УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТРОВ
© 2015
Н.А. Ярыгина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» А.Р. Залалетдинов, магистрант института физической культуры и спорта Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В настоящее время существенно изменились общественные требования к высшему образованию и связано это, в первую очередь, с так называемым «информационным взрывом», отличительной чертой которого является легкость получения и общедоступность информации. На сегодняшний день для результативной деятельности нужно не просто уметь формулировать полученные знания, а необходимо уметь творчески применять их в практической деятельности, работать с различной информацией и правильно использовать ее. Следовательно, важнейшей образовательной задачей выступает подготовка высококвалифицированного специалиста в конкретной области, которая неосуществима без соответствующих педагогических условий в высшем учебном заведении. Успешность функционирования педагогической системы обуславливается факторами, обстоятельствами и комплексом мер, являющихся в данном случае, условиями. Комплексность факторов и компонентов образовательного процесса гарантируют результативность обучения. Основным условием результативности целей при формировании исследовательских компетенций магистрантов выступает такая организация учебного процесса, в которой содержание, организационные методы и формы образовательной деятельности совпадают с целями обучения. Вышесказанное определяет основу для формирования педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку магистра-выпускника. В статье представлены логически обоснованные принципы формирования исследовательской компетентности в высшем учебном заведении: мотивация к познавательной деятельности студентов; пополнение процесса обучения исследовательскими формами работы; взаимодействие с научным руководителем, контролирование самостоятельной работы; посещение студентами специальных семинаров.
Ключевые слова: педагогические условия; образовательная практика; педагогическая система; магистратура; магистры экономических направлений; высшее учебное заведение; повышение качества образования.
Формирование специальных условий в образовательной практике обусловлено потребностью ее корректировки и связано с психологическими, подразумевающими изучение внутренних характеристик личности с целью непосредственного воздействия на них и педагогическими аспектами, подразумевающими обнаружение и создание условий, обеспечивающих результативность действий. Рассмотрим психолого-педагогические условия, как систему взаимосвязанных мер, содействующих успешному овладению магистрантами исследовательских компетенций в научно-исследовательской деятельности.
На наш взгляд, целесообразно выделить три основные группы психолого-педагогических условий, помогающих в решении основных образовательных задач:
- технологические условия, определяющие формы, приемы, методы, средства, способы, этапы организации образовательного процесса, представляющие процессуально-методическую основу педагогического процесса;
- информационные условия, включающее содержание образования, представляющие когнитивную основу педагогического процесса;
- личностные условия, ориентирующиеся на поведении, общении, деятельности, индивидуальных качеств субъектов образовательного процесса, представляющие психологическую основу образовательного процесса.
При этом технологические и информационные условия определяют непосредственно образовательный процесс, а личностные условия определяют основу результативного функционирования этого процесса.
Таким образом, исходя из того, что исследовательская компетентность детализируется в формулировках как комплекс взаимосвязанных характеристик личности, содержащих такие параметры и свойства, как твердая мотивация и высокие морально-этические ценности; научные, методологические и правовые знания; личностные качества (упорство, выносливость, ответственность и т.д.); исследовательские навыки и умения (когнитивные, предметные, технологические, коммуникативные, организационные, проектировочные, творческие), позволяют выделить структурные компоненты исследовательской компетентности магистрантов: мотивационно-ценностный, аналитико-деятельностный и организаци-
онно-творческий.
Мотивационно-ценностный компонент проявляется в проявлении мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений магистрантов к окружающему миру, реальности, людям, самому себе и личным способностям. Данные компонент определяет необходимость в исследовательской работе, способность к преодолению когнитивных задач, познавательную активность, самостоятельность в процессе изучения, принятия решений и их оценки. При этом оцениваются ценностные ориентации, приобретаемые магистрантами в ходе исследовательской деятельности, их эмоциональное отношение к исследовательской работе.
