UDC 159.9
PSYCHOLOGICAL ACCOMPANYING OF POLICE WORKERS IN POST-EXTREME PERIOD: RESULTS OF EXPERIMENT WORK
Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
Marina Yuryevna LEMESHCHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
The results of the experimental work to restore optimum performance and professional-important qualities of law enforcement officers returned from a long business trips in the North Caucasus region are given.
Key words: corrective measures; psychological difficulties; “risk group”; service activity; auto-personal resource.
УДК 371.93
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
© Ольга Алексеевна ДОРОЖКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и семейной педагогики, e-mail: [email protected] © Татьяна Валерьевна ХРОМОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]
Основное внимание в статье уделено модели социально-педагогической профилактики повторных правонарушений в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Определены и последовательно структурированы блоки модели, что позволило показать исходные теоретические положения исследуемого явления, вертикальные и горизонтальные связи между его элементами, взаимосвязи и взаимозависимость составляющих.
Ключевые слова: модель; несовершеннолетние правонарушители; профилактика; Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Как показывает анализ научной литературы (В.И. Загвязинский, К.К. Колодяжный,
A.А. Матюшкин), моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения изучаемых моделей, которые используются для определения или уточнения характеристик и рациональных способов построения вновь конструируемых объектов.
Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С.И. Архангельского, В.Г. Афанасьева,
B.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, Ю.М. Плотинского, Г.В. Суходольского, В.А. Штофф и др.
В построении авторской модели мы руководствовались трудами М. М. Бахтина,
В.П. Беспалько, А.И. Бурова, М.С. Кагана,
Н.И. Киященко, Н.М. Лейзерова, Е.В. Романова, достижениями психолого-педагоги-
ческой мысли В.С. Библера, Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Рассмотрены исследования И.А. Зимней, Б.В. Куприянова, С.И. Курганова [1-5].
Определение социально-педагогического моделирования дает Л.В. Мардахаев, понимая под ним эмпирическое создание идеальной модели целенаправленной деятельности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей достижение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального педагога.
В ходе исследования нами создана модель социально-педагогической профилактики правонарушений в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП), отражающая моделируемый объект, способная заменить его в определенном отношении и обеспечить опытную проверку получаемых результатов.
В ходе разработки авторской модели были определены и последовательно структурированы блоки, что позволило показать исходные теоретические положения исследуемого явления, вертикальные и горизонтальные связи между его элементами, взаимосвязи и взаимозависимость составляющих.
Спроектированная нами и графически изображенная модель социально-педагогической профилактики повторных правонарушений в ЦВСНП содержит следующие блоки:
- целевой;
- концептуальный;
- содержательно-деятельностный;
- результативный.
Целевой блок на основе социального заказа и с указанием субъектов профилактической работы формулирует цель, которая определяет основное направление профилактической работы.
Формулирование цели социально-педагогической профилактики правонарушений в ЦВСНП представляется чрезвычайно важным, поскольку цель определяет решение целого ряда социально-педагогических проблем. Она является элементом воспитательно-профилактической деятельности, исходной основой для управления ею, на ней должна строиться оценка результативности профилактики противоправного поведения, т. е. недопущения повторного правонарушения (рецидива) в условиях данной системы.
Помимо цели в названном блоке представлены конкретизирующие ее задачи:
- повысить уровень знаний и представлений о социально приемлемых обществом нормах поведения (когнитивно-компетент-ностный компонент);
- ориентация на социально одобряемые обществом формы поведения (ценностноориентационный компонент);
- участие в социально значимой деятельности (деятельностно-поведенческий
компонент).
Особое значение в авторской модели имеет концептуальный блок, в котором представлены: нормативно-правовое обеспече-
ние, базовые подходы, принципы, функции социально-педагогической профилактики
повторных правонарушений в ЦВСНП.
Под нормативно-правовым обеспечением понимается комплекс законодательных актов и программ разного уровня (международный, федеральный, региональный, локальный).
