ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 377.5 ББК Ч42 4(2)7
А. М. Антонова
Ставрополь
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
ГСНТИ 14.33.05 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценность; ценностное отношение учащихся к учебноисследовательской деятельности; формирование ценностного отношения; интериоризация, идентификация и интернализация ценностей учебноисследовательской деятельности.
АННОТАТТИЯ. Рассматриваются особенности формирования ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности учащихся педагогического колледжа. Раскрывается сущность понятия «ценностное отношение к учебноисследовательской деятельности учащихся». Анализируются механизмы формирования ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности, представляются некоторые приемы его эффективного формирования.
A. M. Antonova
Stavropol
PECULIARITIES OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE OF TEACHER TRAINING COLLEGE STUDENTS TO EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES
KEY WORDS: value; value attitude of students to educational and research activities; formation of value attitude; interiorization, identification and internalization of values in study and research activities.
ABSTRACT. Formation of value attitude of students to educational and research activities in Teacher Training College is discussed. The essence of concept «value attitude of students to educational and research activities» has been revealed. The mechanisms of formation of value attitude to study and research activities are analyzed and some effective methods related to these activities are presented.
Одной из современных задач среднего профессионального образования, наряду с развитием у учащихся познавательного отношения к миру, является формирование ценностного отношения к важней-
шим сторонам действительности. Анализ работ (К. А. Абульханова, А. Г. Ас-молов, А. А. Бодалев, Н. Ф. Добрынин, А. Н. Леонтьев, Е. В. Плотникова, С. Л. Рубинштейн и др.), посвященных исследованию теории ценностей, теории
© Антонова А. М., 2011
мотивов и потребностей личности, позволил выявить следующие тенденции в развитии этой области научно-педагогического знания: исследователи
опираются на различные методологические подходы; отсутствует единство в определении основных понятий («ценность», «ценностные ориентации», «ценностные отношения»); нет четкости в рассмотрении соотношения этих понятий; недостаточно изучены факторы и пути формирования ценностного отношения личности; существует потребность в изучении особенностей формирования ценностного отношения учащихся. Поэтому перед нами возникла необходимость выявления особенностей формирования ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности у учащихся педагогического колледжа.
Понятие «ценностное отношение личности» стало активно использоваться в педагогической литературе с начала 1990-х гг. Особенность этого периода состояла в том, что в педагогических исследованиях (В. П. Бранский, Е. Н. Кочнева и др.) изучалось формирование ценностного отношения к какому-то отдельному объекту (природе, труду, искусству, здоровью, семье, учению и т. д.). Формирование ценностного отношения к учебноисследовательской деятельности учащихся является одним из значимых компонентов совершенствования качества профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
Раскроем содержание понятия
«ценность». Ценность есть форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом, специфика которого состоит в том, что отношение устанавливается субъектом, свободно избирающим линию своего поведения. Осознание индивидом ценности объекта действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему — ценностное отношение.
Ценностное отношение учащегося к учебно-исследовательской деятельности — это отражение им личного отношения к учебно-исследовательской деятельности, т. е. значимость учебноисследовательской деятельности для учащегося, определяемая его осознан-
ными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности характеризуется наличием стремления учащегося к этому виду деятельности, его активности, т. е. чем активнее учащийся, тем в большей степени проявляется его стремление к учебноисследовательской деятельности, тем ярче выражается его отношение.
На первоначальном этапе обучения в педагогическом колледже учащиеся достаточно часто не представляют себе смысла и ценности учебно-исследовательской деятельности. Некоторые из них не соотносят овладение учебноисследовательской деятельностью с будущей профессиональной деятельностью. У такого контингента ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности либо отсутствует, либо носит узко направленный характер. Поэтому подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности должна включать в себя целенаправленную работу по формированию ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности.
Формирование ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности у учащихся — сложный процесс, обусловленный внешними, внутренними факторами и определенными механизмами формирования ценностного отношения: интериоризации,
идентификации и интернализации. В процессе формирования ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности учащихся особую роль играет активная «трансляция» ценностей педагога. Существенная роль в этом процессе принадлежит его речевой деятельности. Педагог помогает учащемуся выработать ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности, способствует осознанию им значимости учебно-исследовательской деятельности, содействует в установлении индивидуальной связи учебно-исследовательской деятельности с будущей педагогической деятельностью. В формировании ценностного отношения к учебно-исследовательской
деятельности исключительно важную роль играют эмоции. Венгерский философ П. Хайду отмечает, «...в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне» [9. С. 162]. По мнению Б. И. Додонова [1], ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания, т. е. положительной оценки — рациональной или эмоциональной.
