Научная статья на тему 'Психология русской интеллигенции'

Психология русской интеллигенции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология русской интеллигенции»

Рецензии

изображения в литературе», «Мотивы творца и творческой неудачи у А. С. Пушкина и В. В. Набокова», «Переживание творческой неудачи и неудачники от творчества в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"» и др. Здесь анализируется художественная рефлексия проблемы восприятия в обществе литературного произведения, писательской реакции на это восприятие, феномен читательского «погружения» в литературный мир.

В четвертом разделе «Креативный потенциал "неуспешного" текста» объектом исследования становятся самые разные аспекты выделенной проблемы. В новом ракурсе рассматриваются уже затронутые в предыдущих параграфах вопросы: о «плохописи» в литературе (перекликается с параграфом «Феномен дефектного текста»), о литературных дебютах (связан с параграфом «Молодость автора как параметр творческой неудачи»), об экспериментах в литературе (в какой-то степени здесь развиваются проблемы, поднятые в параграфе «Языковой абсурд. Коммуникативная неудача или бесконечное множество смыслов»). В целом вновь утверждается мысль о том, что любое творчество, будь то не совсем удачный литературный дебют впоследствии доказавшего свое литературное мастерство писателя, как, например, поэма Н. В. Гоголя «Ганц Кюхельгартен» или стихотворный сборник Н. А. Некрасова «Мысли и звуки» (но уже в этих дебютных произведениях обнаруживаются зачатки лучших художественных открытий авторов), будь то продуманный эксперимент, нацеленный на перестройку традиционных эстетических принципов, чаще всего не принимаемый современниками, будь то сознательная ориентация на вкусы невзыскательного читателя (на разговорный или заведомо грамматически неправильный язык, на упрощенность восприятия, подкрепляемую визуальными средствами), - все это «вечная жажда, тревожное искание», которые невозможно обменять «на самодовольную уверенность, что истина найдена, что дальше идти некуда» (В. Брюсов). Все это - борьба, и прав Альбер Камю, утверждающий в своем знаменитом эссе: «Одной борьбы за вершины достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять счастливым». Эти мысли звучат в открывающем раздел параграфе «Счастье Сизифа, или О специфической черте отечественной словесности» и подтверждаются всем коллективом авторов монографии.

Таким образом, изучение феномена творческой неудачи выявило перспективные направления современных филологических исследований. Многие вопросы, поставленные авторами монографии, могут послужить отправной точкой для более широкой научной рефлексии. Интересным представляется исследование феномена «неудач-

ных» и «удачных» литературных дебютов, изучение специфики изображения в литературе неудачи писателя и читателя, выявление влияния на развитие художественного потенциала литературы «неуспешных» текстов, не признанных современниками или отвергнутых ближайшими поколениями читателей и критиков. Книга «Феномен творческой неудачи», несмотря на свое название, явилась удачным и актуальным научным изданием, полезным не только узким специалистам-литературоведам, но и философам, лингвистам, психологам и всем, интересующимся проблемами художественного творчества.

В. А. Поздеев, доктор филологических наук, профессор по кафедре русской и зарубежной литературы ВятГГУ А. Г. Маслова, кандидат филологических наук, доцент по кафедре русской и зарубежной литературы ВятГГУ

ПСИХОЛОГИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Бакшутова Е. В. Интеллигенция в России: исто-рико-психологический подход в изучении большой социальной группы: монография. - Самара: ПГСГА, 2011. - 268 с.

Монография Е. В. Бакшутовой, посвященная проблемам истории и психологии российской интеллигенции, будет интересна и полезна для многих читателей, прежде всего тех, кому небезразлична судьба нашего отечества. Знакомство с книгой убеждает в том, что в исследовании социально-психологической сущности интеллигенции, ее социокультурного генезиса автор более всего ведома заботой о настоящем и будущем страны.

В монографии последовательно рассматриваются подходы к изучению интеллигенции как большой социальной группы. Заслуживают внимания разделы о письменной ментальности русской интеллигенции, об интеллигенции как феномене русской культуры; особый интерес вызывает раздел, посвященный исследованию социальных представлений об интеллигенции в начале XXI в.

Центральное место в монографии Е. В. Бакшутовой занимает историко-психологический анализ материалов журнала «Русская мысль» (1880-1918), на основе которого показана динамика интеллигентской ментальности, выявлены ее ключевые категории. Изучение социально-психологического дискурса русской интеллигенции конца XIX - начала XX в. позволило автору выявить его либеральное содержание: направленность на саморазвитие, понимание необходимости синхронности общественных и лич-

ностных изменений, установку на постепенное принятие изменений с учетом национальной культуры и социально-экономической среды. Важная особенность монографии состоит в том, что в ней нашли отражение дискуссионные вопросы психологии русской интеллигенции. Так, с точки зрения автора, «быть интеллигентным человеком» не означает одновременно «принадлежать к интеллигенции». Высказывая такое предположение, автор исходит из того, что интеллигенция как социальная общность осуществляет себя исключительно в семиосфере собственного дискурса.

Отмечая неоднозначность предмета исследования и конфликт антиномий дискурса интеллигенции, автор говорит о том, что в монографии

удалось лишь наметить теоретические, методологические и эмпирические возможности изучения психологии русской интеллигенции. Именно эти возможности делают монографию Е. В. Бак-шутовой заметным явлением как в психологии русской интеллигенции, так и в социальной психологии в целом. В гуманитарном образовании тема интеллигенции еще долгое время будет перспективной для изучения, поскольку выбор парадигм изменения российской реальности в значительной степени соотносится с содержанием группового сознания интеллигенции.

Н. А. Низовских, доктор психологических наук, доцент по кафедре практической психологии ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.