3'2018
Пробелы в российском законодательстве
1.26. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Кочесокова Залина Хазраталиевна, канд. экон. наук, доцент, профессор РАЕ. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специальных дисциплин.
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию коммуникативных качеств сотрудников органов внутренних дел, играющих значимую роль в их профессиональной деятельности. Отмечается, что формирование навыков общения у данной категории осуществляется посредством образовательной деятельности. В результате проведенного анализа автором сделан вывод о существенном влиянии психологии и культуры общения на становление и развитие сотрудников правоохранительных органов, а также на их компетентность.
Ключевые слова: органы внутренних дел, правоохранительные органы, психология, коммуникация, компетентность, межличностное взаимодействие.
PSYCHOLOGY OF COMMUNICATION OF THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODY
Koсhesоkova Zalina Khazratalievna, PhD in Economics, associate professor, Professor of RAE. Position: Associate Professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: special disciplines chair.
Annotation: The present article is devoted to a research of communicative qualities of staff of bodies of the internal affairs playing a significant role in their professional activity. It is noted that formation of skills of communication at this category is carried out by means of educational activity. As a result of the carried-out analysis the author has drawn a conclusion on significant influence of psychology and the culture of communication on formation and development of law enforcement officers and also on their competence.
Keywords: law-enforcement bodies, law enforcement agencies, psychology, communication, competence, interpersonal interaction.
В современном мире важнейшим компонентом профессиональной деятельности выступает коммуникация. Безусловно, развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) - один из путей преодоления нехватки взаимного доверия в обществе.
Профессионал в любой области должен обладать знаниями особенностей психологии общения, навыками межличностного взаимодействия. Не являются исключением и сотрудники органов внутренних дел, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с межличностным общением, а результативность их работы во многом зависит от эффективности процесса коммуникации.
В результате межличностного общения сотрудника ОВД с гражданами формируется особое состояние психологического контакта, которое способствует конструктивному обмену информацией. В профессиональной деятельности правоохранительных органов психологический контакт устанавливается как в общении сотрудников между собой, так и при производстве следственных, процессуальных и непроцессуальных действий.
По мнению М.И. Еникеева, «установление психологического контакта предполагает проявление подчеркнуто чуткого, внимательного, уважительного отношения к допрашиваемому лицу, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним. Для установления психологического контакта психологи рекомендуют перед началом допроса провести с ним беседу на второстепенную, нейтральную тему; подробно расспросить об образе жизни, связях, увлечениях, круге интересов» [1, с. 388].
Девицкая Е.И. рассматривает психологический контакт как «основанное на обратной связи взаимодействие участников допроса, предполагающее установление особых доверительных отношений между ними и позволяющее благодаря этому следователю получить от допрашиваемого наиболее полную и достоверную информацию об обстоятельствах расследуемого преступления» [2, с. 17].
Установление психологического контакта позволяет сотруднику ОВД расположить к себе собеседника, понять его позицию, а в некоторых случаях начать мыслить его категориями и оказать на него необходимое информационное воздействие. Высокий уровень культуры речи, ее убедительность, логичность - условия успеха сотрудника ОВД при формировании психологического контакта [6, с. 101].
Большая роль в общении как необходимому и всеобщему условию любой профессиональной деятельности отводится речи. В этой связи немаловажное значение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД придается акцентологическими нормам, овладение которыми является залогом успешной коммуникации. Ведь правильное произношение слов, верная постановка ударений, грамотная речь считаются признаками культурного, образованного человека, которыми и должны быть сотрудники правоохранительных органов. В межличностном общении сотрудника ОВД с иными субъектами недопустимы слишком громкая и резкая речь, которая вызывает нервозность и может создать конфликтную ситуацию, целесообразен небыстрый темп и спокойный тон речи.
Думается, что навыки эффективного общения, особенности речевого поведения в конкретной ситуации должны формироваться в процессе обучения курсантов высших учебных заведений системы МВД России, повышения квалификации действующих сотрудников ОВД, а также совершенствоваться на протяжении всей профессиональной карьеры в рамках воспитательной работы с личным составом ОВД.
Коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел всегда уделялось и сейчас уделяется самое большое внимание. В настоящее время данный вопрос актуален, особенно в силу того, что общество и государство находятся в процессе большого ожидания перемен, направление которых однозначно указано в федеральном законе «О полиции» - необходимо упрочить связи общества, гражданского населения с сотрудниками правоохранительных органов. Определённое место в этом процессе отводится совершенствованию навыков общения, соблюдению норм речевого этикета и культуре речи. Любой сотрудник должен уметь грамотно, с соблюдением всех норм современного языка, логически последовательно излагать свои мысли.
Письменная служебная речь должна быть очень точной, лишённой двусмысленности, строгой, отвечающей требованиям официально-делового функционально стиля, в котором обязательно употребление клишированных слов и словосочетаний, а также специфических терминов.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Кочесокова З.Х.
