ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15356
УДК 371.132
Титова Анна Витальевна,
старший преподаватель кафедры спортивных игр ГУ «Южноукраин ский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинско го», г. Одесса titovaanva@mail.ru
Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры
к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы
Аннотация. В статье обоснованы педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы. В качестве условий, которые способны обеспечить успешную подготовку будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы, были выделены: отражение в содержании подготовки студентов современных подходов к пониманию сущности и механизмов лидерства; приобретение опыта формирования спортивных лидерских качеств учащихся в физкультурно-образовательном пространстве; педагогическая поддержка и сопровождение формирования спортивных лидерских качеств у учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса. Ключевые слова: педагогические условия, будущие учителя физической культуры, спортивные лидерские качества, учащиеся основной школы.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Обращение к определению педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры требует уточнения позиции к их пониманию.
Под педагогическими условиями исследователи чаще всего понимают совокупность объективных характеристик содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогическом процессе задач, и определяют их как «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов или приемов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].
Педагогическими считают также те обстоятельства, которые сознательно и целенаправленно создаются в образовательном процессе и имеют целью обеспечивать наиболее эффективный ход его обстоятельств. Так, по мнению В. И. Андреева, педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, влияющих на процесс, поскольку образование человека представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления [2].
В нашем исследовании педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры рассматриваем как совокупность внешних обстоятельств организации образовательного процесса и внутренних психологических особенностей самих студентов, от наличия которых зависят конечные уровень сформированности профессиональных знаний, навыков и умений, компетентности, результаты готовности к профессиональной деятельности и т. п.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
Современные научно-педагогические концепции, связанные с совершенствованием процесса подготовки педагога, опираются на утверждение, что человек как личность формируется и развивается в деятельности. Однако психологи, не отрицая в целом этот тезис как методологический принцип, существенно уточняют его. Так, К. А. Абульханова-Славская отмечает, что положение о том, что личность развивается в деятельности, не может быть использовано в том смысле, что любая деятельность является условием развития личности [3]. Многочисленными исследованиями психологов доказано, что деятельность человека может иметь так называемый «реактивный характер», когда мы говорим о процессе развития личности. Реактивной она становится в том случае, когда определенная деятельность не совпадает со стремлениями, интересами, целями самой личности, а навязывается ей извне. Как реактивная может рассматриваться и та деятельность, которая по структуре, содержанию, способам осуществления ниже потенциальных возможностей самой личности (К. А. Абульханова-Славская [4], Л. И. Анциферова [5] и др.). Итак, определяя условия профессиональной подготовки, важно установить те отношения, те характеристики, которые позволяют снять противоречия между развитием самой личности и деятельностью.
Если рассматривать профессиональную подготовку как некую качественную характеристику деятельности, то можно предположить, что само по себе это качество не может приобрести своего содержания вне соотнесения ее с самой личностью. Иначе, качество деятельности не может быть выяснено по-другому, нежели как через систему свойств и состояний человека, благодаря которой она проявляет себя субъектом деятельности.
Признание зависимости личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимости сознания от деятельности и ее качества составляет методологическую базу любого исследования. Для нас признание этих зависимостей играет роль не только методологического принципа, но и ориентира в поиске условий подготовки в вузе.
В нашем понимании процесс профессионально-педагогической подготовки составляет та общественная среда, социум, в котором студент существует и формируется как личность, овладевает навыками педагогической деятельности и развивает в себе значимые для данной профессии качества и свойства личности. Очевидно, что в зависимости от того, каким образом организовано это общественное бытие студента в учебном процессе, какие ценности и стандарты деятельности им усваиваются и присваиваются как личностно значимые, зависит и качество деятельности, которое усваивается и уровнем активности собственного «Я».
В исследовании педагогические условия составляют то пространство учебного процесса, в котором студент может осуществлять саморегулирование и самовоспитания в соответствии с требованиями педагогической профессии и своих возможностей в ней.
