ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Е. В. Иванов
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье представлена психолого-педагогическая модель работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях закрытого учреждения. Модель прошла апробацию и основана на постоянном взаимодействии психолога и педагогов.
In this article the psychology-pedagogical model of work with minor offenders in the conditions of the closed establishment is presented. The model has passed approbation and is based on constant interaction of the psychologist and teachers.
Проблема криминального поведения несовершеннолетних остается на сегодняшний день острой и актуальной. Это подчеркивается как в ведомственной, так и в научной литературе. При этом исследователи, практики расходятся во мнениях относительно происхождения, масштаба, прогнозов и тенденций этого явления. В 2007 г. произошло снижение преступности несовершеннолетних на 9%, между тем наметились ее качественные и структурные изменения, требующие принятия адекватных и эффективных мер профилактической деятельности.
Общеизвестно, что за правонарушениями несовершеннолетних скрываются ошибки воспитательной работы или ее отсутствие со стороны семьи, школы, а также отрицательное воздействие быта, СМИ, уличных компаний. При более глубоком изучении данного явления следует учитывать, что издержки воспитательной работы влекут за собой тяжкие последствия - не-сформированность морально-волевых качеств у подростков и, как следствие, совершение ими новых правонарушений.
Мы считаем, что криминальное поведение - это результат последовательного прохождения личностью деструктивных стадий. В основе первой стадии лежат мотивы самоутверждения, социальная дезадаптация. Вторая стадия характеризуется развитием девиаций отклоняющейся формы поведения. Третья имеет специфические черты (привычки), закрепляющиеся в поведении, которое принято называть аддиктивным. Последовательная деструкция личности связана с различными аддикциями (наркотическими, алкоголи-
ческими, сексуальными и т. п.), приводящими к совершению ряда проступков и правонарушений, которые обозначаются дефиницией «делинквентное поведение», и способствует вовлечению несовершеннолетнего в преступный мир. Такое поведение может называться криминальным.
Нами проводилась работа с несовершеннолетними правонарушителями с неустойчивой личностной и положительной направленностью в условиях закрытого учреждения (Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей). Особенности профилактической коррекционно-реабилитационной деятельности в данном учреждении обусловлены ограниченностью пространства, сужением социальной активности, жесткой регламентацией содержания, временными рамками сроков (30 суток) содержания несовершеннолетнего. Это, в свою очередь, определяет комплекс профилактических мер, направленных на возможную минимизацию, нейтрализацию дефектов социализации, правовой социализации, психической саморегуляции, точечное воздействие по преодолению отрицательных качеств личности.
Психолого-педагогическая профилактика криминального поведения несовершеннолетних в таком учреждении будет иметь позитивные результаты и приведет к снижению количества помещенных повторно за вновь совершенные правонарушения лишь тогда, когда в применяемой методике воспитательно-профилактического процесса будут учтены индивидуально-личностные свойства, особенности воспитания в семье, взаимоотношения в школе. Для этого необходимо построить работу так, чтобы изучить психологию, социальные и личностные ориентации несовершеннолетнего и выявить у него положительные качества, склонности, умения. А. С. Макаренко справедливо отмечал, что «нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом, открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости» [2, с. 424-425].
Основными условиями работы в закрытом учреждении являются: мониторинг социально значимых качеств; психолого-педагогическое взаимодействие и стимулирование познавательной деятельности; использование индивидуальной программы психолого-педагогической профилактики.
При определении теоретического содержания воспитательно-профилактической работы мы исходили также из ранее выявленных нарушений у воспитанников в следующих сферах: интеллектуально-мнестической; морально-этической; поведенческой; эмоциональной; физическо-невроло-гической.
Проведенный в течение года по специально разработанной карте наблюдения мониторинг данных нарушений у воспитанников показал, что на
первом месте находятся нарушения интеллектуально-мнестической сферы, затем морально-этические, далее поведенческие, эмоциональные и замыкают цепочку физическо-неврологические (табл. 1). В исследовании приняли участие 150 несовершеннолетних правонарушителей из разных возрастных групп, помещенных в закрытое учреждение впервые, примерно равных по уровню психического и физического развития.
Таблица 1
Нарушения личностных сфер несовершеннолетних
Тип нарушений Количество выявленных нарушений, %
1. Интеллектуально-мнестические 35,1
2. Морально-этические 24,5
3. Поведенческие 21,2
4. Эмоциональные 17,8
5. Физические и неврологические 1,2
Результаты теоретического осмысления проблемы позволили нам построить модель воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетним правонарушителем. Основу модели составили следующие принципы:
1. Комплексность (организация воздействия на социальное пространство, семью, личность несовершеннолетнего правонарушителя).
2. Поэтапность реализации модели воспитательно-профилактической работы.
3. Принцип индивидуализации (приоритет индивидуальных форм работы).
4. Устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без криминального поведения).
5. Деятельностный принцип воспитательно-профилактической работы.
6. Адресность (учет возрастных, половых, социально-психологических характеристик несовершеннолетнего правонарушителя).
Для решения поставленной цели использовался комплекс методов, включающий изучение документации, основания помещения, лонгитюдное наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, опросы, тестирование, тренинговые упражнения; ролевые игры, анализ продуктов деятельности несовершеннолетнего, анкетирование, прогнозирование, сравнительный анализ.
Модель предполагает реализацию четырех этапов и рассчитана на весь 30-дневный срок содержания. На каждом этапе решались свои специфиче-
ские задачи, этап насыщался определенным содержанием работы и ожидаемыми результатами (табл. 2).
Таблица 2
Модель воспитательно-профилактической работы
Этап Задачи Содержание Ожидаемые результаты
1 2 3 4
Ориентировочный (5 дней) 1. Выявление положительных индивидуально-личностных особенностей 2. Исследование мотивации к учебной деятельности 3. Изучение внутри-личностных конфликтов 4. Выявление склонности к компьютерной, игровой зависимости 5. Определение влияния семьи 6. Обозначение формы девиантного поведения 1. Анализ документации 2. Анализ продуктов деятельности 3. Анализ совершенного правонарушения 4. Индивидуальные беседы с родителями воспитанника 5. Составление плана индивидуально-воспитательной работы 1. Характеристика процесса и результата развития личности несовершеннолетнего
Преобразующий (с 6-го по 20-й день) 1. Активное обучение социально важным умениям поведения 2. Осуществление цикла мероприятий, способствующих критическому осмыслению своего поведения 3. Развитие выявленных положительных качеств, склонностей 1. Формирование положительных установок, качеств 2. Организация деятельности, альтернативной криминальной 3. Обучение навыкам конструктивного общения 4. Обучение контролю своих негативных эмоций 5. Расширение представлений о личной ответственности за здоровье 6. Выработка умений противостояния негативному социальному влиянию 7. Развитие личной дисциплинированности, сознательности и уважения к закону 1. Положительная динамика достижений воспитанника 2. Положительная динамика в решении личностных, социальных проблем воспитанника
Окончание табл. 2
1 2 3 4
Проектировочный (с 21-го по 28-й день) 1. Социальный прогноз дальнейшего поведения 1. Выявление отношения воспитанника к социальным нормам, требованиям и собственному поведению 2. Разработка, в случаях необходимости, программы взаимодействия с органами системы профилактики 3. Выявление (с учетом достигнутых результатов работы) оперативно значимой информации о совершенных ранее правонарушениях, а также о лицах, вовлекающих в противоправную и иную антиобщественную деятельность 1. Выявление возможных поведенческих реакций воспитанника по месту жительства и учебы в ходе прогнозирования
Аналити-ко-обоща-ющий (последние 2-3 дня) 1. Выявление общих и специфических тенденций, характеризующих формирование личности 1. Сравнительный анализ и обобщение результатов на всех этапах работы 2. Анализ положительной динамики происшедших изменений 3. Подготовка материала, характеризующего воспитанника, информирование Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства 1. Анализ тенденций влияния среды, воспитания, наследственности, психического развития на поведение 2. Анализ восприимчивости к усвоению правовых и социальных норм
Посредством воспитательно-профилактических мероприятий требуется решить ряд конфликтов: «несовершеннолетний - общество», «несовершеннолетний - социальная среда», «несовершеннолетний - группа», «несовершеннолетний - несовершеннолетний». Следует отметить, что модель не является инвариантной, в нее будут вносится определенные значимые коррективы.