Исследователи, занимающиеся выявлением особенностей данного стиля, часто обращают внимание на следующие типичные ошибки в служебных документах: неразличение паронимов, неумение выбирать лексемы из синонимических рядов, нарушение норм сочетаемости, речевая избыточность, речевая недостаточность. Наряду с вышеперечисленными ошибками в письменной речи сотрудников правоохранительных органов встречаются ошибки орфографического и пунктуационного характера. Такого рода ошибки особенно заметны и снижают качество любого служебного документа.
Профессиональную подготовленность сотрудника органов внутренних дел образует сумма профессиональных знаний, навыков и умений, которыми он обладает, в числе которых конечно и коммуникативная компетентность [4].
Возрастание требований к уровню профессиональной готовности, личностным и деловым качествам сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел обусловливает необходимость совершенствования их психологической подготовки, ориентацию на формирование и развитие личности. Успешному решению этих задач способствует психологическое обеспечение профессиональной деятельности, предполагающее комплексное использование возможностей психологической науки, ее средств, методов и технологий [6].
В заключение отметим, что психология и культура общения имеют огромное значение в нравственном развитии и профессиональном становлении личности сотрудника органов внутренних дел и способствуют эффективному осуществлению ими поставленных задач.
Психологически грамотная коммуникация с каждым гражданином, реализация личностного подхода обусловливают не только результативность профессиональной деятельности, но и влияют на престиж и авторитет сотрудника органа внутренних дел. А соответственно отсутствие коммуникативных компетентности у сотрудников органов внутренних дел, безусловно, будет негативно сказываться на эффективности выполнения оперативно-служебных задач.
Список литературы:
1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2013.
2. Девицкая Е.И. Основы криминалистического учения о следственном наблюдении: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
3. Кораблев С.Е., Красненкова С.А. Психологические аспекты деятельности сотрудников правоохранительных органов в контексте формирования позитивного образа у лиц гражданского общества // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2013. № 1.
4. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 133-134.
5. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А. Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 12. С. 208.
6. Карданов Р.Р., Машекуашева М.Х. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки сотрудника полиции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 6-2. С. 104-107
7. Шхагапсоев З.Л., Голяндин Н.П. Борьба с псевдорелигиозным экстремизмом на Северном Кавказе. Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 168-171.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 75,5%
Рецензия
на научную статью «Психология общения сотрудника ОВД» подготовленную доцентом кафедры СД Северо -Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидатом экономических наук Кочесоковой Залиной Хазратали-евной
Настоящая статья посвящена исследованию коммуникативных качеств сотрудников органов внутренних дел, играющих значимую роль в их профессиональной деятельности. Автором отмечается, что формирование навыков общения у данной категории осуществляется посредством образовательной деятельности. В результате проведенного анализа автором сделан вывод о существенном влиянии психологии и культуры общения на становление и развитие сотрудников правоохранительных органов, а также на их компетентность. В современном мире важнейшим компонентом профессиональной деятельности выступает коммуникация. Безусловно, развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) -один из путей преодоления нехватки взаимного доверия в обществе. Профессионал в любой области должен обладать знаниями особенностей психологии общения, навыками межличностного взаимодействия. Не являются исключением и сотрудники органов внутренних дел, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с межличностным общением, а результативность их работы во многом зависит от эффективности процесса коммуникации.
В результате межличностного общения сотрудника ОВД с гражданами формируется особое состояние психологического контакта, которое способствует конструктивному обмену информацией. В профессиональной деятельности правоохранительных органов психологический контакт устанавливается как в общении сотрудников между собой, так и при производстве следственных, процессуальных и непроцессуальных действий.
Установление психологического контакта позволяет сотруднику ОВД расположить к себе собеседника, понять его позицию, а в некоторых случаях начать мыслить его категориями и оказать на него необходимое информационное воздействие. Высокий уровень культуры речи, ее убедительность, логичность - условия успеха сотрудника ОВД при формировании психологического контакта.
Справедливо отмечает автор, что большая роль в общении как необходимому и всеобщему условию любой профессиональной деятельности отводится речи. В этой связи немаловажное значение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД придается акцентологическими нормам, овладение которыми является залогом успешной коммуникации.
В заключение отмечено, что психология и культура общения имеют огромное значение в нравственном развитии и профессиональном становлении личности сотрудника органов внутренних дел и способствуют эффективному осуществлению ими поставленных задач. Психологически грамотная коммуникация с каждым гражданином, реализация личностного подхода обусловливают не только результативность профессиональной деятельности, но и влияют на престиж и авторитет сотрудника органа внутренних дел. А соответственно отсутствие коммуникативных компетентности у сотрудников органов внутренних дел, безусловно, будет негативно сказываться на эффективности выполнения оперативно-служебных задач.
Статья полностью соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.
Рецензент: начальник кафедры СТП, кандидат юридических наук, полковник полиции Х.А.Аккаева