Известно, что проблема компетентности и ее формирования, оптимального соответствия субъекта деятельности требованиям объекта, достижения высокого уровня деятельности человека находит свое решение в формировании индивидуального стиля учебной деятельности.
По мнению В. И. Климовой [6], Г. Стенберга [7], Н. В. Петровой [8]), индивидуальный стиль учебной деятельности - это своеобразная система психолого-педагогических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек с целью наилучшего уравновешивания своей психологически обусловленной индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности. Индивидуальный стиль деятельности определяется самим человеком, его индивидуальностью, то есть «не-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
повторимым самобытным способом бытия конкретной личности как субъекта самостоятельной деятельности» [9], так и самой деятельностью.
В процессе формирования индивидуальный стиль учебной деятельности проявляет свою зависимость как от специфики учебного процесса, актуализации психологических качеств личности, так и от особенностей его включения в постоянно повторяющиеся ситуации, требующие определенной деятельности.
Преломление этих закономерностей сквозь призму определенной организации процесса профессионально-педагогической подготовки будущего педагога предполагает предоставление возможности студентам самостоятельно осознавать и производить систему педагогических действий, приводящих к развитию ситуации. Создание такого рода системы, по сути, является вхождением будущего педагога в структуру и содержание процессов обучения и воспитания как сферу своего профессионального бытия. В самоопределении находят свое решение противоречия между социальной обусловленностью индивидуального сознания, психологических качеств личности в целом и активностью субъекта в этой детерминации, в подчинении его обстоятельствам и сохранении собственной неповторимости. В соответствии с этими закономерностями выделяем отражение в содержании подготовки студентов современных подходов к пониманию сущности и механизмов лидерства как педагогическое условие их подготовки к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы.
При определении следующего условия мы исходили из того, что для приобретения опыта воспитания спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы, изучения особенностей проявления лидерства в детской среде и выявления условий эффективного формирования у детей спортивных лидерских качеств необходимо определить то пространство, которое будет основой для формирования этих качеств. Такой основой является физкультурно-образовательное пространство.
В работе определяем понятие «физкультурно-образовательное пространство», под которым понимаем существующую в образовании среду, где субъективно задаются множества отношений и связей по развитию индивида и его социализации. Физкультурно-образовательное пространство рассматривается как основа развития спортивных лидерских качеств учащихся.
Заметим, что любой опыт формируется в деятельности. По мнению К. А. Абуль-хановой-Славской, когда рассматривают деятельность, обращают внимание на то, что она является изменением объекта, при этом совершенно не учитывают, что она одновременно является изменением самого субъекта: изменение качества деятельности неизбежно влечет за собой изменение качества ее субъекта. Повышение качества деятельности обусловливает совершенствование личности как субъекта деятельности, и наоборот. В связи с изменением качества деятельности и совершенствованием его субъекта необходимо выделить аспект саморегуляции - ценностный, связанный с сознанием и чувствами личности [10].
В процессе усвоения деятельности чувства сначала играют роль контролера, который, оценивая достигающие результаты, фиксирует состояние, способствует этому достижению (уверенность - не уверенность, удовлетворенность - не удовлетворенность). С усовершенствованием деятельности чувства как механизм саморегуляции могут подкреплять мотивацию субъекта, перерастают в более высоких уровнях в непосредственный мотив деятельности (любознательность, познавательный интерес, нравственное чувство и др.). Чувство удовлетворения, связанное с преодолением субъектом труда самой деятельности, приобретает смысл собственной силы, самоценности личности.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
В связи с этим трудно переоценить значение роли опыта в процессе такого развития личности, поскольку «опыт - это не только логика предмета, которым субъект овладевает в процессе деятельности, но и логика действий самого субъекта, которая обеспечивает деятельность и качество этой деятельности. Саморегулирование осуществляется как постоянное соотношение своих реальных возможностей с требованиями ситуации общения, деятельности» [11].
