Научная статья на тему 'Специфика учебной компетенции при дистанционной форме обучения иностранным языкам в нелингвистическом вузе'

Специфика учебной компетенции при дистанционной форме обучения иностранным языкам в нелингвистическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВУЗ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EDUCATIONAL COMPETENCE / DISTANCE STUDYING / TECHNOLOGICAL INSTITUTION / TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елашкина Наталья Викторовна

Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся сути и назначения учебной компетенции как составной части иноязычной коммуникативной при обучении иностранным языкам с помощью телекоммуникационных технологий. Для определения специфики учебной компетенции, функционирующей в рамках учебной деятельности при овладении иноязычным общением, мы обратились к имеющимся подходам к её интерпретации. В результате их анализа нами уточнена сущность, роль и место учебной компетенции в структуре коммуникативной компетенции. Автор доказывает, что учебная компетенция выступает в качестве необходимого условия для становления всех видов компетенций, входящих в состав коммуникативной компетенции. В статье описаны специфика и потенциал дистанционной формы обучения иностранным языкам студентов неязыкового вуза. Представлены доказательства того, что при дистанционном обучении иностранным языкам студент сталкивается с определёнными трудностями и доказано, что учебная компетенция всегда призвана снять эти трудности и осуществить катализирующее влияние на процесс формирования основной цели обучения иностранным языкам в вузе. В ходе рассмотрения данной статьи установлен ряд важных методологических положений, определяющих роль и место учебной компетенции в контексте дистанционного обучения студентов языкового вуза иноязычному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елашкина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Importance of Educational Competence when Studying Foreign Languages at a Technical University with the Help of the Internet

The article is devoted to reviewing of the questions concerning an essence and assignment of educational competence as a component of communicative when studying foreign languages by means of telecommunication technologies. For determination of specifics of the educational competence functioning within educational activities when studying foreign communication, we addressed the available approaches to its interpretation. As a result, we specified an entity, a role and the place of educational competence in the structure of the communicative one. The author proves that educational competence appears as a necessary condition for formation of all types of the competences which are a part of communicative competence. In the article the specific features and the potential of the distance studying are described. Distance studying presents a number of difficulties and it is proved that educational competence is always designed to remove these difficulties and to realize catalyzing influences on the process of formation of a main objective of learning foreign languages in institute of higher education. The article gives the important methodological provisions defining a role and the place of educational competence of a context of distance studying foreign languages.

Текст научной работы на тему «Специфика учебной компетенции при дистанционной форме обучения иностранным языкам в нелингвистическом вузе»

http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 378(14.35)

DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-88-95

Наталья Викторовна Елашкина,

кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет (664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83), e-mail: Nat.Yelashkina@gmail.com

Специфика учебной компетенции при дистанционной форме обучения иностранным языкам в нелингвистическом вузе

Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся сути и назначения учебной компетенции как составной части иноязычной коммуникативной при обучении иностранным языкам с помощью телекоммуникационных технологий. Для определения специфики учебной компетенции, функционирующей в рамках учебной деятельности при овладении иноязычным общением, мы обратились к имеющимся подходам к её интерпретации. В результате их анализа нами уточнена сущность, роль и место учебной компетенции в структуре коммуникативной компетенции. Автор доказывает, что учебная компетенция выступает в качестве необходимого условия для становления всех видов компетенций, входящих в состав коммуникативной компетенции. В статье описаны специфика и потенциал дистанционной формы обучения иностранным языкам студентов неязыкового вуза. Представлены доказательства того, что при дистанционном обучении иностранным языкам студент сталкивается с определёнными трудностями и доказано, что учебная компетенция всегда призвана снять эти трудности и осуществить катализирующее влияние на процесс формирования основной цели обучения иностранным языкам в вузе. В ходе рассмотрения данной статьи установлен ряд важных методологических положений, определяющих роль и место учебной компетенции в контексте дистанционного обучения студентов языкового вуза иноязычному общению.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, учебная компетенция, дистанционное обучение, нелингвистический вуз, обучение иностранным языкам

