игры направлены на развитие, какличностных черт учащегося, так и психических процессов, направленных на развитие творческих способностей детей, осуществляемом в воспитательно-образовательном процессе.
Литература:
1. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск : Знание, 1999. - 123 с.
2. Ермалаева М.Г. Игра в образовательном процессе : методическое пособие. - СПб. : СПбГУПМ, 2003,- 129 с.
3. Запорожец A.B. Изменение моторики школьника в зависимости от мотивов и условий его
деятельности // Избранные психологические труды, т. 2. - М.: Педагогика, 1986. - 297 с.
4. Косова В.Н Дидактические игры для младших школьников В.Н. Косова// http://www.resobr.ru/ та1епа15/307/474б/
5. Пидкасисгый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 2002. - 269 с.
6. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М. : Народное образование, 1996. - 112 с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М. : Народное образование, 1998. -256 с.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М. : Педаго-гика,1998.-304 с.
EDUCA TION IN THE STA VROPOL REGION IN THE 1920s
Belozyorova Aleksandra Andreevna, Under-graduate Student, Humanitarian institute, North-Caucasian Federal
University, Stavropol
E-mail: white_ lake 799 i@maii. ru
In article the development of education to Stavropol Territory in the 20th of the XX century is considered; value of
participation of Komsomol members in education of the population is revealed.
Keywords: cultural revolution; cultural and educational work; education; literacy; school; teaching.
УДК 93/94
ОБРАЗОВАНИЕ НА СТАВРОПОЛЬЕ В 1920-е гг.
Белозерова A.A., 2015
БЕЛОЗЕРОВА Александра
Андреевна, магистрант,
Гуманитарный институт,
Северо-Кавказский
федеральный университет,
Ставрополь
white_ lake 199 i@maii. ru
В статье рассмотрено развитие образования на Ставрополье в 20-е гг. XXвека, выявлено значение участия комсомольцев в деле просвещения населения. Ключевые слова: культурная революция; культурно-просветительная работа; образование; грамотность; школа; учительство.
I
Главной целью культурной революции, проводившейся на Ставрополье, являлось формирование нового человека, его воспитание и обучение. Соответственно, "социалистическое перевоспитание трудящихся масс началось с борьбы за всеобщую грамотность - основу всякой культурности". [2, С.4]. Также важнейшим условием осуществления культурной революции Коммунистическая партия определила создание новой, подлинно народной демократической школы. [4, С. 158]. Поскольку без решения проблемы массовой безграмотности среди трудящегося населения невозможен был культурный рост, то одной из важных задач была ликвидация неграмотности. Неграмотность препятствовала участию населения в политической, общественной жизни страны. В результате, людям была предоставлена возможность обучения в учебных заведениях.
В январе - марте 1920 года в крае было развернуто культурное строительство под руководством партийных и советских организаций. Партия и правительство начали работу по ликвидации неграмотности и малограмотности, широкую культурно-просветительную работу среди трудящихся города и деревни.
И так было повсеместно: и на Кубани, и на Ставрополье, и в национальных районах Северокавказского края.
В 1920 году были образованы Чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности (Грамчека). В 1920 году на Ставрополье был образован губернский отдел по народному образованию.
Труд Грамчека на Ставрополье дал хорошие результаты: к началу 1921 года к обучению в ликбезах было привлечено 58 147 человек, из них 37 283 женщины, обучено 43 050 человек. [4,С.160].
Культурная революция получила подлинно всенародный размах: в борьбу против неграмотности были вовлечены сотни тысяч ликвидаторов неграмотности; повсюду создавались новые очаги культуры: библиотеки, клубы, избы-читальни, открывались ликпункты, школы. При них создавались кружки. [2, С.9].
Поскольку масштабы работы по ликвидации неграмотности увеличивались, партия задействовала Коммунистический Союз Молодежи. Он оказывал помощь в борьбе с культурной отсталостью, включившись в борьбу за всеобщую грамотность. Комсомольцы были отправлены в школы, где принимали участие в работе школьных советов. Каждый грамотный комсомолец должен был научить читать и писать неграмотного. [7, С.97].3а 1924-1925 учебный год в Ставропольском округе было обучено 17 782 неграмотных и малограмотных. Обучение проходило в 323 ликпунктах и 39 школах. Однако этой сети не хватало, и в округе оставалось еще большое число необученных грамоте. [5, С.198].
Комсомольцы принимали участие в создании школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (LLIKM).
Комсомольцы учились и сами, составляя основу этих школ. Многие также пошли учиться в рабфаки, техникумы и институты. [1, С.41].
Задача комсомольцев состояла в том, чтобы как можно больше вовлечь учащейся молодежи в ряды комсомола. Комсомольцы превращали школы в очаг культурно-просветительной и политико-воспитательной работы. [8, С.37].
Важное место в процессе коммунистического воспитания молодого поколения партия отводила советской школе, которая должна была подготовить образованныхлюдей. [8,31 ].
Успехи школьного образования определялись, прежде всего, работой учительства. Местные партийные органы оказывали помощь органам народного образования в организации работы по подготовке учителей. В городах и районных центрах работали курсы по педагогической и политической переподготовке учителей, кружки по изучению политики партии, краткосрочные курсы. [3, С.110; 4, С.165].