Саморегуляция как исходный момент обязательно требует наблюдения человека за собой, за своей деятельностью и способами ее осуществления, что происходит как рефлексия. Рефлексия - это «форма теоретической деятельности общественно развитого человека, направленная на осмысление собственных действий и законов; деятельность самосознания, раскрывает специфику духовного мира человека» [12]. Рефлексия проявляется и функционирует как обращенное на саму себя сознание, сознание о самосознании.
Методологический принцип единства сознания и деятельности, который утверждается современной философией, стал одним из ведущих в психолого-педагогических исследованиях. Согласно ему сознание рассматривается как важнейшее свойство психики человека, выполняющее регулятивную, коммуникативную и когнитивную функции относительно ее деятельности.
Раскрывая динамичность и процессуальность самосознания, И. И. Чеснокова подчёркивает, что в реальной жизнедеятельности самосознание личности проявляется в саморегуляции, основанием для которой служат результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к своему «Я» и его места в структуре общественных отношений [13].
Самопознание - многостадийный процесс, который условно можно разделить на два этапа. Первому свойственно соотнесение и сравнение себя с другими людьми. На этом уровне формируется представление о некотором психологическом качестве, свойстве человека, которое признается значимым и затем транспонируется на себя. Таким образом, устанавливаются присутствие этого психологического качества в себе самом, его выразительность, формы проявления, уровень развития и др. Впоследствии происходит переход на более высокую ступень самопознания. Те особенности другого человека, которые перенесены на себя, констатируются в виде отдельных качеств и фиксируются в конкретных поведенческих актах, заменяются более глубокими сущностными свойствами, которые впоследствии характеризуют линию поведения человека в целом.
Второй этап самопознания следует из процесса соотнесения знаний о себе в рамках «Я» - «Я» и основан на усложнении способов изучения собственного внутреннего мира и осознании себя как субъекта, как некоторой целостности, единства внешнего и внутреннего способов бытия.
Существуют разные взгляды относительно того, каким образом осуществляется самопознание. Оно может протекать как самовосприятие и самонаблюдение, на более высоком уровне - как самоанализ и осмысление [14] или реализоваться в рефлексии и самонаблюдении, самоанализе и самооценке [15]. Однако наряду с данными различиями признается, что источником содержания самосознания выступают непосредственная деятельность человека и его опыт общения с другими людьми. При этом чем более сложные по своему содержанию поведенческие акты включаются в пространство самосознания, тем сложнее и выше уровень саморегуляции личности. Планирование личностью тех или иных изменений в самой себе, вызванных потребностями профессии, межличностным общением, и имеют преднамеренный, целенаправленный характер, служат высшей формой проявления саморегуляции. В
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
социальном плане это фиксируется как самовоспитание, осознание, управляемое самой личностью развитие, в процессе которого в интересах общества и самой личности планомерно формируются определенные качества, силы и способности [16].
Итак, в основе процесса самовоспитания и самосовершенствования личности лежат противоречия, внешние и внутренние, порождаемые средой или внутренним миром самого человека. Преодоление этих противоречий, их решение и является активной, творческой и сознательной деятельностью самой личности. С помощью рефлексии внешние, объективные обстоятельства интериоризируются в психике индивида и экстериоризируются в изменении им своего «Я», а через него - в новых способах деятельности.
Самосовершенствование и самовоспитание выражают внешне наиболее активные стороны регулировочно управленческой функции самосознания. На их основе строится «самопроектирование» субъекта, усвоение и присвоение того, что он считает необходимым иметь в своем «Я». В свою очередь, направленность и содержание этих процессов позволяют определить их как психологические предпосылки достижения личностью высокой производительности в деятельности, связанной с воспитанием и обучением.
В сфере деятельности человека, в процессе ее формирования как личности важное место занимает школьный коллектив. Коллектив - высокоразвитая группа с такими характерными чертами, как сплоченность, целеустремленность, ценностноориентационное единство и др. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения определяются через отношение к общему делу [17]. Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через влияние на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас необходимо искать новые, соответствующие духу времени решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли. Современная педагогическая наука переживает период поиска новых парадигм, неординарных подходов к становлению личности ребенка в условиях коллектива. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего, необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Школьники, члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив [18].
