Литература:
1. Гавриков В. П. Комсомол Ставрополья в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.). // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. -С. 40-55
2. Мельников. В.В. Ленин В.И. и культурная революция на Северном Кавказе. // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. - С. 3-20.
3. Мельников В.В., Павленко. A.A. Подготовка и воспитание новых учительских кадров на Северном Кавказе в 1928-1932 гг. // В.И.Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. - С. 108126.
4. Очерки истории Ставропольского края. - Ставрополь,! 986. - Т.2. - 607 с.
5. Очерки истории ставропольской организации КПСС. - Ставрополь, 1970. - 632 с.
6. Павленко A.A. Идейно-политическое воспитание учительства в годы первой пятилетки // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. -С. 87-107.
7. Семисотое И.Н. Комсомол Ставрополья в борьбе за всеобщую грамотность в годы первой пятилетки // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. -С. 96-107.
8. Сучихин В.И. Работа комсомола Ставрополья среди учащейся молодежи. Организация пионерского движения на Ставрополье (1921-1925 гг.) // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. - С. 58-74.
PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF TEACHING ACTIVITIES
Tagirova Zarina Ayatulahovna, Under-graduate Student, Chair of Psychology E-mail: [email protected]
Lozhechkina Anna Dmitrievna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Chair ofPedagogy and Educational Technologies
E-mail: [email protected] North-Caucasus Federal University, Stavropol
The process of educational activity means that it is dominant role of subjects of educational process is the teacher and the student. The teacher has a great professional and personal responsibility in this process and builds an individual paradigm of pedagogical interaction, cooperation with the students. The teacher is a significant figure for human learning, which is professionally engaged in educational activities, it is therefore important acmeoiogicai development of subjects of educational process (teacher-student), as weii as positive dynamics of this interaction. Keywords: acmeoiogicai cooperation; interaction; educational activity; psychological and acmeoiogicai technologies.
УДК 37.025
© Тагирова 3.A., 2015 © Ложечкина А.Д., 2015
ТАГИРОВА Зарина Аятулаховна, магистрант, кафедра Психологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процесс образовательной деятельности предполагает, что в нем доминирующую роль субъектов образовательного процесса занимают педагог и обучающийся. Педагог несет большую профессиональную и личностную ответственность в данном процессе и выстраивает индивидуальную парадигму педагогического взаимодействия, сотрудничества с обучающимися. Педагог является той значимой фигурой для обучающегося человека, который профессионально осуществляет воспитательную и образовательную деятельность. Поэтому важным является акмеологическое развитие субъектов образовательного процесса (учитель-ученик), а также положительная динамика этого взаимодействия.
Ключевые слова: акмеологическое взаимодействие; взаимодействие; педагогическая деятельность; психолого-акмеологические технологии.
I
Психолого-акмеологические технологии в организации и осуществлении педагогической деятельности предполагают не только формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Данные технологии как направление деятельности педагога -это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.
Педагогическое взаимодействие предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении лич-ностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Взаимодействие - одна из универсальных базовых философских, психологических, акмеологических и педагогических категорий, определяющих во многом особенности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни. Взаимодействие педагогическое можно рассматривать как частное проявление социального взаимодействия, при котором происходят двусторонние позитивные, общественно и личностно-ценные изменения во взаимодействующих сторонах.
Акмеологическое взаимодействие является системообразующим компонентом любой развивающейся образовательной системы и профессиональной целью труда учителя [1, с. 114].
Акмеология, изучая маршруты достижения человеком профессиональных и личностных вершин, отрицает технократические модели "педагогики формирования" (Т.С.Батищев), психологии манипулирования, и обращается к исследованию многообразных творческих потенциалов личности, как педагога, так и учащегося, в основе развития которых находится педагогическое взаимодействие как особое пространство встречи опыта ребенка и взрослого [2, с. 176]. Таким образом, одним из критериев субъекта акмеологи-ческого взаимодействия педагога является потребность изменения каких-либо свойств, качеств, сторон в себе самом и другом человеке на основе достижения взаимопонимания, установления и выстраивания парадигмы отношений сучащимися в процессе решения совместной задачи, в достижении совместной цели.
Эффективность исследований в любой науке связана, в том числе с использованием определенных методологических принципов. При этом методология понимается как "система социально апробированных принципов, правил познания и действия в их соотношении со свойствами и законами объективной действительности, реализует эвристическую (поисковую) функцию предметной области".
Акмеология, в отличие от других наук, стремится целостно изучать человека в единстве его проявлений, в силу чего для нее характерно применение комплексного подхода [1,с.59]. Одновременно, в акмеологических исследованиях используются как общие, так и конкретные методологические принципы.
При изучении акмеологических факторов, влияющих на продуктивное педагогическое взаимодействие, обоснованно использованы методологические принципы, выработанные в отечественной психологии и акмеологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, A.A. Деркач, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), соответствующие комплексному, системному, субъектному подходам [4, с. 71].