Приоритетной формой воспитательно-профилактической работы являются индивидуальные занятия.
Исходное звено воспитательно-профилактической деятельности - работа с психологом. Он проводит первичную индивидуальную беседу, в ходе которой выясняются психическое состояние несовершеннолетнего; условия се-
мейного воспитания; отношение к учебной, трудовой деятельности; наличие положительно ориентированных жизненных планов, а у более старших ребят - профессиональных намерений; уровень развития полезных навыков, знаний, умений, посещение кружков, секций, глубина и разнообразие полезных интересов; способы организации досуга; круг друзей несовершеннолетнего; наличие вредных привычек; причины и мотивы правонарушения.
На основании такой беседы разрабатывается план индивидуальной воспитательной работы. Определяется основное направление работы с несовершеннолетним, в котором делается упор на развитие положительных качеств и склонностей и преодоление имеющихся отклонений.
Результаты психологической работы фиксируются в документах, которые прикрепляются к учетному делу несовершеннолетнего.
Первый документ содержит ориентировочные психологические данные на помещенного несовершеннолетнего. Это интеллектуальные особенности, личностные характеристики, интересы и представления о будущем, данные медицинского характера, а также предварительное заключение о тех или иных имеющихся у несовершеннолетнего отклонениях и положительных качествах.
Второй документ отражает психосоциальную ситуацию развития несовершеннолетнего и воспроизводит актуальный конфликт и его источник. В нем дается оценка социальным условиям в учреждении образования и семейной ситуации, выявляется форма психологической защиты (ощущения, фантазия, деятельность, контакты), раскрывается самооценка и способность к самокритике.
Эти документы заполняются психологом на первом, ориентировочном этапе воспитательно-профилактической модели. В соответствии с выявленными отклонениями и положительными качествами, психологическими данными, психосоциальной ситуацией развития строится работа с воспитанником в тесном взаимодействии с воспитателями.
После беседы с психологом несовершеннолетний закрепляется за ответственным воспитателем, который на протяжении всего срока содержания осуществляет воспитательно-профилактическую деятельность, ориентируясь на план индивидуальной воспитательной работы, заключение о психологических данных.
Воспитатель более конкретно выясняет ситуацию в семье: имеют ли место совместные занятия с родителями, каков тип семейного воспитания, что представляют собой семейные отношения и взаимоотношения родителей с образовательным учреждением. Он же составляет индивидуальную профилактическую карту работы с несовершеннолетним. Такая работа воспитателя с воспитанником строится исходя из положительных индивидуальных осо-
бенностей личности воспитанника, но не сводится к этому, так как, по справедливому замечанию С. Е. Матушкина, «цели воспитания определяются не личностной ориентацией, а социальной ориентацией и психологией личности» [3, с. 24]. Содержание карты заполняется воспитателем в течение всего срока работы с воспитанником, по окончании срока им же даются конкретные рекомендации с учетом ожидаемых результатов.
Результатом совместной работы психолога и воспитателей является обобщающий документ «Информационная карта», которая заполняется на основе содержания проведенной работы и впоследствии направляется в комиссию по делам несовершеннолетних. Поскольку после выбывания несовершеннолетнего территориальной комиссией обсуждается его поведение, результатом чего оказывается применение мер административного воздействия к родителям, этот документ является не только обобщающим, но конкретно ориентирующим работу с данным несовершеннолетним.