Вводная часть. В настоящее время многие учёные задумываются об эффективном и быстром решении проблемы формирования у студента неязыковой профессии способности получать, осмысливать и использовать иноязычную информацию. Быть готовыми осуществлять межкультурный диалог с носителем языка по профессиональной проблематике. Как известно, для студентов неязыковых вузов характерна дифференциация уровня сформи-рованности иноязычной коммуникативной компетенции. Данная ситуация затрудняет выбор преподавателем содержания обучения и технологий обучения на том или ином этапе развития иноязычной коммуникативной компетенции у студента. В основном, содержание обучения иностранным языкам в техническом вузе предусматривает совершенствование базового уровня владения иностранным языком в сочетании с формированием у студента професси-

ональных компетенций, описанных в федеральных государственных образовательных стандартах. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нацелено на формирование такого уровня владения иностранным языком, который позволит использовать его в контексте решения инокультурных профессиональных ситуаций и для достижения коммуникативных профессиональных целей на межкультурном уровне. Кроме того, иноязычная коммуникативная компетенция позволит профессионалу достичь эффективной реализации личных и деловых контактов и поможет в дальнейшем самообразовании. Данная компетенция рассматривается через призму её внутренних составляющих. Иноязычная коммуникативная компетенция - это сложное иерархическое образование, состоящее из целого комплекса составных элементов. Учебная компетенция, по мнению многих авторов,

88

© Н. В. Елашкина, 2017

в их ряду занимает немаловажное место. Однако её роль и сущность пока определены не совершенно.

В нашей статье мы рассмотрим значимые теоретические предпосылки для установления роли и дидактического потенциала учебной компетенции, такой взгляд на проблему позволит решить задачу выявления специфики учебной компетенции в контексте дистанционного обучения иноязычному общению в неязыковом вузе.

Методология и методы исследования. Основным методом исследования стал анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования, положения личностно-деятельностного подхода, компетентностная идеология целе-полагания в области обучения иностранным языкам. В качестве методологической основы выступили работы, посвящённые исследованию учебной деятельности в системе дистанционного обучения. В основу изучения теории учебной компетенции легли работы, посвящённые способам оптимизации, активизации, интенсификации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Результаты исследования. В настоящее время наблюдается явно проявивший себя интерес к вопросам обучения иностранным языкам, и особенно в дистанционном режиме. Потенциал данной формы изучения иностранных языков мы видим в обеспечении реального процесса общения (а не псевдокоммуникации), осуществлении обильного процесса коммуникации студентов с пространственно удалёнными партнёрами. Дистанционное обучение даёт возможность разнообразия партнёров по коммуникации, происходит реализация общения с носителями языка, ослабление традиционного языкового барьера практического использования иностранного языка, обеспечение свободного, неограниченного доступа к источникам знаний о культуре страны изучаемого языка в виде электронных словарей, справочников, энциклопедий, образцов музыкальной, театральной культуры, виртуальных музеев, виртуальных экскурсий по достопримечательностям и т. д. Студент сможет найти массу информации аутентичного характера и использовать её для актуализации всех видов речевой деятельности. Высказываются опасения о том, что дистанционная форма

обучения не может быть равноправной в её сопоставлении с традиционной формой обучения в вузе, поскольку опосредованность взаимодействия преподавателя и студентов, как полагается, накладывает некие ограничения в овладении иноязычным общением. Такое не совсем положительное отношение к новой форме обучения понятно. Причина может представляться в недостаточной продуктивности самостоятельной деятельности обучающихся при дистанционном овладении иностранным языком, слабой её контролируемости со стороны преподавателя, невозможности быстрой коррекции индивидуального стиля учебной деятельности студента.

Акцентуация значимости самостоятельной деятельности обучающихся в методологии дистанционного обучения, безусловно, производится. В частности, среди принципов такого обучения выступает самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя. Значимость данного принципа, его приоритетная позиция в ряду других принципов обучения заключается в том, что основная доля активности в дистанционном учебном процессе приходится на обучающегося. Необходимо выявить особенности формирования у студентов специальной компетенции, призванной обеспечить результативность самостоятельной деятельности студентов при дистанционном обучении в неязыковом вузе.

Особую значимость формирование данной компетенции приобретает применительно к дистанционной форме организации и реализации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В этих условиях студенты должны самостоятельно овладеть всеми нюансами системы иностранного языка, всей полнотой лингвосоциокультурной картины мира, у них должны быть развиты навыки оперирования языковым, культурологически маркированным материалом, сформированы речевые умения.

