УДК 159.9:343 .83 АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ МАЛЫШЕВ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки (Академия ФСИН России), e-mail: malichevag@mail.ru
ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Реферат: готовность сотрудников уголовно-исполнительной системы к выполнению профессиональных задач в экстремальных ситуациях предусматривает учет таких факторов, как относительная закрытость и удаленность исправительного учреждения; широта и многоплановость вступления в контакт с осужденными; спонтанность, неповторимость, а порою конфликтность общения; наличие властных полномочий; высокая значимость решаемых задач, ответственность; опасность, дефицит времени, своеобразие внешних условий, психологическая перегрузка.
Выделяют несколько типов экстремальных или чрезвычайных ситуаций в исправительном учреждении: массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных, захват заложников, побег осужденных, вооруженное нападение и др.
Как показывает практика, изменение поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы в экстремальных условиях чаще всего связано с агрессивным поведением осужденных, таким как демонстрация гиперактивности (предагрессивное поведение); выражение недоброжелательности, нетерпимости, неприязни; моральный шантаж; оскорбления (вербальная агрессия); угроза применения физической силы (физический шантаж); угроза применения холодного или иного оружия; другие средства насилия.
Ключевые слова: экстремальные ситуации, сотрудники уголовно-исполнительной системы, профессиональная деятельность, психологические качества.
В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов объективного (имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда) и субъективного (особенности личности и характер профессиональных взаимоотношений) характера, обусловливающие развитие профессионального стресса [4]. Последний как один из видов стрессов, возникающих в трудовой деятельности, вызван причинами, связанными с профессией, определенным родом или видом занятости. В связи с этим психологическая подготовка сотрудника уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях является одним из важных элементов системы психологического обеспечения исполнения наказаний. Значимыми критериями готовности сотрудников к выполнению профессиональных задач в условиях экстремальных ситуаций выступают знание психологических особенностей деятельности сотрудников УИС в экстремальных ситуациях, умение управлять своим состоянием и поведением, принимать эффективные решения.
Профессиональная деятельность сотрудников ФСИН России имеет ряд отличий от профессий в системе «человек - человек», в том числе профессий экстремального профиля [1]. В первую очередь не-
© Малышев А. Г., 2015
обходимо рассмотреть такие факторы, как: правовая регламентированность деятельности; относительная закрытость и удаленность исправительного учреждения; широта и многоплановость вступления в контакт с осужденными с различным уровнем психолого-педагогической запущенности; спонтанность, неповторимость, а порою и конфликтность общения; наличие властных полномочий; высокая значимость решаемых задач, ответственность; опасность, дефицит времени, однообразие, монотонность, своеобразие внешних условий, психологическая перегрузка, внезапность. Особенно это актуально применительно к группе сотрудников, которые выполняют контролирующие, надзорные функции, то есть деятельность которых имеет явно выраженный силовой характер (оперативный отдел, отдел безопасности, отдел охраны) [2].
Как показывает опыт, перечисленные факторы могут как положительно, так и отрицательно влиять на психику и действия сотрудника.
Выделяют несколько экстремальных или чрезвычайных ситуаций в исправительном учреждении:
- массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных;
- захват заложников;
- побег осужденных;
- вооруженное нападение и др.
Успешность действий сотрудников ИУ в экстремальных ситуациях во многом зависит от того, насколько хорошо при этом они знают и последовательно принимают во внимание психологические и социально-психологические закономерности [4]. Это позволяет сотрудникам пенитенциарных учреждений действовать профессионально и психологически грамотно.
Однако, нередко попав в экстремальные условия, сотрудник испытывает большие, а иногда и предельные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и выполняя необходимые профессиональные действия. Он много и напряженно размышляет, оценивает, делает для себя выводы, принимает решения, продумывает способы поведения и действий, мобилизует собственные силы, изыскивает возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания, подчиняет свое поведение решению поставленных задач и т. п. То, что происходит в его психике, неизбежно отражается на качестве профессиональных действий, причем по-разному. Здесь возможны три основные реакции: бей, беги или замри. В психической деятельности сотрудников начинают преобладать:
- переход интенсивности психического напряжения за пределы полезности;
- беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакций;
- боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой (вместо стремления к максимально возможному успеху);
- снижение сообразительности, наблюдательности, способности к оценке обстановки, проявление провалов памяти и иллюзий восприятия;
- снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости и изобретательности в достижении цели, повышение склонности к поиску оправданий;
- постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться;
- обострение чувства самосохранения, захватывающего порой все сознание и становящегося единственной побудительной силой поведения;
- рост раздражительности, потеря контроля над собой.
Эти отрицательные характеристики психической деятельности сотрудника соответствующим образом отражаются на его действиях и поступках. При переходе через предел полезности напряжения и появлении перенапряжения (дистресса) первично утрачиваются творческая способность, адекватное понимание происходящего, действия делаются шаблонными и не полностью
отвечающими обстановке. При дальнейшем росте интенсивности психического напряжения под влиянием возникших отрицательных психологических явлений начинают появляться ошибки в применении даже отработанных умений и навыков, их число постепенно увеличивается, а сами они делаются более грубыми; результативность быстро уменьшается [4]. На этапе предельного напряжения допускаются грубейшие ошибки (например, водитель автомашины вместо педали тормоза нажимает на педаль газа, а потом, если остается в живых, никак не может объяснить, почему он это сделал); любые инструкции и рекомендации вылетают из головы; имеют место проявления откровенного страха, нечестности, безволия, отказ от выполнения рискованных поручений, обман и др.
