ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИНЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПОСТКОНФЛИКТНОГО РЕГИОНА
Масаева З.В.
В существующих общеобразовательных школах Чеченской республики существуют специфические особенности образовательной среды: последствия войны, этнические особенности, двуязычие, уровень профессионализма педагогов, качество образования и др. Для выявления особенностей психологической среды общеобразовательных школ Чеченской республики проведено анкетирование среди педагогов начальных классов.
Ключевые слова: особенности образовательной среды Чеченской республики, общеобразовательная школа, педагоги начальных классов, последствия военных действий.
Социально-психологическая атмосфера школьного коллектива, уровень психологической комфортности и безопасности выступают как совокупность условий, обеспечивающих оптимальную жизнедеятельность образовательного учреждения, в которую включены субъекты педагогической деятельности и оказывающие влияние на эту деятельность.
В рамках данного научно-практического исследования нами было проведено анкетирование, направленное на выявление общих тенденций, отражающих уровень представлений педагогов о положении современной школы в Чеченской республике, ее социально-психологическом статусе, на определение имеющихся психологических проблем у учителей и учащихся, уровне психологической безопасности образовательной среды школы.
Анализ ситуации, отражающей состояние психологической безопасности образовательной среды ряда общеобразовательных школ Чеченской республики, позволил выяснить общее и различное во взглядах на представленную проблему благополучных (1 группа) и неблагополучных школ (2 группа). Деление исследуемой выборки на две группы проходило по объективным показателям: по критерию качества образования и результативности деятельности образовательного учреждения на республиканском уровне.
В анкетировании приняло участие 102 учителя начальных классов городских и сельских школ Чеченской республики.
Анализ выборки респондентов показал, что исследуемая группа на 100 % представлена женщинами, средний возраст которых составляет 37 лет, согласно стажевому критерию данные распределились следующим образом.
В группе школ условно отнесенных к «благополучным» численность педагогов с разным педагогическим стажем работы представлена достаточно широко от 0-5 лет до 36-40 лет. Процентное соотношение стажевых групп в пределах от 11-15, от 16-20 лет, от 26-30 лет от 31-35 лет варьируется в пределах от 22 % до 26,2 % респондентов. Наименьшую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 36 до 40 лет - 7,6 %. Учитывая тот факт, что молодые специалисты в данной группе составляют 14 %, а специалисты от 6 до 10 лет 18,8 % можно констатировать что большую часть коллективов школ данной группы составляют педагоги, имеющие больший стаж педагогической работы. Тогда как, в группе школ условно отнесенных к «неблагополучным» наиболее представленной оказалась группа учителей со стажем от 1 до 5 лет - 30 %., на втором месте стоит группа от 16 до 20 лет - 27 %, затем следует от 11-15 лет - 25 %, от 21-25 лет - 23 %, наименее представленной оказалась группа от 26-30 лет педагогического стажа - 10 %.
Отвечая на вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что в вашей школе больше проблем, чем в какой-либо другой, если да, то какие это проблемы?» ответы респондентов второй группы распределились следующим образом. Большинство из них 75 % дали ответ «нет», они считают, что нет проблем, которые могли бы помешать обучению школьников. Для них созданы все условия, в том числе и развивающие классы, для более легкого усвоения материала. 22 % респондентов вообще не ответили на поставленный вопрос, что может свидетельствовать
о том, что данный вопрос либо проигнорировали, либо побоялись раскрыться, в сравнении с первой группой данный показатель у них составил 11 %, что в два раза меньше. 57 % учителей отметили, что у них проблем
не больше, чем в остальных школах. На наличие материальных проблем указали 26 % респондентов, они отмечают, что в школах отсутствуют спортивные залы, нет кабинетной системы, высокая перегруженность классов. 11 % учителей в качестве причины называют низкую дисциплинированность детей. Интересен на наш взгляд ответ: «Главная проблема (и очень важная) нашей школы заключается в том, что каждый из учителей считает себя центром Вселенной и почему то любят «промыть косточки» все кто вне поля видимости. Сами ничего не делают, но любят обсудить и раскритиковать то, что сделано другими - 11 %.
