Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические технологии в организации и осуществлении педагогической деятельности'

Психолого-акмеологические технологии в организации и осуществлении педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACMEOLOGICAL COOPERATION / INTERACTION / EDUCATIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагирова Зарина Аятулаховна, Ложечкина Анна Дмитриевна

Процесс образовательной деятельности предполагает, что в нем доминирующую роль субъектов образовательного процесса занимают педагог и обучающийся. Педагог несет большую профессиональную и личностную ответственность в данном процессе и выстраивает индивидуальную парадигму педагогического взаимодействия, сотрудничества с обучающимися. Педагог является той значимой фигурой для обучающегося человека, который профессионально осуществляет воспитательную и образовательную деятельность. Поэтому важным является акмеологическое развитие субъектов образовательного процесса (учитель-ученик), а также положительная динамика этого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тагирова Зарина Аятулаховна, Ложечкина Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and acmeological technologies in the organization and implementation of teaching activities

The process of educational activity means that it is dominant role of subjects of educational process is the teacher and the student. The teacher has a great professional and personal responsibility in this process and builds an individual paradigm of pedagogical interaction, cooperation with the students. The teacher is a significant figure for human learning, which is professionally engaged in educational activities. It is therefore important acmeological development of subjects of educational process (teacher-student), as well as positive dynamics of this interaction.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические технологии в организации и осуществлении педагогической деятельности»

Литература:

1. Гавриков В. П. Комсомол Ставрополья в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.). // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. -С. 40-55

2. Мельников. В.В. Ленин В.И. и культурная революция на Северном Кавказе. // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. - С. 3-20.

3. Мельников В.В., Павленко. A.A. Подготовка и воспитание новых учительских кадров на Северном Кавказе в 1928-1932 гг. // В.И.Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. - С. 108126.

4. Очерки истории Ставропольского края. - Ставрополь,! 986. - Т.2. - 607 с.

5. Очерки истории ставропольской организации КПСС. - Ставрополь, 1970. - 632 с.

6. Павленко A.A. Идейно-политическое воспитание учительства в годы первой пятилетки // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. -С. 87-107.

7. Семисотое И.Н. Комсомол Ставрополья в борьбе за всеобщую грамотность в годы первой пятилетки // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. -С. 96-107.

8. Сучихин В.И. Работа комсомола Ставрополья среди учащейся молодежи. Организация пионерского движения на Ставрополье (1921-1925 гг.) // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. - С. 58-74.

PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF TEACHING ACTIVITIES

Tagirova Zarina Ayatulahovna, Under-graduate Student, Chair of Psychology E-mail: [email protected]

Lozhechkina Anna Dmitrievna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Chair ofPedagogy and Educational Technologies

E-mail: [email protected] North-Caucasus Federal University, Stavropol

The process of educational activity means that it is dominant role of subjects of educational process is the teacher and the student. The teacher has a great professional and personal responsibility in this process and builds an individual paradigm of pedagogical interaction, cooperation with the students. The teacher is a significant figure for human learning, which is professionally engaged in educational activities, it is therefore important acmeoiogicai development of subjects of educational process (teacher-student), as weii as positive dynamics of this interaction. Keywords: acmeoiogicai cooperation; interaction; educational activity; psychological and acmeoiogicai technologies.

УДК 37.025

© Тагирова 3.A., 2015 © Ложечкина А.Д., 2015

ТАГИРОВА Зарина Аятулаховна, магистрант, кафедра Психологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс образовательной деятельности предполагает, что в нем доминирующую роль субъектов образовательного процесса занимают педагог и обучающийся. Педагог несет большую профессиональную и личностную ответственность в данном процессе и выстраивает индивидуальную парадигму педагогического взаимодействия, сотрудничества с обучающимися. Педагог является той значимой фигурой для обучающегося человека, который профессионально осуществляет воспитательную и образовательную деятельность. Поэтому важным является акмеологическое развитие субъектов образовательного процесса (учитель-ученик), а также положительная динамика этого взаимодействия.