Практическое изучение опыта воспитательной работы в закрытых учреждениях показало, что порой акцент в них делается на карательный характер воздействия. Психолого-педагогическое взаимодействие осуществляется несогласованно, без учета личности воспитанника. Кроме того, отсутствует преемственная связь с другими учреждениями системы профилактики и, как следствие, теряет смысл начатое развитие положительных качеств, склонностей и преодоление негативных отклонений воспитанников.
Предлагаемая модель воспитательно-профилактической работы позволяет установить четкую преемственность и линию последующей работы с несовершеннолетним в других учреждениях. Психолого-педагогическое сотрудничество устраняет дублирующие функции в деятельности воспитателя и психолога, разграничивает и в то же время объединяет и конкретизирует их усилия по поиску положительных начал воспитанника. На наш взгляд, такого рода совместная работа отражает «потребность постоянного взаимодействия педагогов и психологов в системной организации научного поиска по приоритетным проблемам, постановке и решению новых тем и задач...», обозначенную в докладе Д. И. Фельдштейна [4, с. 4].
Психолого-педагогический эксперимент продолжался с 2004 по 2007 г. В нем приняли участие полное количество воспитанников. Взяты как контрольные 2004 и 2005 гг., во время которых происходило измерение количества помещенных повторно; как экспериментальные - 2006 и 2007 гг. Последний год является статистически достоверным, так как именно в в течение его на практике реализовывалась модель и изменялось содержание воспитательно-профилактической работы.
Организация эксперимента предусматривала проведение воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в соответствии с моделью. В качестве диагностируемого показателя выбирался законченный календарный год, и измерялось количество помещенных за это время повторно несовершеннолетних правонарушителей.
2007
Количество несовершеннолетних, помещенных повторно за 2004-2007 гг.
Представленные в гистограмме данные позволили с помощью дихотомической шкалы измерить уровень повторности в контрольном и экспериментальном годах до и после экспериме-нта. Обусловленность выбора дихотомической шкалы объясняется тем, что эта шкала является порядковой с всего двумя различными упорядоченными баллами: «помещен повторно» и «помещен впервые». Характеристикой года, помимо общего количества воспитанников, было и число несовершеннолетних, помещенных повторно.
Для данных, измеренных в дихотомической шкале, целесообразно использование критерия Фишера. Критическое значение ф 0,05 критерия Фишера для уровня значимости 0,05 равно 1,64.
Эмпирическое значение критерия Фишера, получаемое при сравнении характеристик контрольного года до начала эксперимента, равно 0,33. Следовательно, «состояние экспериментального и контрольного годов до начала эксперимента совпадают с уровнем значимости 0,05».
Профессиональная идентификация личности: постановка проблемы и определение
понятия
Сравнение характеристик экспериментального и контрольного годов после окончания эксперимента показало, что поскольку фэмп = 2,76 > 1,64 = фкр, то достоверность различий состояний экспериментального и контрольного годов после окончания эксперимента составляет 95%.
Таким образом, в результате проведенного исследования было обнаружено и статистически доказано, что снижение количества несовершеннолетних, помещенных повторно, обусловлено именно применением экспериментальной методики воспитательно-профилактической работы.
Применение данной модели воспитательно-профилактической работы является одной из составляющих общей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Предложенная модель может быть использована в работе подобных центров, имеющихся в каждом субъекте Российской Федерации.
Литература
1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
2. Макаренко А. С. Сочинения. 2-е изд. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т. 5.
3. Матушкин С. Е. Трудолюбие: содержание и воспитание. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2002. - С. 115.
4. Фельдштейн Д. И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии / / Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. - 2008. - № 2(50). - С. 3-19.
С. П. Миронова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
В статье1 излагаются основные положения теории профессиональной идентификации личности, дается определение этого термина, на основе обобщения работ отечественных и зарубежных ученых рассматриваются основные категории и ключевые понятия, связанные с этим мыслительным процессом.
The article presents the results of an experiment in teaching which was conducted at the Department of Computer Science, Computer Technology and Methods of Teaching Computer Science at Ural State Pedagogical University. The experiment consisted in determining the degree to which computer resources influence the efficiency of teaching mathematical sciences.
XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Это означает, что знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритет-