УДК 159.98 ББКТ59
DOI: 10.24411/2500-0365-2019-14409
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
И ГЕРОНТОГОГИКА
О. В. Токарь1, О. П. Степанова1, Н. Г. Баженова1, Е. Ю. Шпаковская1,
М. Р. Арпентьева2
1 Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова,
Магнитогорск, Россия
2Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, Калуга, Россия
Рассматриваются разные теории старения, выделяются основные проблемы стареющих людей, даются рекомендации по работе с разными типами людей в контексте выделяемых данными теориями проблем старения и старости. Актуальность осуществлённого исследования связана с попыткой целостного осмысления проблем адаптивной физической культуры и спорта в контексте разработки и реализации технологий и программ сопровождения пожилых и старых людей в контексте гераго-гики (геронтогогики).
Ключевые слова: герагогика, геронтогогика, благополучие, спорт, адаптивная физическая культура, туризм.
Актуальность. Проблемы адаптивной физической культуры и спорта в работе с пожилыми и старыми людьми — одно из направлений геронтогогики или герагогики. Работа в этом направлении в нашей стране всё ещё находится на начальном этапе: нет ни достаточного числа учреждений, ни значительного числа оригинальных внедрённых в практику концепций, ни технологий адаптивной физической культуры и спорта, разработанных специально для стареющих людей.
Цель исследования — изучение возможностей и проблем адаптивной физической культуры и спорта в работе с пожилыми и старыми людьми в контексте герагогики, анализ современных концепций старений, проблем, с которыми сталкивается стареющий человек.
Методы исследования: теоретический анализ перспектив и проблем адаптивной физической культуры и спорта в работе с пожилыми и старыми людьми в контексте представлений о функциях, возможностях и технологиях современной герагогики.
Основные результаты исследования. Как показывает анализ современных и более ранних исследований, население России (и, ранее, СССР) в массе своей негативно относилось и относится к старению, его процессам и результатам, рассматривая их как в основном результаты деструкции, инволюции, повышенной заболеваемости и приближения к смерти [1; 2; 5; 13].
Однако спорт и физкультура рассматриваются как удел молодых или тех немногих, кто вопреки старению, хочет оставаться молодым. Вместе с тем в мире всё активнее звучат мысли о важности геронтогогики, или геронтогики (eldergogy, geragogy), как практики гармонизации социальных отношений, повышения качества жизни, экономического, нравственного, психологического, физического и иных видов здоровья и благополучия населения [8. С. 547; 9. С. 6].
О. Фр. Боллнов предложил называть геронто-гогикой педагогику пожилых людей и всё, что связано с образовательной деятельностью данной возрастно-образовательной группы [17].
Важным стимулом развития герагогики дала возрастающая из года в год активизация практик образования (воспитания и обучения) людей третьего возраста, в том числе в контексте решения задач, связанных с «обучением старению» и интеграции представителей различных поколений, межпоколенческого диалога и взаимопонимания, повышения качества жизни и уровня здоровья пожилых и старых людей.
