УДК 159.923.2 : 378
Е. Н. Жаринова
Психолого-акмеологические факторы развития коммуникативной культуры преподавателя высшей школы
Признаками психолого-акмеологических факторов развития коммуникативной культуры преподавателя высшей школы являются: освоение и предъявление студентам новейших результатов науки, представленной в учебной дисциплине; владение и применение акметехнологий организации взаимодействия студентов с объектами деятельности и познания; построение общения на духовно-нравственных принципах взаимодействия друг с другом; современные способы обучения, требующие привлечения студентов к соучастию в научно-исследовательской и преподавательской деятельности: конструированию сообщений, владению и применению компьютерных технологий для предъявления информации и контроля усвоения; организация непосредственного взаимодействия студентов между собой в процессе обучения, опирающиеся на консультирование и тренинговую работу.
It is proved that the markers of psychological and akmeological factors of communicative culture of higher school teacher are: the development and presentation of the latest achievements of science to the students; application of akmeological organization of interaction of students with the objects of activity and knowledge; building communion on the spiritual and moral principles of interaction with each other; modern teaching methods that require students to attract partnership in research and teaching activities: construction the reports, ownership and use of computer technology for the presentation of information and control of assimilation; direct organization of interaction of students with each other in the learning process based on consulting and training work.
Ключевые слова: факторы, образование, коммуникативная культура субъектов образования, тренинговые программы, интеллектуальная и двигательная рекреация, психодиагностические методы.
Key words: factors, education, communicative culture of subjects of education, training programs, intellectual and moving recreation, psychodiagnostic methods.
Истоки изучения коммуникативной культуры преподавателей высшей школы связаны с работами Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, В.Н. Мясищева, А.А. Бодалёва и их последователей. В ходе лонгитюдных исследований авторы особое место отводили природным потенциалам субъектов образования (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин); способностям субъектов образования (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, К.К. Платонов, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин) продуктивности деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Башмаков).
© Жаринова Е. Н., 2016
Мы проводим исследование в рамках научной школы Б. Г. Ананьева. Научные школы различаются по основным парадигмам, на которые они опираются. Главная парадигма научной школы Б.Г. Ананьева связана с выделением основных видов деятельности: общение, познание, труд и преодоление трудностей в созидании продуктов труда. Под руководством Б.Г. Ананьева выполнены исследования: а) развития психических процессов человека, обеспечивающих отражение объективной и субъективной реальности (Л.М. Веккер); б) психических процессов, обеспечивающих созидательную деятельность средствами антиципации (Е.Н. Сурков) и психической интеграции (В.Н. Келасьев). В рамках школы Б.Г. Ананьева выполнены также первые лонгитюдные исследования развития взрослых (студентов) под влиянием образования с использованием 50 тестов. Главными помощниками в нём выступили: Н.Н. Обозов, Е.И. Степанова и др.
Новое направление в системе психологии 19.00.13 было зарегистрировано в Государственном комитете по науке и технике 15. 07.1991 г. А.А. Бодалёвым и его заместителем А.А. Деркачём. Ими создана кафедра акмеологии в Российской академии государственной службы при президенте РФ, возглавленная А.А. Деркачём. Зарегистрированы новые диссертационные советы по этой специальности. Открыто несколько направлений, защищено огромное количество диссертационных исследований (кандидатских и докторских). Имеется большой объём литературы по разным направлениям психологии развития, акмеологии. В рамках этой специальности сложилось Санкт-Петербургское направление исследований, отличающихся историко-философским обоснованием акмеологии (исследования В.П. Бранского, В.В. Ильина, С.Д. Пожарского и др.).
Под руководством Б.Г. Ананьева Н.В. Головко (Н.В. Кузьмина) защитила кандидатскую диссертацию по проблеме способностей на тему «Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов». В 1961 г. ею опубликована монография «Формирование педагогических способностей», позднее защищена докторская диссертация на тему «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности», в 1967 г. опубликована монография «Очерки психологии труда учителя». С 1969 по 1984 гг. она была у Б.Г. Ананьева заместителем Головного совета по психологическим наукам и психолого-педагогическим проблемам высшей школы. Создание Головного совета способствовало привлечению на психологический факультет огромного количества аспирантов и соискателей. Под руководством Н.В. Кузьминой защитилось, по данным А.А. Деркача, более 350 кандидатских диссертаций. Из них докторами наук стали более 50
человек. Этот массив исследований был обобщён Н.В. Кузьминой в «Акмеологической теории фундаментального образования» и «Ак-метехнологиях фундаментального образования» в трёх томах: «Ак-метехнологии общего образования», «Акметехнологии профессионального образования», «Акметехнологии высшего образования».