Предъявление ценностей педагогом — каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий, осуществляемая различными приемами и методами обучения (семинары, спецкурсы, тренинги и др.). У педагога, предъявляющего свое ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности, профессиональная культура, компетентность должны быть пронизаны ценностным духом и выступать образцами деятельности в профессиональной сфере.
К внешним условиям, способствующим эффективному формированию у учащихся ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности, по Н. Н. Никитиной [4], относятся педагогическая насыщенность и направленность дисциплин специальности; педагогическая направленность внеаудиторных занятий учащихся; применение активных методов обучения и современных педагогических технологий (рефлексивных, тренинговых и др.); гуманные субъект-субъект-ные отношения в системе «педагог — учащийся».
Вовлечение учащихся в научные конференции формирует положительное отношение к учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся проявляют активность в саморазвитии, стремятся узнать, освоить больше, чем предлагают учебные программы. При высоком уровне мотивационной готовности к исследовательской деятельности учащийся с интересом относится к профессии и учебно-исследовательской деятельности, считая ее важной для своего будущего.
Большинство ученых (С. Г. Вер-шловский, В. Т. Лисовский, С. В. Молчанов и др.) подчеркивают, что ценностное отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности личности. Внутренняя активность учащегося связана с потребностью самосовершенствования, реализацией духовных целей, ценностей и идеалов, непосредственно направленных на развитие его личности, способностей, на моральный и интеллектуальный рост.
Осознание ценностей, предъявленных педагогом, осуществляется постепенно. Оно включает в себя постижение содержания ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности, способов осуществления действий на их основе и возможных результатов. Интериоризация ценностей, по мнению А. Ю. Огородникова, есть процесс, при котором «ценности могут приниматься человеком по-разному: под давлением окружающих его людей, обстоятельств, вынужденно, формально или индивид принимает эти ценности на основе сложившихся традиций, сформировавшихся в нем идеалов и на основе осмысления разделяемых им ценностей, принимаемых, таким образом, самостоятельно» [5]. Интериоризация ценностей предполагает наличие у учащегося умения выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторые ценности, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий своего существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т. п. Такое умение осуществляется при высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности исследовательских умений и навыков. Формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий у учащихся развитие исследовательских умений, навыков и других профессионально значимых качеств, являющихся стержневыми для педагогической деятельности. Ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности приобретает свойство осознанности.
В процессе интериоризации ценностей личностью, по А. В. Серому, М. С. Яницкому [8], наряду с умственными и эмоциональными факторами необходимы волевые компоненты. Воля участвует в регуляции основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс познания ценности учащимся, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает наличие волевого акта.
В процессе качественного освоения сущности и особенностей содержания учебно-исследовательской деятельности учащиеся усваивают ценности, удовлетворяющие их потребности и интересы; анализируют систему ценностей и выделяют ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества. Усвоение ценностей происходит в процессе идентификации. В. Г. Леонтьев отмечает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей и развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных ценностей [3].
В процессе идентификации ценностей учебно-исследовательской деятельности происходит отождествление учащимся себя с педагогом или группой учащихся на основании установившейся эмоциональной связи и включения в свой внутренний мир собственных ценностей исследовательской деятельности и ценностей окружающих.
Принятие и освоение осознанной ценности осуществляется в условиях ее интернализации с ценностно-смысловыми образованиями учащегося.
А. В. Серый считает, что интернализация — это более сложный механизм, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности [7].
Ценность приобретает смысл и является серьезным основанием для организации учебно-исследовательской деятельности. Закреплению ценности способствует многократное осмысление
учащимся ее сущности, реализации ценности в учебно-исследовательскую деятельность.
