Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы индивидуализации профессиональной подготовки в вузе в условиях компетентностного подхода'

Психолого-педагогические основы индивидуализации профессиональной подготовки в вузе в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толбатова Ю. В.

в статье показана роль индивидуализации в процессе организации профессиональной подготовки студентов в условиях реализации компетентностного подхода и ФГОС ВПО нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толбатова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы индивидуализации профессиональной подготовки в вузе в условиях компетентностного подхода»

Ю.В. Толбатова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

PSYCHO-PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING IN HIGH SCHOOL IN THE COMPETENCE APPROACH

Аннотация: в статье показана роль индивидуализации в процессе организации профессиональной подготовки студентов в условиях реализации компетентностного подхода и ФГОС ВПО нового поколения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, индивидуализация, компетентностный подход.

Abstract: this article shows the role differentiation in the process of training students in conditions of competence approach and educational standards for a new generation.

Keywords: training, personalization, competence approach.

В условиях перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной превалирует идея ориентации высшего образования на личностное развитие и саморазвитие студентов. Приоритетным становится не освоение определенной суммы знаний и умений, а овладение широким спектром компетенций, как базовых общекультурных, так и профессиональных. Необходимо отметить, что важная роль принадлежит компетенциям, позволяющим студентам самостоятельно осуществлять поиск новых знаний, осваивать их, и на этой основе развивать в себе новые профессионально значимые качества и формировать новые умения.

Основная миссия высшего образования заключается в формировании инициативного, творческого кадрового потенциала общества и государства, способного противостоять негативным проявлениям происходящих изменений. При этом важнейшей ценностью результатов образования является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стиле жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения, быть профессионалами в своей области деятельности [4]. Новая парадигма образования требует от будущих выпускников вуза способности к перманентному переосмыслению собственной педагогической позиции, корректировке взглядов на самого себя, последовательной работы со своими мотивами, стремлениями, осознания ценностных оснований своей деятельности и места в ней.

Компетенции, заложенные в принятых федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), обеспечивающие готовность к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, неразрывно связаны с формированием индивидуальной позиции каждого студента. Потребность в индивидуальной позиции предполагает собственный способ существования. В свою очередь, собственный способ существования в профессии предполагает наличие индивидуальной позиции студента относительно избранной профессии. Внутренняя основа индивидуализации, обусловливающая целостный характер индивидуального бытия, заключается в умении подчинить свои силы единой цели. Это значит, что определяющей характеристикой индивидуализации подготовки специалиста в вузе должна стать целенаправленность.

© Ю.В. Толбатова, 2012

Индивидуализация, определяемая как процесс становления индивидуальности, способствует приобретению студентом все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию. Необходимым условием индивидуализации является формирование у студентов способности к самоанализу, мотивации и рефлексии.

Индивидуализация представляет собой единство самореализации и самоотдачи. С одной стороны, она побуждает человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей, к познанию собственной природы, а с другой -стимулирует желание отдавать полученные знания.

Индивидуализация подготовки студентов в вузе характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью внешней и внутренней ее сторон. Внешняя сторона индивидуализации включает адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям студента, оказание педагогической поддержки с целью развития его индивидуальности, а также мотивации, которая способна побудить студента к изменению себя и к переменам в своей деятельности. Внутренняя сторона индивидуализации представляет собой направленность будущего педагога на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений и становление индивидуальной позиции в своей профессиональной деятельности.

Главная особенность внешней стороны индивидуализации состоит в создании ситуаций выбора, а также в обращенности к каждому студенту. Ее направленность, характер и особенности мотивации способствуют тому, что внешнее образовательное пространство принимается студентом. Осмысление и преобразование полученной информации происходит во внутреннем пространстве личности, которое субъективирует профессиональное становление. Целостное восприятие новой информации расширяет внутреннее пространство личности, обогащает и наполняет его содержанием и смыслом, становится внутренним источником развития. Для того чтобы началось движение «от студента», состоящее в реализации индивидуальности, в формировании индивидуальной позитивной позиции относительно педагогической деятельности, осознание необходимости изменений у него должно появиться «изнутри», стать личностно значимым.

Индивидуализация профессиональной подготовки студентов обеспечивается на «внутреннем» уровне посредством его внутреннего личностного роста, самоорганизацией личностного (образовательного и развивающего) пространства. Внутренняя сторона индивидуализации предстает как естественно осуществляющийся процесс качественных изменений человека, направленный на реализацию его уникальной сущности. Индивидуализированная профессиональная среда и соответственным образом организованный процесс обучения становятся внешними регуляторами внутренней стороны индивидуализации студента. Как показало проведенное исследование, понятие «индивидуализация» находится в родовидовых связях со сложными и многозначными понятиями, в определениях и понимании многих из которых нет единства. К их числу относятся индивид, дифференциация, интеграция, гуманизация, автономизация и др.

