устремленность юных баскетболисток на спортивный результат. Дать понять спортсменкам, что именно результат их деятельности является тем «локомотивом», который увлекает за собой остальные мотивы и обеспечивает дальнейшее продвижение по лестнице спортивной карьеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : хрестоматия / И.П. Волков. - СПб. : Питер, 2002. - 380 с. - (Хрестоматия по психологии).
- ІБВМ 5-318-00591-8.
2. Волков, И. П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов : хрестоматия / И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М. : Советский спорт, 2005. - 286 с. - ШВМ 5-9718-0073-6.
3. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков.
- Киев : Олимпийская литература, 2002. - 132 с.
4. Игнатьева, В.Я. Гандбол : учебник для вузов физ. культуры / В.Я. Игнатьева, Ю.М. Портнов. - М. : Физкультура, образование и наука, 1996. - 314 с. : ил. - КВМ 589022-037-3.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 508 с. : ил. - (Мастера психологии). - ШВМ 5-272-00028-5.
6. Латышкевич, Л. А. Гандбол : учеб. пособие для студ. ин-тов физ. культуры / Л. А. Латышкевич, И.Е. Турчин, Л. Р. Маневич ; под общ. ред. Л.А. Латышкевича. - Киев : Выща школа, 1987. - 199 с.
7. Малкин, В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте / В.Р. Малкин. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 132 с.
8. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу ; пер. с англ. А.М. Татлыба-евой. - СПб. : Евразия, 2009. - 479 с. - ІБВМ 5-80710016-6.
9. Психологические основы педагогической деятельности : материалы 30-й науч. конф. (СПб., 4 февраля 2004 г.). [Вып. 7] / под ред. А. Н. Николаева ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 62 с. - ШВМ 5-7065-0469-5.
10. Тарас, А.Е. Психология спорта : хрестоматия / А.Е. Тарас. - М. : АСТ, 2007. -
131 с.
11. Таймазов, В. А. Психофизиологическое состояние спортсмена : методы оценки и коррекции / В. А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб. : Олимп СПб., 2004. - 399 с. : ил.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
Андрей Викторович Малышко, соискатель,
Олег Александрович Федоренко, соискатель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для повышения эффективности процесса физической подготовки женщин-военнослужащих, обучающихся в вузах Министерства Обороны РФ. К числу основных из них авторы относят: нацеленность процесса физической подготовки на эффективное решение служебно-боевых задач после окончания вуза; структурирование содержания физической подготовки в интересах обеспечения высокого уровня работоспособности с учетом особенностей
женского организма; моделирование на занятиях по физической подготовке элементов, требующих проявления профессионально значимых качеств; использование на занятиях по физической подготовке средств, направленных на преимущественное развитие выносливости, гибкости и ловкости; создание обстановки на занятиях, требующей высокого уровня самоконтроля над собственными двигательными навыками; использование методических приемов на занятиях, направленных на подавление неуверенности при формировании новых военно-прикладных двигательных навыков; включение в программу по физической подготовке наряду с военно-прикладными упражнениями, средств аэробики, стрейчинга, пилатеса, аквааэробики и др.; учет индивидуальных возможностей и психолого-педагогических особенностей военнослужащих-женщин в процессе служебноприкладной физической подготовки. В ходе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выше перечисленных условий в процессе физической подготовки воен-нослужащих-женщин.
Ключевые слова: физическая подготовка; военнослужащие-женщины; психолого-
педагогические условия; моделирование; вузы Министерства обороны РФ.
PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF PROCESS OF PHYSICAL PREPARATION OF THE WOMEN TRAINED IN HIGHER SCHOOLS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Andrey Viktorovich Malyshko, the competitor,
Oleg Aleksandrovich Fedorenko, the competitor,
Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches on a substantiation of the psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of process of physical preparation of the women trained in higher schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The authors put the following as basic: aiming of the process of physical preparation at the effective solution of professional fighting tasks after graduating from the higher school; structurization of the content of physical preparation for the interests of high level of working capacity provision taking into account the features of female organism; modeling the elements requiring display of professionally significant qualities during the physical preparation lessons; application of the means directed at primary development of endurance, flexibility and dexterity during the physical preparation lessons; creation of the conditions requiring the high level of self-control over own loco motor skills; use of methodical approaches during the lessons directed at suppression of uncertainty at formation of new military-applied motor skills; inclusion in the program on physical preparation along with military-applied exercises aerobics means, stretching, pilates, aqua aerobic, etc.; allowance of individual possibilities and psychology-pedagogical features of the women serving in Armed forces of the Russian Federation in the course of applied physical preparation. The high efficiency of application of above listed conditions in the course of physical preparation of the women trained in higher schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation has been proved during the pedagogical experiment.
Keywords: physical preparation, women serving in Armed forces of the Russian Federation, psychology-pedagogical conditions, modeling, higher schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation.
