Одаренный ребенок — глазами психолога
Белоусова Алла Константиновна
Заведующая кафедрой, доктор психологических наук, профессор ФГОУ высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Педагогический институт, г Ростов - на -Дону
J ^
ДИАГНОСТИКА ОДАРЁННОСТИ
Л_________________________________________г
Аннотация. Автор предлагает несколько методик диагностики одаренных детей, позволяющих определить уровень проявления способностей, интенсивность познавательной потребности, креативность, оценить индивидуальные особенности каждого ребенка.
Ключевые слова: диагностика поведения, одаренность, тестирование методики определения творческих способностей, личностные характеристики
Для поиска, выявления и определения одарённых детей, для оценки их индивидуальных особенностей используются разнообразные психологические методы. Рассмотрим некоторые из них.
ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНИЯ Одним из наиболее значимых методов, доступных педагогам, родителям, воспитателям, является метод экспертной оценки. В данном случае экспертам: учителям, родителям, классным руководителям, музыкальным работникам, предлагаются вопросы, ответы на которые позволяют определить, насколько развита одарённость конкретного ребёнка. На этом принципе основана методика экспертных оценок А. А. Лосевой [8, С. 158-162]
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ (А. А. Лосева)
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней - 4 и так далее. Оценка 2 балла - самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите
3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблю-
дений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук - если это детский сад, если школа -родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память - быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
41
Одаренный ребенок — глазами психолога
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
III. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершённости и точности в занятиях
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературная сфера
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
1. Любит писать рассказы или статьи.
7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
1. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
3. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
3. Любит рисовать чертежи механизмов.
4. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
42
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Одаренный ребенок — глазами психолога
VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (им цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.
Один из известнейших исследователей одарённости Дж. Рензулли в состав своей модели одарённости включает три фактора: уровень развития интеллекта выше среднего, креативность и вовлечённость в задачу. Эти факторы нашли отражение в разработанных (Дж. Рензулли, 2004.) шкалах для получения характеристики ребёнка с точки зрения развития одарённости (по книге А. А. Лосевой) [8, С.1б4-157].
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
ШКАЛА РЕЙТИНГА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК (Дж. Рензулли)
Ф. И. учащегося
Дата
Школа
Класс
Возраст
Учитель
Как давно Вы знаете этого ребенка?
Инструкция.
Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащегося в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявления каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются все вместе. Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и поставьте X в соответствующем месте, согласно следующему описанию:
1 - если Вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 - если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала I. Познавательные характеристики
1 2 3 4
1. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы обычных интересов детей этого возраста).
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей.
5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие.
Подсчитайте число X по каждой колонке - - - -
Умножьте на соответствующий вес 1 2 3 4
Сложите полученные числа — — — —
Общий показатель
Такая же процедура проводится по каждой шкале.
43
Одаренный ребенок — глазами психолога
Шкала II. Мотивационные характеристики
1 2 3 4
1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (иногда трудно привлечь к другим темам, заданиям).
2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.
3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью.
4. Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от учителя.
5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуации.
Шкала III. Творческие характеристики
1 2 3 4
1. Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы.
2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда раздражен и горяч в дискуссии, настойчив/а.
4. Может рисковать; склонность к приключениям. - - - -
5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, представляет: Интересно, что будет если...; занят/а приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
7. Необычайно чувствителен/а к внутренним импульсам и более открыт /а к ирра -циональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствительны.
8. Чувствителен/а к красоте, обращает внимание на эстетические стороны интересуется деталями; не боится быть от-личным/ой от
9. Не подвержен/а влиянию группы; не терпит беспорядок, не интересуется деталями; не боится быть отличным/ой от других.
10. Дает конструктивную критику, не склонен/а принимать авторитеты без критического изучения.
Шкала IV. Лидерские характеристики
1. Проявляет ответственность, делает то, что обещает, и обычно делает это хорошо. 1 2 3 4
2. Уверено чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его/ее просят показать свою работу.
3. Хорошо выражает свои мысли и чувства; хорошо, и обычно, понятно говорит.
4. Может находиться с людьми, общи-телен/общительна и предпочитает не оставаться в одиночестве.
5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.
В качестве одного из важнейших факторов, характеризующих развитие одарённого ребёнка, выступает мотивация. Для изучения познавательных потребностей детям можно предложить анкеты, составленные
В. С. Юркевич, а родителям - анкету А. Н. Сизанова (по книге А. А. Лосевой, 2004), [8, С.150-153].
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
Анкета 1. Определение интенсивности познавательной потребности (Юркевич B. C.)
1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора - для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь -для подростков и т.д.)?
а. Часто.
б. Иногда.
в. Очень редко.
2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»?
а. «Помучиться», но самому найти ответ.
б. Когда как.
в. Получить готовый ответ от других.
3. Много ли читает дополнительной литературы?
а. Постоянно много.
б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.
в. Мало или совсем ничего не читает.
4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
а. Очень эмоционально.
б. Когда как.
в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).