Развитие личности в школьном коллективе зависит и от содержания той деятельности, в которую включен этот коллектив, и от способов ее организации. Педагогам необходимо помнить, что именно деятельность предъявляет лидера. Поэтому через специальную организацию учебной деятельности можно обеспечить благоприятные возможности для успеха учеников, обладающих развивающим потенциалом воздействия на сверстников.
Рассматривая педагогические аспекты использования средств физической подготовки в интересах формирования спортивных лидерских качеств в коллективе, следует прежде всего ориентироваться на анализ воспитательной функции физкультурно-спортивной деятельности.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию благоприятных межличностных отношений, дружбы и товарищества в детском коллективе. Именно в ходе этой деятельности создаются условия для установления, сохранения и изменения важнейших форм взаимовлияния и контактов группового и коллективного взаимодействия, что, в свою очередь, существенно влияет на стиль руководства и социально-психологической климат, традиции и дисциплину, отношение к учебе. Положительные отношения внутри коллектива являются одним из важнейших условий достижения высокой успеваемости в учебе.
Совместная форма занятий физическими упражнениями более качественно влияет на улучшение дружественных отношений между детьми, чем выполнение упражнений индивидуального характера. Объясняется это, во-первых, возможностью достижения личностно значимой цели при выполнении физических упражнений преимущественно через коллективные усилия; во-вторых, наличием непосредственной зависимости членов коллектива друг от друга; в-третьих, возможностью переноса взаимоотношений между детьми, которые сложились в процессе занятий физической подготовкой и спортом, во все другие сферы их деятельности. Таким образом, приобретение опыта формирования спортивных лидерских качеств учащихся в физкультурно-образовательном пространстве определяем как второе педагогическое условие подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы.
Третье педагогическое условие определяем как педагогическую поддержку и сопровождение формирования спортивных лидерских качеств у учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса.
Идею педагогической поддержки и педагогического сопровождения в соответствии с условиями обучения детей и подростков разработали Е. В. Бондаревская [19], А. С. Газман [20], Т. А. Строкова [21].
В широком социокультурном контексте идея поддержки понимается как естественный акт содействия кому-то в самоопределении и самореализации, нахождении, осознании, постановке, осуществлении личностных целей, связанных с образованием и саморазвитием [22]. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного определения с обучаемым интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [23]. При этом стратегия педагогической поддержки раскрывается в тактиках защиты, помощи, содействия, взаимодействия педагога и его воспитанников [24].
Идея педагогической поддержки и способы ее реализации базируются на принципах К. Р. Роджерса, согласно которым целью деятельности педагога является обеспечение условий для развития у его воспитанников здоровой Я-концепции, при этом источник и движущие силы личностного роста находятся в самом человеке и исходным условием успешного личностного роста является принятие себя.
Условно средства педагогической поддержки исследователи разделяют на две группы. Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех и создает необходимый для обучения эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку конкретного индивида и предполагает диагностику уровня его развития, обученности, воспитанности, выявление личностных проблем. Особую роль в индивидуальной поддержке играет создание ситуаций успеха, что способствует формированию психологически благоприятной атмосферы для само-
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
реализации личности, повышению ее статуса как субъекта обучения в собственных глазах и глазах окружающих (Е. В. Бондаревская [25]).
Педагогическое сопровождение рассматривается как помощь школьнику в его личностном росте, установка на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (В. Слободчиков, И. Фрумин); как особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение школьников к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (А. Муд-рик), как пролонгированная педагогическая поддержка (П. Эльканова), как направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (Н. Пряжников, С. Чистякова и др.), когда для учеников создаются условия для продуктивного решения возрастных проблем, чтобы они смогли понять их содержание, назначение, ценности, содержание социальной деятельности, особенности ее освоения и реализации [26].
А. Л. Уманский рассматривает сопровождение как процесс взаимодействия педагогов с группой детей для оказания помощи в реализации лидерского потенциала каждого ребенка и создание условий, обеспечивающих эту помощь в тех ситуациях, в которых проявление присущего ребенку сочетания качеств будет иметь максимальный эффект [27].