Если перенапряжение продолжает увеличиваться и дальше преодолевает критическую точку, наступает запредельное напряжение и происходит срыв психической деятельности - потеря способности понимать окружающее и отдавать отчет в своем поведении. Срыв может выражаться в тормозной (ступор, психологический шок, оцепенение, безразличие, полная пассивность и равнодушие, потеря сознания и др.) или истерической (паническое, бессмысленное, хаотическое поведение) форме [3].
Определение психологического стиля поведения сотрудников ИУ в экстремальной ситуации включает в себя диагностику общего развития интеллекта, общего уровня нервно-психической устойчивости, физической подготовленности, состояния здоровья и прогноз поведения (готовность к взаимовыручке, чувство ответственности, инициатива, находчивость, смелость и решительность, мотивация деятельности, способность мобилизовать себя, отсутствие склонности к депрессии, психастеническим и тревожным реакциям) [2]. При прогнозировании следует учитывать успешность (положительные факторы) и неуспешность (отрицательные факторы) преодоления внутренних и внешних трудностей.
К положительным факторам, связанным с формированием оптимального стиля поведения, относятся:
- сниженная интенсивность эмоционального отношения к ситуации, переживаемой как психическая мобилизация;
- активность в преодолении препятствий и трудностей;
- уверенность в достижении цели;
- высокая оценка своих возможностей, уверенность в себе;
- умеренное чувство ответственности.
Отрицательными факторами являются:
- повышенное эмоциональное возбуждение, тревожность;
- неуверенность в благоприятном исходе;
- недооценка своей подготовки;
- чрезмерная ответственность;
- заниженный уровень притязаний.
Как показывает практика, изменение состояния у сотрудников в экстремальных условиях чаще всего связано с агрессивным поведением осужденных, таким как демонстрация гиперактивности (предагрессивное поведение); выражение недоброжелательности, нетерпимости, неприязни; моральный шантаж; оскорбления (вербальная агрессия); угроза применения физической силы (физический шантаж); угроза применения холодного или другого оружия; другие средства насилия.
Приемами активного противодействия агрессивному поведению осужденных являются: а) защитно-предвосхищающий (связан с заблаговре-
менным настроем, обеспечивающим предвосхищение возможных агрессивных действий); б) защитно-внушающий (применяется в случае оказания внушающего воздействия на осужденного с целью ослабить его установку на противодействие); в) защитно-речевой (используется для нейтрализации возможной агрессии со стороны осужденного в виде словесных (вербальных) сообщений о правовых и психологических последствиях агрессивных действий).
Практический опыт позволяет утверждать, что при условии качественной морально-психологической и профессионально-психологической подготовки, а также наличия у сотрудника таких психологических качеств, как нравственная, эмоциональная, волевая устойчивость, готовность к действию, способность мобилизоваться, и при серьезной личной работе сотрудника над собой все возможные отрицательные влияния экстремальных условий на него и его действия могут быть успешно нейтрализованы.
Список литературы
1. Баламут А. Н. Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях : учеб. пособие. Вологда, 2013. 84 с.
2. Психология деятельности в экстремальных условиях : учеб. пособие / под ред. А. Н. Блеера. М., 2008. 258 с.
3. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. 304 с.
4. Шогенова Н. У. К вопросу о понятии формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 26-28.
ANDREY GENNADEVICH MALYSHEV,
phd in pedagogy, associate professor of fire preparation department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: malichevag@mail.ru
BEHAVIOR PSYCHOLOGY OF THE PENAL SYSTEM STAFF IN EXTREME SITUATIONS
Annotation: readiness of the Penal system staff for performance of professional duties in extreme situations provides such factors as relative closeness and remoteness of correctional institution; width and diversity of the introduction in contact with the prisoners; spontaneity, originality, and sometimes, communication conflictness; powers of authority; the high importance of the solved tasks, high responsibility; danger, deficiency of time, originality of external conditions, psychological overload.
There are some types of extreme or emergency situations in corrections: mass riots and group disobedience of prisoners; taking of hostages; escape; armed attack, etc.
As practice shows, change of behavior of the penal system staff in extreme conditions is most often connected with aggressive behavior of prisoners, such as demonstration of a hyperactivity (preaggressive behavior); expression of malevolence, intolerance, hostility; moral extortion; insults (verbal aggression); threat of use of physical force (physical extortion); threat of use of cold arms or other weapon; other ways of violence.
Key words: extreme situations, the Penal system staff, professional activity, psychological qualities.
© Malyshev A. G., 2015
References
1. Balamut A. N. Psihologicheskaja podgotovka sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy k dejstvijam v jekstremal'nyh situacijah [Psychological training of staff of criminal and executive system for actions in extreme situations]. Vologda, 2013, 84 р.
2. Psihologija dejatel'nosti v jekstremal'nyh uslovijah [Activity psychology in extreme conditions]. Under the editorship of A. N. Bleer. Moscow, 2008, 258 р.
3. Lebedev V. I. Lichnost' v jekstremal'nyh uslovijah [The personality in extreme conditions]. Moscow, 1989, 304 р.
4. Shogenova N. U. K voprosu o ponjatii formirovanija kadrovogo sostava ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [To a question of concept of formation of personnel structure of criminal and executive system]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2012, no 2, pp. 26-28.