Реализация мотивационно-ценностного компонента предоставляет магистрантам овладение опытом самостоятельного решения исследовательских задач, что особенно проявляется в процессе вовлечения магистрантов в деловую игру, где преподаватель выполняет роль консультанта, осуществляя руководство работой магистрантов только в существенные моменты игры, обозначая направления деятельности. По опыту проведения деловых игр с магистрантами Института финансов, экономики и управления Тольяттинского государственного университета можно сказать, что в первое время, магистранты, сталкиваясь с потребностью самостоятельной селекции научной литературы и индивидуальной работы над трактовкой и обоснованием полученных в исследовании данных, планировали свою работу в удобном для них темпе. Но, установление преподавателем жестких сроков выполнения задания, несоблюдение которых служит занижением оценки, приводит к дисциплинированности магистрантов при самостоятельном планировании своей работы и определении темпов достижения результативности работы, актуализируя их волевые качества и придавая исследовательской деятельности личностную значимость. На данном этапе важным результатом магистранта является переход внешней потребности поиска решения исследовательской задачи во внутреннюю.
Аналитико-деятельностный компонент включает комплекс знаний в различных областях науки, овладение которыми предоставляет возможность сформировать в сознании магистрантов научную картину мира, обеспечивая диалектический подход к познавательной деятельности. Данный компонент составляют знания те-
оретических и методических основ исследовательской деятельности, логическое и творческое мышление. То есть данный компонент является комплексом знаний и понятий, необходимых магистранту для определения и решения исследовательских задач в определенной профессиональной деятельности.
Для студентов магистратуры необходимо уже на начальном этапе проводить тестирование для определения уровня информированности и осведомленности в области науки, научных терминов и научных исследований.
Развитие исследовательской культуры, ее авторитарные изменения в развитии индивидуальных качеств совершаются эффективнее при коллективном взаимодействии. Познавательная деятельность расширяет кругозор магистрантов, вовлекая их в исследовательскую работу, приобщая к творчеству при подготовке к участию в конференциях и написании научных статей, где особую роль выполняет преподаватель и научный руководитель. От уровня их готовности к исследовательской деятельности, понимания ее сущности, непосредственного участия в индивидуальных и групповых исследовательских проектах, в организации и подготовки научных конференций во многом зависит степень сформирован-ности исследовательской компетентности магистрантов.
Организационно-творческий компонент определяет качества, требуемые для проведения самого исследования. Обобщенно - это способность магистранта осознавать цели исследовательской работы и умение их пояснить, его творческая направленность. Если рассматривать данный компонент более детально, можно добавить, что это видение исследовательской проблемы, постановка вопросов, вынесение гипотезы, умение систематизировать имеющиеся или полученные данные, наблюдение за живыми объектами, явлениями, процессами и т.д., приобретение опыта проведения исследовательских экспериментов, способность структурировать имеющийся материал, формулирование выводов и результатов, объяснение, доказательство и защита собственных идей.
При построении процесса обучения магистрантов, способствующему формированию исследовательской компетенции, целесообразно ориентироваться на принципы организационно-творческого подхода [1]. На данном этапе предполагается разработка содержания формирования исследовательской компетентности магистрантов с учетом требуемых для исследовательской работы знаний и навыков, позволяющая наиболее результативно организовать процесс формирования исследовательской компетентности с помощью включения магистранта в исследовательскую деятельность, что предоставляет возможность освоить магистранту полную базу исследовательских умений и практических навыков.
Компоненты в своей комплексности позволяют говорить, что исследовательская компетенция магистрантов - это интегративное качество человека, в котором содержательное наполнение проявляется через умение и стремление к решению исследовательских задач, индивидуальное принятие исследовательских навыков для реализации профессиональной деятельности, владение методологией организации исследования [2].
Эффективность формирования исследовательских компетенций магистрантов зависит непосредственно от их профессионально значимых качеств: мотивационно-ценностной установки к исследовательско-профессио-нальной деятельности, творческих и рефлексивных способностей. Формирование данных личностных качеств может быть обеспечено целенаправленной поэтапной деятельностью педагогического коллектива, направленной на формирование исследовательской компетенции.