Отметим, что интерес к учебной компетенции как неотъемлемой составляющей иноязычной коммуникативной вполне понятен. Происходит усиление статуса компетенции, связанной с повышением эффективности учебной деятельности обучающихся и, как следствие, результативное формирование цели обучения

иностранным языкам. Несмотря на обозначившийся в последнее время интерес к проблеме, сущность учебной компетенции не определена окончательно. Вопрос о её характере затрагивался, но лишь косвенно, эпизодически в работах, нацеленных на рассмотрение смежных с нею категорий методики обучения иноязычному общению (Н. В. Елашкина, Е. Г. Тарева). Поэтому по вопросу определения её содержательных особенностей можно обнаружить порой существенные расхождения во взглядах. В связи с этим мы изучили исследования учёных трактовки учебной компетенции с целью установления её внутреннего содержания и статуса. Резюмируя впечатления об имеющихся сведениях, мы определили основные мнения учёных.

Некоторые исследователи связывают понимание учебной компетенции с влиянием личностно-деятельностного подхода. В рамках данного подхода большое внимание уделяется личности студента как субъекта учебной деятельности и его способности к самостоятельному получению знаний. Данный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучающихся и понимании того, что для каждого студента типичен ему свойственный способ осуществления учебно-познавательной деятельности по овладению иноязычным общением.

Учебная компетенция в контексте мнений исследователей - способность обучающегося к самостоятельной/автономной деятельности по регулированию, организации и управлению учебной деятельностью. В этой связи Н. Ф. Коряковцева определяет учебную компетенцию как «способность к самостоятельному, автономному освоению языка и культуры, которая обеспечивает условия для его свободного творческого использования как образовательного медиума» [4, с. 22]. И. Д. Трофимова говорит о том, что «основным признаком этой лингводидактической категории является самостоятельность в обучении иностранному языку» [11, с. 26]. Значимо, что в её работе акцентуация идеи понятия автономии обучающегося обозначена, и учебная компетенция предполагает не только самостоятельность, но и ответственность за результаты учебного труда.

Авторы данного подхода свидетельствуют о том, что основным компонентом

данной компетенции является способность обучающегося к самостоятельному/автономному, а значит, ответственному овладению иноязычным общением. Мы согласны с установкой на то, что учебная компетенция должна рассматриваться как способность обучающегося к самостоятельной работе по овладению языком и культурой.

Следующий подход связан с формированием готовности учащихся к самообучению как основным свойством учебной компетенции. Так, А. Е. Капаева рассматривает учебную компетенцию в контексте формирования компетенции коммуникативной, когда «учащийся должен овладеть такими навыками и умениями, которые позволили бы наиболее успешное специализированное доучивание, дали возможность осуществлять самообучение иностранному языку...» [3, с. 13]. Данный подход отражает возможности расширения учебной компетенции. В неязыковом вузе данная компетенция крайне значима для студентов. Известно, что основной целью подготовки современного профессионала, способного адаптироваться в меняющихся условиях и приобретать знания и умения самостоятельно, является формирование у него профессиональной компетентности. Мы полагаем, что сформированность учебной компетенции является необходимой как для процесса целенаправленного взаимодействия преподавателя и обучающегося, так и в рамках процесса самообразования. Мы полагаем, что в рамках компетентностного подхода сформированность учебной компетенции является необходимой и для процесса целенаправленного взаимодействия преподавателя и обучающегося. В данном ракурсе рассмотрения принципиально изменяется позиция преподавателя. Исследователи (С. Ю. Позднякова, Н. И. Мокрова) сходятся во мнении, что «преподаватель перестаёт быть носителем "объективного знания", которое пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивирование обучающихся к проявлению инициативы и самостоятельности. Ему следует так организовывать учебную и самостоятельную деятельность обучающихся, чтобы каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически преподаватель должен создавать условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся

на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций» [7, с. 302].