Практики и теоретики видят цель образования в развитии общественной активности пожилых людей, стимулировании их мотивации к самосовершенствованию, в том числе средствами адаптивной физической культуры и спорта, туризма и рекреации. В рамках герагогической модели работы с пожилыми цель и функции физической
культуры и спорта, туризма и рекреации, в том числе в контексте профилактики, коррекции, реабилитации и абилитации, развития и совершенствования человека связаны с поддержкой и реализацией личностной, поддержанной сообществом и государством, инициативы человека к обогащению жизни [9. С. 48; 19; 20], «геросоциализации» [19; 21]. Такая геросоциализация включает в себя две фазы, которые геронтологи описывают как типы социализации, отображающие отношение людей к выходу на пенсию:
1) пожилые и старые люди стремятся реализовать и изменить себя в изменившихся жизненных обстоятельствах, планируют перемены (будущее) и активны в настоящем исходя из ощущения своей «нужности», стремления приносить пользу другим людям, обществу, веры в себя, интереса к жизни и переменам, способности контролировать окружающиеся события, заботится о себе и своём здоровье, качестве жизни в целом. Люди этой группы часто активно занимаются спортом /физической культурой не только и не столько в режиме реабилитационном, лечебном, сколько в режиме самосовершенствования, развития. Они активно занимаются рекреацией и туризмом, участвуют в массовых спортивных мероприятиях или группах здоровья, увлекаются медитациями и т. п.;
2) пассивное отношение к себе и жизни, отчуждение, сужение круга интересов и «подчинение власти прошлого», обеднённость настоящего, задаваемого границами внешних статусов и ролей (семейных и профессиональных), недоверие, избегание перемен, негативизм и ощущение неспособности изменить мир и себя, изоляция и ориентация на защиту «сверху» («вампиризм») [1-3; 15]. Такое «крушение» переживают люди, которые не «нашли себя», не научились жить, опираясь на самих себя, до выхода на пенсию [9. С. 36]. Люди этой группы часто избегают занятий спортом и физической культурой, в том числе пренебрегают ФЛК и ребилитационными программами, включающими компоненты двигательной активности. Они избегают и рекреации, полностью сосредоточившись на переживаниях неуспехов, нездоровья, бессмысленности и конечности жизни;
3) важная группа пожилых людей, на наш взгляд, может быть описана как «диффузники». Эта группа лиц в сообществе, не обращающем особого внимания на качество жизни и оздоровительно-спортивные мероприятия для стареющих граждан, обычно присоединяется ко второй группе.
Однако, поскольку данная группа весьма велика (по оценкам Ф. Зимбардо, Б. Ф. Поршнева и их последователей, от 28 до 90 % населения), то мы полагаем необходимым выделить её в отдельный тип людей. Необходимость его выделения связана с тем, что в сообществах, где спорт и физическая культура пропагандируются, где старение и старость рассматриваются как ценность и повод не только подготовки к уходу из жизни, но и повод к самосовершенствованию, повод заботы о своём здоровье и телесном капитале (как важном компоненте человеческого и социального капиталов), такие люди составляют довольно большую группу лиц, которые от амбивалентно-неопределённого отношения к себе и миру способны переходить в группу с позитивным отношением Для этого важно, в частности, обеспечить полноценную физическую активность, вне которой человек любого возраста, не говоря о пожилом или старом человеке, резко теряет в качестве жизни, мотивации к продуктивным и эффективным переменам и са-вершенствованию.
В теории успешного старения Р. Дж. Хэвайюрса отмечается поэтому умение использовать своё свободное время [22]. Это умение (способность и готовность) перенаправлять жизнь старого человека в сторону полезности и приятности или, если человек понял себя и уважал себя в течение всей жизни, поддерживать его обычную ориентацию. В этом случае пенсия выступает как приятный бонус, а выход на пенсию практически ничего не меняет в жизни и состоянии человека.
К сожалению, многие люди не готовы «жить своей собственной жизнью» в полной мере; окончание внешних требований, пенсия, становятся крахом. Работа с такими пенсионерами включает в себя поиск направлений самоактуализации, в том числе в спортивной, рекреационно-туристической и т. п. деятельности. Особенно продуктивны и эффективны виды активности, акцентирующие не только и не столько рекреационно-реабилитационный, сколько развивающий и даже чисто спортивный характер занятий.
Во многих случаях также весьма продуктивным и эффективным может быть комплексный туризм (спортивно-оздоровительный, культурно-образовательный и паломнический), а также занятия в клубах и «группах здоровья», нацеленных на достижение психофизического совершенства и гармонии в зрелом, пожилом и старческом возрастах.
В теории «двух факторов», отмечается, что негативные события в жизни человека обычно деструктивно влияют на его настроение, а позитивные события (карьера, рождение детей, внуков и т. д.) — конструктивно [24]. При этом интенсивность и тип реакции человека как социального существа на ситуацию определяет субъективное понимание себя и мира. Этот феномен «личного контроля» становится доминирующим при различных попытках приспособления к проблемам старения и связанных с ним приобретений и потерь. Обычно нужна гармония «своих сил» и «сил мира» [16; 34].