Комплексный подход в акмеологии открывает перспективу изучения индивидуальности в сопряжении с субъективностью. Иными словами, комплексный подход позволяет вести интеграцию разных качеств, состояний и модальностей человеческого бытия. При этом, как отмечает A.A. Деркач: "Самое сложное в акмеологическом комплексе состоит в том, что исследованием и диагностикой выявляет-
ЛОЖЕЧКИНА Анна Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра Педагогики и образовательных технологий, Северо-Кавказский федеральный университе Ставрополь дода5Ик77@таИ. г и
ся отправной этап развития личности, операционально-практическим звеном которого является ее реальное оптимальное изменение" [2,с.6б].
В период с сентября 2014 по май 2015 года нами было проведено исследование, базой которого был выбран МАОУ лицей № 17 г. Ставрополь.
Цель нашего исследования - обосновать необходимость психолого-акмеологических технологий в организации и осуществлении педагогической деятельности для эффективного взаимодействия педагога и учащихся.
Задачи нашего исследования:
1. Изучить сущность психолого-акмеологи-ческих технологий педагогического взаимодействия в процессе образовательной деятельности.
2. Проанализировать опыт работы педагогов общеобразовательной школы по проблеме выбора психолого-акмеологическихтехнологий организации и осуществления педагогической деятельности.
Для диагностики была выбрана группа педагогов МАОУ лицей № 17 в количестве 10 человек: 5 педагогов начальной школы и 5 педагогов среднего и старшего звена.
Констатирующий этап исследования включал проведение ряда методик на выявление качества педагогического взаимодействия в системе "учитель-ученик". Были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика "Ценностные ориентации" М. Ро-кича.
2. Методика диагностики профессионального выгорания Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Стар-ченковой.
3. Методика "Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой" Н.В. Журин и Е. П. Ильин.
Субъекты акмеологического взаимодействия (учитель, ученик) нами рассматриваются с учетом их личностных, психофизиологических, социальных характеристик и комплексного и системного подходов к процессу обучения и становления личности в целом.
С этой точки научного рассмотрения проблемы меняется качество взаимодействия в системе "учитель - ученик". Так, при продуктивном взаимодействии наблюдается положительная динамика изменений в мотивацион-ной,личностной, эмоциональной и других сферах учителя и учеников.
Таким образом, если учитель заинтересован в улучшении взаимоотношений с учени-
ками, он стремится познать себя, свои положительные и отрицательные стороны, изучить индивидуальные особенности учеников, определиться в выборе наиболее оптимальных условий для продуктивного педагогического взаимодействия. Именно поэтому, определяя логику исследования, мы остановили наше внимание на изучении субъективных характеристик педагога в образовательном процессе как предполагаемого фактора продуктивного профессионального педагогического взаимодействия (ППВ) [5, с. 19].
В этой связи, зрелость личности педагога-гуманиста - это сочетание профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического взаимодействия.
Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяютуспешность в лич-ностно-ориентированном взаимодействии:
1. Социально-педагогическая ориентация.
2. Рефлексивные способности.
3. Методологическая культура [3, с. 238].
Отсюда следует, что к педагогу образовательного учреждения предъявляется ряд требований, которые он должен учитывать при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Немаловажным является то, что качество педагогического взаимодействия определяется во многом именно личностью педагога.
В соответствии с приведенными выше свойствами личности возникла потребность в проведении психологической диагностики выявлению оптимальной технологии организации и осуществления педагогического общения в процессе образовательной деятельности.
В процессе исследования нами были получены данные о крайне высокой степени профессионального выгорания среди выборки испытуемых педагогов, при этом большая часть из них вполне удовлетворена своей профессией и работой. В ряду наиболее значимых ценностей стоят не только здоровье и материальное благосостояние, но и саморазвитие. Отсюда можно сделать вывод о том, что самосовершенствование - путь к успеху не только начинающих педагогов, но и учителей "со стажем".
Результаты исследования показали значимость личности педагога и ее влияние на качество педагогического взаимодействия и пси-холого-акмеологических технологий в организации и осуществлении педагогической деятельности.
В процессе выбора наиболее оптимальной технологии организации и осуществления педагогической деятельности педагог сталкивается с множеством трудностей, независимо от своего возраста и педагогического стажа.
Наряду с меняющимися условиями жизни и труда возникают трудности во взаимодействии с учениками, каждому предъявляется индивидуальный подход. Немаловажным также является феномен профессионального выгорания, которым страдают многие педагоги с большим педагогическим стажем. Профессия педагога требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.
Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.
Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессио-
нальные успехи, и психологическое здоровье. Именно с целью профилактики профессионального выгорания необходимо разработать рекомендации по оптимизации технологии организации и осуществления педагогического общения в процессе образовательной деятельности.
В рекомендации следует включить техники разрешения конфликтных ситуаций в процессе педагогической деятельности и приемы саморегуляции для педагогов. Данные рекомендации должны позволять педагогу наиболее эффективно строить свою профессиональную деятельность и бороться с профессиональным выгоранием.
Примечания:
1. Афонина А. В. Акмеологические факторы продуктивного взаимодействия в системе "учитель-ученик": дис. ... канд. психол. наук. - Шуя, 2004. -206 с.
2.Бондаревская P.C. Становление проектной деятельности педагога на основе акмеологического подхода: дис.... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 203 с.
3. Деркач A.A. Акмеология / A.A. Деркач. - М. : РАГС, 2009. - 678 с.
4. Лобанов A.A. Основы профессионально-педагогического общения / A.A. Лобанов. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
5.Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: РАГС, 2006. - 312 с.