Ключевые слова: акмеологическое взаимодействие; взаимодействие; педагогическая деятельность; психолого-акмеологические технологии.

I

Психолого-акмеологические технологии в организации и осуществлении педагогической деятельности предполагают не только формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Данные технологии как направление деятельности педагога -это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

Педагогическое взаимодействие предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении лич-ностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Взаимодействие - одна из универсальных базовых философских, психологических, акмеологических и педагогических категорий, определяющих во многом особенности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни. Взаимодействие педагогическое можно рассматривать как частное проявление социального взаимодействия, при котором происходят двусторонние позитивные, общественно и личностно-ценные изменения во взаимодействующих сторонах.

Акмеологическое взаимодействие является системообразующим компонентом любой развивающейся образовательной системы и профессиональной целью труда учителя [1, с. 114].

Акмеология, изучая маршруты достижения человеком профессиональных и личностных вершин, отрицает технократические модели "педагогики формирования" (Т.С.Батищев), психологии манипулирования, и обращается к исследованию многообразных творческих потенциалов личности, как педагога, так и учащегося, в основе развития которых находится педагогическое взаимодействие как особое пространство встречи опыта ребенка и взрослого [2, с. 176]. Таким образом, одним из критериев субъекта акмеологи-ческого взаимодействия педагога является потребность изменения каких-либо свойств, качеств, сторон в себе самом и другом человеке на основе достижения взаимопонимания, установления и выстраивания парадигмы отношений сучащимися в процессе решения совместной задачи, в достижении совместной цели.

Эффективность исследований в любой науке связана, в том числе с использованием определенных методологических принципов. При этом методология понимается как "система социально апробированных принципов, правил познания и действия в их соотношении со свойствами и законами объективной действительности, реализует эвристическую (поисковую) функцию предметной области".

Акмеология, в отличие от других наук, стремится целостно изучать человека в единстве его проявлений, в силу чего для нее характерно применение комплексного подхода [1,с.59]. Одновременно, в акмеологических исследованиях используются как общие, так и конкретные методологические принципы.

При изучении акмеологических факторов, влияющих на продуктивное педагогическое взаимодействие, обоснованно использованы методологические принципы, выработанные в отечественной психологии и акмеологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, A.A. Деркач, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), соответствующие комплексному, системному, субъектному подходам [4, с. 71].

Комплексный подход в акмеологии открывает перспективу изучения индивидуальности в сопряжении с субъективностью. Иными словами, комплексный подход позволяет вести интеграцию разных качеств, состояний и модальностей человеческого бытия. При этом, как отмечает A.A. Деркач: "Самое сложное в акмеологическом комплексе состоит в том, что исследованием и диагностикой выявляет-

ЛОЖЕЧКИНА Анна Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра Педагогики и образовательных технологий, Северо-Кавказский федеральный университе Ставрополь дода5Ик77@таИ. г и

ся отправной этап развития личности, операционально-практическим звеном которого является ее реальное оптимальное изменение" [2,с.6б].

В период с сентября 2014 по май 2015 года нами было проведено исследование, базой которого был выбран МАОУ лицей № 17 г. Ставрополь.

Цель нашего исследования - обосновать необходимость психолого-акмеологических технологий в организации и осуществлении педагогической деятельности для эффективного взаимодействия педагога и учащихся.

Задачи нашего исследования:

1. Изучить сущность психолого-акмеологи-ческих технологий педагогического взаимодействия в процессе образовательной деятельности.

2. Проанализировать опыт работы педагогов общеобразовательной школы по проблеме выбора психолого-акмеологическихтехнологий организации и осуществления педагогической деятельности.

Для диагностики была выбрана группа педагогов МАОУ лицей № 17 в количестве 10 человек: 5 педагогов начальной школы и 5 педагогов среднего и старшего звена.

Констатирующий этап исследования включал проведение ряда методик на выявление качества педагогического взаимодействия в системе "учитель-ученик". Были использованы следующие диагностические методики:

1. Методика "Ценностные ориентации" М. Ро-кича.