В отличие от ответов на данный вопрос второй группы на наличие в их школе больших проблем, нежели в какой-либо другой 66,6 % процентов ответили «нет». Указывая на имеющиеся проблемы, 45,6 % респондентов отмечают перегруженность классов и возникающие из-за этого сложности. На недостаточное качество знаний учащихся указали 10 % педагогов. На проблемы с дисциплиной учащихся отметили 10,5 % респондентов, что практически совпадает с мнением по данному вопросу участников второй группы. 11 % респондентов первой группы высказали предложение ввести для начальной школы пятидневку, с целью снижения напряжения и повышения эффективности обучения.
Изучая мнение педагогов по поводу уровня благоприятности и психологической комфортности образовательной среды, были получены следующие результаты. В выборке учителей второй группы отмечается поляризация мнений в оценке благоприятности и не-благоприятности психологической среды: 58 % респондентов ответили, что среда благоприятная и 57 % имеют прямо противоположную точку зрения. 11 % отметили на нейтральную психологическую обстановку и 14 % указали на изменчивость психологической атмосферы в их образовательном учреждении. Мнение учителей первой группы распределились по данному вопросу следующим образом: 68,2 % респондентов оценивают психологическую среду как комфортную и благоприятную, 43,8 % отмечают как неблагоприятную и 20 % указывают на ее изменчивость и непостоянство.
Отвечая на вопрос: «Ощущаете ли Вы, что дети, которые учатся в Вашей школе, отличаются от детей из регионов, в которых не было боевых действий? Если да, то чем?» почти половина 44,5 % учителей первой группы и 42 % учителей второй группы ответили утвердительно. Соответственно 19,5 % учителей первой группы и 25 % второй дали отрицательный ответ. В основном респонденты обеих групп указывают на отрицательное влияние боевых действий на психику детей. Указывая особенности отличий детей из данного региона, 26 % респондентов второй группы и 24,6 % первой отмечают наличие агрессивности, повышенной возбудимости, неадекватности поведения, нарушений психики, быстрой утомляемости. Например,
«Прислушиваются к посторонним звукам. Психически неуравновешенны. Быстро утомляются, больше говорят о страшных и противочеловеческих поступках». С наличием имеющихся психологических проблем 21 % педагогов связывают низкую успеваемость и неспособность овладеть программным материалом.
На влияние военных действий на систему образования указали все 100 % респондентов второй группы и 14 % отметили, что наблюдается динамика позитивных изменений в системе образования ЧР в последние годы. Результаты ответов первой группы несколько отличаются: 11,6 % учителей ответили отрицательно на данный вопрос и 10 % вообще ушли от ответа.
На вопрос «Какие, по Вашему мнению, меры можно предпринять, чтобы улучшить подготовку детей и качество образования?» больше половины учителей 55 % второй группы и 67 % первой отмечают необходимость развития учреждений дополнительного образования, детских организаций, занятость детьми во вторую половину дня. На необходимость развития дошкольного образования и улучшение педагогического состава (подбор, отбор, переподготовка, повышение квалификации), улучшение условий работы указали 28 % исследуемой выборки второй группы и 67 % респондентов первой группы. Также в пределах 10 % набрали следующие ответы:
- создать повсеместно реабилитационные центры, улучшить благосостояние народа, повысить статус учителя;
- сократить количество детей в классах до 20 учащихся и повысить заработную плату педагогов и поощрять премиями;
- с детьми больше должны заниматься психологи. В отличие от ответов второй группы 43,3 % учителей первой группы указали на наполняемость классов, и половина (50 %) респондентов подчеркнула необходимость организации подготовки и адаптации детей к школе. 13,25 % отметили важность работы с родителями и необходимость задействования СМИ для просвещения родителей и привлечение внимания к вопросам нравственного воспитания.
На вопрос анкеты «Существует ли необходимость на территории Чеченской республики в дошкольном образовании?» ответ получился единодушный, все 100 % респондентов ответили да, что свидетельствует
об актуальности данной проблемы и назревшей потребности ее разрешения.
Выяснение проблем, которые возникают у учителей в учебном процессе с учащимися из-за недостаточного владения детьми русским языком показало, что 28 % учителей первой группы и 31 % второй группы не дали ответа на поставленный вопрос. Большинство респондентов первой группы 70 % и 45 % второй группы отмечают трудности в понимании детьми изучаемого материала, затруднения
в пересказе текстов и написании сочинений. В виду того, что учащиеся из-за плохого знания русского языка плохо усваивают учебный материал они утрачивают интерес к учебе, на что указывают 41,5 % учителей первой группы. В ответах 23,5 % учителей второй группы наблюдаются следующие варианты: «Приходится объяснять на двух языках, а на это затрачивается много времени, или не могут пересказать текст на русском языке, не понимают условия задачи по математике и для этого приходится переводить на чеченский язык». Сложившаяся ситуация также требует своего разрешения с целью оптимизации психологического состояния учащихся и учителя.
Вопрос: Чувствуете ли Вы себя защищенным в школе? не вызвал больших различий в ответах исследуемых групп. Больше половины 66,2 % учителей первой группы и 73 % второй ответили утвердительно. Соответственно 27 % респондентов первой и 20 % второй групп не чувствуют себя защищенными в своем образовательном учреждении. В первой группе на поставленный вопрос не ответили 20 % учителей, во второй 14 %.
На вопрос: Считаете ли Вы, что в вашей школе есть необходимость в оказании психологической помощи? 95 % учителей первой группы и 82 % второй группы ответили положительно и соответственно 30 % и 20 % отрицательно.
Большое разнообразие ответов было представлено на вопрос: С какими проблемами Вы сталкиваетесь во взаимодействии с детьми?
На отсутствие каких-либо проблем указывают 22,7 % учителей первой группы и 15 % респондентов второй, при этом соответственно 27 % первой 20 % учителей второй группы вообще уходят от ответа на данный вопрос. Выделенные респондентами проблемы, с которыми они сталкиваются во взаимодействии с детьми можно распределить по степени убывания.
Результаты первой группы:
- слабое владение русским языком - 39 %;
- нарушение дисциплины, плохое поведение -32 %;
- невнимательность, неусидчивость, тревожность, потеря интереса - 23 %;
- гиперактивность - 17,5 %;
- слабые ученики - 12,5 %;
- низкая культура воспитания, невоспитанность родителей - 11 %.
Результаты второй группы:
- отсутствие дисциплины, неумение вести себя на уроке, непослушание - 28,2 %;
- непонимание, замкнутость - 22 %;
- неуспеваемость, плохая посещаемость, гиперактивность, неуравновешенное поведение -20,8 %;
- возрастание пассивности учащихся и падение интереса к учебе - 17,5 %;
- низкий уровень семейного воспитания, отсутствие родительского понимания - 12,5 %;
- непонимание друг друга - 12,5 %;
- низкая подготовка домашних заданий - 12,5 %;
- инфантильность - 10 %.
На вопрос «Возникают ли у Вас конфликты с родителями учеников? Если да, то, какие конфликты?» в первой группе в отличие от второй ответили все учителя, а во второй группе не ответили 1 % респондентов. В первой группе не возникают конфликты с родителями учеников указали 39 %, и 37 % учителей второй группы. Остальные полученные показатели по данному вопросу таковы.
Первая группа:
- да, возникают - 2 %;
- дисциплина - 2 %;
- посещаемость - 2 %;
- плохое поведение - 2 %;
- непонимание родителями своей роли в воспитании и обучении детей - 2 %;
- у родителей завышена оценка знаний своих детей - 1 %;
- отсутствие школьной формы - 1 %.
Вторая группа:
- посещаемость, успеваемость - 4 %;
- из-за претензий со стороны педагогов на не купленный учебник, отсутствие школьной формы - 2 %;
- редко - 1 %;
- из-за поставленной оценки - 1 %;
- недостаток внимания родителей по отношению к детям - 1 %;
- конфликты из-за рабочих моментов - 1 %;
- родители защищают своих детей не учитывая замечания педагогов - 1 %.