5. Часто ли задает вопросы?
а. Часто.
6. Иногда.
в. Очень редко.
Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности, «б» - об умеренной, «в» - о слабо выраженной.
Анкета 2. Определение уровня познавательной потребности
(Юркевич B. C.)
1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?
а. Связаны очень тесно.
б. Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.
в. Никак не связаны.
2. Обращается ли ученик к серьёзным источникам: пользуется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т. д.?
а. Постоянно.
44
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Одаренный ребенок — глазами психолога
б. Иногда.
в. Очень редко.
3. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?
а. Большинство занятий подчинено этому принципу.
б. Ставит такие задачи, но редко выполняет.
в. Не ставит долговременных задач.
4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?
а. Делает всегда столько, сколько нужно.
б. Делает периодически.
в. Не любит выполнять неинтересную для него работу.
5. Способен ли при необходимости заниматься продолжи тельное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя раз влечениями, а иногда и отдыхом.
а. Всегда, когда это нужно.
6. Только изредка.
в. Не способен.
Примечание. Рассчитана только на старшеклассников. Шкалирование такое же, как и в анкете № 1.
Анкета № 3 для родителей. Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А. Н.)
С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный
1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
2. Он с готовностью откликается на все новое.
3. Любит все загадочное и непонятное.
4. Часто нуждается в поддержке старших.
5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать Вашего ребёнка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.
Одарённый
1. Его интересы достаточно стабильны.
2. Его любознательность устойчива.
3. Любит задавать и решать трудные вопросы.
4. Часто не соглашается с мнением взрослых.
5. Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.
б. Начатое дело всегда доводит до конца.
7. Имеет особую склонность к определённому виду занятий или предмету.
8. Настойчив в достижении поставленной цели.
9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
10. Задаёт много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
11. Часто бывает эгоистичен.
Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребёнок одарённый. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одарённость
1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одарённость.
1. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
2. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
3. Всегда ищет самостоятельные решения.
4. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
5. Берёт на себя ответственность в трудных ситуациях.
6. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
7. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и своё призвание.
8. Одинаково одарён в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьёзные основания отнестись к Вашему ребёнку как к одарённому. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребёнка высокого творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребёнка
1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
2. Стремление освоить незнакомое дело.
3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминанич.
5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.
6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдалённые ассоциации между различными предметами и явлениями.
8. Способность к творческому воображению, созданию нового.
ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ
На практике определение одарённости очень часто стыкуется с определением творческого мышления, для чего, как правило, исследователи используют характеристики творчества, выделенные в работах Дж. Гилфорда [3]. В соответствии со своими представлениями Дж. Гилфорд разработал несколько методик исследования креативности, среди них - тест «Необычное использование предметов».
ТЕСТ ГИЛФОРДА (МОДИФИЦИРОВАННЫЙ) [21].
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:
1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
45
Одаренный ребенок — глазами психолога
3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения процедуры - около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация - слова - предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация - выражение - предназначена для детей 9-15 лет.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления).
Задача. Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого.
Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста - 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание.
Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) -суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n.
Б - беглость, n - число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции,- очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.
2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т. д. относятся к одной категории - создание поделок и игрушек.
Категории ответов
1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать). 2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т. д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3 m.
Г - показатель гибкости, m - число использованных категорий.
3) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.
Один оригинальный ответ - 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
0р = 5 k.
0р - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.
Т 1 - суммарный показатель первого субтеста,
Б 1 - беглость по 1 субтесту,
Г 1 - гибкость по 1 субтесту,
Ор 1 - оригинальность по 1 субтесту,
46
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Одаренный ребенок — глазами психолога
n - общее число уместных ответов,
m - число категорий,
k - число оригинальных ответов.
Субтест 2. Последствия ситуации.
Задача. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого
Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения субтеста - 3 минуты.
Оценивание.
Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) -общее число приведенных последствий. 1 ответ (1 следствие) - 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность - число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40 человек). 1 оригинальный ответ - 5 баллов.
0р = 5 k.
0р - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.
Т 2 = n + 5 k.
Т 2 - суммарный показатель второго субтеста.
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
Субтест 3а. Слова.
Модификация для детей 5-8 лет. Субтест проводится индивидуально.
Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого.
1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста - 4 минуты.
Оценивание.
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость - общее число приведенных слов. 1 слово - 1 балл.
Б = n
Б - показатель беглости, n - общее число слов.
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
2) Оригинальность - число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30-40 человек. 1 оригинальное слово - 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных слов.
Т 3 = n + 5 k.
Т 3 - суммарный показатель третьего субтеста (для детей 5-8 лет).
Субтест 3б. Выражение.
Модификация для детей 9-15 лет.
Задача. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого.
Придумай, как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. Время выполнения субтеста - 5 минут.
Оценивание.
Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.
1) Беглость - число придуманных предложений (n). 1 предложение - 1 балл.
Б = n.
2) Гибкость - число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаютсяодинаковыми, например: «веселый, весело». 1 слово - 0,1 балла.
Г = 0,1 m.
Г - показатель гибкости, m - число слов, используемых один раз.
3) Оригинальность
Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное предложение - 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных предложений.
Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.
Т 3 - суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет).
Субтест 4. Словесная ассоциация.
Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого.
Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста - 3 минуты.
Оценивание.
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость - суммарное число приведенных определений (n). Одно определение - 1 балл.
Б = n.
Б - показатель беглости.
2) Гибкость - число категорий ответов.
Одна категория - 3 балла.
Г = 3 m.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
47
Одаренный ребенок — глазами психолога
Г - показатель гибкости, m - число категорий ответов.
Категории ответов
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл - 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г = 3 m.
Г - показатель гибкости, m - число категорий.
3) Оригинальность - число оригинальных определений.
Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное определение - 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных определений.
Т 4 = n + 3 m + 5 k.
Т 4 - суммарный показатель четвертого субтеста.
Субтест 5. Составление изображений.
Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого.
Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок. Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания -лампа. Время выполнения всех рисунков - 8 минут.
Длина стороны квадрата - 8 см (для тестового бланка).
Оценивание.
Оценивание производится по двум показателям.
1) Беглость - гибкость. В данном показателе учитываются:
n1 - число изображенных элементов (деталей);
n2 - число использованных категорий фигур (из 4 заданных),
n2 изменяется от 0 до 4. Одна деталь - 0,1 балла. Один класс фигур - 1 балл.
n3 - число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). Одна ошибка - 0,1 балла.
Б 4 i=1 = (0,1n1i + n2i - 0,1 n3i)
Б - беглость, i - номер рисунка (от 1 до 4). Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность.
k1 - число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент - 3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов. k2 - оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек. 1^ может принимать значения 0 или
1. За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)
0 р 4 = = 5 k + k 1i.
Ор - оригинальность, i - номер рисунка (от 1 до 4).
Т5 = Б + 0р.
Т5 - суммарный показатель пятого субтеста, Б - беглость, 0р - оригинальность.
Субтест 6. Эскизы.
Задача. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого.
Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку. Время выполнения задания - 10 минут. Тестовый бланк - это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга - 1,5 см.
Оценивание.
Проводится по трем показателям:
1) Беглость - число адекватных задаче рисунков. Один рисунок - 1 балл.
Б = n
n - число рисунков (изменяется от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал - круг.
2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория - 3 балла.
48
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Одаренный ребенок — глазами психолога
Г = 3m.
m - число категорий.
Категории ответов
1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна). 3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние). 13. Растения (любые - деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры,орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность
Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30-40 человек). Один оригинальный рисунок - 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных рисунков.
T = n + 3 m + 5 k.
6
Т 6 - суммарный показатель шестого субтеста.
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись. У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет.
Субтест 7. Спрятанная форма.
Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого.
Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста - 3 минуты. Тестовые стимульные: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Оценивание.
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:
1) Беглость - суммарное число ответов (n). Один ответ - 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность - число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек. Один оригинальный ответ - 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор - оригинальность, k - число оригинальных, редких ответов.
T 7 = n + 5 k.
Т 7 - суммарный показатель седьмого субтеста.
Литература
1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. М, 2003.
2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.
3. Карне М. Одарённость: выявление и развитие // Одарённые дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991. С. 149-370.
4. Краткий психологический словарь /Сост. Л. А. Карпенко. Под. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985
5. Кульчицкая Е. И., Моляко В. А. Психологические вопросы выявления одаренности. Киев, 1992.
6. Лезина С. В. Личностные факторы в становлении одаренности младших школьников и подростков // www. PsiProj
7. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. М., 1997.
8. Лосева А. А. Психологическая диагностика одарённости. М., 2004.
9. Матюшкин А. М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 1989. № 6.
10. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М.-Воронеж, 2003.
11. Матюшкин А. М. Одарённость и творчество // Учителю об одарённых детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.
12. Моляко В. А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1991.
13. Одарённые дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991.
14. Панов В. И. Одарённость как проблема современного образования // Материалы I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы. Самара, 2007.
15. Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие. / Под ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисовой. М., 1995.
16. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтес.- М., 1996.
17. Рабочая концепция одарённости / Под ред. В. Д. Шадри-кова. М., 1998.
18. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе. М., 2000.
19. Сафронова Л.В., Маркова В. И. Кочкина Т. П. Одаренные дети: опыт эффективной педагогики. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 5.
20. Сизанов А. И. Психологические игры: какие мы на работе и дома. Минск, 1995.
21. Тест Гилфорда (модифицированный) //www. azps.ru
22. Тэкэкс К. Счастливые родители одарённых детей // Одарённые дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991. С.15-148.
23. Шведел А., Стоунбернер Р. Поиск и выявление одарённых детей // Одарённые дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991. С. 169-204.
24. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М., 2003.
25. Шубаева Е. И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2011.- № 1.
26. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок и игра для учителей и родителей. М., 1996.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
49