34 PEDAGOGICAL SCHNC1S / «Ш11ШетУМ-ШУГМА1>>#3(Ш7)),2©1]9
Латипова В. А.. Научный руководитель: Землякова Г. М.
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Икар»,
Место учебы: ТГУ, г. Тольятти, Россия
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РИСУНКУ СТУДЕНТОВ
ПЕРВОГО КУРСА МАГИСТРАТУРЫ
Latipova V.A. Scientific adviser: Zemlyakova G. M.
Place of work: Municipal budgetary educational institution of additional education "Ikar",
Place of study: TSU, Tolyatti, Russia
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL AND EDUCATIONAL-METHODICAL REQUIREMENTS TO THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS, ASSISTING TO THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SKILL OF INDEPENDENT WORK ON THE DRAWING OF STUDENTS
OF THE FIRST CHURCH
Abstract:
The article describes the characteristics ofpsychological, pedagogical and educational requirements for the organization of independent work on the drawing. Describes a variety ofproven techniques to enhance the independent work of students. The aspects of creative and reproducing processes in the direct activity of the student are considered.
Аннотация:
В статье даны характеристики психолого-педагогических и учебно-методических требований к организации самостоятельной работы по рисунку. Описываются разнообразные, апробированные приемы активизации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены аспекты творческих и воспроизводящих процессов в непосредственной деятельности студента.
Key words: organization of independent work on drawing, classroom independent work, psychological and pedagogical conditions, educational and methodical conditions.
Ключевые слова: организация самостоятельной работы по рисунку, аудиторная самостоятельная работа, психолого-педагогические условия, учебно-методические условия.
Значимость постановки и разрешения образовательных задач в учебном процессе, в частности самостоятельной работы студентов, определяется качественным уровнем самообразования, идущим параллельно с учебным процессом. Самостоятельная работа определяет непосредственное планирование работы самим студентом, которая выполняется по определенному заданию при методическом контроле преподавателя, но без его прямого участия. Однако, для качественной самостоятельной работы необходимо планирование не только студентом, но и преподавателем, составление им соответствующих методических рекомендаций, учебных программ, систем оценивания результатов и т. д. [3]. Самостоятельная работа студента по рисунку ставит перед собой задачу не только овладеть художественными способностями, но и развить самостоятельные навыки работы в целом, которые могут быть полезны в учебной и профессиональной деятельности. Для достижения планируемого результата необходимо понимать и учитывать уровень самостоятельности в области графического искусства абитуриентов и выпускников. Также следует учитывать, что каждому студенту необходимо обладать: 1) базовыми знаниями в области графического искусства; 2) начальными умениями и
навыками в области графического искусства; 3) опытом творческой деятельности; 4) опытом оценочной деятельности. Выработка вышесказанных элементов возможно сформировать путём самостоятельной работы студента [1].
