Научная статья на тему 'Инновационная школа как среда формирования правовой культуры личности'

Инновационная школа как среда формирования правовой культуры личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Квимсадзе Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются роль школы и семьи в формировании правовой культуры личности, факторы влияния школы на семейное воспитание, а также влияние компьютерных сетей и средств массовой коммуникации на усвоение учащимися широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентацией в сфере права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная школа как среда формирования правовой культуры личности»

УДК 373.04

ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

© 2013

Квимсадзе Е.Е. Республиканский многопрофильный лицей

В статье рассматриваются роль школы и семьи в формировании правовой культуры личности, факторы влияния школы на семейное воспитание, а также влияние компьютерных сетей и средств массовой коммуникации на усвоение учащимися широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентацией в сфере права.

The article discusses the rôle of the school and the family in the development of the juridical culture of the person, the school influence upon the family éducation, and the impact of the computer networks and communication media on the schoolchildren’s mastering the wide range of the social norms and the formation of their value orientations in the juridical sphere.

Ключевые слова: школа, культура, правовая культура, семья, личность.

Keywords: school, culture, juridical culture, family, personality.

Формирование культуры личности и его положительный результат напрямую зависит от единства воспитательного воздействия школы и других социальных институтов, среди которых выделяется семья, призванная воспитывать у учащихся уважение и любовь к труду, заботу о физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать учение, осознанный выбор профессии.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что основы личностного развития закладываются до пятилетнего возраста, а влияние семьи продолжается и в последующие годы формирования учащегося [5, 6].

Хотелось бы отметить, что одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является помощь школе в подготовке образованной и инициативной личности, формирование у нее принципиальности и прогрессивных убеждений и т. д.

Наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности, а также контролируют их поведение, следят за выполнением учащимися режима дня, знают, с кем они дружат, где проводят свой досуг и т. Д-

Необходимо отметить целесообразность учета индивидуальных особенностей и интересов старшеклассников, поскольку не все родители бережно относятся к склонностям учащихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой в школе, не поощряют их стремление к практической деятельности в сфере материального производства и т. д. Вместе с тем правильный подход родителей к этим вопросам создает хорошую основу для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье, так и в школе.

Отметим, что существенными факторами влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями, охватывающая стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную организацию и требующая принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания старшеклассников. В таких случаях учителя совместно с родителями анализируют причины неуспеваемости в учебе и отклонений в поведении школьников и намечают

пути их преодоления [1,3].

При этом оказывая индивидуальную помощь родителям и воздействуя на них в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявить необходимый педагогический такт. Вместе с тем критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред.

Более того, свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы педагогической работы с семьей, одной из которых является родительские собрания и конференции, проводимые как в школе в целом, так и по отдельным классам.

В системе педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов, способствующих установлению связей семьи со школой, организуя их педагогическое просвещение, участвуя в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников.

Также педагогическая работа школы включает поддержание контактов с домоуправлениями по месту жительства учащихся, организациями и предприятиями, где работают родители, и созданными в них комиссиями содействия семье и школе. Из сказанного вытекает, что школа занимает центральное место и в семейном воспитании.

Анализ социологической и другой литературы показывает, что современная дагестанская семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций, поскольку отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемые глубиной привязанности друг к другу, ибо для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни [2-4].

Современные семьи весьма разнообразны. По некоторым данным, до 25% семей в нашей республике в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% -формируют правонарушителей.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

В последние десятилетия группы старшеклассников стали одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений, роль которых значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.

Урбанизация в Дагестане ведет к тому, что все большее число учащихся живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников, неподконтрольно семье и взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодневных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для учащихся искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов в семье.

Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний в виде средств массовой коммуникации привели к тому, что подрастающее поколение стало более однородным по среднему уровню образованности и культурного развития. На консолидацию старшеклассников в группе сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

Особую роль в стихийной социализации старшеклассников играют компьютерные сети, которые, с одной стороны, приводят к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, а, с другой - к «синдрому зависимости» от нее, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам и т. д.

Также большую роль в развитии человека играют средства массовой коммуникации,

влияющие на усвоение учащимися широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентацией в сфере права и представляющие собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения.

В связи с тем что перед обществом стоит цель подготовки подрастающего поколения к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации, особым аспектом социального воспитания становится медиаобразование, представляющее собой изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации, задачами которого являются подготовить подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, восприятию информации, осознаванию последствий ее воздействия на психику, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и т. д.

По данным статистики, Россия является одной из стран с наиболее обширным потреблением учащимися телевизионных программ новостей, которым доверяют намного больше, чем радио и прессе (61% против 44% в мире).

Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминальными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинкветные поступки, - группами риска. К ним относятся, в частности, молодежь.

Причинами девиантного поведения у старшеклассников могут быть: социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма, проявляющиеся в стремлении испытать острые ощущения, любопытство, недостаточная способность прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированное стремление быть независимым. Учащийся часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, и не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать.

По некоторым данным, около 30% всех молодых людей Дагестана принимают участие, в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьезные правонарушения.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Таким образом, учитель, будучи ответственной фигурой, должен уметь донести до сознания родителей, что забота и воспитание об учащихся выступают равным правом и обязанностью семьи.

Примечания

1. Дамаданова X. Д., Раджабова Р. В. Правовое воспитание школьного средствами телевидения. Махачкала, 1998. 2. Колобова В. Права ребенка в современной России // Русская мысль. 2004.

№ 4. 3. Комаров С. А. Личность в политической системе российского общества:

политико-правовое исследование. Саранск, 1995. 4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.

5. МудрикА. В. Социальная педагогика. М., 2000. 6. Подласый И. П. Педагогика. М., 2003.

Статья поступила в редакцию 10.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.