УДК 371
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© Илья Федорович ИСАЕВ
Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, e-mail: [email protected] © Ольга Васильевна АЛИЕВА Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, соискатель, кафедра педагогики; Волоконовская СОШ № 1, Белгородская область, Российская Федерация, зам. директора по научно-методической работе, e-mail: [email protected]
Представлены психолого-педагогические условия формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки: инновационно-образовательная среда, интеграция основного и дополнительного образования, готовность учителей к руководству учебно-исследовательской деятельностью учащихся, ситуация выбора, субъект-субъектные взаимоотношения, ценностное отношение учащихся к учебно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка; учебно-исследовательская культура; инновационно-образовательная среда; ситуация выбора; субъект-субъектные взаимоотношения; ценностное отношение.
Как философская категория, термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [1].
Одним из перспективных направлений развития современного школьного образования является формирование у школьников учебно-исследовательской культуры. Важно выявить и вывести на дорогу поиска своего места в жизни, науке еще на школьной скамье учащихся, которые ставят перед собой серьезные вопросы, задумываются над ответами на них.
В данной статье представлены выявленные в результате опытно-экспериментальной работы педагогические условия формирования учебно-исследовательской культуры учащихся на этапе предпрофильной подготовки, которые мы условно разделили на организационно-педагогические и психологопедагогические .
На основе изученной литературы опытно-экспериментальных исследований одним из основных организационно-педагогических условий было определено создание инновационно-исследовательской среды в школе, которая обеспечивает вовлечение учащихся в
процесс активной учебно-исследовательской деятельности.
Реализация этого условия достигается за счет группировки учебного материала на основе соотношения главной информации и второстепенной; выделенные исследовательские умения - работа с информацией, методы научного познания - включаются в цели и содержание учебного предмета. В структуре учебных предметов выделяется интегрированное знание, отбираются образовательные технологии, методы, направленные на достижение планируемых результатов обучения. Одновременно выделяется блок проблемных задач по каждой теме, вводится учебный курс «Основы учебно-исследовательской деятельности», разрабатывается система разного вида обобщающих уроков с интегрированным компонентом, отбираются как формы урока: урочные проекты, практические и лабораторные работы, семинары, лекции и т. д., так и формы представления результатов самообразовательной деятельности учащихся: доклад, реферат, проект.
Среди организационно-педагогических условий мы рассматриваем интеграцию основного и дополнительного образования [2]. Формирование учебно-исследовательской
культуры в системе дополнительного обра-
зования включает в себя разработку и проведение интеллектуальных конкурсов, воспитательных мероприятий, посвященных жизни и деятельности великих людей; создание и организацию работы школьного научного общества учащихся по направлениям: естественно-научное, гуманитарное, художественно-эстетическое; пропагандирование достижений отечественной и зарубежной науки в рамках проведения Всероссийской акции «Vivat, наука», общешкольной недели науки; представление результатов учебно-исследовательской деятельности на школьной научно-практической конференции; инициацию участия школьников в конкурсах творческих, проектных и исследовательских работ. Основное образование видит своей задачей целенаправленное развитие личности, дополнительное образование направлено на ее свободное развитие. Формирование мотивации учения в первом случае происходит на уроке, который ограничен во времени, подчинен целям и задачам урока, программе, в сфере дополнительного образования - в ситуациях, способных вызвать у учащихся яркие впечатления, как встреча с «чудом» [3, с. 158].
К числу организационно-педагогических условий формирования учебно-исследовательской культуры обучающихся мы относим также научно-методическую готовность учителя к руководству учебно-исследовательской деятельностью. На этапе констатирующего эксперимента нами был выявлен низкий уровень научно-методической готовности педагогов к формированию учебноисследовательской культуры учащихся пред-профильной подготовки. Для решения данной проблемы нами была разработана программа подготовки педагога к руководству учебно-исследовательской деятельностью,
которая включала в себя обучение школьников умениям работы с информацией, методам научного познания, технологию выполнения основных видов исследовательских работ: доклад, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Педагоги научились ставить учебные исследовательские задачи в зависимости от образовательных целей урока.
Так, на уроках восприятия новых знаний и способов деятельности ими использовались задачи репродуктивно-воспроизводящего типа, предполагающие воспроизведение знаний: «Назовите», «Найдите», «Расскажите прави-
ло», «Дайте определение», «Когда и где разворачивается действие» и т. д. На уроках осмысления новых знаний и способов деятельности были использованы задачи репродуктивно-когнитивного типа, предполагающие простые мыслительные операции: «Опишите», «Перечислите», «Найдите сходство», «Определите влияние» и т. д. На уроках закрепления новых знаний и способов деятельности ставились задачи когнитивно-познавательного типа, предполагающие сложные мыслительные операции: «Переведите на
русский язык», «Объясните смысл», «Докажите» и т. д.