Преподавателям необходимо разработать дифференцированные критерии самостоятельной работы студентов. В высших учебных заведениях на факультетах творческих направлений для студентов первого курса магистратуры существуют определенные виды индивидуальной самостоятельной работы (наброски и зарисовки по заданной технике, постановка в различных условиях освещения и т. д.), которые не только содействуют развитию художественных способностей, умений и навыков в графическом искусстве, но и помогают преодолевать творческие затруднения, находить неординарные решения в аудиторных, домашних и творческих работах. Существует ряд психолого-педагогических и учебно-методических требований к организации учебного процесса, который способствует формированию и развитию навыка самостоятельной работы по рисунку студентов первого курса магистратуры. Учебно-методические требования определяются тем, что самостоятельная работа и аудиторная работа должны иметь соответствующее
35
соотношение времени (обычно один к трём); данное соотношение возможно, если в основе его заложен дидактический потенциал для студентов, т. е. совокупность методов, средств, форм и способов обучения [2]. Психолого-педагогические требования к организации учебного процесса обуславливается тем, что процесс обучения основывается на следующих аспектах: 1) расширение и углубление знаний студентов в области графического искусства; 2) формирование интереса к творческой деятельности; 3) овладение приёмами, средствами графического искусства; 4) развитие графических способностей. Основными педагогическими аспектами направления самостоятельной деятельности студентов первого курса магистратуры выступают такие как: 1) конспектирование лекций; 2) практические работы. Рассмотрим более подробно каждый из представленных видов. На лекциях преподаватель работает со студентами по следующим направлениям: 1) рекомендует литературу; 2) разъясняет соответствующие методы работы с необходимыми источниками; 3) проводит вводные и установочные лекции. На практических занятиях используются соответствующие методы и приемы для того, чтобы совершенствовать умения поиска оптимальных вариантов решения поставленных задач. Например, для выполнения линейного наброска без предварительного рисования и стирания ластиком предлагается рисовать безотрывной линией. Поскольку самостоятельная работа носит исключительно деятельностный характер, необходимо выделить основные компоненты ведения рисунка студента: 1) цель задания: студенту нужно понимать на какой результат направлено задание, какие навыки он получает, зачем он их получает; 2) определение способов выполнения: преподавателю необходимо продумать в какой технике и каким материалом студенты смогут достичь желаемого результата (например, для достижения глубокого штриха студентам нужно рисовать более мягкими карандашами); 3) преподавателю необходимо составлять задания в соответствии художественным способностям студентов (пример: студенты без художественного образования не смогут качественно выполнить задание на изображение гипсовой головы); 4) определенный контроль со стороны преподавателя (зависит от задания). Таким образом, можно говорить об условиях, которые обеспечивают выполнение самостоятельной работы студентами: 1) мотивация студентов выполнять определенное учебное задание; 2) четкая постановка познавательных целей; 3) определение способов выполнения работы студентами, а также объема работы, форм отчетности, сроков предоставления работы; 4) критерии оценки выполненной самостоятельной работы, ее отчетности; 5) определение основных видов и форм контроля со стороны преподавателя [4]. Также стоит учесть, что самостоятельная работа включает в себя соответствующие творческие и воспроизводящие процессы в непосредственной деятельности студента, вследствие чего принято различать следующие уровни
самостоятельной деятельности студентов: 1) репродуктивный, он же тренировочный (пример задания: выполнение графической копии, оригинал которой исполнен разными видами штриховой линии). Тренировочный уровень ставит перед собой цель - закрепить знания, навыки и умения студентов в области графического искусства; 2) конструктивный уровень определяет грамотное построение предметов, основанном на геометризации; 3) творческий уровень обуславливает самостоятельный выбор методов и средств для решения поставленной задачи. В связи с этим, студент должен уметь: 1) находить комплексный подход к организации решения самостоятельной работы; 2) объединить все уровни самостоятельной работы; 3) обеспечить самостоятельный контроль за качеством выполнения работы; 4) выбрать самостоятельно соответствующие формы контроля за своей работой.
Главенствующая роль в обучении студентов обуславливает сознательность преподавателя, поскольку ему необходимо следить, понимают и воспринимают ли студенты учебный материал; преподавателю необходимо учитывать базовый уровень знаний и умений студентов, также он должен содействовать развитию определенных навыков у студентов, направленных на самостоятельные решения творческих затруднений. Сознательность исполнения самостоятельных работ студентами определяет несколько характеристик: 1) постепенное осмысление материала, который тщательно отбирается для самостоятельной работы; 2) сложность исполнения работы, пропорционально соответствующая художественным способностям студентов; 3) последовательность изучаемого материала, его восприятие и усвоение; 4) непосредственный объем заданий для самостоятельной работы, который соотнесён с учебными, творческими и физическими возможностями студентов [5]. Данные характеристики обуславливают ряд требований к профессиональной деятельности учебной дисциплины "Рисунок" для студентов первого курса магистратуры: 1) цели и планируемые результаты самостоятельной работы зависят исключительно от разумного отбора материала и рационального его изложения; 2) материал заданий должен быть понятен, воспринимаем, а также служить опорным средством для обобщения полученных знаний и умений; 3) в теоретической части по предмету «Рисунок» должны быть выделены основные художественно-выразительные средства (точка, линия, штрих, пятно).
