УДК 379.8.092
Психолого - педагогические условия формирования здорового образа жизни
современной молодежи
Г.В Ганьшина, .доцент РГУТиС, Москва В.А. Овчаренко, доцент РГУТиС, Москва
В статье представлены результаты исследования уровня знаний о здоровом образе жизни у современной молодежи, обоснованы психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи.
Ключевые слова: здоровъесберегающая среда, здоровый образ жизни, социальное воспитание, психолого - педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодежи.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.
Изучение и анализ содержания практического опыта современных российских общеобразовательных учреждений по проблеме формирования в них здоровьесберегающей среды и наличия объективных условий для представления услуг оздоровительного сервиса позволили нам сделать ряд выводов.
Под здоровьесберегающей средой понимается комплексная программа, которая базируется на соответствующей социальной инфраструктуре определенного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административноуправленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодежи в процессе образования.
Проведенное нами исследование формирования здорового образа жизни молодежи позволило констатировать, что в настоящее время процесс социального воспитания молодежи, как на федеральном, так и на региональном уровне проработан не достаточно.
В процессе исследования мы обнаружили, что на практике не выработано системного представления у молодежи и педагогов о путях реализации здоровьесберегающих технологий и активного использования существующих оздоровительных услуг, способствующих формированию здорового образа жизни;
- практически отсутствует процесс интеграции деятельности медицинских, образовательных, культурно-досуговых и правоохранительных органов по формирования
образовательной среды, создающей условия для сохранения и улучшения основных компонентов здоровья молодежи и способствующей выработке у них осмысленной, мотивированной потребности в здоровом образе жизни;
- у современной молодежи нет целостного понимания сущности здорового образа жизни;
- забота о здоровье подрастающего поколения в современной системе образования и воспитания построена без учета основных принципов здравоведения, что является малопродуктивной;
- отсутствует целенаправленная научно-организованная система подготовки специалистов, использующих здоровьесберегающую педагогику;
- имеющиеся модели учебно-воспитательного процесса в большинстве случаев не отвечают требованиям системности, последовательности и доступности, поскольку в них основной акцент делается на знания, умения и навыки, а не на самого субъекта воспитания - человека;
- не проводится мониторинг о реальном состоянии здоровья студенческой молодежи по основным компонентам здоровья и раскрытия социальных, психолого-педагогических причин его ухудшения;
- к сожалению законодательная и нормативная база в отношении охраны здоровья подрастающего поколения не обеспечивает координацию действий федеральных и местных органов, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных структур и учреждений Госсанэпидемнадзора;
- повсеместно не выделяются необходимые средства на достаточное финансирование существующих программ формирования здорового образа жизни и развитие сети оздоровительных услуг.
В настоящий момент существует достаточно моделей и программ формирования здорового образа жизни современной молодежи на федеральном и региональном уровне, но анализ научной литературы показывает, что имеются определенные противоречия и трудности в организации этой деятельности. С одной стороны, мы наблюдаем недостаточное внимание различных структур и ведомств к проблеме организации отдыха и оздоровления студенческой молодежи, с другой стороны, недостаточная активность самих студентов по применению современных оздоровительных технологий, способствующих приобщению к основам здорового образа жизни.
На основании вышеизложенного, мы попытались выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни молодежи, которые были разделены нами на две группы:
а) общие педагогические условия, которые определяются особенностями субъектов оздоровительной деятельности:
человека, как главного субъекта педагогического процесса, с его индивидуальноличностными характеристиками;
временного коллектива с точки зрения характеристики количественных процессов (количественный состав, уровень /стадия/ развития коллектива) и качественной характеристики социально-психологического взаимодействия (характер взаимодействий; психологический климат - атмосфера доверия, товарищества);
педагога-организатора оздоровительной деятельности, как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективность взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;
б) частные педагогические условия определяются содержанием социального воспитания и особенностями его организации в процессе приобщения молодежи к использованию услуг оздоровительного сервиса:
- наличие педагогической программы формирования здорового образа жизни молодежи в условиях образовательной деятельности и оздоровительного отдыха, основанной на сочетании принципов организации и самоорганизации, и ее направленность на самораскрытие личности иод воздействием внутренних и внешних факторов взаимовлияния социально-культурной среды и активной позиции человека, формирование определенных умений и навыков, установок и позиций;
- интеграция деятельности медицинских, образовательных, культурно-досуговых и правоохранительных органов по формированию образовательной среды, создающей условия для сохранения и улучшения основных компонентов здоровья молодежи и способствующей выработке у них осмысленной, мотивированной потребности в здоровом образе жизни;
- проведения диагностики реального состояния здоровья студенческой молодежи по основным компонентам здоровья и раскрытия социальных, психолого-педагогических причин его ухудшения;
- введения в учебный план образовательных учреждений специализированных курсов по организации оздоровительной деятельности молодежи с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей личности;
- эффективности анализа, контроля и оценки реализуемой программы формирования здорового образа жизни с опорой на использование услуг оздоровительного сервиса.
Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является во-первых, увеличение потенциала здоровья здоровых лиц. Во-вторых, возвращение здоровья больным вне стадии
обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины.
Наряду с вышеназванными, потребность в системном решении проблемы, связанной с усилением мер по охране и укреплению здоровья здоровых в Российской Федерации определяется также следующими основными обстоятельствами:
• необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;
• признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
• высокой экономической эффективностью профилактических программ (соотношение затрат и экономии достигает 1:8);
• необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
• необходимостью формирования культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов самооздоровления.
В качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья здоровых, в соответствии со стратегией ВОЗ, рассматривается мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния. Для того, чтобы прогнозировать состояние функциональных резервов, необходимо применять определенную классификацию и методические подходы.
Назревшей научной задачей, имеющей важное практическое значение, является исследование и анализ психологических и социальных факторов, детерминирующих состояние здоровья студентов, а также изучение влияния индивидуально-психологических особенностей подростков на формирование психосоматических заболеваний. В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Создать концептуальную базу мультимодального мониторинга здоровья студентов.
2. Дать научное обоснование психологического и психофизиологического диагностического инструментария, адекватного ключевым (индикаторным) характеристикам состояния и детерминантам физического, социального и духовного здоровья студентов.
3. Организовать и провести мониторинг физического, социального и духовного здоровья студентов Московского государственного университета сервиса
4. Создать динамическую модель многоуровнего полисистемного исследования особенностей этиопатогенеза психических и психосоматических отклонений у студентов.
Мы разработали многоуровневый подход к исследованию, который включает в себя следующие разделы многоуровневого динамического изучения здоровья студентов МГУСа.
• психологический: изучение преморбидных особенностей личности, структуры личности больных, способов психологической защиты, копинг-поведения, поведения и ситуациях фрустрации, отношения к болезни и др.;
• социальный: изучение социального, профессиональною статуса, интерперсональных взаимодействий, семейных отношений и др.;
• психосоматический (психобиологический): изучение наследственной отягощенности, соматического и нейрогормонального статуса во взаимосвязи с социальнопсихологическими параметрами;
• типологический: выделение и изучение психосоматических типов;
• синдромологический: выделение и изучение ведущих синдромов социальнопсихологической дезадаптации;
• психотерапевтический: использование психотерапевтических методов в комплексном лечении психосоматических больных.
Диагностические плоскости и методы исследования здоровья студентов
Плоскость диагностики Содержание исследования Методы и методики исследования
Физическое благополучие 1. Изучение соматических особенностей Соматометрия
2. Определение уровня физического развития студентов на основании антропометрических данных. Оценка уровня соматического здоровья по шкале Г.Л. Апанасенко
3. Определение группы здоровья, оценка тяжести имеющегося заболевания Анализ медицинских сведений, полученных от медицинских работников
4. Определение ведущей репрезентативной системы Опросник «Мультимодальный интегративный опросник». Опросник КАВД (автор Ф. Пьюселик, модифицирован В. А. Ананьевым).
Психологическ ое благополучие Изучение личностных особенностей: • Определение уровня личностной тревожности Шкала самооценки Ч. Спилбергера-Ю. Ханина. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера-Ю. Ханина. Методика интегративной оценки уровня и характера тревожности (автор Е. Е. Ромицына).
Определение уровня агрессивности Опросник Ч. Спилбергера для исследования
агрессивности (адаптирован С.Л. Соловьёвой) Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Определение уровня выраженности алекситимических черт Торонтская шкала алекситимии.
Изучение эмоциональной сферы (диагностика актуального эмоционального состояния) Проективный рисунок «Где живут чувства?» (В. А. Ананьев, Е. А. Горская), тест Люшера..
Выявление клинических признаков нарушенного поведения Опросник выраженности психопатологической симптоматики.
Духовно- нравственное. благополуч. Качественный анализ духовнонравственного развития личности Социально-психологические анкеты «Стороны жизни», «Духовно-нравственные потребности человека», «Аспект веры»
Социальное благополучие. Изучение особенностей социальносемейной ситуации Проективный рисуночный тест «Семейная социограмма», диагностика межличн. отношений. Т. Лари.
Проведенная исследовательская работа позволила установить: несмотря на то, что молодёжь владеет достаточными навыками ведения здорового образа жизни, уровень развития положительного отношения к данному образу жизни недостаточен. Поэтому, очень важно при педагогической работе, уметь не только объяснить молодым людям, что истинное, центральное значение здорового образа жизни состоит именно в образе жизни, который способствует укреплению здоровья, профилактике болезней и несчастных случаев, но также воспитать у юношей правильное восприятие здорового образа жизни, умение грамотно использовать разнообразные услуги оздоровительного сервиса.
УКД (075\8)361\362
Роль специалиста социально - культурной сферы в оздоровительном сервисе.
Н.Ю. Баклагина, преподаватель кафедры психологии РГУТиС, Москва
В статье показана роль специалистов социально-культурной деятельности в оздоровительном сервисе. Статус специалиста социальной сферы модифицируется в связи с многофункциональностью ролей, которые он выполняет.
В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой