педагогические науки
Лесникова Светлана Леонидовна, Леухова Мария Геннадьевна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ...
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: АСПЕКТ ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ
© 2018
Лесникова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент Леухова Мария Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент
Кемеровский государственный университет (650000, Россия, Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail:leukhova@kemsu.ru)
Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования профессионального самоопределения молодежи в современных социально-экономических условиях. Успешная профессиональная карьера во много предопределена сформированностью профессионального самоопределения и его результатом - профессиональной идентичностью. Профессиональное самоопределение студентов в условиях высшего образования рассматривается как процесс и как результат профессионального выбора, при этом под результатом понимается готовность к осознанию данного акта, а под процессом - поэтапное формирование этой готовности. Ситуация на рынке труда осложняет профессиональный выбор, в связи с чем, для профессионального развития и реализации своих профессиональных планов и намерений следует проектировать свой путь в профессии и профессиональную карьеру, и при этом соотносить себя с образом Я-специалист. Представлены результаты изучения отношения студентов к карьере, которые сложно охарактеризовать однозначно. Выявлена установка студентов на увеличение зарплаты, улучшение статуса и получение интересной работы. Большинство опрошенных студентов признались, что их жизненные планы могут меняться под воздействием социально-экономических изменений в обществе и для подавляющего большинства студентов имеет значение, поднимутся они по карьерной лестнице или нет. Определена склонность к моделированию карьеры, студенты осознают, что для продвижения по службе им следует заниматься планированием и саморазвитием. Обладание респондентами компетенциями для работы по выбранной специальности, хорошее к ней отношение также являются предпосылками более успешного планирования карьеры. Предложены направления деятельности по формированию профессионального самоопределения студентов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, формирование, профессиональная идентичность, студенты, профессиональная карьера, отношение.
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVERSITY STUDENTS AS THE CONDITION OF PROFESSIONAL IDENTITY: THE ASPECT OF ATTITUDE TO THE PROFESSIONAL CAREER
© 2018
Lesnikova Svetlana Leonidovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor Leukhova Maria Gennadievna, PhD in History, Associate Professor Kemerovo State University (650000, Russia, Kemerovo, Krasnay Street, 6, e-mail: lesnikova_cl@mail.ru)
Abstract. The article actualizes the problem of formation of youth professional self-determination in modern social and economic conditions. A successful professional career is largely predetermined by the formation of professional self-determination and its result - professional identity. Professional self-determination of students in higher education is viewed as a process and as a result of professional choice, while the result is understood as readiness to realize this act, and the process is understood as the gradual formation of this readiness. The situation in the labour market complicates the professional choice, and therefore, for professional development and implementation of the professional plans and intentions, one should design the way into the profession and professional career, and at the same time relate oneself to the image of the I-specialist. The article presents the results of studying the students' attitude towards a career that are difficult to characterize unequivocally. The students' ambitions to increase wages, improve the status, and receive interesting work are revealed. The majority of the interviewed students admit that their life plans can be changed under the influence of socio-economic changes in the society; and for the overwhelming majority of students it matters whether they progress up the career ladder or not. The inclination to career modeling is defined; students realize that they need to be engaged in planning and self-development for their promotion. The possession of competencies in the chosen job, good attitude to it are also prerequisites for more successful career planning. The activities for the formation of students' professional self-determination are proposed.
Keywords: professional self-determination, formation, professional identity, students, professional career, attitude.
Современная социально-экономическая ситуация в нашем обществе свидетельствует о ликвидации жизненной предопределенности, что влечет необходимость формирования мобильного и «гибкого» профессионального самоопределения молодежи. Сегодняшний выпускник образовательного учреждения должен быть готов к неоднократной смене профиля деятельности, и при этом он должен достаточно быстро к ней адаптироваться.
Являясь составной частью жизненного самоопределения, профессиональное самоопределение выражает отношение личности к профессиональной среде и способ её самореализации. По большому счету, это сложный путь развития и согласования личностных и профессиональных потребностей, который затрагивает длительный трудоспособный жизненный период.