Термин «сопровождение» прочно вошел в профессиональную жизнь психологов, педагогов, медиков, валеологов и употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем.
Е. А. Козырева понимает психолого-педагогическое сопровождение одновременно и как принцип профессиональной деятельности школьного психолога, и как технологию психологической работы, и как систему профессиональной деятельности [28].
Элементами психолого-педагогического сопровождения выступают:
- психологическое сопровождение отношений детей через групповые формы работы;
- индивидуальное психологическое сопровождение развития отношений детей;
- психологическое сопровождение классных руководителей в аспекте воспитательно-развивающего отношения к ребенку;
- психологическое сопровождение родительского отношения (к детям, школе, учебе, воспитанию);
- психологическое сопровождение принятия управленческих решений;
- психологическое сопровождение образовательного процесса;
- психологическое сопровождение отношений в педагогическом коллективе;
- психологическое сопровождение отношений в диадах «ученик - учитель», «учитель - родитель» [29].
По мнению Т. Д. Фалахеевой, психолого-педагогическое сопровождение саморазвития личности дает возможность следовать естественному развитию, опираться на личностные достижения [30]. Сопровождающий учебно-воспитательный процесс педагог играет роль побудителя обучаемого к нахождению и принятию самостоятельных решений, ответственности, то есть создает необходимые условия для его саморазвития, осуществления личностных выборов, самодвижения.
А. С. Газман, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что суть ее заключается в том, чтобы помочь ученику преодолеть ту или иную преграду, трудности, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевые слова здесь - помощь ребенку [31].
7
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, в исследовании рассматриваем проблему педагогической поддержки и педагогического сопровождения детского спортивного лидерства, под которым понимаем систему профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры, направленной на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в школьной образовательной среде, развития спортивных лидерских качеств детей.
По нашему мнению, выделенные педагогические условия являются достаточными и способны обеспечить успешную подготовку будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы без вовлечения в учебный процесс каких-либо дополнительных средств.
Ссылки на источники
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 1998. - С. 6.
2. Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 137.
4. Там же.
5. Анцыферова Л. И. Личность и деятельность // Проблемы личности. Материалы симпозиума / ред. кол. В. М. Банщиков и др.: Всесоюз. науч.-мед. о-во невропатологов и психиатров. - М.: Ин-т философии АН СССР, 1970. - 519 с.
6. Климова В. И. Человек и его здоровье. - М.: Знание,1986. -189 с.
7. Практический интеллект / под общ. ред. Р. Стенберга. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
8. Петрова Н. В. Педагогическое проектирование совместной деятельности преподавателя и студентов как фактор совершенствования профессионально-творческой подготовки студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». - Челябинск, 1998. - 17 с.
9. Филосовский словарь. - Изд. 5-е. - М.: Изд-во полит. лит., 1987. - С. 163.
10. Абульханова-Славская К. А. Указ. соч.
11. Чеснокова-Иванова И. И. К вопросу об исследовании самосознания в психологическом аспекте // Личность и деятельность: тез. докл. к V Всесоюз. Съезду психологов СССР 27 июня - 2 июля 1977 г. / гл. ред. А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - С. 30.
12. Большая советская энциклопедия. - Изд. 3-е. - М.: Сов. энцикл.1975. - Т. 22. - С. 55.
13. Чеснокова-Иванова И. И. Указ.соч.
14. Черненко Л. И. Совершенствование мастерства преподавателя средствами обучения методам анализа педагогической деятельности (в курсе педагогики высшей школы на ФПК): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Л., 1984. - 265 с.
15. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: МГП «Петрополис», 1992. - 123 с.
16. Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
17. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. Педагогические раздумья / сост.: Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988 . - 304 с.
18. Подласый Б. Д. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - С. 502-508.
19. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. - 352 с.
20. Газман О. С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания (на материале воспитательной работы со старшеклассниками в условиях летнего лагеря): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец.