Последнее десятилетие XX века для Вооруженных Сил нашей страны ознаменовались коренными изменениями, затрагивающими как их численный состав, так и структуру. Основной целью реформирования является создание в России мобильной, хорошо оснащенной армии, сформированной на смешанной контрактно-призывной основе. И одним из важных элементов этого многогранного и сложного во всех отношениях процесса является активное привлечение к военной службе лиц женского пола.
Необходимо отметить, что массовое привлечение женщин на военную службу в нашей стране имело место и ранее, но оно было связано исключительно с критическими ситуациями, когда все было направлено на решение только одной-единственной задачи -выжить и победить любой ценой в годы войны.
Однако в настоящее время ситуация кардинальным образом изменилась. По данным пресс-службы Министерства обороны РФ, в Армии и на Флоте России количество военнослужащих-женщин уже превысило 10% численности всего личного состава Вооруженных Сил, что составляет около 50% всех военнослужащих-контрактников, хотя в динамичных условиях реформирования Вооруженных Сил эти сведения, по-видимому, нельзя считать окончательными. По мнению высшего военного руководства, главная причина столь активного привлечения лиц женского пола к военной службе заключается в низком уровне укомплектованности частей и подразделений военнослужащими срочной службы.
Анализ отечественной и иностранной литературы показывает, что, несмотря на все возрастающую роль женщин в Вооруженных Силах, научные исследования, посвященные изучению характера условий военной службы, их влияние на состояние здоровья военнослужащих-женщин, проводятся преимущественно зарубежными учеными, так как в армиях большинства иностранных государств военнослужащие-женщины уже в течение многих лет проходят службу на различных должностях. В нашей же стране состояние многогранной проблемы «Женщина и Вооруженные Силы» в условиях современной военной реформы Вооруженных Сил РФ до сих пор не получило должного научного анализа и оценки [1-3]. Как следствие, до настоящего времени недостаточно или вовсе не изучены характер и условия труда военнослужащих-женщин, а также изменения в состоянии их здоровья в процессе службы. В ведомственных официальных документах (приказах, директивах и других нормативно-правовых документах Министерства обороны РФ), отсутствуют регламентация требований к условиям и характеру труда военнослу-жащих-женщин и практически не разработана система мероприятий по сохранению и укреплению их здоровья. Поэтому в принципиально новых условиях социальноэкономического преобразования нашей страны и военного строительства Армии и Флота игнорировать многогранную проблему военной службы лиц женского пола невозможно.
В настоящее время военнослужащие женского пола наряду со службой в воинских частях, проходят обучение в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Поэтому к женщинам-курсантам военно-учебных заведений предъявляются высокие требования к уровню их физической подготовленности. В то же время, как свидетельствуют результаты проведенных исследований, проблема организации их физической подготовки не являлась предметом научных изысканий. До сих пор не разработана модель физической подготовки военнослужащих-женщин, обучающихся в вузах МО РФ, не обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности этого процессе.
Для определения уровня физической подготовленности женщин-курсантов нами использовались следующие показатели: гибкость (наклон вперед из положения сидя); динамическая сила (прыжок вверх с места, прыжок в длину с места), статическая сила (сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу); ловкость (челночный бег 10*10м); аэробно-анаэробная выносливость (1000 м), быстрота (100 м), скоростно-силовые качества (поднимание туловища в сед из положения лежа за 1 минуту).
В процессе исследования выявлялись психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса физической подготовки военнослужа-щих-женщин, обучающихся в вузах МО РФ. Для этого был проведен опрос опытных специалистов по физической подготовке. Всего в опросе приняло участие 173 респондента. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Основываясь на результатах этого исследования, была разработана модель физической подготовки военнослужащих-женщин, обучающихся в вузах МО РФ, Базовые компоненты данной модели обусловлены, исходя из архитектоники любой функциональной системы и представляются нами в виде: концептуального компонента, процессуального компонента; результирующего компонента и координирующего компонента, реали-
зуемых на первом этапе профессионального обучения (адаптация к непривычным условиям воинской службы - 1 курс); на втором этапе (формирование функциональных резервов организма - 2-4 курсы); на третьем этапе (формирование заблаговременной адаптации к условиям предстоящей профессиональной деятельности - 5 курс).