В случае дисгармоний весьма продуктивной и успешной является работа, направленная на виды физкультурной, рекреационно-туристической активности, которые не связаны с жёсткой конкурен-ций и превосходством, но, напротив, включают механизмы «наслаждения потоком» жизни, механизмы релаксации, раскрепощения. Для этого весьма полезны западный фитнес, растяжка, пила-тес или контрология Й. Пилатеса, аквааэробика, танцы живота и танцевальная аэробика, калла-нетика, кроссфит и скандинавская ходьба, иные развлекательно-игровые спортивные занятия, восточные медитативно ориентированные практики.
В теории компетентности старения отмечается задача социума дать человеку возможность активного действия. Компетентность есть проявление взаимоотношений между людьми и «окружающей средой» [9. С. 41]. Х. Клингенбергер выделяет важность мудрости, под которой понимает личностное качество, которое развивается в течение жизни [23].
Мудрость — это понимание «правды жизни» и умение использовать эту правду на благо всем, что предполагает жизнеутверждающую иерархию целей и ценностей, в том числе преобладание неагрессивных, спокойных способов решения проблем, самоорганизацию и пребывание в потоке и т. д.) [4; 9. С. 39-40; 28].
Для людей, достигших состояния мудрости, полезны и интересны осмысленные, опирающиеся на нравственно-философские доктрины занятия физической культурой и спортом (например, такие, которые практикуются в странах Востока, в Египте это гимнастика Г. Трисмегиста, или «зарядка фараонов», в Индии — хатха-йога и её российский вариант — «самомануальная терапия», в Японии — дзен, то есть оздоровительно-медитативные практики чань-буддизма, объединяющего йогу и медитацию, в том числе на коаны, а также
восточная оздоровительная гимнастика макко-хо Н. Ватару, китайская гимнастика разных стилей, развивавшаяся в контексте концепции «Учения о вскармливании жизни» («Яншэнсюэ») (солин, тайчи, пати, мейхуа и т. д.,), а также оздоровительный, лечебный и боевой цигун, ушу, тайцзыцуань, до-ин, и практики комплексного духовно-энергетического и психофизического воздействия типа «Ока возрождения», мудротерапия, практики любования природой и т. д.) [11; 12].
В теории модернизации пожилой возраст связан с социальной партисипацией. Учёные полагают, что продуктивность пожилых и старых людей — их готовность и способность понимать окружающий мир как сложно устроенный, способность к рефлексии и апперцепции [6; 25], развиваемой в контексте активного (само)обучения, в том числе в рамках физического труда и физической культуры. Продуктивность рождает системно-специфическую компетентность и интрагенера-тивную (внутрипоколенческую) продуктивность, представляет возможность оказания помощи и поддержки другим и себе, обеспечивая личную и социальную полезность поведения и взаимодействий стареющих [7; 9. С. 42-43; 36].
Поэтому в последнее время весьма востребована такая сфера, как спортивное «серебряное волон-тёрство». Цель волонтёров «серебряного» возраста — самореализация людей старшего поколения через волонтёрскую деятельность. Спортивное «серебряное волонтёрство» сочетает интересы пожилых и старых людей к спорту и физической культуре с практикой служения и задачами гене-ративности.
Для людей этой группы весьма стимулирующее влияние оказывает участие в культурно-массовых мероприятиях, обращённых на лечебно-профилактические, реакреационные формы и виды совместной физкультурно-спортивной деятельности. Участие в жизни сверстников позволяет «компенсировать» неизбежные для многих пожилых и старых людей потери сверстников — старых друзей и знакомых, задать новый контекст и новую перспективу жизни («жизнь продолжается»).
Сопровождение пожилых и старых людей в контексте задач современной геронтогогики, или ге-рагогики с точки зрения заботы о качестве жизни и, в частности, «телесном капитале» выступает как комплексная, системная практика и её теоретическое осмысление с пожилыми и старыми людьми в контексте адаптивной физической культуры
и спорта. Она интегрирует задачи формирования и развития культуры работы с телом, душой и духом человека [15; 18].