Проблема профессионального самоопределения представлена в исследованиях Е.И. Головахи, Н.Э. Касаткиной, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.С. Пряж-никова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистякой и др.
Е.А. Климов отмечает, что профессиональное самоопределение является важным проявлением психиче-
ского развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов [1]. Он выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический (перестройка сознания и самосознания) и практический (реальные изменения социального статуса человека).
Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии и продолжается практически весь трудоспособный период жизни, так как человеку периодически приходится решать проблему профессионального выбора (профессиональное обучение, выбор варианта повышения квалификации, профессиональная переподготовка, смена места работы и пр.) - во многом это определяется ситуацией на рынке труда.
Профессиональное самоопределение студентов в условиях высшего образования мы рассматриваем и как процесс и как результат профессионального выбора, при этом под результатом мы понимаем готовность к осознанию данного акта, а под процессом - поэтапное формирование этой готовности [2]. Обучающимся необходимо самостоятельно выбирать сферу профессиональ-
Lesnikova Svetlana Leonidovna, Leukhova Maria Gennadievna pedagogical
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVERSITY ... sciences
ной деятельности, учитывая не только и не столько свои интересы, сколько потребности общества и рынка труда, требования работодателей.
Студенты становятся авторами проекта своего профессионального развития. Выбирая профессиональный путь, они соотносят себя с образом Я-специалист и воспринимают образ-Я как специалиста. В связи с чем, проявляются непрерывность и динамичность данного процесса.
Профессиональное самоопределении тесно связано с профессиональной идентичностью [3-12]. Следует заметить, несмотря на растущий интерес к проблематике профессионального самоопределения и профессиональной идентичности, сложно однозначно представить эту связь и рассмотреть роль каждого из этих феноменов в профессиональном становлении и профессиональном развитии. Во многом это объясняется разнообразными теоретико-методологическими подходами к рассмотрению дефиниций.
Л.Б. Шнейдер рассматривает профессиональную идентичность как «...результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с «Делом» и «Другими», проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях «Я»» [13, с. 49].
По мнению Ю.П. Поваренкова, профессиональная идентичность - это явление системное, динамичное, тесно связанное с другими элементами профессионального развития человека: профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной деформацией [14].
Н.Л. Иванова отмечает, что профессиональная идентичность - это интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития. Профессиональная направленность и самосознание (идентичность) являются важнейшими показателями профессионального развития [15; 16].
В аспекте рассмотрения проблемы профессиональной идентичности как результата профессионального самоопределения определенный интерес для нас представляло исследование отношения студентов к профессиональной карьере.
Цель исследования: изучение отношения студентов к профессиональной карьере.
В анкетировании участвовали 600 человек, в частности, 52 % - это студенты 1-го и 2-го курсов, 48 % - студенты 3-го и 4-го курсов Кемеровского государственного университета. Среди респондентов 72 % девушек и 28 % юношей.
Метод сбора информации: групповой анкетный опрос. Метод обработки информации: пакет программ IBM - SPSS Statistics Base.
Представляем результаты изучения отношения студентов к профессиональной карьере.
Анализ представлений о своей профессии позволил выявить восприятие студентами будущей профессии, прежде всего, как источника средств существования. Так считает 36 % респондентов. Еще два варианта трактовки - «комбинации видов деятельности людей, предоставляющие им предпосылки материального обеспечения и активного включения в структуры общественной жизни» и «комбинации видов деятельности людей, создающие предпосылки удовлетворения потребностей, са-254
мосохранения и самовыражения» получили в опросе по 21 % голосов.
Выбор профессии основная часть респондентов (83 %) осуществляла самостоятельно. Оценка осознанности данного выбора показала, что чуть менее половины студентов точно знала, на какое направление подготовки поступать (45 %), остальные к моменту поступления в вуз, в лучшем случае, определились только с профилем будущей профессиональной деятельности (33 %).