В педагогической литературе (Е. Л. Белкин, Е. Н. Данилин, Е. В. Сковин) описаны и апробированы разнообразные приемы активизации самостоятельной работы студентов: 1) показ необходимости овладения учебным материалом (знания, умения, навыки в области графического искусства) для последующих учебных и творческих работ в форме вводных лекций, учебных пособий и методических рекомендаций; 2) изложение материала путём проблемного метода, который помогает практически самостоятельно решить поставленную задачу; 3)
PEDAGOGICAL SCHNC1S / <<ШУШШ1УМ-ШУГМА1>>#Щ27)),2©1]9
36_
обеспечение студентов первого курса магистратуры необходимыми методическими рекомендациями, раскрывающие более подробное объяснение на первых этапах и менее подробное на последующих, поскольку таким способом студент приучается к большей самостоятельности [5]. Самостоятельная работа в ВУЗах в современное время может проявляться в двух формах: 1) домашняя работа (традиционная), которая выполняется исключительно самостоятельно в удобное время для студента; 2) аудиторная самостоятельная работа, которая производится под частичным контролем преподавателя (консультации), который направлен на индивидуальный подход к каждому студенту от средств и приёмов графического искусства до методов (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный на начальных этапах обучения, проблемный и исследовательский на завершающих). Таким образом, проведя весь необходимый анализ можно говорить о том, что самостоятельная работа
для студента играет одну из основных ролей в формировании его профессиональных навыков и умений.
Библиографический список
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков. - М. Эксмо, 2003.
2. Зеер Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых / Э. Ф. Зеер. - М. Эксмо, 2004.
3. Леднев В. С., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев и др. - М. Эксмо, 2002.
4. Сковин Е. В. Педагогика / Е. В. Сковин. - М. Просвещение, 2011.
5. Хомский Н. А. Аспекты теории синтаксиса / Н. А. Хомский. - М. Эксмо, 1972.
УДК 378.046.2
Адамович Екатерина Ивановна, ассистент1 Марымова Елена Борисовна, ассистент1 Македонова Юлия Алексеевна, к.м.н., доцент, с.н.с.1'2 Павлова-Адамович Анастасия Геннадиевна, ассистент1
1 Волгоградский государственный медицинский университет 2Волгоградский медицинский научный центр
ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ
Айатоу1ск Е.1. Магутоуа Е. В. Маквйоноуа Уи. А. Раг1ога-Айатог1ск А. О.
ELECTRONIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF INTERACTION OF THE TEACHER WITH STUDENTS
Аннотация.
Компьютерные технологии все активнее входят в учебный процесс. Не исключением является и медицинский вуз, требующий освоения практических навыков у студентов-медиков. Однако, разработка электронно-образовательной среды вуза и внедрение ее в преподавание дисциплины способствует повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов. Посредством синхронного, асинхронного взаимодействия, информационно-компьютерных технологий обучающиеся более качественно осваивают материал, а преподаватели наглядно отслеживают и контролируют успеваемость студентов.
Abstract.
Computer technologies are increasingly involved in the educational process. No exception is the medical school, which requires the development of practical skills in medical students. However, the development of the electronic educational environment of the university and its introduction in the teaching of the discipline contributes to improving the quality of training highly qualified specialists. Through synchronous, asynchronous interaction, information and computer technologies, students master the material more efficiently, and teachers clearly monitor and monitor student performance.
Ключевые слова: компьютеры, обучение, интернет, кейс - метод. Keywords: computers, training, Internet, case method.
В эпоху инновационных технологий в настоящее время обязательным является владение компьютерными технологиями преподавателями высшей школы. Это касается в первую очередь профессий,
подразумевающих осуществление своей профессиональной деятельности, связанной с компьютерами - юристы, экономисты, педагоги. Не исключение и