коммуникации. Коммуникативный потенциал сочетает в себе диалектическое единство реализованного, реализуемого и нереализованного субпотенциалов» [1].
Проведенный анализ позволил прийти к выводу о том, что для нашего исследования, где мы рассматриваем процесс развития коммуникативного потенциала в ходе обучения иностранному языку, т. е. с позиции лингводидактики, наиболее подходящим является определение данного феномена, приведенное в исследованиях Е. И. Китовой [13]. Таким образом, основываясь на этом определении, а также на положениях ФГОС 3++, мы будем рассматривать коммуникативный потенциал магистра как совокупность коммуникативных способностей, их возможность перехода из потенциального состояния в актуальное, как возможность проявления личности, способной как к базовой, так и к деловой коммуникации (на иностранном языке). Наша педагогическая цель сводится к развитию коммуникативного потенциала во время обучения иностранному языку.
Далее мы проанализировали психолого-педагогические [1], [10], [14] и лингводи-дактические подходы [3], [12], [13], [18] к развитию потенциалов личности, коммуникативных умений, иноязычных компетенций [9], [16], [17], [19], [20]. Мы пришли к выводу о том, что на данном этапе исследования нам будет целесообразно рассматривать развитие коммуникативного потенциала как с позиций лингводидактики, так и с психолого-педагогических позиций. При развитии коммуникативного потенциала на занятиях по иностранному языку и в часы самоподготовки необходимо будет учитывать технологии обучения иностранному языку [2], положения коммуникативного подхода, при котором процесс обучения моделирует процесс коммуникации, сохраняя при этом адекватность. В соответствии с положениями коммуникативного подхода, «обучение готовым клише и фразам не приводит к овладению иностранным языком, поскольку это не способствует осознанному формированию системы языка. Только последовательное целенаправленное обучение системе языка через речь в процессе речевой деятельности позволяет сформировать механизм речи» [16].
В силу сложности рассматриваемого интегрального личностного образования [3], [13], [14], [18], изучение и развитие которого, как мы склонны считать на данном этапе нашего исследования, должно осуществляться в большей степени с позиций лингводидактики, не забывая при этом о психологической стороне данного личностного свойства, мы рассмотрели модели процесса развития потенциалов личности, творческого начала будущих офицеров, модели организации самостоятельной работы курсантов при обучении иностранному языку, формирования коммуникативного потенциала обучающихся гражданских образовательных организаций высшего образования на занятиях по иностранному языку. Наши усилия были нацелены на теоретико-методологические основы, отражающие авторскую концепцию, обоснованные теоретические положения в отношении проектирования процесса развития коммуникативного начала личности (имеющего творческое начало, так как заставить говорить нельзя). Проведенный ретроспективный анализ лингводидактических и психо лого-педагогических моделей образовательного
процесса позволил нам выделить принципы, которые необходимо учитывать в процессе развития коммуникативного потенциала: сочетания и реорганизации природных качеств человека, компенсаторный, индивидуализации, противоречивости, нравственной опосре-дованности, креативных вспышек, гуманизации, гуманитаризации, развивающего и лич-ностно ориентированного характера педагогического процесса [5], [7], [12], [13]. В последующих работах мы направим свои усилия на более полное описание данных принципов в изложенной последовательности.
Анализ исследований о формировании коммуникативной личности, развитии коммуникативного потенциала с позиций педагогики, психологии, иноязычного образования, возможностях второй половины дня для развития коммуникативного потенциала обучаемых, формировании иноязычных стратегий при изучении иностранного языка во время занятий и в часы самоподготовки позволил выявить ряд противоречий в репродуктивной практике овладения иностранным языком, о формировании умений и навыков, а не о комплексном развитии коммуникативного потенциала, что дает возможность в соответствии с ФГОС 3++ формировать личность, готовую «к коммуникации в устной и письменной формах на иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия». Выявленные противоречия привели к обоснованию актуальности исследования, посвященного развитию коммуникативного потенциала как на занятиях по иностранному языку, так и в часы самоподготовки.