Заключение. В процессе сопровождения как профилактической, психодиагностической, кор-рекционной, реабилитационной, развивающей и рекреационной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее успешными являются комплексные, методики, технологии программы адаптивной физической культуры и спорта, туризма и т. д., в том числе активизирующие процессы и позволяющие подтверждать значимость этих процессов социальной взаимопомощи и самопомощи, партисипации стареющих людей в жизни сообщества.
Список литературы
1. Анцыферова, Л. И. Новые стадии поздней жизни: время тёплой осени или суровой зимы? / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. — 1994. — № 3. — С. 99-105.
2. Арпентьева, М. Р. Отношения пожилых и старых людей к себе и миру и варианты психологической помощи / М. Р. Арпентьева // Клинич. геронтология. — 2017. — № 9-10. — С. 4-6.
3. Арпентьева, М. Р. Философско-антропологиче-ские аспекты современной педагогики, адрагогогики и геронтогогики / М. Р. Арпентьева // Образование взрослых в условиях современности : сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф., 8-9 дек. 2017 г. — Екатеринбург : УрГПУ, 2017. — С. 6-12.
4. Бутовская, М. Л. Агрессия и мирное сосуществование / М. Л. Бутовская, В. Н. Буркова, В. М. Ти-менчик, Е. Ю. Бойко. — М. : Науч. мир, 2006. — 275 с.
5. Вершловский, С. Г. Андрагогика / С. Г. Верш-ловский. — СПб. : СПб АППО, 2014. — 148 с.
6. Горлова, Е. Б. Формирование системы просвещения пожилых людей в России и за рубежом / Е. Б. Горлова // Вестн. Сев.-Кавказ. гос. техн. унта. — 2012. — № 2 (31). — С. 156-159.
7. Ермак, Н. А. Социально-педагогические предпосылки развития герагогики / Н. А. Ермак // Педагогика. — 2011. — № 9. — С. 34-41.
8. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 2 / Я. А. Коменский. — М. : Педагогика, 1982. — С. 452-547.
Поступила в редакцию 5 апреля 2019 г.
9. Кононыгина, Т. М. Герагогика / Т. М. Кононы-гина. — Орёл : Крас. строка, 2006. — 166 с.
10. Краснова, О. В. Социальная психология старения / О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М. : Академия, 2002. — 288 с.
11. Левин, П. Око настоящего возрождения в пошаговых фотографиях / П. Левин. — М. : АСТ, 2014. — 170 с.
12. Левин, П. Око настоящего возрождения / П. Левин. — М. : АСТ, 2013. — 130 с.
13. Летфуллин, И. С. Как быстро сесть на шпагат / И. С. Летфуллин. — Набережные Челны : Камс. по-литехн. ин-т, 1998. — 258 с.
14. Пожилые люди: стратегии социальной помощи / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. — Ульяновск : Зебра, 2016. — 131 с.
15. Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. — СПб. : СО им. М. М. Ковалевского, 2001. — 380 с.
16. Baltes, P. B., Baltes M. Optimierung durch Selektion und Kompensation / P. B. Baltes, M. Baltes // Zeitschrift für Pädagogik. — 1989. — Bd. 35. — S. 85-105.
17. Bollnow, O. Fr. Das hohe Alter / O. Fr. Bollnow // Neue Sammlung. — 1962. — Heft 5, № 2. Jahrg. — P. 385-396.
18. Borscheid, P. Plädoyer für eine Geschichte des Alltäglichen / P. Borscheid // Ehe, Liebe, Tod / P. Borscheid, H. J. Teuteberg. — Münster : Coppenrath, 1983. — S. 1-14.
19. Bubolz-Lutz, El. Geragogik. Das Lehrbuch / El. Bubolz-Lutz, E. Gösken, C. Kricheldorff, R. Schra-mek. — Kohlhammer, Stuttgart 2010. — 450 s.
20. Bubolz-Lutz, E. Anding, Angela. Bildung im Alter / El. Bubolz-Lutz. — Leipzig-Weissenfels : Verlag Ille Riemer, 2002. — 254 s.