Таким образом, необходимость включения идей индивидуализации в систему высшего образования определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы и переходом высшей школы на федеральные государственные образовательные стандарты. Индивидуализация представляет несомненный интерес для педагогической науки и практики, так как позволяет каждому студенту раскрыть свой индивидуально-профессиональный потенциал, обеспечить реализацию себя в современном обществе, найти достойное применение на рынке современных образовательных услуг.

Анализ моделей профессиональной подготовки студентов - будущих учителей и исследований по проблеме индивидуализации [1, 3, 5] позволил установить

особенности индивидуализации профессиональной подготовки студентов педагогического вуза:

- внутренняя основа индивидуализации, обусловливающая целостный характер индивидуального бытия, заключается в умении подчинить свои силы единой цели. Это значит, что определяющей характеристикой индивидуализации подготовки будущего учителя в вузе должна стать целенаправленность;

- потребность в индивидуальной позиции предполагает собственный способ существования. В свою очередь, собственный способ существования в профессии предполагает наличие индивидуального стиля педагогической деятельности;

- индивидуализация, определяемая как процесс становления индивидуальности, способствует приобретению студентом все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию. Необходимым условием индивидуализации является формирование индивидуальной позиции каждого студента относительно избранной профессии и способности к самоанализу, мотивации и рефлексии;

- осознание студентом себя происходит через глубокое освоение ценностей и опыта; следовательно, на начальной стадии профессиональной подготовки в вузе индивидуализация осуществляется через освоение будущим учителем профессиональных ценностей и педагогического опыта;

- индивидуализация представляет собой единство самореализации и самоотдачи. С одной стороны, она побуждает человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей, к познанию собственной природы; а с другой - стимулирует желание отдавать полученные знания;

- процесс профессиональной подготовки глубоко индивидуален: студент сознательно и самостоятельно делает внешнее внутренним, своим.

Анализ поставленной научной проблемы позволил нам обратиться к вопросу индивидуальной образовательной траектории студента в высшем образовательном учреждении. Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) понимается как определенная последовательность составляющих учебной деятельности каждого студента по реализации собственных образовательных целей, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам и осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности преподавателя или группы преподавателей, взаимодействующих между собой. Проблема выявления индивидуальной образовательной траектории представлена в различных психолого-педагогических исследованиях (Е.А. Александрова, Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, А.Б. Воронцов, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, Г.Н. Прозументова, А.В. Хуторской, А.Н. Тубельской, Н.Н.Суртаева, И.С. Якиманская). В них изложены разные подходы к трактовке этого понятия с позиций проблемно-рефлексивного подхода, деятельностного подхода, технологии педагогического сопровождения.

Нужно отметить, что именно поддержка студента в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальную образовательную траекторию. Содержание индивидуально-образовательной траектории определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровнем готовности к освоению программы), содержанием программы [2]. Индивидуальная образовательная траектория предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы,

определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории, основанная на теоретическом обосновании индивидуализации профессиональной подготовки, учитывающая ее закономерности, детерминированность становления субъектности студента индивидуализацией, реализующая принципы (динамичности и вариативности, конструирования студентами индивидуальных образовательных и профессиональных маршрутов, поддержки индивидуальности и развития автономности, позитивной перспективы и самоуправления, саморазвития и самореализации), позволит углубить и обогатить теорию профессионального образования, а также обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Литература

1. Бордовский В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования: монография. - СПб., 1998

2. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: Автореферат дисс...докт. пед. наук. - СПб, 1999. - 53с.

3. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Электронный ресурс] // http:www.mma.ru/article/id10055

5. Унт И.Э. Индивидуализации и дифференциация обучения. - М., 1990

И.М. Шмелев

ОБРАЗ МИРА В СИСТЕМЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОСТИ

THE WORLD IMAGE IN THE COPING BEHAVIOR OF PEOPLE WITH VARYING DEGREES OF SEVERITY OF RELIGIOSITY

Аннотация: в статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.

Ключевые слова: образ мира, религиозная личность, религиозная вера, совладающее поведение, копинг-механизм.

Abstract: in the article we consider the concept of world image, levels of copying behavior of personality, the influence of the world image upon copying behavior of religious teenagers. It is given a typology of personality depending on a religious level and peculiarities of the influence of the world image type upon the development of copying strategies of a person.

© И.М. Шмелев, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.