Следующим компонентом концептуального блока являются базовые подходы, к которым мы относим системный, личностнодеятельностный, социально-педагогический.
Основным подходом, позволяющим раскрыть сущность, содержание и особенности моделируемого процесса социально-педагогической профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних в ЦВСНП является системный подход.
Система социально-педагогической работы в ЦВСНП с подростками призвана разрешить противоречие между социальными нормами поведения, принятыми в обществе, и противоправным поведением отдельных его членов, не соблюдающих эти нормы.
Как отмечается в научной литературе, личностно-деятельностный подход основан на приоритете развития личности в деятельности. И именно активная деятельность личности является движущей силой ее развития.
В центре такого подхода находится личность несовершеннолетнего, и процесс социально-педагогической профилактики преломляется через призму его личности.
В нашем случае личностно-деятельностный подход ориентирует несовершеннолетнего на усвоение социально значимых знаний, умений, навыков по таким направлениям, как гражданско-правовое, здоровьесберегающее, социального взаимодействия, физкультурно-рекреационное.
Социально-педагогический подход, как отмечает большинство исследователей, обеспечивает комплексное воздействие на личность в различных микросистемах: «личность - среда», «личность - социум», «личность - социально значимая деятельность».
Благодаря названному подходу становится возможным интегрирование различных видов профилактической деятельности, а также интеграции несовершеннолетних правонарушителей в социум.
Стержнем построения модели являются принципы. Это исходные положения, которые служат основой модели социальнопедагогической работы в ЦВСНП.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ: профилактика повторных правонарушений подростков
Субъекты профилактической работы в ЦВСНП: несовершеннолетние правонарушители, воспитатели, инспектора, психологи ЦВСНП и сотрудники ОВД
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель: социально-педагогическая профилактика повторных правонарушений подростков в ЦВСНП Задачи:
- повышение уровня знаний и представлений о социально приемлемых обществом нормах поведения (когнитив-но-компетентностный компонент);
- ориентация на социально одобряемые обществом формы поведения (ценностно-ориентационный компонент);
- участие в социально значимой деятельности (деятельностно-поведенческий компонент)____________________
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ блок
Нормативно-правовое обеспечение: - международные нормы; - законы РФ; - ведомственные приказы МВД; - региональные законы и программы; локальные документы Базовые подходы: - системный; - личностно-деятельностный; - социально-педагогический Принципы: - гуманизма; - природосообразности; - сотрудничества и взаимодействия; - педагогического оптимизма; - инновационности Функции: - воспитательная; - профилактическая
I „ —
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ блок
Первичная диагностика склонности несовершеннолетних к повторным правонарушениям
- обследование по методике «Оценка рисков и возможностей» (ОРВ): по факторам: прошлые и настоящие правонарушения / решения суда, семейные обстоятельства, образование / трудовая занятость, отношения со сверстниками, отношение к злоупотреблению психоактивными веществами, свободному времени / досугу, самооценка;
- структурированное интервью;
- анализ «поведенческого портрета»________________________________________________________________________
УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Актуализация социально-педагогического компонента профилактической деятельности средствами традиционных и инновационных видов работы
Компетентно-стная направленность основных видов профилактической деятельности
Наличие этапов организации соци-ально-педагоги-ческой профилактической работы в ЦВСНП
Э т а п ы
Реализация направлений социально-педагогической профилактической работы с учетом результатов первичной диагностики
гражданско-
правовое
здоровье- социального физкультурно-
сберегаю- взаимодейст- рекреационное
щее вия
Диагностико-ориентировочный
Реализационный
Экспертно-оценочный
Вторичная диагностика склонности несовершеннолетних к повторным правонарушениям (по методике «Оценка рисков и возможностей» (ОРВ): анализ факторов риска повторности правонарушений (изменение самооценки, отношений со сверстниками, к злоупотреблению психоактивными веществами, досуг)____________
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Компоненты Критерии Показатели Уровни
Когнитивно- компе- тентностный - уровень знаний и представлений о социально приемлемых нормах поведения - оценка уровня знаний высокий
Ценностно-ориен- тационный ориентация на социально одобряемые обществом формы поведения - уровень сформированно-сти мотивации средний
Деятельностно- поведенческий - участие в социально значимой деятельности - участие в социально значимой деятельности низкий
РЕЗУЛЬТАТ: сокращение количества несовершеннолетних, совершающих повторные правонарушения, позитивные изменения в структуре склонности подростков к повторным правонарушениям
Рис. 1. Модель социально-педагогической профилактики повторных правонарушений подростков в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей
К принципам организации социальнопедагогической профилактики правонарушений в ЦВСНП относятся: принцип гуманизма, принцип природосообразности, принцип сотрудничества и взаимодействия, принцип педагогического оптимизма, принцип инновационности.
В нашей модели мы выделяем две ведущие функции: 1) воспитательную; 2) профилактическую.
В качестве основного мы признаем содержательно-деятельностный блок, представленный тремя составляющими: 1) первичная диагностика; 2) условия социальнопедагогической профилактики; 3) вторичная диагностика.
Первичная диагностика предполагала выявление степени склонности подростков к совершению повторных правонарушений. Она предполагала:
- обследование по методике «Оценка рисков и возможностей» (ОРВ) по основным факторам: прошлые и настоящие правонарушения / решения суда, семейные обстоятельства, образование / трудовая занятость, отношения со сверстниками, отношение к злоупотреблению психоактивными веществами, свободному времени / досугу, самооценка;
- структурированное интервью;
- анализ «поведенческого портрета».
Мы предлагаем признать в качестве условий социально-педагогической профилактики повторных правонарушений подростков в условиях ЦВСНП следующие:
- актуализация социально-педагогического компонента профилактической деятельности ЦВСНП;
- периодизация социально-педагогической профилактической работы в ЦВСНП;
- компетентностная направленность основных видов профилактической деятельности.
Реализация направлений социально-педагогической профилактической работы: гражданско-правового, здоровьесберегающего, социального взаимодействия и физкультурно-рекреационного.
Рассмотрим каждое из условий.
Актуализация социально-педагогического компонента профилактической деятельности ЦВСНП определяется, в нашем понимании, следующим:
- потребностями и возможностями ЦВСНП (нормативно-правовыми, административными, организационными, материальными, методическими и др.);
- спецификой деятельности учреждения (закрытость, режимность) и его контингента (правонарушители: безнадзорные, беспризорные, сироты, мигранты и др.);
- объективной необходимостью ведения специалистом (социальным педагогом) целенаправленной социально-педагогической профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями;
- введением в штатное расписание ЦВСНП должности социального педагога.
Актуализация социально-педагогического компонента предполагает:
- определение социально-педагогического компонента в профилактике как наиболее эффективного в работе ЦВСНП;
- профильная подготовленность специалиста для работы в условиях ЦВСНП по традиционным и инновационным технологиям (по Л.Н. Смотровой и П.А. Шацкову);
- социальное информирование;
- активное социальное обучение социально важным навыкам (тренинги резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, ассертивности или аффективно-ценностного обучения, формирования жизненных навыков);
- организация деятельности, альтернативной противоправному поведению;
- активизация личностных ресурсов и организация здорового образа жизни;
- минимизация негативных последствий противоправного поведения.
В качестве второго условия определено наличие этапов социально-педагогической профилактической работы в ЦВСНП.
Данное условие, в отличие от других, носящих методический характер, в наибольшей мере связано с организацией социальнопедагогической работы. В целом оно не несет в себе формальной новизны, поскольку исследователи (Л.В. Мардахаев) в профилактической социально-педагогической работе традиционно выделяют такие этапы, как ди-агностико-ориентировочный, реализационный, экспертно-оценочный.
