ПСИХОЁОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА
Н. Л. Пономарев
В статье рассмотрены психолого-педагогические условия допрофессиональной подготовки старших подростков к выбору профессии юридической направленности: содействие развитию личности подростков и приобщение их к саморазвитию, самоопределению, оказание педагогической поддержки, создание воспитывающей среды, осуществление оздоровительной направленности занятий.
Ключевые слова: допрофессиональная подготовка, пси-холого-педагогические условия, саморазвитие, самоопределение, педагогическая поддержка, оздоровительная направленность занятий, воспитывающая среда.
Поступление в вуз - проблема сложная и многогранная, в которой важную социализирующую роль играет допрофессиональная подготовка. По данным ученых, в клубах профессиональной ориентации занимаются всего 2,1% опрошенных старшеклассников, а желающих их посещать в 4 раза больше (10, 80). Столь невысокое число школьников, выразивших желание заниматься в таких клубах, связано с низкой информированностью о деятельности клубов.
Допрофессиональная подготовка призвана решать ряд сложных задач, так как школьники имеют различное развитие качеств, способностей и заинтересованность к профессии. Помимо профессиональной ориентации подростков необходимо максимально приблизить к будущей профессиональной деятельности. Каждая профессия требует воспитания определенных качеств личности и наличия двигательных способностей. К работникам профессий юридической направленности предъявляются повышенные требования. В связи с этим к занимающимся необходим индивидуальный подход. Эффективным он будет при соблюдении определенных психолого-педагогических условий.
Одним из важнейших условий любой образовательной деятельности, в том числе и допрофессиональной подготовки, является содействие развитию личности занимающихся и приобщение к пониманию возможностей саморазвития. По мнению А. Асмолова (1), деятельность определяет развитие индивидуальности личности, но сама личность выбирает ту деятельность, в которой осуществляется ее восхождение к зрелости (1, 40).
Понятие «развитие» в науки о человеке пришло из биологии в XVIII в. В философии развитие означает закономерное изменение материи и сознания, их переход от одного состояния к другому (9, 382). Известно, что специфические человеческие психические качества формируются в определенных социальных условиях жизни посредством воспитания. Основанием развития признан общефилософский принцип детерминизма: внешние условия, в том числе педагогические, действуют только через внутренние.
Развитию человека на протяжении всей жизни посвящены работы психологов В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева (8). Категорию «развитие» авторы рассматривают в трех, не сводимых друг к другу смыслах. В первом случае развитие рассматривается как объективный факт, реальный процесс в ряду других жизненных процессов, как естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности. Следующий смысл понятия «развитие» психологи видят как объяснительный принцип многих явлений объективной реальности, в том числе и человеческой. Здесь категория «развитие» используется для объяснения кардинальных сдвигов, происходящих в мире человека. В третьем смысле «развитие» предстает как цель и ценность культуры (8, 144). Многозначность смысловой нагрузки категории «развитие» подчеркивает сложность и неоднозначность процесса человеческого развития. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев подчеркивают, что развитие человека, его субъектности, - это одновременно и естественный, и искусственный процесс, в котором особую значимость имеет развитие человеком своей самости, т. е. саморазвитие. Авторы под саморазвитием понимают фундаментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни. Таким образом в развитие человека включается ценностно-смысловая детерминанта, позволяющая рассматривать развитие как цель, ценность и смысл жизни.
По О. С. Газману, саморазвитие личности является базовым понятием «педагогики свободы». Он предлагает рассматривать категорию саморазвития в двух смыслах. В широком смысле - как категорию, означающую любую активность субъекта, осуществляемую сознательно и неосознанно, приводящую к прогрессивным изменениям психических, физических функций, социальных способностей. В более узком смысле развитие предстает как сознательное создание человеком своей индивидуальности, целостной личности, своего «Я» для полной самореализации (3, 17).
Привлекает внимание определение саморазвития Б. З. Вульфова, В. Д. Иванова. Движущей силой саморазвития авторы считают собственную активность человека в изменении себя, в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала, в реализации веры в возможность самовоспитания в процессе естественного физиологического, физического, психического и социального развития (2, 22). Позиция Б. З. Вульфова, В. Д. Иванова близка к теме нашего исследования в том, что авторы подчеркивают важность естественно-физиологической и физической составляющей саморазвития.
Развивая идею личностной активности, А. С. Новоселова, А. А. Оплетин (2007) выделяют саморазвива-ющуюся активность как новую педагогическую категорию, интегрирующую в себе познавательную, волевую, интеллектуальную и социальную активность (5, 20-21). Саморазвивающуюся активность они связывают с внутренними условиями развития личности, что созвучно с проблематикой нашего исследования. В качестве системообразующего вида деятельности саморазвития личности авторы выделяют занятия физическими упражне-
ниями. Мы считаем, что физкультурно-спортивная деятельность также является основополагающей.