При самостоятельной научно-исследовательской работе магистранта особенно важен контроль со стороны преподавателя [3-6], создающий условия обратной связи, обеспечивающей регулирование исследовательской работы магистранта, своевременного внесения изменений в формы и методы ее организации.
Формирование исследовательской компетентности магистрантов, прежде всего, связано с познанием навыков исследовательской деятельности, базисом которой служит идея активности [7-9]. Развитие исследовательской компетентности предполагает поддержку магистрантов в познании способов самостоятельного приобретения знаний, так как понятия «самообразование» и «исследовательская компетентность» состоят в тесной взаимосвязи и представляют взаимодополняющие компоненты целостной системы.
Приоритетным направлением формирования исследовательской компетентности магистрантов в процессе обучения выступает правильно организованная исследовательская работа, подразумевающая участие в научных семинарах, конференциях, написание научных статей и т.п., предоставляющая возможность творчески проявить себя и самореализоваться как личности, при этом особенную роль играет преподаватель, помогая магистранту раскрыть исследовательский потенциал.
Реализация педагогического содействия при формировании исследовательской компетентности возможна при условии правильно организованного педагогического взаимодействия. В настоящее время, в образовательной сфере происходит актуализация научных подходов, требующая от преподавателя постоянного развития своего научного потенциала, поддерживая профессиональную авторитетность на высоком уровне.
Исследовательская направленность преподавателя является суммарным показателем способности человека к творческой педагогической деятельности, так как соединена с высоким уровнем коммуникативных, проектировочных и гностических способностей, помогающих в формулировании и творческом решении исследовательских задач. Гностические функции преподавателя базируются на его способности осуществлять поисковую деятельность, осваивать и применять различные инновации в образовательном процессе, систематизировать необходимый научный материал, включая опыт личных исследований.
Исследовательская направленность преподавателя заключается во владении методологией научного творчества, помогающей определяться в методах научного исследования, ориентируя на наиболее соответствующие поставленной цели. В совокупности знаний преподавателя, необходимых ему для научно-исследовательской деятельности, особую роль играет формирование и реализация новых технологий обучения, разработка программ научно-исследовательской работы, выявление приоритетных направлений в развитии педагогических технологий.
Вовлекая магистрантов в исследовательскую работу, преподавателю необходимо заинтересовать их проблемой и процессом исследования, подталкивая к размышлению с помощью правильно сформулированных вопросов, выполняя функции соучастника и организатора деятельности, следовательно, исследовательская работа воспринимается магистрантами как личностно значимая, повышая важность самообразования, то есть педагогическая деятельность строится на основе принятия индивидуальности и личности магистранта.
Осуществление педагогической деятельности на основе принятия личности обучаемого предполагают наличие у преподавателя наблюдательности, чуткости и такта, умения понять и принять студента, то есть, определяющим звеном является нацеленность преподавателя на развитие и становление студента. Вышесказанное можно рассматривать как внутренние установки преподавателя.
Психологический климат может либо стимулировать, либо тормозить формирование исследовательской компетентности у магистрантов, поэтому обеспечение атмосферы психологического комфорта при занятии научно-исследовательской работой гарантирует эффективность мотивированного включения магистранта в исследовательскую деятельность, создавая благоприятные возможности для развития исследовательских навыков.
Результативной формой совместной работы преподавателя и магистранта является общение, направленного на
создание психологического комфорта на занятиях, актуализирующего личностные функции магистранта при накоплении ими навыков ценностного выбора и критического восприятия. Уровень общения определяется способностью преподавателя эмоционально отождествлять себя с обучаемым, входить и принимать его внутренний мир.
Важным компонентом эффективной реализации педагогических условий формирования исследовательской компетентности выступает программа научно-исследовательской работы магистрантов, при условии, что цель, содержание, задачи и способы ее организации нацелены на формирование исследовательских компетенций магистранта с учетом системы проверки их сформированности.
К наиболее важным составляющим педагогических условий можно отнести образовательную среду высшего учебного заведения, которая включает:
1. Авторитетность университета, то есть, его место в рейтинге высших образовательных заведений России. Не секрет, что работодатель делает выбор в пользу работников с дипломами популярных, зарекомендовавших себя университетов.
