Список литературы
1. Алиева А.Э. Роль аутентичных текстов в обучении чтению // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 62-63. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientifictext.ru/images/PDF/2017/DNO-4-17/rol-autentichnykh.pdf/ (дата обращения: 18.10.2018).
2. Милорадов С. А. Некоторые проблемы обучения английскому языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. № 4 (апрель). С. 9195. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14097.htm/ (жата обращения 18.10.2018).
3. Тоё]1уеу Б. Uzluksiz ta'lim tizimida chet ШШ o'qitishning maqsadlari. // Ма1ака oshirish ^т! uzviy1igini takomi11ashtirishda axborot xizmati: тиатто уа yechim1ari. Respub1ika i1miy-ama1iy konferensiya materia11ari. Toshkent, 2016. В. 247-249 (на узб.).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Казначеева О.Н.
Казначеева Оксана Николаевна - магистрант, индустриально-педагогический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курский государственный университет, г. Курск
Аннотация: проектирование карьеры представляет собой прогноз профессиональной деятельности, который включает в себя разработку действий по достижению целей в рамках профессионального роста. При реализации программ профессионального обучения должны быть созданы психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно реализовать проект профессиональной карьеры обучающегося.
Ключевые слова: профессиональное обучение, проектирование карьеры, психолого-педагогические условия.
В современной России профессиональное обучение играет большую роль в подготовке кадров среднего и высшего уровней квалификации, в соответствии с тем, что обучающиеся могут приобрести профессиональные компетенции без изменения уровня образования и не в зависимости от возраста [3].
Программы профессионального обучения включают в себя разработку проектов профессиональной карьеры. Проектирование карьеры - это прогнозирование профессиональной деятельности, разработка действий по достижению целей в рамках профессионального роста.
В соответствии с тем, что степень полезности проектирования карьеры достаточно высока и для сотрудника и для организации, образовательные учреждения предлагают возможность освоить различные программы профессионального обучения. Проектирование карьеры в учебных заведениях, предоставляющих среднее профессиональное образование, должно осуществляться в определенных психолого -педагогических условиях. С целью выявления возможных особенностей психолого-педагогических условий было проведено психолого-педагогические исследование на основе программы
повышения квалификации СПО 100116 Парикмахерское искусство, которая реализуется в ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» и ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна».
К проведению исследования были привлечены 40 респондентов в возрасте от 20 до 30 лет. Выборка формировалась путем подбора респондентов через сеть «Интернет». Возрастная группа исследуемых является наиболее подходящей для решения цели психолого -педагогического исследования, так как исследование включает в себя опросники и тестирование, требующие особого внимания и заинтересованности.
С целью определения ведущих целей карьерного роста респондентов была использована методика диагностики ценностных ориентаций в карьере Э. Шейна «Якоря карьеры». Результаты проведенного опроса показывают, что у 60% респондентов выражена карьерная ориентация «предпринимательство». Это говорит о том, что у обучающихся есть стремление к предпринимательской деятельности, есть желание создать «собственное дело». Необходимо указать на то, что у 63% респондентов выраженной карьерной ориентацией является «автономия». Автономия иными словами это независимость в действиях, направленных на реализацию профессиональных качеств. Профессиональная компетентность важным компонентом профессиональной деятельности является для 35% опрошенных обучающихся исследуемых респондентов. Высококвалифицированный специалист, который предоставляет услугу в области парикмахерского дела, всегда будет востребован на рынке труда в условиях безработицы [2, с. 67].
Для определения особенностей характера группы обучающихся по программе повышения квалификации и личностные качества, которые необходимы для проектирования карьеры, был проведен «16-факторный личностный опросник» формы А [1, с. 156].
Проведенное исследование личностных качеств и особенностей характера обучающихся показывает, что группа, характеризуется сдержанностью в непосредственных межличностных контактах, активностью, экспрессивностью. Коммуникативные свойства группы обучающихся проявляются независимостью характера большинства, настороженностью в отношениях к людям. Эмоциональная среда группы обучающихся представляет собой стабильность и высокий контроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость, определенное. Наибольшему количеству обучающихся характерен художественный тип личности. Интеллектуальная сторона группы опрошенных отличается самостоятельностью и оригинальностью в решении интеллектуальных задач.
Следующий опрос направлен на выявление аспектов реализации карьеры исследуемых обучающихся. Респондентам был предложен опросник А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер «Мотивация к карьере» [2, с. 74].
Опрос показал, что 65% респондентов имеют высокий уровень развития карьерной интуиции. Такие работники умело модифицируют свои карьерные цели и активно действуют в достижении этих целей. Что же касается следующего аспекта мотивации к карьере «карьерная причастность», то средний уровень развития данного аскета наблюдается у 55% респондентов. Большинство опрошенных специалистов готовы максимально работать в организации, при этом отдавая предпочтение личным целям. С одной стороны они могут сделать процветающей организацию, в которой осуществляют свою деятельность, но не в ущерб личному времени и интересам.
Эмпирическое исследование, показало, что на формирование карьеры и на дальнейшее ее успешное развитие влияют: личные качества, карьерные ориентации, мотивация к карьере. Проектирование карьеры возможно в направлении создания собственного дела и формирования правового статуса в качестве индивидуального предпринимателя. На основании полученных результатов для исследуемых групп
обучающихся возможно создание психолого-педагогических условий с учетом личностных, карьерных и мотивационных особенностей.
Список литературы
1. Акимова М.К. Психодиагностика. Теория и практика: учебное пособие / М.К. Акимова. М.: Издательство Юрайт, 2014. 631 с.
2. Лачугина Ю.Н. Карьера сотрудника в организации: методические указания / Ю.Н. Лачугина. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 74 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2018).