Интересен подход, предложенный Е. Г. Та-ревой. Она характеризует сущность исследуемой компетенции и определяет её как «способность и готовность учащихся к эффективному осуществлению учебной деятельности при овладении иностранным языком как учебным предметом» [10, а 9]. Учёный доказывает, что учебная компетенция предполагает не только актуализацию самостоятельности/автономии обучающегося, она призвана рационализировать процесс овладения иноязычным общением.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что учебная компетенция связана с самостоятельным и эффективным приобретением студентом знаний. Н. В. Елашкина считает, что данная компетенция «обладает рационализирующим потенциалом для процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции и используется для оптимизации этого процесса. Учебная компетенция необходима для рационализации процесса обучения как в рамках целенаправленного обучения, так и за пределами его. Как следствие, данный лингводидактический феномен становится непременным составляющим элементом целей обучения иностранным языкам в вузе» [1, с. 27].

Её статус как конституанты коммуникативной компетенции не оспаривается сегодня никем. Включение учебной компетенции в состав коммуникативной обусловлено к тому же известной трудоёмкостью процесса научения межкультурному общению, которое одновременно выступает и как цель, и как средство этого процесса. Говоря о дистанционном обучении иностранным языкам, мы можем утверждать, что именно данная форма развития коммуникативной компетенции связана с большим количеством трудностей, которые необходимо преодолевать обучающимся. Как мы установили, именно учебная компетенция призвана максимально облегчить учебно-познавательную деятельность студентов, повысить её продуктивность.

Необходимо признать, что для овладения любым предметом необходима компетенция, которая обеспечивала бы эффективность, успешность, результативность учебной деятельности обучающихся. Эта

компетенция всегда носит общеучебный характер, и зона её рационализирующего влияния достаточно широка: она охватывает весь спектр учебных предметов, обеспечивая эффективность усвоения их содержания и рационализируя учебно-познавательную деятельность студента.

Именно учебная компетенция призвана решать проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Наша трактовка учебной компетенции не вступает в противоречие со сказанным. Именно неся на себе предметный «отпечаток», учебная компетенция вступает во взаимодействие с другими компонентами коммуникативной компетенции и образует в итоге её интегративную сущность.

Рассматривая дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе, очевидны связи и зависимости, которые устанавливаются между учебной и другими видами компетенций.

Остановимся на этих связях для определения значимости учебной компетенции, обоснования её статуса в отношениях компонентов коммуникативной компетенции.

Каждая из компетенций в лингводидак-тических работах рассматривается обычно в изолированном виде. Так, специальному исследованию подвергалась стратегическая (Т. Н. Астафурова, Л. А. Карева, Г. А. Кузнецова) и компенсаторная (М. Р. Коренева) компетенция. Имеется довольно большое количество исследований, по-свящённых проблемам формирования социокультурной, межкультурной, лингво-страноведческой, этнолингвокультурологи-ческой, лингвосоциокультурной компетенции (Н. И. Алмазова, Л. А. Борходоева, Г. А. Воробьев, Л. М. Вырыпаева, Г. Е. Елизарова, Н. Б. Ишханян, И. Л. Плужник и др.). Имеются работы, посвящённые дискурсивной компетенции (О. И. Кучеренко, Е. М. Казанцева). Следует также отметить, что наблюдается стремление некоторых авторов расширить компонентный состав коммуникативной компетенции, включив в её состав инновационные элементы: «синонимическую компетенцию» [6], «технологическую компетенцию», «конструктивную компетенцию» [8], «нарративную компетенцию» [12], «интерактивную компетенцию» [2], «информативную компетенцию» [5], «учебно-познавательную» [9].

Благодаря этим наметившимся тенденциям к настоящему времени лингво-

дидактическая теория коммуникативной компетенции, безусловно, «прирастает» дополнительными знаниями. Известно, что коммуникативная компетенция является системным образованием, характеризующимся иерархическими связями и зависимостями, которые существуют между конституирующими его элементами. Органичность этой системы полностью определяется гармонизацией взаимоотношений, существующих между составляющими её элементами-компонентами.

В нашей статье роль и значимость учебной компетенции подвергается осмыслению с позиций новой нетрадиционной -дистанционной - формы обучения иноязычному общению. Исследователи сходятся во мнении, что между лингвистической, социокультурной (социолингвистической) и компенсаторной (стратегической) компетенциями существуют паритетные отношения.