На уроках обобщения в ход урока включались задачи когнитивно-креативного типа, предполагающие обобщение знаний: «Составьте конспект», «Составьте доклад» и др. На уроках применения знаний и способов деятельности формулировались задачи креативного типа, предполагающие продуктивное мышление: «Напишите дневник путешествия», «Предложите гипотезу», «Предложите различные способы решения проблемы» и т. д. Также ими были проанализированы возможности репродуктивных и исследовательских методов обучения, при этом учитывалась главенствующая роль репродуктивных методов обучения при формировании у школьников фактологических знаний, и исследовательских - при решении задач, требующих исследовательских методов научно -го познания: наблюдение, эксперимент, моделирование и др. [4].
В отличие от организационно-педагогических психолого-педагогические условия формирования учебно-исследовательской
культуры учащихся предпрофильной подготовки составляют более тонкую, внутреннюю сторону данного процесса и представляют собой совокупность таких условий, как создание ситуаций выбора, организация субъект-субъектных взаимоотношений, формирование ценностного отношения к исследованию.
Под ситуацией выбора мы будем понимать совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив [5]. В системе предпрофильной подготовки учащимися совершается ответственный выбор - предвари-
1Q6
тельное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Ему сопутствуют обучение способам принятия решения, организация процедур психолого-педагогической диагностики, анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления ограничителей свободы выбора учащегося, выбор элективных курсов для изучения, экзаменов для сдачи ГИА и т. д.
Создание ситуации выбора на уроке заключается в индивидуализации процесса обучения, создании условий для самостоятельного выбора типов учебных задач, способов работы; вне урока - в выборе темы, цели исследования, средств по достижению целей, методов его осуществления; в жизни -ценностей, мировоззрения, дальнейшего направления продолжения образования, жизненных планов и путей их реализации.
Важным психолого-педагогическим условием является развитие субъект-субъектных взаимоотношений, в которые неизбежно вступают участники процесса формирования учебно-исследовательской культуры. Мы понимаем под субъект-субъектными взаимоотношениями особый тип отношений между субъектами воспитания, характеризующийся принятием ими друг друга как ценностей, эмоциональным комфортом в общении, стремлением к совместной творческой деятельности [6].
В процессе формирования учебно-исследовательской культуры субъект-субъектные взаимоотношения возникают в результате совместной учебно-исследовательской деятельности, при этом учитель, занимающий активную позицию в учебно-исследовательской деятельности, включает ученика - другого субъекта - в такую же активную позицию, создав условия для формирования у него положительного отношения к совместной деятельности как на конативном уровне - в форме мотивов, интересов, убеждений, стремлений, влечений, ценностных ориентаций, так и на эмотивном - в форме различных эмоций и чувств.
Следующим психолого-педагогическим условием формирования учебно-исследовательской культуры мы выделили ценностное отношение учащихся к учебно-исследовательской деятельности, которое можно охарактеризовать как субъект-объектное отно-
шение. Возникающее в любом познавательном акте субъект-объектное отношение является непременным условием, обеспечивающим существование субъекта, способного осознавать себя и окружающий мир [7]. Ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности возникает у учащихся в силу ее способности соответствовать потребностям и интересам ученика; вызывать эмоциональное отношение; обладать свойством небезразличности; наделять деятельность личностными смыслами; осуществлять процесс продуцирования ценностей; отражать отношения между учеником и учебноисследовательской деятельностью как «человек - мир», «субъект - объект».
Таким образом, процесс формирования учебно-исследовательской культуры учащегося предпрофильной подготовки будет эффективным при соблюдении вышеизложенных психолого-педагогических условий.
Благодаря учебно-исследовательской деятельности учащиеся входят в мир ценностей интеллектуального сообщества, приобретают функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности, общаются с другими субъектами учебно-исследовательской деятельности, вливаются в социокультурную систему, усваивая определенные потребности, ценностные отношения.
1. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
2. Кузьмин Р.И., Макарова Л.Н. Педагогическое сопровождение формирования учебно-исследовательской культуры учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 179-192.
3. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Мн., 1994.
4. Осипенко Л.Е., Карпова С.И. Педагогические условия использования репродуктивных и исследовательских методов обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 9 (113). С. 195-201.
5. Машарова Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 1999.
6. Исаев И.Ф., Кролевецкая Е.Н. Куратор и студенческая группа: развитие субъект-субъект-ных отношений. Белгород, 2009.
7. Леонтович А.В. Исследование как основа построения образовательной деятельности //
Исследовательская деятельность учащихся. М., 2003.
Поступила в редакцию 14.02.2013 г.
UDC 371
PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF EDUCATIONAL-RESEARCH CULTURE IN PRE-PROFILE TRAINING
Ilya Fyodorovich ISAYEV, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Pedagogics Department, e-mail: [email protected]
Olga Vasilyevna ALIEVA, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation, Competitor, Pedagogics Department; Secondary school № 1 of Volokonovka, Belgorod region, Russian Federation, Deputy Director for Scientific and Methodical Work, e-mail: [email protected]
The psycho-pedagogical conditions of the formation of educational-research culture in pre-profile training such as innovative research environment, integration of regular school and additional education, teachers' willingness to the management of students' research activities, situation of choice, the subject-subject relationship, value ratio to the students' research activities are shown.
Key words: pre-profile training; educational- research culture; innovative research environment; integration of regular school and additional education; teachers’ willingness to management of students’ research activities; situation of choice; subject-subject relationship; value ratio.