Мы наполняем названные этапы новым содержанием, базирующемся на авторском
исследовательском опыте и специфике учреждения.
Первый этап диагностико-ориентировоч-ный. Так как целью нашего исследования является профилактика повторных правонарушений, то и в содержание диагностикоориентировочного этапа в первую очередь нами включено выявление склонности к повторным правонарушениям.
Реализационный этап характеризуется исследователями как этап, с которого начинается деятельность. Именно в этот период подросток постепенно вовлекается в воспитательный процесс, общий ритм труда, отдыха, взаимоотношения с окружающими.
В нашем исследовании данный этап предполагал выбор и реализацию педагогически целесообразных в условиях ЦВСНП направлений, форм и методов работы на основе учета специфики учреждения.
Как показывает авторское исследование, процесс социально-педагогической профилактической деятельности по своему содержанию и направленности зависит от ряда таких факторов, как:
- срок пребывания в учреждении (ЦВСНП);
- своеобразие контингента ЦВСНП и социально-личностные особенности подро-стков-делинквентов;
- специально организованный режим жизнедеятельности воспитанников;
- ориентация работы на профилактику повторных правонарушений.
Экспертно-оценочный этап определен как заключительный. Он включал отслеживание, оценку и анализ динамики результатов реализации работы по тем же параметрам, что и на диагностико-ориентационном этапе.
В качестве третьего условия выступает компетентностная направленность основных видов профилактической деятельности с несовершеннолетними.
Определяя социальную компетентность как важную социально-педагогическую категорию, значимый аспект социального воспитания, интегративную характеристику личности, мы в качестве условия социальнопедагогической профилактической работы выдвигаем именно компетентностную направленность деятельности, которая, осно-
вываясь на социальной компетентности, не является ее аналогом.
Принимая компетентностную направленность как основную в организации социально-педагогической профилактической
деятельности, мы стоим на позиции о том, что формирование собственно социальной компетентности в условиях ЦВСНП невозможно по трем причинам:
1) кратковременность и эпизодичность пребывания детей в учреждении;
2) отнесенность большинства детей к категории социально запущенных, а их семей - к социально неблагополучным;
3) большинство воспитанников имеют серьезные отклонения в состоянии соматического и психического здоровья, что влечет за собой ограничение сфер реализации усвоения социальных норм и социального опыта, приводит к снижению самостоятельности и инициативности, затрудняет саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля.
Именно поэтому основу нашей позиции составляет не формирование у несовершеннолетних социальной компетентности, а компетентностная направленность социально-педагогической профилактической работы, осуществляемой с ними сотрудниками ЦВСНП.
В нашем исследовании в условиях ЦВСНП мы определили следующие направления социально-педагогической профилактической деятельности:
- социальное взаимодействие;
- гражданско-правовое;
- здоровьесберегающее;
- физкультурно-рекреационное.
Рассмотрим каждое из названных направлений.
Социальное взаимодействие. Занятия по этому направлению проводились по типу встреч-тренингов, носящих обучающий характер и направленных на расширение представлений несовершеннолетних о возможных вариантах поведения и выборе наиболее подходящих действий, на восстановление единства между знаниями, мыслями, чувствами, поступками, принимаемыми решениями и жизненными целями.
Нами при активном участии студентов выпускного курса института социальных и образовательных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина (специальность Социаль-
ная педагогика) разработан объемный цикл встреч-тренингов по темам «Узнаем друг друга», «Эффективное общение», «Изменить себя, не изменяя себе», «Дом, в котором мы живем», «Будем терпимыми!», «Мы все разные», «Разные страны - разные обычаи и нравы», «Понимать друг друга без слов», «Как вести себя достойно», «Нести людям добро».
Гражданско-правовое направление. Принимая во внимание возраст детей, помещенных в ЦВСНП, специфику восприятия ими окружающего мира, а также явную несфор-мированность у них представлений о гражданских правах и обязанностях, мы избрали в качестве основной формы работы цикл занятий под общим названием «Путешествие в Мультляндию», в которых формирование основ гражданско-правового воспитания наглядно реализуется через просмотр мультипликационных фильмов с их последующим анализом.
Этот цикл имел целью заложить основы воспитания законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя положительное отношение к нравственным ценностям и негативное отношение к правонарушениям и преступлениям.
Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у ребенка первичные нравственно-этические нормы поведения, представления о добре и зле, образцы хороших и плохих поступков. Ребенок через сравнение себя с любимыми героями имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность школьника, развивать его логическое мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
В связи с необходимостью организации работы по здоровьесберегающему направлению мы считали нужным учитывать особенности контингента ЦВСНП (физическая и психическая ослабленность, дисгармоничное развитие, социально-педагогическая запущенность, пониженная обучаемость и работоспособность, склонность к патологическим реакциям на перегрузки).
Здоровьесберегающее направление.
Формирование здорового образа жизни у таких детей поможет им не только легче справиться с кризисами возраста, но и преодолеть трудности, делая правильный выбор в пользу здоровья.
В поиске эффективных форм работы нами использован опыт популярного в городе Тамбове киноклуба «Контакт» (руководитель - В.А. Монастырский). По аналогии с работой киноклуба мы провели 4 занятия, на которых подростки смотрели небольшие научные фильмы про вредные привычки и отрывки из художественных фильмов, затрагивающих тему наркотиков: «Анти-алко»,
«Анти-нарко», «Анти-табак», «Нирвана»,
«Доза», «На игле». Главной задачей было не только показать подросткам отрицательные стороны столь привлекающей их жизни, а вызвать их на обсуждение.
Физкультурно-рекреационное направление. Целесообразность выделения в нашем исследовании физкультурно-рекреационного направления определяется тем, что для контингента ЦВСНП, представленного, по преимуществу, мальчиками, характерен ряд особенностей, среди которых наибольшего внимания к себе требуют гиперактивность, рискованное / импульсивное поведение, агрессия, негативные установки, являющиеся, в большинстве случаев, причиной правонарушений, в т. ч. повторных.
Опыт нашего исследования и его практической реализации привел нас к выводу о трех вариантах физкультурно-рекреационной деятельности, когда в основе градации лежит количество детей, находящихся в данный момент в ЦВСНП:
1) когда в учреждении находятся 1-3 ребенка, целесообразны личностно-коррек-ционые виды работы, направленные на развитие личных физических качеств: силы, воли, выносливости;
2) когда в учреждении находятся до
10 детей, целесообразны, на наш взгляд, командно-групповые виды, по преимуществу, спортивные игры;
3) когда наполняемость ЦВСНП от
11 до 20 человек и есть дети старшего возраста, имеющие опыт пребывания в ЦВСНП и характеризующиеся социально приемлемым поведением, виды работы могут носить
общественно-ориентированный характер, и к их числу относятся коллективные проекты.
Приведем примеры использованных нами форм физкультурно-рекреационной деятельности.
Первый вариант предусматривал использование игр, направленных на развитие личных физических качеств: силы, воли, выносливости, выработку характера ребенка, формирование правил поведения. К числу важнейших относится быстрота, которую определяют как способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени.
Эти игры, благотворно воздействуя на нервную систему, помогают ребенку осваивать формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, реагировать, наблюдать, контролировать движения, пополнять свой кругозор, радоваться жизни: «быстро по местам», «вызов номеров»,
«комбинированная эстафета», «цепочка»,
«черные и белые», «день и ночь», «третий лишний».
Второй вариант предполагал использование командных игр, имеющих большое воспитательное значение, т. к. чтобы выиграть, участники команды должны действовать сплоченным коллективом, каждый игрок должен уметь подчинять свои интересы общей цели, обладать упорством, выдержкой, согласовывать свои действия с действиями товарищей, помогать им в затруднительных игровых ситуациях.