Будущая специальность представляется студентам, в основном, не очень определенно (четкое представление - только у 43 % опрошенных), но это не помешало большинству опрошенных (81 %) отмечать у себя в определенной степени наличие набора компетенций для работы по профилю подготовки (твердо уверены в их присутствии 21 %), а также считать свою специальность перспективной в плане возможности карьерного роста (75 %) и востребованной на рынке труда (75 %). При этом к окончанию обучения в вузе студентов, которые четко ориентируются в своей специальности, становится больше - 45 %.
Профессиональные ожидания респондентов связаны, прежде всего, с интересным содержанием работы по специальности (55 %) и хорошим заработком (45 %). В том, что после окончания вуза будут работать в соответствии с полученным дипломом, уверены 61 % опрошенных, у остальных позиция в основном неопределенная, но выбранным профилем подготовки большинство студентов в некоторой степени удовлетворены (83 %).
В процессе исследования выявлено, что примерно каждый третий студент совмещает учебу с работой или находится в поиске работы. Самая распространенная причина отрыва от учебы - материальные сложности (50 %). Имеет значение и стремление определиться с трудоустройством после окончания учебы (41 %), приобретение опыта трудовых отношений в целом (20 %) и по профилю подготовки (35 %).
После окончания КемГУ студенты планируют реализовать различные способы трудоустройства, основными среди которых являются помощь родственников, друзей, знакомых (53 %) и преподавателей КемГУ (51 %), а также посредством рассылки резюме (39 %). В целом, при выборе работодателя студенты в первую очередь будут ориентироваться на «размер зарплаты» (значимость этого фактора оценена на 4,65 балла), «наличие премий и бонусов по результатам работы» (4,46 балла), «возможность быстрого роста зарплаты» (4,39 балла). Оценка карьерных факторов зависит от особенностей самой карьеры: «необходимость наличия четкой карьерной лестницы» получило более четырех баллов - 4,21, что поставило её на шестую строку в перечне из двадцати двух факторов, а «горизонтального роста» - всего 3,65 балла (семнадцатая строка).
На момент проведения анкетирования большинство студентов (63 %) не имели гарантию трудоустройства, что, видимо, и определило позитивное отношение большинства респондентов (62 %) к директивному распределению выпускников вузов. С одной стороны, это можно расценивать, как отсутствие у основной части опрошенных стремления самим выстраивать карьерную линию, но, с другой стороны - готовность работать по профилю подготовки при условии содействия трудоустройству.
Для профессионального самоопределения важно, чтобы молодой человек был готов к самостоятельному и осознанному планированию, корректированию и реализации личностного и профессионального развития.
Подавляющее большинство студентов (90 %) с разной степенью уверенности признают значимость разработки стратегии достижения целей. Ставят их перед собой практически все респонденты, но с разной частотой. Постоянным этот процесс является у 53 % опрошенных. Поставленные цели, как правило, имеют обозначенные сроки («всегда» - 32 % опрошенных, «иногда» - 54 %).
С тем, что следует рационально планировать свою Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Лесникова Светлана Леонидовна, Леухова Мария Геннадьевна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ...
жизнь согласно большинство опрошенных (90 %), но есть и полярные точки зрения. Основная часть респондентов смогла вполне определенно поделиться своими планами на ближайшие пять, десять и более лет, и эти планы, конечно же, существенно зависят от курса обучения. Таблица 1 содержит результаты сравнительного анализа, показывающего, у какого курса тот или иной пункт плана получил наибольшее количество голосов.