Резюме. В заключение мы подчеркиваем, что данная статья посвящена теоретико-методологическим и психо лого-педагогическим основам развития коммуникативного потенциала у магистров в вузах МО. Теоретико-методологическими основами явились определение понятия «коммуникативный потенциал» применительно к процессу обучения магистров, принципы организации образовательного процесса по развитию коммуникативного потенциала на занятиях по иностранному языку. Нами было предложено определение понятия «коммуникативный потенциал» применительно к магистрам. Мы рассмотрели коммуникативный потенциал магистра как совокупность коммуникативных способностей, их возможность перехода из потенциального состояния в актуальное, как возможность проявления личности, способной как к базовой, так и к деловой коммуникации. Вслед за другими учеными мы склонны считать, что принципами, которые необходимо учитывать в процессе развития коммуникативного потенциала, являются: сочетания и реорганизации природных качеств человека, компенсаторный, индивидуализации, противоречивости, нравственной опосредованности, креативных вспышек, гуманизации, гуманитаризации, развивающего и личностно-ориентированного характера педагогического процесса [5], [7], [12], [13]. Коммуникативный подход на данном этапе исследования мы рассматриваем в качестве базового, необходимого для организации модели процесса развития коммуникативного потенциала магистров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барахович И. И. Коммуникативный потенциал личности: постижение смыслов [Электронный ресурс] // Письма в эмиссия. Оффлайн : научно-педагогический интернет-журнал. - 2013. - № 10. - Режим доступа : http://www.emissia.org/offline/2013/2072.htm
2. Беленкова Н. М. Реализация коммуникативного тренинга как лингводидактической технологии обучения иностранному языку в поликультурной образовательной среде современного университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02.-М., 2010.-23 с.
3. Беркимбаев К. М, Беркулатова И. У., Мейрбекова Г. П. О необходимости формирования коммуникативного потенциала будущих учителей в обучении английскому языку // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2016. - № 2. - С. 95-100.
4. Бикбаев В. М Самостоятельная работа при обучении иностранному языку в военных вузах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Гуманитарные науки. - 2016. - Вып. 2. - С. 72-74.
5. Бисенбаева Ж. Н. Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров на основе современных педагогических технологий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Алматы, 2013. - 30 с.
6. БодалевА. А. Личность и общение : избранные труды. - М. : Педагогика, 1983. - 271 с.
7. Вахрушева О. В. Методика обучения иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2012. - 222 с.
8. Гаджикурбанов Д. М. Коммуникативные способности личности : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11.-Уфа, 2011.-19 с.
9. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие. - М. : Дрофа, 2004. - 324 с.
10. Голубев Ю. В. Формирование коммуникативной компетентности у курсантов военного института // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - №4(12). - С. 46^19.
11. Добровольсков О. В. Военно-научная работа как условие развития творческой составляющей профессиональной деятельности будущих офицеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00281822_0.html.
12. Ивкина Ю. А. Развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. -Магнитогорск, 2002. -200 с.
13. Китова Е. Т. Развитие коммуникативного потенциала будущих специалистов транспорта : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Новосибирск, 2011. - 217 с.
14. Пашкова Л. Л. Концепция развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Челябинск, 2011. -43 с.
15. Москотина О. В. Особенности организации самостоятельной работы курсантов при обучении иностранному языку в военном вузе в инновационных условиях построения учебного процесса [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=22359
16. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М. : Русский язык, 1989.-276 с.
17. Присмотова О. С. Модель формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции магистрантов по направлению обучения «Фундаментальная информатика и информационные технологии» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 6. - Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=23120
18. Пушкина А. Е. Формирование коммуникативного потенциала будущих учителей иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Казань, 2003. - 183 с.
19. Фадейкина О. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих офицеров : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2001. - 183 с.
20. ФГОС (3++). Высшее образование. Магистратура [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.fgosvo.ru.
UDC [378.016:811.1]:37.041
M V. Kurochkina
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE POTENTIAL WHEN TEACHING MASTER'S DEGREE STUDENTS ENGLISH LANGUAGE AND AT SELF-TRAINING
Military Educational and Scientific Centre of Ground Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation», Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to studying the theoretical and methodological basis of the master's degree students' language training in higher educational institutions of the Ministry of Defense. The author
©KurochkinaM. V., 2018
Kurochkina, Maria Vladimirovna - Candidate of Pedologies, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Military Educational and Scientific Centre of Ground Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation», Moscow, Russia; e-mail: kirsanovamv87@mail.ru
The article was contributed on April 25, 2018
BecniHUK 'li ny iiM. K X. Xmejieect. 2018. № 3(99)
specified the concept «communicative potential». The provided retrospective analysis of the linguodidactic and psycho-pedagogical models of the educational process contributed to specifying the concept of master according to FSES 3++ and to revealing the principles to be taken into consideration in the process of the communicative potential development when at classes and during selftraining.
Keywords: communication, personal development, communicative potential, Federal State Educational Standart 3++, master's degree students, self-training, linguodidactics, psycho-pedagogical foundations, retrospective analysis.
REFERENCES
1. Barakhovich I. I. Kommunikativnyj potencial lichnosti: postizhenie smyslov [Elektronnyj resurs] //Pis'ma v emissiya. Offlajn : nauchno-pedagogicheskij internet-zhurnal. - 2013. - № 10. - Rezhim dostupa : http://www.emissia.org/offline/2013/2072.html.
2. Belenkova N. M. Realizaciya kommunikativnogo treninga kak lingvodidakticheskoj tekhnologii obu-cheniya inostrannomu yazyku v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede sovremennogo universiteta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. -M.,2010. -23 s.
3. Berkimbaev K. M, Berkulatova I. U., Mejrbekova G. P. O neobkhodimosti formirovaniya kommunikativnogo potenciala budushhikh uchitelej v obuchenii anglijskomu yazyku // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. - 2016. - № 2. - S. 95-100.
4. Bikbaev V. M. Samostoyatel'naya rabota pri obuchenii inostrannomu yazyku v voennykh vuzakh // Sovre-mennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya : Gumanitarnye nauki. - 2016. - S. 72-74.
5. Bisenbaeva Zh. N. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii u budushhikh oficerov na osnove so-vremennykhpedagogicheskikh tekhnologij : avtoref. dis. ... d-raped. nauk : 13.00.08. - Almaty, 2013. - 30 s.
6. Bodalev A. A. Lichnost' i obshhenie : izbrannye trudy. - M. : Pedagogika, 1983. - 271 s.
7. Vakhrusheva O. V. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennogo vuza v usloviyakh samoorganizacii: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. -M.,2012. -222 s.
8. Gadzhikurbanov D. M. Kommunikativnye sposobnosti lichnosti : avtoref. dis. ... kand. filos, nauk : 09.00.11.-Ufa,2011,- 19 s.
9. Gal'skova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika : uchebnoe posobie. - M. : Drofa, 2004. - 324 s.
10. Golubev Yu. V. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u kursantov voennogo instituía // Profes-sional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2013. - № 4(12). - S. 46^19.
11. Dobrovol'skov O. V. Voenno-nauchnaya rabota kak uslovie razvitiya tvorcheskoj sostavlyayushhej pro-fessional'noj deyatel'nosti budushhikh oficerov [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00281822_0.html.
12. Ivkina Yu. A. Razvitie kommunikativnogo potenciala studentov tekhnicheskogo universiteta : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Magnitogorsk, 2002. - 200 c.
13. Kitova E. T. Razvitie kommunikativnogo potenciala budushhikh specialistov transporta : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. -Novosibirsk, 2011.-217 s.
14. Lashkova L. L. Koncepciya razvitiya kommunikativnogo potenciala budushhikh pedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykhuchrezhdenij : avtoref. dis. ... d-raped. nauk : 13.00.08. - Chelyabinsk, 2011. -43 s.
15. Moskotina O. V. Osobennosti organizacii samostoyatel'noj raboty kursantov pri obuchenii inostrannomu yazyku v voennom vuze v innovacionnykh usloviyakh postroeniya uchebnogo processa [Elektronnyj resurs] // Sov-remennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 6. - Rezhim dostupa : https://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=22359
16. Passov E. I. Osnovy kommunikativnoj metodiki obucheniya inoyazychnomu obshheniyu. - M. : Russkij yazyk, 1989.-276 s.
17. Prismotova O. S. Model' formirovaniya professional'no-orientirovannoj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii magistrantov po napravleniyu obucheniya «Fundamental'naya informatika i informacionnye tekhnologii» [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 6. - Rezhim dostupa : https://science-education.ru/ru/article/view?id=23120
18. Pushkina A. E. Formirovanie kommunikativnogo potenciala budushhikh uchitelej inostrannogo yazyka : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kazan', 2003. - 183 c.
19. Fadejkina O. V. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti budushhikh oficerov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. -Ekaterinburg, 2001. - 183 s.
20. FGOS (3++). Vysshee obrazovanie. Magistratura [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : www.fgosvo.ru.