На этом этапе нами осуществлялась организация традиционных командных игр (мини-футбол, баскетбол, волейбол, гандбол и т. д.).
Большой воспитательный потенциал заложен в национальных играх, в частности, хорошо знакомых детям русских народных подвижных играх, к которым относятся «лапта», «казаки-разбойники», «взятие снежного городка», «городки».
К третьему типу мы относим физкультурно-рекреационные проекты, отличающиеся новизной по форме и содержанию, силой эмоционального воздействия.
Целями проектов является формирование осознанного отношения ребенка к собственному здоровью, к занятиям физкультурой, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом.
К характерным особенностям физкультурно-рекреационных проектов относятся:
- комплексность подготовки проекта (участие спонсоров, гостей, представителей СМИ, наглядная агитация);
- интеграция теоретических и практических форм деятельности (теоретические: конференции, «круглые столы», выступления, сопровождаемые мультимедийными презентациями, акции; практические: игра, конкурс, кросс, парад, праздник, соревнования, спартакиада, спортивная ярмарка, спортивно-оздоровительные развлечения, турнир, чемпионат).
Примерами тематики проектов могут служить «Физкультура и спорт в жизни человека», «Фестиваль спорта», «Играй, двор», «Народные олимпийские игры», «День здоровья», «Героические страницы истории
футбола: «матч смерти».
Содержательно-деятельностный блок завершается вторичной диагностикой склонности несовершеннолетних к повторным правонарушениям по методике «Оценка рисков и возможностей» (ОРВ) на основе анализа факторов риска повторности правонарушений (изменение самооценки, отношений со сверстниками, к злоупотреблению психоактивными веществами, досугу).
Результативный блок, завершающий нашу модель, основываясь на выделенных нами компонентах (когнитивно-компетентност-ном, ценностно-ориентационном, деятельностно-поведенческом), критериях (уровне знаний и представлений о социально приемлемых нормах поведения, ориентации на социально одобряемые обществом формы поведения, участии в социально значимой деятельности), показателях (оценка уровня знаний, уровень сформированности мотивации, участие в социально значимой деятельности) и уровнях (высокий, средний, низкий) склонности подростков к совершению повторных правонарушений, констатирует сокращение количества несовершеннолетних, совершающих повторные правонарушения, позитивные изменения в структуре склонности подростков к повторным правонарушениям.
По данным вторичной диагностики, основным результатом социально-педагогической профилактической работы в ЦВСНП являются позитивные изменения в структуре
склонности подростков к повторным правонарушениям и, как следствие, сокращение количества несовершеннолетних, совершающих повторные правонарушения.
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. М., 2004.
3. Куприянов Б.В. Воспитательный процесс и его закономерности. Попытка реконструкции
сложившегося понимания // Воспитание: научные дискуссии и исследования: сборник научных трудов. 2005. С. 64-69.
4. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.
5. Курганов С.И., Фетисов В.З. Рецидивная преступность несовершеннолетних (исправительно-трудовой аспект). М., 1986.
Поступила в редакцию 11.05.2013 г.
UDC 371.93
MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF RE-OFFENDING ADOLESCENTS IN DETENTION FACILITIES FOR JUVENILE OFFENDERS
Olga Alekseyevna DOROZHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Social and Family Pedagogics, e-mail: [email protected]
Tatyana Valeryevna KHROMOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
The main attention is paid to the model of socio-educational prevention of re-offending in the temporary custody center for juvenile offenders. The blocks of the model, which allowed showing the basic theoretical position of the phenomenon under investigation, the vertical and horizontal linkages between its elements, relationships and interdependence of the components are defined and consistently structured.
Key words: model; juvenile offenders; prevention; detention facilities for juvenile offenders.