определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории, основанная на теоретическом обосновании индивидуализации профессиональной подготовки, учитывающая ее закономерности, детерминированность становления субъектности студента индивидуализацией, реализующая принципы (динамичности и вариативности, конструирования студентами индивидуальных образовательных и профессиональных маршрутов, поддержки индивидуальности и развития автономности, позитивной перспективы и самоуправления, саморазвития и самореализации), позволит углубить и обогатить теорию профессионального образования, а также обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Литература
1. Бордовский В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования: монография. - СПб., 1998
2. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: Автореферат дисс...докт. пед. наук. - СПб, 1999. - 53с.
3. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Электронный ресурс] // http:www.mma.ru/article/id10055
5. Унт И.Э. Индивидуализации и дифференциация обучения. - М., 1990
И.М. Шмелев
ОБРАЗ МИРА В СИСТЕМЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОСТИ
THE WORLD IMAGE IN THE COPING BEHAVIOR OF PEOPLE WITH VARYING DEGREES OF SEVERITY OF RELIGIOSITY
Аннотация: в статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Ключевые слова: образ мира, религиозная личность, религиозная вера, совладающее поведение, копинг-механизм.
Abstract: in the article we consider the concept of world image, levels of copying behavior of personality, the influence of the world image upon copying behavior of religious teenagers. It is given a typology of personality depending on a religious level and peculiarities of the influence of the world image type upon the development of copying strategies of a person.
© И.М. Шмелев, 2012
Keywords: world image, religious personality, religious faith, copying behavior, coping mechanism.
Социальные противоречия и конфликты на разных уровнях, «смещение» ценностных ориентаций личности, изменения в усвоении и передаче опыта и знаний, в способах жизнедеятельности являются значимыми особенностями современного общества. Адаптация к новым социокультурным и экономическим условиям предполагает в образе жизни людей качественные изменения, непосредственно отражающиеся на их мировосприятии, и в первую очередь на «образе мира» молодежи как наиболее открытой и готовой к переменам части общества. В формировании и развитии «образа мира» юношеский возраст является сенситивным периодом, выступающим интегральной когнитивной структурой, объединяющей представления человека об окружающем мире и детерминирующей специфику дальнейшего поведения в нем, в том числе и в трудных жизненных ситуациях (совладающего поведения).
Целью нашего исследования являлось изучение того, как образ мира верующего субъекта определяет его совладающее поведение и выбор копинг-стратегий. В качестве теоретического основания в понимании образа мира была использована концепция Г.А. Берулава, где образ мира понимается как «единый синкретичный символ, универсальный и интегральный текст, богатство смыслов которого отражено нашим сознанием». Образ мира - это картина объективного мира, увиденная индивидом через призму трансцендентной реальности, ориентировочная основа поведения субъекта. Образ мира - это целостная, многоуровневая система представлений человека о себе, своей деятельности, других людях и о мире; совокупность представлений верующего о самом себе, психологический механизм, задачей которого является сопоставление данных представлений со смысловыми ориентирами, образцами поведения [1, c.232-234].
В рамках теоретического исследования нами были выделены уровни совладания. Основаниями для их определения стали три основные концепции к изучению совладающего поведения, выработанные в рамках:
- эго-ориентированной теории К. Менингера, Т. Кройбера, Н. Хана и др. (критерии осознанности и неосознанности копинг-механизмов) [2,4];
- подхода Р. Моуза (критерий конструктивных - неконструктивных форм копинг-поведения) [5];
- когнитивно-феноменологической теории Р. Лазаруса и С. Фолкмана (критерий проблемно-ориентированных (когнитивные и поведенческие усилия, которые направлены на разрешение ситуации) - эмоционально-ориентированных (проявляемых в случаях, когда, по оценке индивида, когнитивные и поведенческие усилия невозможны) стратегий совладания)
[3].
На первом низшем уровне совладания у индивида проявляются неосознанные копинг-механизмы (избегание (бегство), активизм (борьба) и др.); неконструктивные формы копинг-поведения (агрессия (разрушительная ненависть), алкогольное самоустранение) и эмоционально-ориентированные стратегии (рефлекс мнимой смерти (паралич, оцепенение)). При этом в качестве ресурса совладания выступает неустойчивая, диффузная, слабо дифференцированная Я-концепция, внешний локус контроля.
На втором среднем (осознаваемом) уровне выделяются осознанные копинг-механизмы (подавление конкурирующей активности); неконструктивные формы копинг-поведения (поведенческое, когнитивное самоустранение, уход-избегание и т. д.); эмоционально-ориентированные стратегии (сфокусированность на эмоциях и их проявлении). Ресурсами совладания индивида в этом случае являются: субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов; тенденция в
сильном проявлении внешнего или внутреннего локуса контроля, недостаточно стабильная и устойчивая Я-концепция.
На третьем высоком (осознаваемом) уровне совладания проявляются осознанные копинг-механизмы (социальная связь с другими, личностное развитие); конструктивные формы копинг-поведения (контроль за своими чувствами); проблемно-ориентированные (работа над проблемой) и эмоционально-ориентированные (сохранение оптимизма) стратегии. Ресурсами совладания в этом случае являются целостность и устойчивость Я-концепции, равная выраженность внутреннего и внешнего локуса контроля, эмпатия, оптимизм, жизнестойкость, самоэффективность, осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств, влияющих на эффективность копинга.
На четвертом высшем уровне овладевающего (надсознательного) поведения выражены осознанные копинг-механизмы (принятие ответственности, поиск духовной и личной поддержки); конструктивные формы копинг-поведения (положительная переоценка ситуации, принятие решения); проблемно-ориентированные стратегии (совершение конкретных действий для решения трудностей). Ресурсами совладания в этом случае являются: религиозная вера, приобщение к высшим ценностям и смыслам, высшие духовные ценности, метаценности, жизнестойкость.
В нашем исследовании приняли участие верующие люди в возрасте 20-25 лет, разделенные нами в ходе тестирования на три группы по степени выраженности религиозности. Данный показатель был определен нами в ходе анализа результатов опроса 294 человека по методикам: «Тест для определения структуры индивидуальной религиозности» (Ю.В. Щербатых); «Шкала измерения внутренней и внешней религиозной ориентации» (Г.В. Олпорт и Д.Росс); «Методика изучения религиозной активности» (Д.О. Смирнов). В результате анализа полученных данных нами были отобраны 3 группы.
Первая группа (73 человека) - это люди с высоким уровнем религиозности, который характеризуется высоким уровнем проявления тенденции веры в Творца и признания существования высшей силы, создавшей мир, религиозного самосознания, отношения к религии, как образцу моральных норм поведения, внутренней религиозной ориентации и низким уровнем выраженности интереса к магии и «псевдонаукам».
Вторая группа (71 человек) - это молодые люди со средней степенью выраженности религиозности, которая отличается проявлением высокого уровня отношения к религии как философской концепции; поиском в религии поддержки и утешения, наличия внешних признаков религиозности, внутренней религиозной ориентации и низкого уровня проявления интереса к «псевдонаукам», отношения к религии, как образцу моральных норм поведения, религиозной активности, тенденции веры в творца и признания существования высшей силы, создавшей мир, религиозного самосознания.
Третья группа (70 человек) - это испытуемые с низкой степенью выраженности религиозности, который отражает наличие высокого уровня проявления интереса к магии и «псевдонаукам», а также низкой степенью выраженности показателей по факторам: «поиск в религии поддержки и утешения», «внешние признаки религиозности», «тенденция веры в Творца и признание существования высшей силы создавшей мир», «религиозное самосознание», «религиозная ориентация».
В результате опроса по методикам диагностики показателей образа мира («Тест диагностики образ мира субъекта (Г.А. Берулава); «Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)» и совладающего поведения («Копинг-тест WCQ (Опросник о способах копинга)» Р. Лазаруса и С. Фолькман (адаптация коллективом исследователей под руководством Л.И. Вассермана, СПбПНИ им. В.М. Бехтерева) и методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма), а также
основываясь на данных кластерного анализа методом К-средних и критериев Краскела-Уолиса для множественных сравнений между тремя группами испытуемых нами были выделены три типа личности.
Первый тип личности с высоким уровнем выраженности степени религиозности характеризуется четвертым (принятие ответственности, поиск социальной поддержки, планирование решения проблем, положительная переоценка) и третьим (самоконтроль) уровнями совладания. Специфическими проявлениями влияния образа мира на совладающее поведение здесь является влияние типа образа мира ЭДА (эмоциональность, дифференциальность и активность образа - Я) и ожидаемого отношения от других на формирование копинг - стратегий планирования решения проблемы, положительной переоценки, принятия ответственности, а тип образа мира ЭДП (эмоциональная насыщенность, дифференциальность и пассивность образа - Я) способствует снижению уровня самоконтроля.
Второй тип личности со средней степенью религиозности отличается проявлением четвертого (принятие ответственности, поиск социальной поддержки), третьего (самоконтроль) и второго (дистанцирование, бегство-избегание) уровня совладания. Специфическими проявлениями здесь является влияние типа образа мира ЭДП на формирование копинг - стратегий принятия ответственности и планирования решения проблем, типов образа мира ЭДП и ЭДА на снижение показателей по копинг -шкалам «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «планирование решения проблемы», гуманистического образа мира на снижение стратегий принятия ответственности, планирования решения проблем, положительной переоценки.
Третий тип личности с низкой степенью выраженности религиозности характеризуется проявлением четвертого (поиск социальной поддержки), второго (дистанцирование, бегство-избегание) и первого уровня (конфронтационный копинг) совладания. При этом здесь тип образа мира ЭИА влияет на проявление конфронтационного копинга, на снижение положительной переоценки проблемы. Типы образа мира ИДА (образ Я на полюсе индифферентности, дифференциальности, активности), ИДП (индифферентность, дифференциальность и пассивность) и ЭДП влияют на формирование типа совладания «поиск социальной поддержки».
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выраженные формы совладающего поведения верующих людей (овладевающее поведение: принятие ответственности, поиск социальной поддержки, планирование решение проблем, положительная переоценка; самоконтроль; дистанцирование, бегство-избегание, конфронтационный копинг и др.) детерминированы образом мира индивида.
Литература
1. Берулава Г. А. Образ мира как мифологический символ [Текст] / Г. А. Берулава. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 236с.
2. Kroeberg, Т.С. The coping functions of the ego mechanisms [Text] / Т.С. Kroeberg // The study of lives. - N.Y., 1963. - P. 178-198.
3. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. [Text] / R.S. Lazarus, S. Folkman. - N.Y.: Springer, 1984. - 445 р.
4. Haan N. Coping and Defending: Processes of Self-environment Organization [Text] / N. Haan. - N.Y. : Academic Press, 1977. - 457 р.
5. Moos R.H. Coping with life crises: An integrated approach [Text] / R.H. Moos. -N.Y., Plenum, 1986. - 220 p.