13.00.01 «Общая педагогика». - М., 1974. - 26 с.
21. Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. - 2002. - № 4(5). -С. 20-27.
22. Саитбаева Э. Р. Принцип образовательной поддержки самоопределения педагога-профессионала // Образование взрослых в современном развивающемся обществе // Современное образование взрослых: общие вопросы функционирования и развития. - СПб.: ИОВ РАО, 2003. - С. 287.
23. Газман О. С. Указ. соч.
24. Саитбаева Э. Р. Указ. соч. - С. 287-288.
25. Бондаревская Е. В. Указ. соч.
8
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
26. Алфiмов Д. В. Теорiя i методика виховання лщерських якостей особистост у сучаснш загальноос-вггнш школг дис. ... д-ра пед. наук: 13.00. - Донецьк, 2012. - С. 265-266.
27. Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. доктора пед. наук: 13.00.01. - Кострома, 2004. - С. 65.
28. Козырева Е. А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождния детей, их учителей и родителей // Школьный психолог. - 2001. - № 33. - С. 55.
29. Там же.
30. Фалахеева Т. Д. Андрагогическая модель профессионального саморазвития личности студентов заочного отделения в процес се обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Комсомольск-на-Амуре, 2007. - 270 с.
31. Газман О. С. Указ. соч.
Anna Titova,
Senior lecturer at the chair of Sports and Games, South Ukrainian National Pedagogical University after
K. D. Ushynsky, Odessa
titovaanya@mail.ru
Pedagogical conditions for training of future Physical Culture teachers to develop sport leadership qualities of comprehensive school pupils
Abstract. The pedagogic conditions for the training of the future teachers of Physical Culture to develop sport leadership qualities of pupils studying at comprehensive school are grounded in the paper. The conditions facilitating successful training targeted for the future teachers of Physical Culture and aimed at developing sport leadership qualities of the pupils studying at comprehensive school are specified: reflection of modern approaches to the understanding of the essence and mechanisms of leadership in the students’ training contents; acquisition of the experience demonstrating the development of pupils’ sport leadership qualities within physical and educational area; pedagogic support while developing pupils’ sport leadership qualities during the educational process.
Key words: pedagogic conditions, future teachers of Physical Culture, sport leadership qualities, pupils of comprehensive school.
References
1. Anan'ev, B. G. (1998) Chelovek kakpredmetpoznanija, Nauka, Moscow, p. 6 (in Russian).
2. Andreev, V. I. (2000) Pedagogika: ucheb. kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija, 2-e izd, Centr inno-vacionnyh tehnologij, Kazan', 608 p. (in Russian).
3. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. (1981) “Razvitie lichnosti v processe zhiznedejatel'nosti”, Psihologija formirovanija irazvitija lichnosti, Nauka, Moscow, p. 137 (in Russian).
4. Ibid.
5. Ancyferova, L. I. (1970) “Lichnost' i dejatel'nost'”, Problemy lichnosti. Materialy simpoziuma / Vsesojuz. nauch.-med. o-vo nevropatologov i psihiatrov, In-t filosofii AN SSSR, Moscow, 519 p. (in Russian).
6. Klimova, V. I. (1986) Chelovek i ego zdorov'e, Znanie, Moscow, 189 p. (in Russian).
7. Stenberg, R. (ed.) (2002) Prakticheskijintellekt, Piter, St. Petersburg, 272 p. (in Russian).
8. Petrova, N. V. (1998) Pedagogicheskoe proektirovanie sovmestnoj dejatel'nosti prepodavatelja i studen-tov kak faktor sovershenstvovanija professional'no-tvorcheskoj podgotovki studentov vysshih uchebnyh zavedenij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obra-zovanija”, Cheljabinsk, 17 p. (in Russian).
9. (1987) Filosovskij slovar', Izd. 5-e, Izd-vo polit. Lit., Moscow, p. 163 (in Russian).
10. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. (1981) Op. cit.