21. Habermas, J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation / J. Habermas // Ders, H. D. Kultur und Kritik. — Frankfurt am Main, 1973. — S. 118-194.
22. Havighurst, R. J. Successful aging / R. J. Havig-hurst // Processes of aging / eds. by C. Tibbits, W. Donahue. — New York, 1963. — Р. 299-320.
23. Klingenberger, H. Ganzheitliche Geragögik / H. Klingenberger. — Obb : Klinkhardt, 1992. — 347 s.
24. Stallings, M. C. Relationships among life events / M. C. Stallings, C. C. Dunham, M. Gatz // J. of Applied Gerontology. —1997. — Vol. 16. — Pp. 104.
25. Tews, H. P. Das Alter und die Politik / H. P. Tews // Die ergraute Gesellschaft / DZA (Hrsg.). — Berlin, 1987. — S. 141-188.
Для цитирования: Токарь, О. В. Психолого-педагогические проблемы адаптивной физической культуры и спорта и геронтогогика / О. В. Токарь, О. П. Степанова, Н. Г. Баженова, Е. Ю. Шпаковская, М. Р. Арпентьева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 4. — С. 55-60.
Сведения об авторах
Токарь Оксана Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия. tokar.mgtu@ mail.ru
Степанова Ольга Павловна — кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия.
Баженова Наталья Геннадьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия. [email protected]
Шпаковская Елена Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия. [email protected]
Арпентьева Мариям Равильевна — доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского. Калуга, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 4, pp. 55-60.
Psychological and Pedagogical Problems of Adaptive Physical Culture and Sport and Gerontogogy
Tokar O.V.1a, Stepanova O.P.1b, Bazhenova N.G.1c, Shpakovskaya E.Yu.1d, Arpentieva M.R.2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. [email protected], [email protected], [email protected], [email protected] 2Tsiolkovskiy Kaluga State University, Magnitogorsk, Russia. [email protected]
The relevance of the research carried out is connected with the attempt of a holistic understanding of the problems of adaptive physical culture and sports in the context of developing and implementing technologies and programs and accompanying the elderly and old people in the context of geragogics (gerontogogics).
The purpose of the study is to explore the possibilities and problems of adaptive physical culture and sports in working with older and old people in the context of geragogy.
Research methods: a theoretical analysis of the prospects and problems of adaptive physical culture and sports in working with older and older people in the context of ideas about the functions, capabilities and technologies of modern geragogics.
The authors consider different theories of aging, highlight the main problems of aging people, make recommendations for working with different types of people in the context of the theories of aging and old age highlighted by these theories.
The study conducted allows us to conclude that the problems of adaptive physical culture and sports in working with older and old people are one of the directions of gerontogogics (gerontogogy) or geragogics (geragody). Work in this direction in our country is still at the initial stage. This line of work with older and old people is one of the integrative and interesting. Gerontogogy is an important part of the harmonization of social relations, improvement of the quality of life, economic, moral, psychological, physical and other types of well-being of the population.
Keywords: geragogy, gerontogogy, well-being, sport, adaptive physical culture, sport.
References
1. Antsiferova L.I. Novyye stadii pozdney zhizni: vremya teploy oseni ili surovoy zimy? [New stages of late life: a time of warm autumn or harsh winter?]. Psi-
khologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 1994, no. 3, pp. 99-105. (In Russ.).
2. Arpent'yeva M.R. Otnosheniya pozhilykh i starykh lyudey k sebe i miru i varianty psikhologicheskoy po-moschi [Relationship of elderly and old people towards
themselves and the world and options for psychological help]. Klinicheskaya gerontologiya [Clinical gerontology], 2017, no. 9-10, pp. 4-6. (In Russ.).
3. Arpent'eva M.R. Filosofsko-antropologicheskiye aspekty sovremennoy pedagogiki, adragogiki i geron-togogiki [Philosophical-anthropological aspects of modern pedagogy, andragogy and gerontology]. Obrazovani-ye vzroslykh v usloviyakh sovremennosti [Adult Education in the context of modernity]. Yekaterinburg, 2017. Pp. 6-12. (In Russ.).