2. Методика диагностики профессионального выгорания Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Стар-ченковой.

3. Методика "Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой" Н.В. Журин и Е. П. Ильин.

Субъекты акмеологического взаимодействия (учитель, ученик) нами рассматриваются с учетом их личностных, психофизиологических, социальных характеристик и комплексного и системного подходов к процессу обучения и становления личности в целом.

С этой точки научного рассмотрения проблемы меняется качество взаимодействия в системе "учитель - ученик". Так, при продуктивном взаимодействии наблюдается положительная динамика изменений в мотивацион-ной,личностной, эмоциональной и других сферах учителя и учеников.

Таким образом, если учитель заинтересован в улучшении взаимоотношений с учени-

ками, он стремится познать себя, свои положительные и отрицательные стороны, изучить индивидуальные особенности учеников, определиться в выборе наиболее оптимальных условий для продуктивного педагогического взаимодействия. Именно поэтому, определяя логику исследования, мы остановили наше внимание на изучении субъективных характеристик педагога в образовательном процессе как предполагаемого фактора продуктивного профессионального педагогического взаимодействия (ППВ) [5, с. 19].

В этой связи, зрелость личности педагога-гуманиста - это сочетание профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического взаимодействия.

Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяютуспешность в лич-ностно-ориентированном взаимодействии:

1. Социально-педагогическая ориентация.

2. Рефлексивные способности.

3. Методологическая культура [3, с. 238].

Отсюда следует, что к педагогу образовательного учреждения предъявляется ряд требований, которые он должен учитывать при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Немаловажным является то, что качество педагогического взаимодействия определяется во многом именно личностью педагога.

В соответствии с приведенными выше свойствами личности возникла потребность в проведении психологической диагностики выявлению оптимальной технологии организации и осуществления педагогического общения в процессе образовательной деятельности.

В процессе исследования нами были получены данные о крайне высокой степени профессионального выгорания среди выборки испытуемых педагогов, при этом большая часть из них вполне удовлетворена своей профессией и работой. В ряду наиболее значимых ценностей стоят не только здоровье и материальное благосостояние, но и саморазвитие. Отсюда можно сделать вывод о том, что самосовершенствование - путь к успеху не только начинающих педагогов, но и учителей "со стажем".

Результаты исследования показали значимость личности педагога и ее влияние на качество педагогического взаимодействия и пси-холого-акмеологических технологий в организации и осуществлении педагогической деятельности.

В процессе выбора наиболее оптимальной технологии организации и осуществления педагогической деятельности педагог сталкивается с множеством трудностей, независимо от своего возраста и педагогического стажа.

Наряду с меняющимися условиями жизни и труда возникают трудности во взаимодействии с учениками, каждому предъявляется индивидуальный подход. Немаловажным также является феномен профессионального выгорания, которым страдают многие педагоги с большим педагогическим стажем. Профессия педагога требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.

Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.

Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессио-

нальные успехи, и психологическое здоровье. Именно с целью профилактики профессионального выгорания необходимо разработать рекомендации по оптимизации технологии организации и осуществления педагогического общения в процессе образовательной деятельности.

В рекомендации следует включить техники разрешения конфликтных ситуаций в процессе педагогической деятельности и приемы саморегуляции для педагогов. Данные рекомендации должны позволять педагогу наиболее эффективно строить свою профессиональную деятельность и бороться с профессиональным выгоранием.

Примечания:

1. Афонина А. В. Акмеологические факторы продуктивного взаимодействия в системе "учитель-ученик": дис. ... канд. психол. наук. - Шуя, 2004. -206 с.

2.Бондаревская P.C. Становление проектной деятельности педагога на основе акмеологического подхода: дис.... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 203 с.

3. Деркач A.A. Акмеология / A.A. Деркач. - М. : РАГС, 2009. - 678 с.

4. Лобанов A.A. Основы профессионально-педагогического общения / A.A. Лобанов. - М.: Академия, 2010. - 192 с.

5.Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: РАГС, 2006. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.