Спецификация роли именно учебной компетенции заключается именно в том, что она отличается от других видов компетенций, она ориентирована непосредственно на организацию обучающимся своей деятельности по усвоению предметного содержания: языкового материала, речевых умений, знаний и умений в области социокультурного общения, компенсаторных стратегий и умений.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что общим назначением учебной компетенции является осуществление катализирующего (рационализирующего) влияния на процесс овладения иноязычным общением, иными словами, на процесс формирования других видов компетенций, непосредственно участвующих в процессе межкультурной коммуникации. Таким образом, зависимость формирования личности, способной осуществлять межкультурное общение на иностранном языке от приобретения им учебной компетенции становится абсолютно очевидной, и эта зависимость опосредуется рационализирующим влиянием учебной компетенции на другие виды компетенций.

Из всего сказанного выше проистекает закономерный вывод о том, что все виды компетенций, конституирующих способность и готовность человека к иноязычному общению, находятся в безусловно зависимых друг от друга позициях. Однако роль учебной компетенции в их ряду несколько

иная. В лингводидактической модели ме-тапонятия «иноязычная коммуникативная компетенция» учебная компетенция выполняет системообразующую функцию. Обоснованием сказанному служит тот факт, что именно эта компетенция обеспечивает сформированность и лингвистической, и социокультурной компетенций, и компенсаторной компетенции. Таким образом, учебная компетенция выступает в роли непременного условия, обеспечивающего эффективность сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в целом. Она - основное звено данной системной сущности.

Как отмечает Н. В. Елашкина, «в лингводидактической модели дистанционного формирования иноязычной коммуникативной компетенции, которое является особенно трудоёмким, учебная компетенция выполняет системообразующую функцию» [1, с. 32]. Именно эта компетенция обеспечивает сформированность всех составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения иностранным языкам. Особенно трудоёмок процесс обучения иностранным языкам в вузе, где описание профессиональных компетенций студентов несколько иное, чем в лингвистическом. Специфика дистанционной подготовки студентов имеет особенности, которые в свою очередь не могут не вызывать трудностей у обучающегося при самостоятельной учебной деятельности по обучению иностранным языкам в неязыковом вузе. Трудностями сопровождается процесс организации именно учебной деятельности по овладению иноязычным общением. Например, сложности, связанные с запоминанием нового иноязычного материала. У студента не сформированы учебные умения рационально организовывать это запоминание. Не накоплены знания о необходимости актуализации собственного учебного опыта при овладении иноязычным общением.

Студент часто не умеет планировать и рационально распределять время и последовательность выполнения работы с активизацией нового лексического и лингво-страноведческого материала. Ему может не хватать времени на подготовку. Обучающийся в неязыковом вузе в силу своей предрасположенности к точным наукам может испытывать затруднения в умении самостоятельно определить языковые закономерности.

У студента часто возникают трудности социокультурного характера и происходит торможение функционирования коммуникативных умений. Здесь студент стремится получить оперативную помощь преподавателя посредством запросов виртуальных консультаций и т. д. Обучающиеся часто сталкиваются с трудностями коммуникативного характера. Это связано с тем, что обучающийся часто не готов правильно самостоятельно организовать и реализовать коммуникативный процесс с партнёром по общению. Данный партнёр удалён на расстояние. Студент видит эти трудности и часто не готов с ними справиться один. При иноязычной коммуникации может возникнуть недопонимание, неправильное понимание культурологически маркированных слов и выражений. Это может вызывать у обучающего неприятие и разочарование в коммуникации. У студента снижается уровень мотивации к овладению иностранным языком. Необходимо формировать умение рационального пользования иноязычным словарем. Студенту поможет умение самооценки выполняемых самостоятельно языковых и речевых действий, умение работать в парах при осуществлении иноязычных действий.

Например, при чтении возникают трудности, вызванные гипертекстовым характером текстового материала, имеющего особые параметры, а это может сопровождаться возникновением языковых, социокультурных проблем, решать которые при автономном обучении студент вынужден самостоятельно.