Главной отличительной особенностью акмеологической теории фундаментального образования Н.В. Кузьминой является обоснование категории «созидание духовного продукта». Предметом исследования были воспитатель, учитель разных уровней продуктивности, их одаренность, способности, таланты. Критериями их деятельности является учебно-познавательная успешность выпускников на входе в новые системы. Н.В. Кузьминой разработан системный подход в исследовании образовательных учреждений. Это способствовало повышению качества образования, с одной стороны, и усугубило противоречие между количеством исследований и отсутствием теоретических основ коммуникативной культуры в образовательном процессе [6].
Образование - основа всех видов культуры и база для создания новых теорий. Противоречие в образовании состоит в том, что оно лежит в основе всех видов профессиональной деятельности, но при этом обнаружилась невозможность создания теории профессиональной образовательной деятельности. Необходимо было обратиться к определению предмета акмеологии.
Предмет акмеологии преподавателя высшей школы впервые был сформулирован Н.В. Кузьминой в 1989 г. на первой всесоюзной конференции, проходившей в Усть-Каменногорском государственном университете на тему: «Мастерство преподавателя высшей школы».
Позднее по проблемам продуктивной компетентности преподавателя высшей школы были проведены комплексные междисциплинарные исследования: А.А. Деркач, А.А. Реан, Т.В. Нещерет, В.Н. Софьина, В.П. Медведев, З.В. Румянцева, М.А. Мануйлова, Н.Д. Джига и др. [5].
Выявлены закономерные связи между уровнями продуктивности созидательной деятельности и недостаточной разработанностью проблем развития коммуникативной культуры бакалавров, магистров специалистов [6].
Широкое поле проведённых исследований и полученных фактов позволило формулировать новую исследовательскую задачу в поиске закономерных связей между уровнями и факторами, содействующими и препятствующими достижению вершин коммуникативной культуры преподавателей.
Особый интерес в решении данной проблемы представляет идея духовных ресурсов (В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков) [14], интегрирующая такие акмеологические понятия, как самореализация природных потенциалов в продуктах: духовных, духовно-материализованных, материальных (Н.В. Кузьмина) [5]. Они обеспечивают самоактуализацию (А. Маслоу) [15], самореализацию (А.А. Деркач, Э.А. Сайко) [2], саморазвитие, самовоспитание, самоорганизацию, самореорганизацию, самоконтроль, самосознание, самопознание, самопостижение, соотнесение себя и мира, познание других, смысл бытия и жизни (Н.В. Кузьмина, Е.Н. Жаринова) [7; 8; 9].
В нашем исследовании многие из указанных понятий связаны с оперативным решением нестандартных ситуаций, требующих участия интеллектуальных, эмоциональных, волевых, двигательных функций, коммуникативных, организаторских и духовных способностей, конкурентоспособности, направленности, профпригодности, самореализации, самосовершенствования, дифференциации, что ведет к развитию коммуникативной культуры и творческой готовности, к формулированию и продуктивному решению предстоящих профессиональных образовательных задач. Этому способствовали акмеологические основы становления профессиональной зрелости личности (Д.И. Фельдштейн, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев), свободы совести, воли как основание ценностей (А.М. Зимичев), обучение как процесс управления (А.А. Деркач, В.А. Якунин), управление как психическое явление (Н.Л. Иванова, М.А. Кремень, А.В. Мудрик, В.И. Назаров, Н.Д. Джига), формирование профессиональной направленности и компетентности, акмеологическая теория повышения качества образования и акмеологическая теория фундаментального образования (Н.В. Кузьмина, Н.П. Фетискин), профпригодность (В.А. Бодров), стратегия выхода из исторического тупика (А.И. Субетто), механизмы овладения учебной, профессиональной деятельностью (В.М. Басова, Е.И. Исенина, К.Б. Малышев,
A.С. Турчин, А.И. Фукин), развитие культуры в системе образования (Л.Г. Лаптев, И.А. Баева, В.В. Семикин, А.А. Деркач, Е.В. Селезнёва,
B.Н. Панфёров, Е.Ю. Коржова, Л.Е. Варфоломеева и др.) [7; 8].