Участие учительства в социалистическом строительстве дало возможность, во-первых,
выявить лучшую часть учительства и создать из него помощника партии и советской власти; во-вторых, участие в общественной работе политически закалило учительство. [6, С.93].
Много внимания уделяли партийные и советские органы народному образованию, вопросам организации школьного и внешкольного обучения населения
Основными формами учебы были партийные школы 1 и 2 ступени, уездные школы политграмоты и школы-передвижки. [5, С.178].
В1925 г. значительно расширилась сеть начальных и средних школ, работали сельскохозяйственные школы.
Заботясь о развитии общего образования, местные органы в то же время развернули сеть техникумов и профтехшкол. В1920-е годы были открыты педагогические техникумы в Ставрополе, Ессентуках, Минеральных Водах; Пятигорский политехникум, Ставропольский и Прасковейский сельхозтехникумы, Егорлыкс-кая профтехшкола и др. Здесь готовились кадры специалистов для учреждений культуры края.
Благодаря поддержке трудящихся удалось создать ш и року ю сеть л и кбеза. По Ста вропол ь-скому округу к концу 1928 г. работало 142 бюджетных школы грамоты и 150 - за счет средств общественности, в том числе комсомольских организаций. В результате, к маю 1929 г. обучение проходили 9250 неграмотных и 5440 малограмотных. Однако в Ставропольском округе к осени 1929 г. оставалось свыше 100 тыс. неграмотных в возрасте от 16 до 35 лет. [7, С.100].
В 1929 году в крае был осуществлен переход к всеобучу - всеобщему обязательному обучению. Вначале оно вводилось в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Минеральных Водах, Железноводске, Георгиевске и некоторых селах, а с 1930 года всеобуч был введен повсеместно. [4, С.166].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на Ставрополье была проделана большая культурно-просветительная работа. Культурная революция заложила основу всеобщей грамотности населения, способствовала повышению образовательного и культурного уровня,увеличению количества грамотных посредством расширения возможности обучения на курсах, в техникумах, в институтах. Создание общеобразовательной школы стало одним из самых значительных завоеваний культурной революции.
Литература:
1. Гавриков В. П. Комсомол Ставрополья в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.). // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. -С. 40-55
2. Мельников. В.В. Ленин В.И. и культурная революция на Северном Кавказе. // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. - С. 3-20.
3. Мельников В.В., Павленко. A.A. Подготовка и воспитание новых учительских кадров на Северном Кавказе в 1928-1932 гг. // В.И.Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. - С. 108126.
4. Очерки истории Ставропольского края. - Ставрополь,! 986. - Т.2. - 607 с.
5. Очерки истории ставропольской организации КПСС. - Ставрополь, 1970. - 632 с.
6. Павленко A.A. Идейно-политическое воспитание учительства в годы первой пятилетки // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе / под ред. В.В. Мельникова. - Ростов-на-Дону, 1971. -С. 87-107.
7. Семисотое И.Н. Комсомол Ставрополья в борьбе за всеобщую грамотность в годы первой пятилетки // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. -С. 96-107.
8. Сучихин В.И. Работа комсомола Ставрополья среди учащейся молодежи. Организация пионерского движения на Ставрополье (1921-1925 гг.) // Очерки. Из истории ставропольской краевой организации ВЛКСМ. - Ставрополь, 1969. - С. 58-74.
PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF TEACHING ACTIVITIES
Tagirova Zarina Ayatulahovna, Under-graduate Student, Chair of Psychology E-mail: [email protected]
Lozhechkina Anna Dmitrievna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Chair ofPedagogy and Educational Technologies
E-mail: [email protected] North-Caucasus Federal University, Stavropol
The process of educational activity means that it is dominant role of subjects of educational process is the teacher and the student. The teacher has a great professional and personal responsibility in this process and builds an individual paradigm of pedagogical interaction, cooperation with the students. The teacher is a significant figure for human learning, which is professionally engaged in educational activities, it is therefore important acmeoiogicai development of subjects of educational process (teacher-student), as weii as positive dynamics of this interaction. Keywords: acmeoiogicai cooperation; interaction; educational activity; psychological and acmeoiogicai technologies.
УДК 37.025
© Тагирова 3.A., 2015 © Ложечкина А.Д., 2015
ТАГИРОВА Зарина Аятулаховна, магистрант, кафедра Психологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процесс образовательной деятельности предполагает, что в нем доминирующую роль субъектов образовательного процесса занимают педагог и обучающийся. Педагог несет большую профессиональную и личностную ответственность в данном процессе и выстраивает индивидуальную парадигму педагогического взаимодействия, сотрудничества с обучающимися. Педагог является той значимой фигурой для обучающегося человека, который профессионально осуществляет воспитательную и образовательную деятельность. Поэтому важным является акмеологическое развитие субъектов образовательного процесса (учитель-ученик), а также положительная динамика этого взаимодействия.
Ключевые слова: акмеологическое взаимодействие; взаимодействие; педагогическая деятельность; психолого-акмеологические технологии.
I
Психолого-акмеологические технологии в организации и осуществлении педагогической деятельности предполагают не только формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.