2. Оснащенность соответствующим учебно-научным оборудованием для проведения научно-исследовательской работы. Магистрант, получивший индивидуальное задание на выполнение научно-исследовательской работы реализует ее под руководством научного руководителя, учитывающим индивидуальные качества и интересы магистранта, контролирующим и планирующим его работу, реализуя личностно-ориентированный подход. По мере овладения полученными знаниями и приобретения опыта, магистрант допускается от простого к более сложному оборудованию, позволяющем получать научные результаты.
3. Высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав. Степени кандидата или доктора наук должны иметь свыше 60% профессорско-преподавательского состава, которым необходимо проходить курсы повышения квалификации.
4. Реальность получения профессиональных и исследовательских навыков при прохождении практик на российских и зарубежных предприятиях и исследовательских институтах.
Функционирование обратной связи между участниками образовательного процесса и внешней средой является обязательным условием организации педагогических условий в высшем учебном заведении, так как обратная связь представляет соединяющий компонент в процессе реализации и проверки сформированности компетенций, а они взаимосвязаны между собой
Исходя из вышесказанного, можно представить следующие логически обоснованные принципы формирования
исследовательской компетентности в высшем учебном заведении: мотивация к познавательной деятельности студентов; пополнение процесса обучения исследовательскими формами работы; взаимодействие с научным руководителем, контролирование самостоятельной работы; посещение студентами специальных семинаров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Основина, В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе / В.А. Основина, Т.А. Мельникова // Методист. 2013. № 7. С. 54 - 56.
2. Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): Дис... док-ра.пед.наук, Волгоград, 2007. - 399с.
3. Руденко И.В. Проблема формирования и оценивания профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 223-226.
4. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.
5. Андреева Т.В. Экспертное оценивание качества научно-исследовательских работ и инновационных проектов студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 76-82.
6. Будник С.В. Портфолио как способ оценки исследовательской деятельности подростков в кружковой работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 15-17.
7. Казиева И.Г. Педагогические основы формирования исследовательской компетентности на основе интегрированного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 86-88.
8. Балабаева Н.П., Энбом Е.А. Аспекты формирования исследовательской компетентности студентов академического бакалавриата инженерных профилей в процессе освоения курса математического анализа // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 25-30.
9. Чураева Е.П. Теоретико-методологический аспект процесса формирования научно-исследовательской компетентности студентов-филологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 304-307.
PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION RESEARCH COMPETENCE IN HIGH SCHOOL AS THE FUNDAMENTAL BASIS OF EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT MASTERS
© 2015
N.A. Yarygina, candidate of economical science, associate professor of the chair «Accounting and Audit» A.R. Zalaletdinov, graduate student of the Institute of Physical Culture and Sport
Togliatti State University, Togliatti (Russia )
Abstract. At present, significantly changed the requirements for public higher education and it is connected, first of all, the so-called "information explosion", the hallmark of which is the ease of obtaining and accessibility of information. Today, for the productive activities should not just be able to articulate this knowledge, and should be able to creatively apply them in practice, to work with various information and use it correctly. Therefore, the most important educational challenge acts of excellence in a specific field, which is impossible without appropriate teaching conditions in higher education. The successful functioning of the educational system is conditioned by factors and circumstances set of measures that are in this case conditions. The complexity of the factors and components of the educational process guarantee the effectiveness of the training. The basic condition for efficiency purposes in the formation of the research competences of undergraduates acts such organization of educational process, in which the content, organizational forms and methods of educational activities coincide with the learning objectives. The foregoing sets out the basis for the formation of pedagogical conditions providing effective training master's graduate. The article presents a logically sound principles of research competence in higher education: the motivation for cognitive activity of students; completion of research training forms of work; interaction with the supervisor, controlling of independent work; students attending special seminars.
Keywords: pedagogical conditions; educational practice; educational system; Masters; Masters economic trends; higher education; improving the quality of education.