4. Butovskaya M.L., Burkova V.N., Timenchik V.M., Boyko E.Yu. Agressiya i mirnoye sosuschestvovaniye [Aggression and peaceful coexistence]. Moscow, 2006. 275 p. (In Russ.).
5. Vershlovskiy S.G. Andragogika [Andragogy]. St. Petersburg, 2014. 148 p. (In Russ.).
6. Gorlova E.B. Formirovaniye sistemy prosvesche-niya pozhilykh lyudey v Rossii i za rubezhom [Formation of the system of education of elderly people in Russia and abroad]. Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the North Caucasus State Technical University], 2012, no. 2 (31), pp. 156-159. (In Russ.).
7. Yermak N.A. Sotsial'no-pedagogicheskiye predpo-sylki razvitiya geragogiki [Socio-pedagogical conditions of development of geragogy]. Pedagogika [Pedagogy], 2011, no. 9, pp. 34-41. (In Russ.).
8. Komenskiy Ya.A. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya: v 2 tomakh, tom 2 [Selected pedagogical works: in 2 vol. Vol. 2]. Moscow, 1982. (In Russ.).
9. Kononygina T.M. Geragogika [Geragogy]. Orel, 2006. 166 p. (In Russ.).
10. Krasnova O.V., Liders A.G. Sotsial'naya psik-hologiya stareniya [Social psychology of aging]. Moscow, 2002. 288 p. (In Russ.).
11. Levin P. Oko nastoyaschego vozrozhdeniya v poshagovykh fotografiyakh [Eye of the present the Renaissance step-by-step photographs]. Moscow, 2014. 170 p. (In Russ.).
12. Levin P. Oko nastoyaschego vozrozhdeniya v poshagovykh fotografiyakh [Eye of the present the Renaissance step-by-step photographs]. Moscow, 2013. 130 p. (In Russ.).
13. Letfullin I.S. Kak bystro sest' na shpagat [How to do the splits]. Naberezhnyye Chelny, 1998. 258 p. (In Russ.).
14. Pozhilyye lyudi: strategii sotsial'noy pomoschi [Older persons: social assistance strategies]. Ulyanovsk, 2016. 131 p. (In Russ.).
15. Smirnov P.I. Sotsiologiya lichnosti [Sociology of personality]. St. Petersburg, 2001. 380 p. (In Russ.).
16. Bollnow O.Fr. Das hohe Alter. Neue Sammlung,
1962, heft 5, № 2, Jahrg, ss. 385-396. (In Germ.).
17. Borscheid P., Teuteberg H.J. Plädoyer für eine Geschichte des Alltäglichen. Münster, Coppenrath, 1983. Ss. 1-14. (In Germ.).
18. Bubolz-Lutz El., Gösken E., Kricheldorff C., Schramek R. Geragogik. Das Lehrbuch. Kohlhammer, Stuttgart, 2010. 450 s. (In Germ.).
19. Bubolz-Lutz, E. Anding, Angela. Bildung im Alter. Leipzig-Weissenfels, Verlag Ille Riemer, 2002. 254 s. (In Germ.).
20. Habermas J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation. In: Ders, H. D. Kultur und Kritik. Frankfurt am Main, 1973. Ss. 118-194. (In Germ.).
21. Havighurst R.J. Successful aging. In: Tibbits C., Donahue W., Williams J. Processes of agin. New York,
1963. Pp. 299-320.
22. Klingenberger H. Ganzheitliche Geragögik. Obb, Klinkhardt, 1992. 347 s. (In Germ.).
23. Stallings M.C., Dunham C.C., Gatz M. Relationships among life events. Journal of Applied Gerontology, 1997, vol. 16, pp. 104-106.
24. Tews H.P. Das Alter und die Politik. In: DZA (Hrsg.). Die ergraute Gesellschaft. Berlin, 1987. Ss. 141188. (In Germ.).