Допрофессиональная подготовка подростков в качестве составной части сферы дополнительного образования способствует саморазвитию личности, так как реализуется принцип добровольности и свободы выбора деятельности. В связи с этим занятия в системе до-профессиональной подготовки имеют преимущество перед школьными уроками, которые носят обязательный характер. В то же время педагогами допрофессио-нальной подготовки далеко не всегда учитываются внутренние условия развития личности (ценностные ориентации, мотивы поведения подростков) и взаимосвязь с учебной деятельностью.
Приобщение к саморазвитию средствами допрофес-сиональной подготовки должно сказаться на основном виде деятельности школьников - учебной. Будущим абитуриентам вузов необходимо преодолеть конкурсный отбор. Поэтому именно в подростковом возрасте необходимо учить детей, как развивать себя самостоятельно.
Саморазвитие личности реализуется через принцип свободы выбора деятельности. Свободный выбор связан с самоопределением. Приобщение старших подростков к самоопределению, самопознанию, рефлексии является важным условием организации допрофессио-нальной подготовки.
По определению О. С. Г азмана, самоопределение -это процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни (6, 81).
В современной педагогической парадигме допрофессиональная подготовка призвана решать проблемы не только профессионального, но и жизненного самоопределения. В быстроразвивающемся обществе человек должен быть готов ориентироваться в потоке информации, адекватно реагировать на новые условия, возможно, менять профессию, уметь рефлексировать. Со школьной скамьи ребенка нужно учить организовывать образ жизни, преодолевать тяготы и невзгоды, самостоятельно принимать важные решения. Ввиду малого социального опыта, а также влияния сверстников референтной группы решения могут быть неверными. В связи с этим необходима поддержка подростков в самоопределении. Задача педагогов -не подсказать или подтолкнуть к выбору, а помочь подростку свободно и самостоятельно сделать выбор.
Таким образом, педагогическая поддержка является важным условием организации допрофессиональной подготовки старших подростков.
На современном этапе развития теории и практики образования педагогическая поддержка рассматривается как новая педагогическая категория (4). Обучение и воспитание относится к сфере социализации. Одним из первых педагогическую поддержку выделил из образовательного процесса О. С. Газман (3, 10-38) как сферу индивидуализации, с поддержкой ребенка в индивидуальном развитии. Педагогическая поддержка - это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении,
образе жизни (3, 29). При этом процессы саморазвития, самоопределения, самоорганизации, самодеятельности становятся ведущими. Отношения между педагогом и воспитанником выстраиваются в партнерское взаимодействие. Субъект-субъектные отношения предъявляют определенные требования к профессиональной позиции педагога. Нормы поддержки даны в работе Н. Б. Крыловой (4, 126-127): любовь к ребенку; приверженность диалоговым формам общения; уважение достоинства ребенка; ожидание успеха в решении проблемы; признание права на свободу поступка; поощрение самостоятельности; собственный самоанализ и самоконтроль; способность изменить самооценку.
Средствами допрофессиональной подготовки, в процессе совместной деятельности ребенка и педагога влияя на индивидуальное развитие личности, предполагается подготовка подростка к успешной социализации. Помогая ребенку познавать себя, развивая сильные стороны личности, корректируя слабые, педагоги допрофессиональной подготовки не только готовят к будущей профессии, но и способствуют адаптации подростка в коллективе сверстников. Особенно нуждаются в педагогической поддержке подростки, для которых межличностная адаптация, эмоционально-волевая или нравственная неустойчивость вызывают проблемы в развитии и формировании личности. Им необходимы содействие и сопереживание, так как они часто остаются один на один со своими проблемами.
В качестве препятствия в развитии личности подростков может выступать окружающая среда. В данном случае подростку необходима педагогическая поддержка. В системе допрофессиональной подготовки она выражается в создании воспитывающей среды, по возможности максимально приближенной к будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с психолого-педагогической концепцией средо-ориентированного обучения искусственные среды создаются для успешной адаптации к социальным и профессиональным системам (6, 94). Опираясь на данную концепцию, можно предположить, что в системе допрофессиональной подготовки необходимо создание воспитывающей среды без акцентированного обращения на конкретное профессиональное содержание, однако включающей обучаемых в решение проблем, близких к профессиональной деятельности.
В нашей работе системообразующим видом деятельности выбрана физкультурно-спортивная, как в наибольшей степени позволяющая адаптироваться старшим подросткам в стрессовых ситуациях, искать пути, ведущие к победе в данных условиях. Это близко к будущей профессии служителя закона по характеру деятельности. В качестве вида спорта подростками выбрано самбо, что имеет прикладное значение. Таким образом, в условиях воспитывающей среды усиливается педагогический эффект взаимодействия подростка и педагога. Считаем, что создание воспитывающей среды в системе допрофессиональной подготовки является необходимым условием ее организации.