11. Chesnokova-Ivanova, I. I. (1977) “K voprosu ob issledovanii samosoznanija v psihologicheskom aspekte”, in Leont'ev, A. N. (ed.) Lichnost' i dejatel'nost': tez. dokl. k V Vsesojuz. S#ezdu psihologov SSSR 27 ijunja - 2 ijulja 1977 g., Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, p. 30 (in Russian).
12. (1975) Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija, Izd. 3-e, Sov. jencikl., t. 22, Moscow, p. 55 (in Russian).
13. Chesnokova-Ivanova, I. I. (1977) Op. cit.
14. Chernenko, L. I. (1984) Sovershenstvovanie masterstva prepodavatelja sredstvami obuchenija metodam analiza pedagogicheskoj dejatel'nosti (v kurse pedagogiki vysshej shkoly na FPK): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Leningrad, 265 p. (in Russian).
15. Apanasenko, G. L. (1992) Jevoljucija biojenergetiki i zdorov'e cheloveka, MGP “Petropolis”, St. Petersburg, 123 p. (in Russian).
16. Kochetov, A. I. (1974) Pedagogicheskie osnovy samovospitanija, Znanie, Moscow, 64 p. (in Russian).
17. Makarenko, A. S. (1988) Vospitanie grazhdanina. Pedagogicheskie razdum'ja / sost.: R. M. Beskina, M. D. Vinogradova, Prosveshhenie, Moscow, 304 p. (in Russian).
9
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Титова А. В. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к формированию спортивных лидерских качеств у учащихся основной школы // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15356. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15356.htm. - ISSN 2304-120X.
18. Podlasyj, B. D. (1996) Pedagogika, Prosveshhenie, Moscow, pp. 502-508 (in Russian).
19. Bondarevskaja, E. V. (2000) Teorija i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija, Izd-vo RGPU, Rostov n/D., 352 p. (in Russian)
20. Gazman, O. S. (1974) Detskij kollektiv kak sub#ekt i ob#ekt vospitanija (na materiale vospitatel'noj raboty so starsheklassnikami v uslovijah letnego lagerja): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec.
13.00. 01 "Obshhaja pedagogika", Moscow, 26 p. (in Russian).
21. Strokova, T. A. (2002) “Pedagogicheskaja podderzhka i pomoshh' v sovremennoj obrazovatel'noj prak-tike”, Pedagogika, № 4(5), pp. 20-27 (in Russian).
22. Saitbaeva, Je. R. (2003) “Princip obrazovatel'noj podderzhki samoopredelenija pedagoga-professionala”, Obrazovanie vzroslyh v sovremennom razvivajushhemsja obshhestve”, Sovremennoe obrazovanie vzroslyh: obshhie voprosy funkcionirovanija irazvitija, IOV RAO, St. Petersburg, p. 287 (in Russian).
23. Gazman, O. S. (1974) Op. cit.
24. Saitbaeva, Je. R. (2003) Op, cit., pp. 287-288.
25. Bondarevskaja, E. V. (2000) Op. cit.
26. Alfimov, D. V. (2012) Teorija i metodika vihovannja liders'kih jakostej osobistosti u suchasnij zagal'noosvitnij shkoli: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00, Donec'k, pp. 265-266 (in Ukrainian).
27. Umanskij, A. L. (2004) Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva: dis. doktora ped. nauk:
13.00. 01, Kostroma, p. 65 (in Russian).
28. Kozyreva, E. A. (2001) “Teoretiko-tehnologicheskie aspekty psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdn-ija detej, ih uchitelej i roditelej”, Shkol'nyjpsiholog, № 33, p. 55 (in Russian).
29. Ibid.
30. Falaheeva, T. D. (2007) Andragogicheskaja model' professional'nogo samorazvitija lichnosti studentov zaochnogo otdelenija v proces se obuchenija v vuze: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, Komsomol'sk-na-Amure, 270 p. (in Russian).
31. Gazman, O. S. (1974) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Нестеренко В. В., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 05.10.15 Получена положительная рецензия 06.10.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 06.10.15 Опубликована 08.10.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Титова А. В., 2015
www.e-koncept.ru
10