ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.013.77
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
М.В. Нешумаев
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена целями современного образования, в качестве которых выступают способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта; задачами возрастного развития старших школьников, связанных с профессиональным и личностным самоопределением. В этой связи создание психолого-педагогических условий для развития автономности старшеклассников как стратегии саморегуляции учебной деятельности приобретает особую значимость. Целью статьи является описание психолого-педагогических условий развития автономности старшеклассников в учебной деятельности. Автором раскрыта сущность понятия «автономность» в учебной деятельности старшеклассников; изложены ее структурные компоненты, в качестве которых выступают профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, автономный выбор, личностные и жизненные перспективы. В соответствии с заявленными структурными компонентами автономности, установлены психолого-педагогические условия их развития на этапах предпрофильного (психодиагностическая профориентация предметных дисциплин на основе формирования метапредметных умений) и профильного обучения (интеграция учебных дисциплин и учебно-педагогического взаимодействия; организация управления учебно-профессиональной деятельностью на основе партнерского сотрудничества учителя и учеников).
Ключевые слова: автономность, старшеклассники, психолого-педагогические условия, развитие автономности в специализированных классах.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS
OF THE DEVELOPMENT OF SELF-SUFFICIENCY OF SENIOR PUPILS
M. Neshumayev
Abstract. Relevance of article is determined by the goals of modern education, which serve the ability of independent acquisition of knowledge, skills and competences, to the conscious appropriation of new social experience; with the tasks of development of age of high school students, related to professional and personal self-determination. The creation of psycho-pedagogical conditions for the development of autonomy of students is of particular importance. The purpose of this article is to describe the psycho-pedagogical conditions of development of autonomy of students in learning activities. The author revealed the essence of the concept of autonomy in the educational activities of high school students set out its structural components which serve the professional life and personal self-determination, autonomous choice, personality and life prospects. In accordance with the structural components of autonomy established psycho-pedagogical conditions of their development in the stages of pre (psychodiagnostic vocational guidance of subject disciplines through the formation of interdisciplinary skills) and specialized education (integration of academic disciplines and pedagogical interaction, organization and management of educational-professional activity of students on the basis of partnerships between teachers and students).
Keywords: Self-sufficiency, senior pupils, psychological and pedagogical conditions, self-sufficiency development in specialized classes.
Проблема создания психолого-
педагогических условий для развития автономности старшеклассников приобретает особую актуальность в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (далее ФГОС СОО (СПО), которое потребовало пересмотра целевых ориентиров в определении образовательных результатов учащихся. В соответствии с ФГОС СОО (СПО) в качестве результатов образования выступают
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, а также к освоению метапредметными и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными,
коммуникативными), обеспечивающими
способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта [9]. Автономность в учебной деятельности, понимаемая как стратегия
саморегуляции учебной деятельности, приобретает особую значимость в старшем школьном возрасте в связи с задачами возрастного развития, связанными с личностным, профессиональным и жизненным
самоопределением учащихся. Однако, вопросы создания психолого-педагогических условий поддержки и развития автономности старшеклассников в психолого-педагогических исследованиях представлены недостаточно и требуют своего дальнейшего научно-практического осмысления.
Как интегрировать психологическую и педагогическую составляющие в концентре содержания автономности личности
обучающегося? Этот вопрос составляет проблему нашего исследования. Объект исследования -учебный процесс. Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития автономности старшеклассников. Цель исследования - раскрыть психолого-педагогические условия развития автономности старшеклассников. Задачи исследования состоят в раскрытии сущности и структуры понятия «автономия»; характеристики условий развития автономности старшеклассников на примере преподавания математики в профильном медицинском классе общеобразовательной школы.
Ранее нами было обосновано, что автономность личности в контексте учебной деятельности представляет собой интеграцию трех стратегий саморегуляции учебной деятельности [6]. Одна из стратегий саморегуляции учебной деятельности связана с проявлением самостоятельности учащихся в решении задач профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте. Однако, вслед за Н.А. Киселевской, отметим, что в школе часто происходит незаметная, неосознанная подмена содержания понятия «самостоятельный ученик» на «самостоятельный в исполнении», «готовый выполнить указания педагога» [3]. Вторая стратегия саморегуляции учебной деятельности нацелена на автономный выбор. Д.А. Леонтьев, А.Х. Фам указывают, что те, кто выбирает автономный тип выбора, обладают более высоким уровнем социальной желательности, психологического благополучия, жизнестойкости, автономии и субъективного контроля [4, с.53]. Третья стратегия связана с установлением старшеклассниками личностных, профессиональных и жизненных перспектив. Позитивные жизненные перспективы
старшеклассников представляют собой сложный многоаспектный психолого-педагогический феномен, включающий в себя как собственную
активность личности, так и результат педагогического воздействия на деятельность учащихся [2, с.38]. Эти же стратегии отражаются во ФГОС СОО (СПО) [9]. Отечественный образовательный стандарт вносит в философию современного среднего образования
принципиально новое понимание подходов и оценок психолого-педагогической категории и психологической характеристики личностной автономности учащихся в их
междисциплинарном единстве: психология акцентирует внимание на ее мотивации, педагогика - на ее значении и целесообразности
[5].
Основываясь на предлагаемой нами сущности и структуры понятия «автономность», предложим следующие психолого-педагогические условия развития автономности старшеклассников на этапе предпрофильной и профильной подготовки. Согласно Л.К. Гейхман, первая задача развития автономности сводится к тому, чтобы соорганизовать собственные ресурсы обучающихся, содержание которых раскрывается в знаниях, умениях, навыках и психологических особенностях [1]. Для решения поставленной задачи требуются действия, необходимые для продуктивного и этически приемлемого выстраивания человеком своего поведения в образовательном пространстве [1]. Они связаны с элементами сравнения и оценивания достаточности / недостаточности собственных ресурсов; пониманием, зачем в определенный отрезок времени нужно то или иное знание, где и в каких формах стоит его получать, как лучше использовать; определение взаимосвязи нового знания с уже имеющимся; переструктуризации / реорганизации своих знаний; перенос опыта учебной деятельности в новые учебные ситуации и пр. Вот почему в качестве первого, но недостаточного психолого-педагогического
условия выступает диагностическая
профориентация предметных дисциплин на основе формирования метапредметных умений, например, занимательная математика на медицинском содержании, подготовка к поступлению в высшие медицинские образовательные учреждения и др. Данное условие является актуальным на этапе предпрофильной подготовки обучающихся.
Приведем пример [5]. Рассмотрев представленную модель сердца, попробуйте построить алгоритм вычисления площади его поверхности. Какой математический инструментарий необходим для этого? Оцените имеющиеся у вас знания для организации данной работы, см. рис. 1.
Рисунок 1. - Модель сердца (артерии и вены)
Эта задача может стать для обучающихся проблемной при изучении темы «Производная степенной функции» в 11 классе. Ее использование в начале урока поможет учителю эффективно выстроить этап целеполагания. Основные вопросы для обучающегося [7] связаны с тем, чему он хочет научиться: как выстроить деятельность для достижения цели; где найти нужную информацию; как использовать имеющиеся знания в новой, нестандартной ситуации и как их проверить. Решение данных задач в учебной деятельности обеспечивает развитие автономности и стратегий саморегуляции старшеклассников в образовательном процессе.
Рассмотрим вторую важную в развитии автономности старшеклассников стратегию -автономного выбора на этапе профильного обучения. Для решения поставленной задачи требуются действия, связанные как с решением стандартных учебных задач, которые учащиеся получили на этапе начального и среднего образования, так и с формированием метапредметных умений на основе сопоставления типа предлагаемых новых задач с уже сформированными навыками и методами решения задач аналогичного учебного материала. Развитие метапредметных умений происходит в последовательных режимах автономности и самостоятельности выбора и
целенаправленного осуществления ряда учебных действий, а именно: выбора метода, обоснования этого выбора, применения выбранных методов, оценки эффективности и результативности применения, критической оценки собственного решения,
комбинирования прежних методов, если это необходимо, и - итогового решения новой
учебной задачи [4]. Вот почему в качестве второго, но еще недостаточного психолого-педагогического условия, выступает организация такого учебно-педагогического взаимодействия, в котором все участники являются активными создателями
образовательного процесса как процесса их личностного развития на основе
самостоятельного выбора [1, с.43].
На этапе профильного обучения старшеклассников приоритетным становится интеграция учебных дисциплин и учебно-педагогического взаимодействия. Это обусловливает разработку новаторских учебно-методических комплексов, которые реализуют учебный стандарт ФГОС СОО (СПО) и формирование метапредметных умений и универсальных учебных действий (далее УУД) на предметных дисциплинах посредством включения интегративных учебных дисциплин естественнонаучного блока (физика, химия, биология, медицина, анатомия, физиология) с учетом возрастных и индивидуальных потребностей
старшеклассников. Нами разработана авторская методика преподавания математики (алгебры и геометрии) в 10 - 11 классах, которая отражает моделирование решения практических профессиональных задач медработника с помощью математических знаний.
Приведем пример. Пользуясь данными снимка, попробуйте охарактеризовать значение математического моделирования в прогнозировании кардиологических
заболеваний, см. рис. 2.
Решение подобных задач может быть осуществлено на основе личностных, познавательных и регулятивных УУД.
Рисунок 2. - Скриншот программы «Cardio-Simulix Expert»
Сформированные в рамках регулятивных УУД компетенции учащихся старших классов, согласно ФГОС СОО (СПО), предполагают выраженную личностную компиляцию базисных функционально-психологических характеристик мотивированности, организованности,
ответственности с рядом частных функционально-учебных умений учащихся -умений планировать, контролировать, анализировать и корректировать собственную учебную деятельность. П.1 ст. 8 ФГОС С(П)ОО определяет требования к регулятивным УУД обучающихся, делая акцент на формировании плановых и программно-стратегических умений и навыков: «умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать [5, с.70].
В качестве следующего педагогического условия выступает организация управления учебно-профессиональной деятельностью
старшеклассников в контексте развития автономности личности на основе партнерского сотрудничества учителя и учеников. В целях его реализации педагогом создаются ситуации смены ролей, требующие от учащихся овладения новыми знаниями и действиями. Средством организации такого взаимодействия является система учебных заданий, деятельностного, интерактивного характера [1, с.45].
Приведем пример. Проследить связь между современными математическими
достижениями и профессиональными открытиями в современной медицине.
После выполнения задания можно предложить ученикам проанализировать в «оценочных листах» свою работу и уровень владения материалом. В случае выявлении затруднений необходимо, чтобы учащийся умел выстроить индивидуальную корректирующую траекторию, что является одним из основных компонентов его учебной деятельности [6, с.69].
Особое внимание уделяется реализации в учебной деятельности старшеклассников партнерского сотрудничества между учителем и
учениками. Согласно проведенным нами эмпирическим исследованиям, в представлениях десятиклассников выделяется четыре типа идеального учителя математики. При этом одна естественная категория «объясняющий» является словом-изолятом, поэтому наша интерпретация этого типа учителя основана на определении из толкового словаря: «поясняющий, растолковывающий, делающий ясным и понятным, осмысляющий для самого себя» [8, с.441]. Второй тип идеального учителя математики обозначен естественной категорией «понимающий», согласно толковому словарю это слово обозначает «выражающий понимание чего-нибудь, уяснение для себя происходящего, сказанного». При этом в плеяде от слова «понимающий» отталкивается слово
«доходчивый» и приобретает тем самым обратное значение, когда учитель понимает, но не может доходчиво представить учебный материал (понимающий личность учеников, но это не значит, что он доходчивый в математике) [8, с.561]. Полученные данные позволили определить тип учителя и уровень автономности каждого обучающегося как условие развития автономности старшеклассников в учебной деятельности.
Таким образом, обобщая вышесказанное, выделим основные психолого-педагогические условия формирования автономности старшеклассников в учебной деятельности. На этапе предпрофильной подготовки первым условием выступает психодиагностическая профориентация предметных дисциплин на основе формирования метапредметных умений; на этапе профильного обучения вторым условием выступает интеграция учебных дисциплин и учебно-педагогического взаимодействия; организация управления учебно-профессиональной деятельностью
старшеклассников в контексте развития автономности личности на основе партнерского сотрудничества учителя и учеников является третьим психолого-педагогическим условием.
Литература:
1. Гехман Л.К., Фомичева Н.В. Развитие автономности личности в контексте лингвообразования / Л.К. Гехман, Н.В. Фомичева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика, 2016. - № 2. - С. 42-48.
2. Ефремова А.В. Позитивные жизненные перспективы старшеклассников как психолого-педагогический феномен / А.В. Ефремова // Актуальные аспекты современной науки. - Вып. № 3(1). - 2013. - С. 32-39.
3. Киселевская Н.А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуз: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Киселевская Нина Алексеевна. -Иркутск, 2005.
4. Леонтьев Д.А., Фам А.Х. Как мы выбираем: структуры переживания собственного выбора и их связь с характеристиками личности / Д.А. Леонтьев, А.Х. Фам // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - Вып. № 1. -2011. - С. 39-53.
5. Нешумаев М.В. Интерпретация автономности личности старшеклассников через формирование их личностных и познавательных
УУД на уроках математики / М.В. Нешумаев // Певзнеровские чтения: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. -2016. - № 1. - С. 54-61.
6. Нешумаев М.В. Личностные компоненты содержания понятия «Автономность как стратегия саморегуляции учебной деятельности» / М.В. Нешумаев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2016. - № 7. - С. 73-79.
7. Сырцова Е.Л. Развитие автономности личности в образовании: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Е.Л. Сырцова // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3. - С. 90-93. - Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/artideMew?id=2753
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (С-Я) / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1992.
9. ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. - Режим доступа: http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/0-26
Сведения об авторе:
Нешумаев Михаил Викторович (г. Комсомольск-на-Амуре, Россия), аспирант, Амурский гуманитарно-педагогический университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
M. Neshumayev (Komsomolsk-on-Amur, Russia), graduate student, Amur Humanitarian-Pedagogical University, e-mail: [email protected]