Прикладное значение занятий не снижает значения оздоровительного аспекта допрофессиональной подготовки. Роль занятий физическими упражнениями в оз-
доровлении подрастающего поколения достаточно высока. Принятие Федерального закона «О физической культуре и спорте» (1999), Национальной программы «Здоровье» говорит о важности проблемы, решаемой на государственном уровне. Одной из основных задач физического воспитания учащейся молодежи является оздоровительная. Это связано с тем, что отмечается снижение уровня здоровья детей и подростков. Увеличивается число заболеваний школьников сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушений обмена веществ, неврозов, что обусловлено недостатком биологически необходимой двигательной активности. Ускоряющийся ритм жизни, увеличение потока информации и неумение в ней ориентироваться увеличивают физические, эмоциональные перегрузки, что пагубно сказывается на неокрепшем организме школьников. В связи с этим возможна задержка психического и физического развития личности. Известно благоприятное влияние физической культуры на работоспособность учащихся, психоэмоциональное состояние, приобщение к здоровому образу жизни. Исследователи отмечают высокий потенциал физической культуры в формировании нравственных качеств и свойств личности, что необходимо учитывать в занятиях в системе допрофессиональной подготовки. Таким образом, оздоровительная направленность занятий в системе допрофессиональной подготовки выступает как важное педагогическое условие.
Кроме того, одним из значимых феноменов старшего подросткового возраста является стремление к самоутверждению как естественное для человека и общественноценное качество (7, 3). Следует отметить, что в силу различных причин невозможности самоутвердиться в общественно значимой деятельности у подростков может возникнуть желание любой ценой обратить на себя внимание в негативной сфере. Это может произойти из-за недостатка социального опыта и свойственной возрасту сниженной критичности и не всегда осознанному выбору поступков.
Прекрасную возможность для самоутверждения личности предоставляют физическая культура и спорт. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют одной категории подростков успешно справиться с нормативами учебной программы по дисциплине «Физическая культура», другой - развить свои способности и достичь высоких результатов в избранном виде спорта. В любом случае важно формировать телесную культуру именно в сензитивный период физического становления подростков, влияющую на укрепление здоровья.
Для подростков жизненно важный смысл составляют занятия физическими упражнениями в целях подготовки к выбранной профессии. Особую значимость имеет уровень физической подготовленности молодых людей к профессиям юридической направленности. Не только физическое развитие является важным для данного профиля специальностей, а также эмоциональная устойчивость, сформированность волевых усилий, нравственная устойчивость, умение общаться в коллективе. Все это необходимо воспитывать еще до поступления в образовательные учреждения юридической направленности. В противном случае даже при успешной сдаче экзаменов юноши оказываются не готовыми к обучению в вузах.
Физкультурно-спортивная деятельность предоставляет широкие возможности для воспитания социально значимых качеств личности и является основой для физической подготовки к обучению профессиям юридической направленности.
В спортивной практике между спортсменом и тренером изначально заложены субъект-субъектные отношения, объединяющие усилия ученика и педагога к достижению одной цели - победы в соревнованиях. Одним из необходимых условий допрофессиональной подготовки, где основополагающим видом деятельности является физкультурно-спортивная, становится личност-но ориентированное обучение и воспитание. Однако основной целью здесь будет не достижение спортивного результата, а самоопределение (в том числе профессиональное) и саморазвитие личности. На первый план выходят принципы индивидуализации и природосооб-разности. При реализации данных принципов между подростком и педагогом устанавливается «со-действие». Если обозначенное нами условие выполняется, возникает возможность реализации педагогической поддержки.
При соблюдении изложенных выше условий качественно меняется педагогический процесс, что в итоге сказывается и на профессиональном выборе подростков.
Анализ теории и практики позволяет прийти к выводам, что при организации занятий допрофессиональной подготовки необходимо соблюдать ряд психолого-педа-гогических условий:
- способствовать развитию личности занимающихся и их саморазвитию;
- содействовать приобщению старших подростков к самоопределению;
- оказывать педагогическую поддержку школьникам;
- создавать воспитывающую среду, приближенную к профессиональной деятельности;
- осуществлять оздоровительное воздействие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Со-действие ребенку - развитие личности // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М., 1996. - Вып. 6.
2. Вульфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учебное пособие. - М., 1997.
3. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. - М., 1996. - Вып. 6.
4. Крылова Н. Б. Культурология образования // Новые ценности образования. - М., 2000. - Вып. 10.
5. Новоселова А. С., Оплетин А. А. Саморазвитие личности студента нетрадиционными методами физической культуры: учебное пособие для самостоятельной работы студентов и преподавателей вузов. - Пермь, 2007.
6. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995. - Вып. 1.
7. Селевко Г. К. Утверждай себя. - М., 2006.
8. Слободчиков В. А., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М., 2000.
9. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.
10. Чеков М. О. Дополнительное профессиональное образование: итоги изучения социального заказа // Инновации в образовании. - 2002. - № 2.