Главным отличием настоящего исследования является то, что
оно продолжает многолетние исследования: в изучении природных потенциалов и способностей Б.Г. Ананьева; формулировании ак-меологической теории и акмеологических технологий фундаментального образования Н.В. Кузьминой; в области определения предмета социальной психологии Е.С. Кузьмина; акмеологических факторов развития творческой готовности преподавателей и студентов к продуктивному решению предстоящих профессиональных задач Л.Е. Варфоломеевой [8].
Средствами созидания является конструирование образа искомого духовного продукта в свойствах субъектов образования. Созидание обеспечивается тремя группами факторов: субъективными, объективными и субъективно-объективными. Они включают в себя: положительную мотивацию, направленность, способности, ответственность, коммуникативную культуру, продуктивную компетентность, основы мастерства, объективную оценка результатов деятельности и адекватную самооценку на входе в новую образовательную среду или самостоятельную профессиональную деятельность.
Средствами развития являются: культура речи, мышления, имидж, тон, признание студентами авторитета преподавателя. О качестве результатов можно судить по косвенным показателям (устная речь, публичные выступления, научные доклады, экзамены, проекты авторских систем деятельности студентов) и управлению ими на основе обратной связи (разработка и апробация программ учебных дисциплин, психолого-акмеологического консультирования, психодиагностики, тренинговых программ, двигательной и интеллектуальной рекреации).
Данное исследование направлено на разрешение ряда противоречий: а) между созданием новых наук о законах развития природы, общества и человека и их отсутствием в системе научных дисциплин. Это требует создания новых учебных дисциплин, коммуникативных средств на службе общества и освоения их преподавателями высшей школы, особенно старшего возраста;
б) необходимостью преподавателя владеть методами изучения объекта, процесса и результата в собственной деятельности;
в) проблемами творчества и креативности в психологии и отсутствием разработки антиципации (предвосхищения), духовных способностей созидательной и самосозидательной деятельности в акмеологии; г) потребностями современного общества и качеством образования взрослых; д) способностями, направленностью (цели, ценностные ориентации, мотивация достижений, свойства личности) и требованиями акмеологии созидания продуктивного субъекта образования; е) целями, задачами и средствами их достижения, стремлениями и возможностями их удовлетворения; ж) растущими социальными требованиями к субъекту образования со стороны общества и уровнем развития субъект-субъектных отношений, индивидуальных потребностей самореализации и возможностями их удовлетворения.
В работе исследованы акмецелевые программы самореализации природных потенциалов выдающихся ученых, предвестников акмеологии, на протяжении их жизненного пути Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, В.М. Бехтерева. Выявлено влияние периода профессиональной подготовки в высшей школе на развитие их профес-
сионализма. Исследованы закономерности развития коммуникативной культуры преподавателей, сочетающих преподавание с научно-исследовательской деятельностью.
Экспериментально исследована зависимость между уровнями развития коммуникативной культуры и факторами, обеспечивающими вершины профессиональной образовательной деятельности по признакам вхождения выпускников в новые образовательные системы.
Нами использованы методы: моделирование факторов продуктивной деятельности представителей вершин коммуникативной культуры в научно-исследовательской, образовательной и нравственно-коммуникативной деятельности; анализа продуктов деятельности (в статьях, тезисах, курсовых, дипломных, кандидатских и докторских исследованиях); исторического анализа взаимодействия представителей школы Б.Г. Ананьева со студентами и между преподавателями, психолого-акмеологического тренинга и курса по теоретическим и методическим основам психолого-акмеологического тренинга. Студенты обучены самостоятельной разработке и реализации на практике тренинговых программ, исследованию меры их эффективности по общим методам, использованным в нашем исследовании. Особое место в нашей системе работы занимали интеллектуальная, двигательная рекреация и психодиагностические методы.
Интеллектуальная рекреация - это вид интеллектуальной деятельности, включающий применение различных упражнений, способствующих совершенствованию психических новообразований человека, создание условий для плодотворного интеллектуального труда и получения удовольствия в процессе личностного роста средствами психолого-акмелогических тренинговых программ. Это совместная деятельность преподавателя, тренера и респондента, связанная с решением коммуникативных, творческих, специальных, интеллектуальных и других задач.