Таблица 1 - Данные сравнительного анализа планов студентов на будущее в зависимости от курса обучения
Планы Курс обучения, на котором соответствующие планы (% от числа ответивших на даююл паиоолее распространены курсе)
На ближайшие 5 лет От 5 до 10 лет Свыше 10 лет
—пр одолжить получить второе высшее. 3-4 курсы (69) 1-2 курсы (31) 1-2 курсы (11)
- основать свое дело 3-4 курсы (12) - 1-2 курсы (33)
-работать по специально сти в коммерческих структурах 1-2 курсы (14) 1—2 курсы (36)
специально ста в госструктурах 1-2 курсы (32)
—раоотать не по специально ста в коммерческих структурах 3-4 курсы (26)
специальностив госструктурах
—по стр оить карьер V 3-4 курсы (47) 1—2 курсы (42) 1—2 курсы (32)
—уехатьза границу учиться 3-4 курсы (52) 1—2 курсы (56) -
—уехатьза границу - 1-2 курсы (36)
—посвятить сеся дому, 3-4 курсы (29) 1-2 курсы (39) 1-2 курсы (39)
-завести детей (ребенка) 3-4 курсы (34) курсы (47) 1-2 курсы (27)
- заняться научно-ис сл ед о ва т ельской работой 1-2 курсы (25) 1—2 курсы (24)
- остатьсяраоотать в организации, где подрабатываю 1-2 курсы (7)
-нет планов - -
—затрудняюсь ответить - -
В таблице 2 представлена в порядке убывания значимости (до 20 %) структура планов студентов на будущее.
Таблица 2 - Планы студентов на будущее (в порядке убывания значимости) в зависимости от курса обучения, (% от числа ответивших на каждом курсе)
Курс
на ближайшие 5 лет
1—2 курсы
образование (62): работа по специально став коммерческих структур ах (3 9) и государственных структур ах (35); карьера (34); НИР (25)
образование (69); карьера (45); работа по специальностив коммерческих структурах (39), в государственных структурах (34); дети (34); дом, семья (28); работа не по специально став коммерческих структурах(26); НИР (20); работа не по специально ста в государственных структурах (19)
Планы студентов от 5 до 10 лет
дети (47); карьера (42); семья (40); свое дело (37); работа по специально ста в коммерческих структур ах (36); работа по специальностив государственных структур ах (32); образование (30); работа за границей(19) дети (42); карьера (39); своё дело 39); дом, семья (30); работа по специально сти в коммерческих структурах (23); по специально стн в го сударственных структур ах (20)
свыше 10 лет
дом, семья (40); своё дело(38); работа за границей(36); карьера (32); дети (27); наука (20)
своё дело (31); дом, семья (30); работа за границей(26); карьера, наука (по 24)
Таким образом, данные таблиц 1 и 2 позволяют нам утверждать, что жизненные планы студентов в различных подвыборках имеют свои особенности. В среднем у каждого студента в плане на ближайшую пятилетку по 3,3 пункта, на 5-10 лет - по 3,1, свыше 10 лет - по 2,5 пункта, т. е. наиболее насыщены планами промежутки до 5 лет и от 5 до 10 лет, что свидетельствует об ограниченности жизненных планов во времени. Большинство опрошенных студентов (62 %) признались, что их жизненные планы могут меняться под воздействием социально-экономических изменений в обществе.
Необходимость планирования своей профессиональной карьеры, так или иначе, осознают большинство студентов (89 %), но сами занимаются этим далеко не все (55 %). Основная часть респондентов уверены, что возможность карьерного продвижения зависит, прежде
всего, от самой личности, а именно от профессиональной компетентности (её отметили 63 % опрошенных) и личностных качеств (54 %). В связи с этим, для продвижения по карьерной лестнице в первую очередь они готовы периодически повышать уровень квалификации - 71 %, много, упорно работать - 58 %, быть активными и предприимчивыми - 54 %), получить второе высшее образование - 49 %. Есть и те, кто для этих целей собирается «налаживать хорошие отношения с начальством» (41 %) и даже «нарушить закон» (5 %).
Половая принадлежность не оказывает заметного влияния на продвижение по карьерной лестнице - это наиболее распространенное мнение среди респондентов (48 %), но среди остальной части опрошенных преобладает мнение, что мужчинам достигать карьерных вершин проще (38 %). Главная цель построения карьеры - это «возможность большего заработка» (78 %). По мнению респондентов, успешная карьера обеспечивает «статус» (39 %), «стабильность» (37 %), «дает власть» (36 %). Меньшая доля респондентов рассматривают результаты карьерных устремлений людей как «расширение горизонтов», «профессиональный рост» (по 30 %), «желание доказать себе, что можешь больше» (по 23 %). В целом, для социального продвижения, прежде всего, в настоящее время необходимы «протекция, связи» (так считают 56 % опрошенных), «деньги» и «предприимчивость» (по 41 %), «умение общаться с людьми» (40 %), «хорошее образование» (34 %).
Определение жизненных ценностей респондентов показало, что «карьера» занимает седьмое место (она значима для 31 % опрошенных) в перечне из двенадцати пунктов. Более приоритетными являются «семья» (70 %), «домашний очаг» (61 %), «интересная работа» (58 %), «материальное благополучие» (57 %), «общение с друзьями» (37 %) и «хорошее здоровье» (31 %). Но, в целом, для подавляющего большинства студентов (87 %) имеет значение, поднимутся они по карьерной лестнице или нет.
Таким образом, отношение студентов к карьере нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны прослеживается установка не на карьерный рост как таковой, не на собственно профессиональную карьеру (так как предпочтения по функциональной нагрузке выражены слабо, нет явного стремления к усложнению задач), а на увеличение зарплаты, улучшение статуса, получение интересной работы (что, впрочем, является уже довольно естественным для новых поколений, ориентирующихся на ценности рыночной экономики). Но, с другой стороны, есть основания предполагать, что имеется склонность к моделированию карьеры, прослеживается довольно «правильный» путь развития - студенты осознают, что для продвижения по службе им следует заниматься планированием и саморазвитием. Так как принцип «образование на всю жизнь» остался в прошлом, необходимо ставить перед собой конкретные цели, обозначать сроки их достижения. Обладание респондентами компетенциями для работы по выбранной специальности, хорошее к ней отношение также являются предпосылками более успешного планирования карьеры.
Полученные результаты позволяют нам выделить несколько направлений деятельности по формированию профессионального самоопределения, в том числе:
- реализация на этапах профессионального самоопределения системы профориентационных мероприятий, позволяющих абитуриентам, студентам и выпускникам идентифицировать себя в мире профессий;
- психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения студентов (диагностика профессионально важных качеств личности, профессиональное консультирование, определение уровня социально-психологической адаптации, содействие в трудоустройстве и развитии профессиональной карьеры и др.);_
Lesnikova Svetlana Leonidovna, Leukhova Maria Gennadievna PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVERSITY ..
pedagogical sciences
- разработка и реализация образовательных программ профессионального обучения и программ дополнительного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.
2. Лесникова С.Л. Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2000. 23 с.
3. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 99-102.
4. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 100-102.
5. Валитова Е.Ю. Система педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов в образовательном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016.№ 3 (26). С. 9-15.
6. Платонова Р.И., Антонова В.Н. Педагогическая поддержка учащихся в профессиональном самоопределении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 25-29.
7. Карпова О.Л., Найн А.Я. Развитие профессионального самоопределения студента на основе смысло-образовательной деятельности // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 230-233.
8. Остапенко И.А. Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 132-135.
9. Абайханова Д.Е. Профессиональная идентичность как междисциплинарный феномен // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 4 (19). С. 9-11.
10. Карымова О.С. Особенности профессиональной идентичности будущих психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 248-251.
11. Аверкин М.Г. Экономические предпосылки формирования социальной идентичности в современном обществе // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 129-137.
12. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 118-120.
13. Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностика. М.: Московский психолого-социальный институт,
2007. - 128 с.
14. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.
15. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: Монография. М.-Ярославль: Изд-во: МАПН -«Аверс-Плюс», 2007. 204 с.
16. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях // Вопросы психологии.
2008. № 1. С. 89-101.
Статья поступила в редакцию 01.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
256
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)