Относительно собственно учебной деятельности, то она также содержит значительные трудности. Это, прежде всего, трудности, вызванные специфическим характером дистанционной формы формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В частности, сложности, связанные со значительным увеличением «свободы» в выборе направления, темпа и содержания обучения, средств предоставления знаний. У обучающихся стихийно формируется нерациональный подход к самостоятельной организации учебной деятельности. Во

многих случаях формируется «авральный» режим работы, что недопустимо при овладении иноязычным общением, он влечёт за собой перегрузки. Дистанционное овладение иноязычным общением налагает на студента ответственность и обязательства, связанные с правильным умением организовать свой учебный труд, спланировать его характер, ход и результаты, спроектировать время, необходимое для выполнения учебных поручений. Все трудности всегда должны быть решены правильно, иначе студент может быть психологически не готов к обучению. Если самостоятельная учебная деятельность многих из студентов организована неправильно, то она может быть неэффективна и, как следствие, снижать мотивацию к овладению иностранным языком.

Заключение. Итак, в данной статье мы описали особенности учебной компетенции, её сущность и назначение. Отметим, что поставлен и решён вопрос, связанный с определением понятия данной компетенции. Значимо, что в статье исследован вопрос о понимании её сущности и роли в условиях дистанционного обучения иноязычному общению. Мы отмечаем, что в работе определены основные теоретические предпосылки для установления роли и дидактического потенциала учебной компетенции. Такой взгляд на проблему позволил решить задачу выявления специфики учебной компетенции в контексте дистанционного обучения иноязычному общению.

Как следствие, учебная компетенция, которая должна целенаправленно формироваться у студентов неязыкового вуза, должна нейтрализовать указанную в работе совокупность трудностей. Мы утверждаем, что для эффективности организации, построения и реализации рассматриваемой нами формы обучения принципиально значимым является сформированность у студентов учебной компетенции, которая предназначена для рационализации этого процесса. Следовательно, формирование у обучающихся учебной компетенции -одна из задач преподавателя.

Список литературы

1. Елашкина Н. В. Формирование учебной компетенции в условиях дистанционного обучения студентов иноязычному общению: начальный этап языкового вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Иркутск, 2006. 199 с.

2. Емельянова З. В. Формирование интерактивной компетенции языковой личности при обучении иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Якутск, 2000. 18 с.

3. Капаева А. Е. Методика организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка у студентов младших курсов факультетов иностранных языков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2001. 16 с.

4. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.

5. Мильруд Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения на иностранный язык // Иностранный язык в школе. 2000. № 5. С. 17-21.

6. Новосельцева Н. В. Развитие синонимической компетенции у будущих переводчиков в процессе профессиональной подготовки (на старшей ступени обучения языкового вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Елец, 2004. 19 с.

7. Позднякова С. Ю., Мокрова Н. И. К вопросу о технологии оценивания уровня сформированно-сти профессиональной компетенции преподавателя высшей школы // Вестник Иркут. гос. техн. ун-та. 2014. Вып. 2. С. 301-306.

8. Смольянникова И. А. Формирование иноязычной компетенции в социокультурном пространстве диалога (на основе использования информационных и коммуникационных технологий): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2003. 27 с.

9. Сысоев П. В., Денисова С. А., Попова А. В. Психолого-педагогические условия формирования учебно-познавательной компетенции студентов на основе информационных и коммуникационных технологий // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 12. С. 322-329.

10. Тарева Е. Г. Технология формирования учебной компетенции учащихся при овладении иностранным языком // Инновации в языковом образовании: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингводидактика. 2003. Вып. 5, № 5. С. 92-98.

11. Трофимова Л. В. Формирование самостоятельной учебной деятельности студентов языкового факультета на основе развития учебной автономии (на материале французского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2002. 16 с.

12. Федорова В. П. Формирование нарративной компетенции как способа моделирования вторичного языкового сознания (английский язык; языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2004. 27 с.

Статья поступила в редакцию 12.03.2017; принята к публикации 02.04.2017

Библиографическое описание статьи

Елашкина Н. В. Специфика учебной компетенции при дистанционной форме обучения иностранным языкам в нелингвистическом вузе // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 2. С. 88-95. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-88-95.