При выяснении «Сколько учеников в классе?» респонденты ответили, что в первой группе от 27 до 36 учеников в классе, а во второй группе от 24 до 30.
На вопрос «Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?» достаточно большой разницей не ответили на вопрос в первой группе
6 % учителей, а во второй группе - 15 %. Настроение бывает разное в первой группе высказали 1 % учителей, во второй группе - 3 %. Никакое настроение не вызывает работа, а также плохое и неудовлетворительное ответили с равными показателями по 4 % респонденты первой и второй группы. Хорошее настроение вызывает работа в первой группе отмечают 27 % учителей и 20 % - второй группы. Чувство удовлетворения возникает в первой группе ответили
7 % респондентов, во второй группе - 1 % учителей. Настроение зависит от подготовки детей высказали 1 % первой группы, и 6 % - второй группы.
Остальные не совпадающие ответы учителей расположились в следующем порядке:
Первая группа:
- стремление к самосовершенствованию - 1 %. Вторая группа:
- отличное - 1 %;
- интерес и любовь - 1 %;
- позитивное, но также некая грусть за психологический дисбаланс детей - 1 %;
- не радостное - 1 %.
На вопрос «Как вы думаете, нужно ли вводить изменения в вашу учебную программу? Если да, то, какие изменения»? с огромным разнообразием ответили респонденты первой и второй группы. Не ответили на данный вопрос в первой группе 10 %, во второй группе - 8 % учителей. Нужно вводить изменения отмечают в первой группе 4 % и 6 % респондентов второй группы. Не нужно вводить изменения считают в первой группе 11 % и 17 % во второй группе. Необходимо упрощать учебную программу с равными показателями 5 % высказали учителя первой и второй группы.
Остальные ответы респондентов представлены в следующем порядке:
Первая группа:
- уменьшить количество детей в классах - 14 %;
- -исключить преподавание математики на чеченском языке - 2 %;
- ввести единые учебники - 2 %;
- не знаю - 1 %;
- уменьшить объем выполняемой работы, увеличить заработную плату - 1 %;
- отмена ЕГЭ - 1 %;
- вводить дополнительные занятия - 1 %.
Вторая группа:
- поменять расписание, создать кабинетную систему - 2 %;
- внедрять новые технологии - 2 %;
- использовать новые методы обучения - 2 %;
- нужно делать постепенно - 1 %;
- почаще проводить уроки психологии - 1 %;
- многое - 1 %;
- увеличить количество часов на изучение точных наук - математика, физика, химия - 1 %;
- оборудовать кабинеты - 1 %;
- доступные учебники - 1 %;
- обеспечить методическим материалом - 1 %. При ответе на вопрос «Как Вы думаете, требует ли
работа в Вашей школе постоянного профессионального самосовершенствования?» больше половины учителей 51 % первой группы и 45 % второй группы указывают, что необходимо постоянно профессионально самосовершенствоваться. Не нужно постоянно профессионально самосовершенствоваться отмечают
1 % - первая группа и 2 % - вторая группа учителей.
На основе проведенного исследования можно сделать выводы.
Существуют различия между благополучными и неблагополучными школами Чеченской республики по следующим критериям:
- наличие проблем в школах Чеченской республики;
- уровень благоприятности и психологической комфортности образовательной среды;
- проблемы поствоенного региона;
- улучшение качества образования;
- взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе с учетом двуязычия данного региона;
- оказание психологической помощи;
- взаимодействие учителя и ученика;
- конфликты между учителем и родителем;
- количество учеников в классе;
- введение изменений в учебную программу;
- необходимость постоянного профессионального самосовершенствования.
Получены совпадающие мнения в благополучных и неблагополучных школах Чеченской республики по следующим критериям:
- -необходимость в дошкольном образовании;
- -эмоциональный настрой;
- -психологическая защищенность в школе;
- -необходимость постоянного профессионального самосовершенствования.
Таким образом, посткофликтный регион имеет в образовательной среде многообразие существующих проблем по различным направлениям, некоторые проблемы идентичны со школами других регионов РФ, но имеются специфические для данного региона проблемы, связанные последствиями военных действий и ментальности чеченского народа.