Двигательная рекреация - использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность. Основным её признаком выступает конечный результат - создание определенного физического и психического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. Использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т. п.) в целях физического развития и укрепления
здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей, в связи с этим - полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и продолжительности, времени суток, содержания, средств, методов и форм организации.
Психодиагностические методы:
• опросник Айзенка использовали для изучения уровня экстраверсии и эмоциональной стабильности;
• для изучения коммуникативного потенциала использовалась анкета на коммуникативный потенциал Р.А. Максимовой;
• для изучения локус-контроля личности опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эт-кинда;
• для изучения эмоционального состояния экспресс-диагностика самочувствия, активности, настроения (САН) В.А. Дос-кина, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошникова, В.Б. Шарай;
• анкета: Удовлетворённость психолого-акмеологическим тренингом развития коммуникативной культуры и курсом «Теоретические и методические основы психолого-акмеологического тренинга» Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой;
• анкета «Признаки проявления в деятельности преподавателя коммуникативной культуры» Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой;
• метод анализа культуры взаимодействия преподавателя со студентами на занятии Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой.
Результаты исследования были выявлены с помощью метода математической обработки данных - первичная статистика, Т-критерий Стьюдента (II курс). Метод ранжирования (III, IV, V курсы).
По результатам в студентах выявлялся уровень развития коммуникативной культуры преподавателя высшей школы. Студенты активизируются, повышается внимание друг к другу, к сообщаемой информации и применяется на практике в общении непосредственно на занятии.
Результаты эксперимента обнаружили новые свойства, способствующие повышению качества подготовки бакалавров, магистров, специалистов сферы образования. Выявлены признаки продуктивных результатов, на достижение которых в работе со студентами направляются усилия преподавателя. Их описание выполняет следующие функции: создавать общие контуры искомого образа результата, концепцию образа результата на студенте, выносит доминанту в системе «преподаватель - студент» за пределы высшего учебного заведения в самостоятельную профессиональную деятельность. Результат влияния преподавателя сказывается в процессах самообразования, самоорганизации, самоконтроля выпускника. Только самоорганизованная, саморазвивающаяся, самодостаточная личность может состояться мастером своего дела.
Средствами внедрения проведенных исследований в практику современной высшей школы служили: опубликование результатов исследования в монографиях, статьях, учебных пособиях, участия в международных и региональных конференциях, в организации и проведении ежегодных научных сессий «Общественная академия акмеологических наук», повышении квалификации, индивидуальных консультаций, групповых тренингов, двигательной и интеллектуальной рекреации, что способствует повышению коммуникативной культуры и творческому долголетию объектов и субъектов исследования.
Список литературы
1. Акмеология / под ред. А.А. Деркача - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
2. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - М.: Наука, 2000. - 536 с.
3. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. - СПб.: Политехника, 2003. - 305 с.
4. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин): моногр. - СПб.: Центр стратегических исслед., 2012. - 382 с.
5. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей: моногр - СПб.: Центр стратегических исслед., 2013. - 272 с.
6. Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста: моногр. - СПб.: Центр стратегических исслед., 2015. - 316 с.
7. Кузьмина Н.В., Турчин А.С., Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии фундаментального общего образования: моногр. / под ред. А.Н. Сивака. - СПб.: Центр стратегических исслед., 2016. - 388 с.
8. Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии профессионального образования: моногр. / под ред. А.Н. Сивака. - СПб.: Центр стратегических исслед., 2016. - 286 с.
9. Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Категоризация акмеологических понятий как научная проблема коммуникативной культуры и творческой готовности. Акмеология 2015. Методологические и методические проблемы. Выпуск двадцать пятый / под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. - СПб.: Центр стратегических исслед., 2015. - С. 32-42.
10. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина) Предмет акмеологии. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.
11. Пожарский С.Д. Акмеология и катабология: теория совершенствования человека. - СПб.: Лема, 2013. - 266 с.
12. Пожарский С.Д. Предыстория акмеологии России. - СПб.: Лема, 2012. - 198 с.
13. Пожарский С.Д. Развитие акмеологии // Акмеология деятельности. -СПб., 2007. - С. 171-197.
14. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Сов. энцикл., 1983. - 840 с.
15. Шадриков В.Д. Пузанков Д.В., Федоров И.Б. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высш. образование в России. - М., 2004. - № 2. -С. 3-7.
16. Maslow A.H. Toward a psychology of Being. 2-nd ed. N.Y. Van Nostrand, 1968. XVI. - 240 p.