Natalya V. Yelashkina,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Irkutsk National Research Technical University (83 Lermontova st., Irkutsk, 664074, Russia), e-mail: Nat.Yelashkina@gmail.com

The Importance of Educational Competence when Studying Foreign Languages at a Technical University with the Help of the Internet

The article is devoted to reviewing of the questions concerning an essence and assignment of educational competence as a component of communicative when studying foreign languages by means of telecommunication technologies. For determination of specifics of the educational competence functioning within educational activities when studying foreign communication, we addressed the available approaches to its interpretation. As a result, we specified an entity, a role and the place of educational competence in the structure of the communicative one. The author proves that educational competence appears as a necessary condition for formation of all types of the competences which are a part of communicative competence. In the article the specific features and the potential of the distance studying are described. Distance studying presents a number of difficulties and it is proved that educational competence is always designed to remove these difficulties and to realize catalyzing influences on the process of formation of a main objective of learning foreign

languages in institute of higher education. The article gives the important methodological provisions defining a role and the place of educational competence of a context of distance studying foreign languages.

Keywords: communicative competence, educational competence, distance studying, technological institution, teaching foreign languages

References

1. Elashkina N. V. Formirovanie uchebnoi kompetentsii v usloviyakh distantsionnogo obucheniya stu-dentov inoyazychnomu obshcheniyu: nachal'nyi etap yazykovogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. Irkutsk, 2006. 199 s.

2. Emel'yanova Z. V. Formirovanie interaktivnoi kompetentsii yazykovoi lichnosti pri obuchenii inostran-nomu yazyku: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Yakutsk, 2000. 18 s.

3. Kapaeva A. E. Metodika organizatsii samostoyatel'noi raboty po izucheniyu inostrannogo yazyka u studentov mladshikh kursov fakul'tetov inostrannykh yazykov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. M., 2001. 16 s.

4. Koryakovtseva N.F. Sovremennaya metodika organizatsii samostoyatel'noi raboty izuchayushchikh inostrannyi yazyk. M.: ARKTI, 2002. 176 s.

5. Mil'rud R.P. Sovremennye kontseptual'nye printsipy kommunikativnogo obucheniya na inostrannyi yazyk // Inostrannyi yazyk v shkole. 2000. № 5. S. 17-21.

6. Novosel'tseva N. V. Razvitie sinonimicheskoi kompetentsii u budushchikh perevodchikov v prot-sesse professional'noi podgotovki (na starshei stupeni obucheniya yazykovogo vuza): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Elets, 2004. 19 s.

7. Pozdnyakova S. Yu., Mokrova N. I. K voprosu o tekhnologii otsenivaniya urovnya sformirovannosti professional'noi kompetentsii prepodavatelya vysshei shkoly // Vestnik Irkut. gos. tekhn. un-ta. 2014. Vyp. 2. S. 301-306.

8. Smol'yannikova I. A. Formirovanie inoyazychnoi kompetentsii v sotsiokul'turnom prostranstve dialoga (na osnove ispol'zovaniya informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. M., 2003. 27 s.

9. Sysoev P. V., Denisova S. A., Popova A. V. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya uchebno-poznavatel'noi kompetentsii studentov na osnove informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2014. № 12. S. 322-329.

10. Tareva E. G. Tekhnologiya formirovaniya uchebnoi kompetentsii uchashchikhsya pri ovladenii ino-strannym yazykom // Innovatsii v yazykovom obrazovanii: Vestnik IGLU. Ser. Lingvodidaktika. 2003. Vyp. 5, № 5. S. 92-98.

11. Trofimova L. V. Formirovanie samostoyatel'noi uchebnoi deyatel'nosti studentov yazykovogo fakul'teta na osnove razvitiya uchebnoi avtonomii (na materiale frantsuzskogo yazyka): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. Tambov, 2002. 16 s.

12. Fedorova V.P. Formirovanie narrativnoi kompetentsii kak sposoba modelirovaniya vtorichnogo yazykovogo soznaniya (angliiskii yazyk; yazykovoi vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. M., 2004. 27 s.

Received: March 12, 2017; accepted for publication April 02, 2017

Reference to the article

Yelashkina N. V. The Importance of Educational Competence when Studying Foreign Languages at a Technical University with the Help of the Internet // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, № 2. PP. 88-95. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-88-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.