Интернализация ценностей учебноисследовательской деятельности учащихся является сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей, предполагающим сознательное восприятие ценностей педагога и активное воспроизводство принятых своих ценностей учебно-исследовательской деятельности. Эффективному формированию ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности способствует использование учащимися некоторых приемов: ценностно-смысловой анализ теоретических основ содержания учебноисследовательской деятельности, позволяющий выделить ценности, регулирующие поведение, исследовательскую деятельность и определяющие мотивационно-
потребностную сферу, направленность личности и готовность руководствоваться данными ценностями в будущей педагогической деятельности; динамическое моделирование и прогнозирование результатов своей исследовательской деятельности в определенных проблемных ситуациях на основе усвоенных ценностей; самоисследование, предполагающее определение уровня развития исследовательских умений, навыков и его осмысление в соответствии с установленным учебной программой уровнем развития исследовательских качеств, необходимых для эффективной организации учебно-исследовательской деятельности; творческое прогнозирование конкретных проблемных ситуаций, способствующее свободной и полной реализации своих исследовательских умений и навыков и эффективной организации учебно-
исследовательской деятельности.
Таким образом, изучив теоретические аспекты особенностей формирования ценностного отношения к учебноисследовательской деятельности учащегося, мы пришли к следующим выводам.
со
2. Формирование ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности является одной из важных составляющих гармоничного развития учащихся педагогического колледжа. Ценности учебно-исследовательской деятельности учащегося определяют направленность личности, регулируют ее поведение и способы самоактуализации, оказывая существенное влияние на освоение профессиональной деятельности. Формирование ценностей учебно-исследовательской деятельности особенно актуально на подготовительной стадии профессиональной самореализации учащегося.
3. Ценности учебно-исследовательской деятельности представляют собой нормы, регламентирующие учебноисследовательскую деятельность и выступающие как познавательнодействующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся мировоззрением педагога в области образования и деятельностью учащегося.
4. Ценность принято определять как индивидуализированное отражение действительного отношения учащегося к тем объектам, ради которых развертывается его учебно-исследовательская деятельность, осознавае-
мая как «значение-для-меня». В результате учащийся усваивает знания об исследовательской деятельности, включающие понятия, умения, действия, поступки и т. д.
5. Ценностное отношение к учебноисследовательской деятельности учащихся формируется под влиянием жизненной практики в процессе ежедневных аудиторных и внеаудиторных занятий. Формирование ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности учащегося — сложный процесс, который, реализуется посредством различных психологических механизмов: интериоризации, идентификации и интернализации.
6. Эффективное формирование ценностного отношения к учебно-исследовательской деятельности зависит от внутренней активности учащегося, одним из проявлений которой является самоисследова-ние (ценностно-смысловой анализ теоретических основ содержания учебно-исследовательской деятельности; выделение ценностей, определяющих мотивационно-потреб-ностную сферу; реализация исследовательских умений и навыков), способствующее личностному и профессиональному саморазвитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. ДОДОНОВ Б. И. Эмоция как. М. : Просвещение, 1978.
2. КОЧНЕВА Е. Н. Педагогические ценности как условие самореализации специалиста / Педколледж. 2004. №3.
ЛЕОНТЬЕВ В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. Новосибирск, 1992. НИКИТИНА Н. Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. 2000. № 6. ОГОРОДНИКОВ А. Ю. Интериоризация ценностей в условиях трансформации современного российского общества : социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2008.
6. ПЛОТНИКОВА Е. В. Способы освоения ценностей : социокультурное программирование и свободное самоопределение // Воспитание духовности: ценностные основы высшего профессионального образования : материалы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2006.
7. СЕРЫЙ А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студента вуза в процессе обучения. URL: http://www.childpsy.ru/upload/ dissertations/%Dl%E5%F0%FB%E9_%C0_%C2_2005.htm (дата обращения: 15.01.2011).
8. СЕРЫЙ А. В. Эмоционально-волевой компонент в интериоризации социальных ценно-
стей / А. В. Серый, М. С. Яницкий // Материалы VII рос. науч. конф. по проблеме : мышление, эмоции, произвольность в духовном становлении человека. Рязань, 19979. ХАЙДУ П. Воспитание ценностных ориентаций / Моральные ценности и личность / под
ред. А. Н. Титаренко. М. : Изд-во МГУ, 1994.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. Ф. Игропуло