Таблица 1
Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективной реализации разработанной модели физической подготовки военнослужащих-женщин, _____________________обучающихся в вузах МО РФ (п=173)______________________
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Частность (ранговый показатель, в %)
1 Нацеленность процесса физической подготовки на эффективное решение служебно-боевых задач после окончания вуза 19,7
2 Структурирование содержания физической подготовки в интересах обеспечения высокого уровня работоспособности с учетом особенностей женского организма 17,8
3 Моделирование на занятиях по физической подготовке элементов, требующих проявления профессионально значимых качеств 15,5
4 Использование на занятиях по физической подготовке средств, направленных на преимущественное развитие выносливости, гибкости и ловкости 14,1
5 Создание обстановки на занятиях, требующей высокого уровня самоконтроля над собственными двигательными навыками 10,9
6 Использование методических приемов на занятиях, направленных на подавление неуверенности при формировании новых военноприкладных двигательных навыков 9,5
7 Включение в программу по физической подготовке наряду с военноприкладными упражнениями, средств аэробики, стрейчинга, пилатеса, аквааэробики и других 7,2
8 Учет индивидуальных возможностей и психолого-педагогических особенностей военнослужащих-женщин в процессе служебноприкладной физической подготовки 5,3
Анализ современного состояния физического воспитания женщин-курсантов вузов свидетельствует о том, что содержание традиционных занятий по физической подготовке и его вариативные компоненты должны иметь такие формы и средства физической культуры, применение которых позволит получить достоверное повышение служебноприкладной физической подготовленности женщин-курсантов.
Эффективность выявленных психолого-педагогических условий проверялась в ходе педагогического эксперимента. Проведение педагогического эксперимента способствовало тому, что в относительно короткое время (за учебный год) значительно улучшилось развитие основных физических качеств: скоростных качеств женщин-курсантов
- на 5-9%, силовых возможностей - на 34,7%, скоростно-силовых - на 7,6%, выносливости - на 9%, ловкости - на 7%, гибкости - на 19,3% (табл. 2).
Таблица 2
Динамика физической подготовленности опытных групп женщин-военнослужащих
обучающихся в вузах МО РФ в ходе педагогического эксперимента
Контрольные испытания Группы п=20 х±та Прирост результата (%) р
Начало Конец
Бег на 100 м (с) ЭГ 16,7+0,2 15,2+0,2 9,0 <0,05
КГ 17,8+0,1 17,0+0,1 4,4
Бег на 1000 м (с) ЭГ 244+0,12 221+0,14 9,0 <0,05
КГ 243+0,11 238+0,15 2,4
Контрольные испытания Группы п=20 х±m Прирост результата (%) р
Начало Конец
Челночный бег 10x10 м (с) ЭГ 30,5+0,3 28,4+0,2 7,0 <0,05
КГ 30,3+0,3 29,5+0,3 2,6
Прыжок в длину с места (см) ЭГ 153,1+5,9 162,2+3,5 7,6 <0,05
КГ 150,7+3,3 152,8+3,1 3,9
Прыжок в высоту (см) ЭГ 28,6+1,1 30,4+1,2 6,3 <0,05
КГ 27,8+1,1 28,5+1,1 2,5
Динамометрия правой кисти (кг) ЭГ 25,3+1,9 30,2+1,6 18,0 <0,05
КГ 25,4+1,6 26,3+1,6 3,5
Динамометрия левой кисти (кг) ЭГ 21,1+1,6 25,0+1,1 18,4 <0,05
КГ 21,4+1,7 22,5+1,6 5,0
Поднятие туловища из положения сидя за 1 мин (кол-во раз) ЭГ 34,0+1,1 38,2+1,0 12,0 <0,05
КГ 34,3+1,6 35,1+1,1 2,3
Сгибание и разгибание рук (кол-во раз) ЭГ 18,4+1,5 24,8+1,5 34,7 <0,05
КГ 18,3+1,6 20,3+1,6 11,0
Наклон туловища из положения сидя (см) ЭГ 11,7+1,2 15,2+0,5 19,3 <0,05
КГ 12,4+1,1 14,8+0,8 4,3
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной программы физической подготовки. Практическая реализация психолого-педагогических условий в процессе физической подготовки воен-нослужащих-женщин, обучающихся в вузах МО РФ, позволила в значительной степени повысить уровень их физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вознюк, Е.П. Физическая подготовка военнослужащих-женщин иностранных армий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Вознюк Е.П. ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л., 1989. - 21 с.
2. Егоров, Е.П. Оценка психофизиологического состояния женщин, несущих дежурство в закрытых сооружениях / Е.П. Егоров, А.В. Зун, А. С. Пушкарев // Теоретические и прикладные вопросы обитаемости. - СПб., Североморск, 1996. - Ч. 1. - С. 32-45.
3. Кузнецов, С. Женщины-военнослужащие в странах НАТО // Зарубежное военное обозрение. -1990. - № 5. - С. 13-15.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.8
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИЙ НА ПОЯСА, КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ТХЭКВОНДИСТОВ 11-13 ЛЕТ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дмитрий Николаевич Маркелов, кандидат педагогических наук, преподаватель, Галина Александровна Дорофеева, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В статье рассматривается проблема оценивания готовности юных тхэквондистов к условиям соревновательной деятельности. Представлены результаты исследования влияния авторской методики аттестации на пояса как средства оценивания готовности к соревнованиям.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, готовность, юные тхэквондисты, оценка готовности, аттестация.